708 0

Подается ли отчетность по экосбору при отсутствии источников загрязнения?

ВОПРОС. Предприниматель в течение нескольких предыдущих лет арендовал транспортные средства, нес расходы по приобретению ГСМ для них и, как следствие, отчитывался по сбору за загрязнение. Нужно ли в следующем году подавать отчетность по этому сбору, если договор аренды заканчивается в конце текущего года, а других источников загрязнения окружающей среды у предпринимателя нет?

Ответ. В соответствии с пунктом 9 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденного постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303 (далее — Порядок № 303), базовый налоговый (отчетный) период сбора равняется календарному кварталу. Расчет сбора подается нарастающим итогом с начала года, что приводит к необходимости подавать его до конца отчетного года (если в предыдущих отчетных кварталах года сбор начислялся) даже при условии, что в отчетном квартале этого же года объект для начисления экосбора отсутствует.

В свое время налоговики выражали мнение (письмо ГНАУ от 07.12.2007 г. № 15310/5/15-0516), что в случае когда плательщик сбора подавал отчет за предыдущий год, а с начала текущего года объект для исчисления сбора отсутствует, то за такие отчетные периоды текущего года отчет не подается (до наступления квартала, в котором объект для исчисления сбора опять появится). Более того, если объект для исчисления сбора отсутствовал в течение всего отчетного года, то ни за один из налоговых периодов такого отчетного года (квартал, полугодие, девять месяцев и год) расчет не следует подавать вообще.

Спустя некоторое время мнение налоговых органов по рассматриваемому вопросу изменилось на противоположное, о чем свидетельствует консультация одного из ведущих специалистов ГНАУ в «Вестнике налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 38. Там, в частности, указывалось: если плательщик сбора за загрязнение окружающей природной среды в I квартале текущего отчетного календарного года не осуществлял эксплуатацию передвижных источников загрязнения, а начал их эксплуатацию со II квартала, то такой плательщик должен подавать расчеты сбора с начала года, поскольку он находится на учете в налоговых органах как плательщик сбора за загрязнение окружающей природной среды и заявление о снятии его с учета не подал.

С 31 июля 2009 года вопрос о необходимости подачи отчетности по сбору за загрязнение теми плательщиками указанного сбора, которые с начала отчетного года не планируют осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов в течение отчетного года, урегулирован непосредственно Инструкцией о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Минэкобезопасности Украины и ГНА Украины от 19.07.99 г. № 162/379 (далее — Инструкция № 162/379). Так, абзацем девятым пункта 7.1 этой Инструкции предусмотрено, что такой плательщик сбора должен уведомить об этом соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению источников загрязнения, а в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения — орган государственной налоговой службы, в котором находится на налоговом учете, и подать заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления сбора за загрязнение окружающей природной среды. В ином случае плательщик сбора обязан подавать налоговые расчеты по общим правилам, установленным Инструкцией № 162/379.

Из анализа приведенной нормы и при отсутствии дополнительных разъяснений налоговиков по этому поводу можно прийти к выводу, что плательщик сбора за загрязнение окружающей среды, который с начала 2010 года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов в течение этого года, может составить указанное заявление и подать его в соответствующий налоговый орган именно в отчетном, т. е. 2010 году, причем не позднее предельного срока подачи налогового расчета сбора за I квартал 2010 года, приходящегося на 11 мая 2010 года.

Исходя из требования абзаца девятого пункта 7.1 Инструкции № 162/379, обращенного именно к плательщикам сбора за загрязнение, считаем, что тем субъектам хозяйствования, которые до этого момента не имели объекта для исчисления этого сбора и ни разу не отчитывались по нему, указанное заявление подавать не следует. Объясняется это тем, что лицо, не имевшее объекта для обложения тем или иным налогом или сбором, не может считаться плательщиком этого налога (сбора), за исключением случаев, когда законодательством предусмотрены другие основания для его обязательной регистрации, кроме наличия/отсутствия объекта налогообложения на момент такой регистрации.

В то же время, учитывая мнение, изложенное налоговиками в упомянутой выше консультации («Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 38), и с целью устранения будущих недоразумений рекомендуем подать заявление об отсутствии объекта исчисления экосбора и тем субъектам хозяйствования, которые до этого времени не осуществляли загрязнение окружающей среды и ни разу не отчитывались по этому сбору.

В конце напомним, что в случае неподачи соответствующего заявления и неподачи в течение отчетного года в налоговый орган отчетности по сбору за загрязнение к субъекту хозяйствования будет применен штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. в размере 170 грн., за каждую такую неподачу или задержку (подпункт 17.1.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III).

К сожалению, тем плательщикам экосбора, которые в соответствии с Порядком № 303 должны отчитываться по этому сбору по месту своего налогового учета, ежегодно придется подавать в свой налоговый органуказанное заявление об отсутствии объекта исчисления сбора. А вот для тех плательщиков, которые для уплаты этого сбора взяты на учет как плательщики отдельных видов налогов, существует возможность избежать этой обязанности, для чего нужно будет сняться с такого «отдельного» учета.

Так, согласно подпункту 7.11.2 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80при поступлении (наличии) соответствующих подтверждающих документов или после окончания бюджетного года плательщики отдельных налогов, у которых отсутствуют объекты, ликвидированные (закрыты, реорганизованы) подразделения, в связи с чем такой плательщик налогов был зачислен в категорию плательщиков отдельных налогов, при условии своевременности и полноты уплаты налогов на соответствующей территории в Государственный бюджет Украины и местный бюджет, на основании служебных документов соответствующих отраслевых подразделений налогового органа исключаются из категории плательщиков отдельных налогов соответствующего органа государственной налоговой службы.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)