861 0

Если предпринимателя пытаются оштрафовать за то, что он не выписывает приходные и расходные кассовые ордера

Ситуация. У частного предпринимателя проходила плановая проверка. При проверке инспектор заявил, что поскольку предприниматель не выписывал приходные и расходные кассовые ордера, то ему грозит штраф согласно абзацу 6 статьи 1 Указа № 436 в размере уплаченных средств. Что это за штраф? Обязан ли предприниматель оформлять приходные и расходные кассовые ордера и правомерно ли к нему применение такого штрафа за неоформление кассовых ордеров?

Из данной ситуации сразу видно, что к предпринимателю придрались, так сказать, на ровном месте. Давайте подробно рассмотрим абсурдность требований налоговиков и расскажем, как предпринимателю отбиться от штрафов.

Григорий БЕРЧЕНКО, юрист, консультант газеты «Собственное Дело»

Документы консультации

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Методрекомендации № 210 — Методические рекомендации по порядку проведения проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуг), утвержденные приказом ГНАУ от 23.04.2009 г. № 210.

Положение № 731 — Положение о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденное постановлением КМУ от 28.12.92 г. № 731.

Обзорное письмо — Обзорное письмо по вопросам организации и проведения контроля за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию обращения наличности, наличия торговых патентов и лицензий, порядка применения регистраторов расчетных операций, норм обращения наличности, применения штрафных санкций (доведено письмом ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572).

Откуда ветер дует

Сразу заметим то, что предприниматели не обязаны оформлять приходные и расходные кассовые ордера, и этот вывод не является спорным.

Из Положения № 637 четко следует, что обязанность выписывать приходные и расходные кассовые ордера возложена только на юридических лиц.

В пунктах 3.3 и 3.4 Положения № 637 сказано о том, что при оформлении приходных ордеров необходимо наличие подписей руководителя или главного бухгалтера. Для оформления же расходных ордеров необходимы подписи одновременно и руководителя и главного бухгалтера. Очевидно, что эти требования писались именно для предприятий. Кроме того, предприниматели кассовую книгу не ведут, а приходные и расходные кассовые ордера имеют смысл только при ведении кассовой книги.

НБУ в письме от 22.11.2005 г. № 11-113/3961-11591 четко разъяснил, что требование по обязательному оформлению наличных операций приходными и расходными кассовыми документами установлено лишь для предприятий — юридических лиц. При этом физические лица — предприниматели осуществляют документальное оформление кассовых операций в зависимости от вида и специфики своей деятельности. Об этом же НБУ сообщает и в письме от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507 . Там же изложена и подробная аргументация, почему для предпринимателей оформление приходных и расходных кассовых ордеров не является обязательным справка 1. Подтверждение позиции НБУ содержится и в письме от 05.12.2007 г. № 11-113/4587-12584.

Вместе с тем в Методрекомендациях № 210 налоговики совершенно необоснованно указали, что приходные и расходные кассовые документы предприниматели оформлять должны. Наверняка именно этот документ и стал первопричиной, по которой придрались к предпринимателю в нашем случае.

Однако в первую очередь хотелось бы подчеркнуть, что этот документ не зарегистрирован в Минюсте. Конечно, в данном случае налоговики сошлются на пункт 5 Положения № 731, согласно которому на государственную регистрацию не подаются акты рекомендательного, разъяснительного и информационного характера (методические рекомендации, разъяснения, в том числе налоговые, и т. д.). Однако Методрекомендации № 210, предписывая предпринимателям оформлять приходные и расходные кассовые ордера в императивной форме, по сути устанавливают новую правовую норму. Поэтому в таком случае должен действовать пункт 2 того же Положения № 731, согласно которому государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан. Это означает, что если Методрекомендации № 210 не зарегистрированы в Минюсте, то статуса обязательного документа у них нет, поэтому ссылка налоговиков на них является очень слабым аргументом.

Стоит также заметить, что в «Вестнике налоговой службы Украины», 2008, № 31, с. 41, налоговики сделали вывод о том, что единоналожник может выдавать покупателю расчетные документы, подтверждающие факт продажи, среди которых назван кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция и т. п. Впоследствии эта консультация была дословно воспроизведена в ответе на вопрос 2.3.6 Обзорного письма. Примечательно, что в указанной консультации налоговики даже не вспомнили об обязанности предпринимателей оформлять приходные и расходные кассовые ордера, будто бы содержащейся в Положении № 637. То есть в Методрекомендациях № 210 они настаивают на обязанности оформлять кассовые ордера, а в Обзорном письме об этом умалчивают.

За что штрафуем?

На наш же взгляд, предприниматель имеет все законодательные основания самостоятельно выбирать, какой документ ему оформлять. Но даже если на минутку допустить обязанность предпринимателей оформлять кассовые ордера, зададимся вопросом: является ли неоформление такого ордера необходимым и достаточным условием для применения штрафа согласно абзацу 6 статьи 1 Указа № 436?

Органы судебной власти занимают позицию, согласно которой Указ № 436 предусматривает ответственность не за отсутствие конкретного документа (товарного, кассового чека, квитанции или приходного ордера), а за отсутствие вообще любого документа. По мнению судов, перечень документов, приведенных в абзаце шестом статьи 1 Указа № 436, не является исчерпывающим (см. определение Высшего административного суда Украины от 03.07.2007 г. № К-41/07 и от 07.02.2008 г. № К-34555/06). Главное, чтобы такой документ подтверждал факт уплаты покупателем наличных средств. Поэтому, для того чтобы избежать штрафа, достаточно оформить кассовый, товарный чек либо любой другой документ, подтверждающий указанный факт.

О законодательных нюансах, связанных с выдачей подтверждающих документов предпринимателем, и о том, каким должен быть расчетный документ произвольной формы, мы подробно писали в «СД», 2009, № 20, с. 14 — 18.


Справочная информация (справка)

1 Обращаем внимание, что ссылка НБУ на приказ Минстата от 15.02.96 г. № 51, приведенная в письме,на сегодняшний день не является актуальной. В данном приказе было прямо сказано, что формы кассовых ордеров применяются только предприятиями, учреждениями и организациями. Однако, поскольку постановлением КМУ от 17.04.2008 г. № 381 приходные и расходные кассовые ордера были исключены из номенклатуры бланков ценных бумаг и документов строгого учета, Минстат отменил свой приказ от 15.02.96 г. № 51. А с 16.06.2009 г. Правление НБУ своим постановлением от 29.04.2009 г. № 252 ввело новые формы бланков приходного и расходного кассовых ордеров в качестве приложений 2 и 3 к Положению № 637. К сожалению, в новом постановлении НБУ прямого указания на то, что формы бланков применяются исключительно предприятиями, нет.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)