7778 1

Ежемесячный отчет по персонификации: изучаем под лупой

С 1 января 2010 года Пенсионный фонд (ПФ) полностью изменил отчетность по персонификации. Нововведения затронули каждого предпринимателя (независимо от избранной системы налогообложения), но больше всех досталось работодателям. Порядок № 26-1 обязал их подавать в ПФ отчетность по персонификации ежемесячно (первый раз за январь, т. е. не позже 22.02.2010 г.).

Значит, предприниматели, у которых есть наемные работники, должны как можно быстрее разобраться с заполнением приложения 4 к Порядку № 26-1 (это и есть пресловутый ежемесячный отчет по персонификации). Рассказываем подробно, как его составить.

Виталина Мирошниченко, консультант газеты "Собственное дело"

Документы статьи

Закон о пенсионном страховании — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Порядок № 26-1 — Порядок формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 24.11.2009 г. № 26-1.

Инструкция № 21-1 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г. № 286.

Приказ № 42 — приказ Министерства труда и социальной политики Украины «Об утверждении формы отчетности № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкции о заполнении формы отчетности № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» от 10.02.2007 г. № 42.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5.

 

Кто подает?

В преамбуле к статье мы уже упоминали о том, что приложение 4 обязаны подавать все предприниматели, у которых есть хотя бы один наемный работник. Кроме них, подавать данный отчет обязаны и те предприниматели, у которых наемных работников нет, но они используют труд граждан по гражданско-правовым договорам на выполнение работ справка 1. При этом избранная система налогообложения роли не играет 
(т. е. ни общая система, ни единый налог или фикспатент от подачи 
приложения 4 предпринимателя не освобождают).

Неподача отчета ведет к серьезным санкциям (см. раздел «Ответственность за неподачу»).

 

Срок предоставления

Приложение 4 подается ежемесячно, начиная с отчета за январь 2010 года, в течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца. Если предельный срок его подачи совпадет с праздничным или выходным днем, подать отчет можно на следующий рабочий день (пункт 2.7 Порядка № 26-1).

При подаче отчетов за январь, февраль и март 2010 года есть возможность продлить предельный срок их предоставления на 7 календарных дней. Для этого необходимо написать соответствующее заявление на имя начальника своего отделения ПФ (пункт 3 постановления № 26-1).

 

Правила предоставления отчета

Если у предпринимателя работает больше 10 человек (включая подрядчиков, которые выполняют работы по гражданско-правовому договору), то приложение 4 подается только в электронном виде (пункт 1.3 Порядка № 26-1). Что подразумевается под электронным видом?

В пункте 1.4 Порядка № 26-1 сказано: «Электронная форма отчета в органы Пенсионного фонда формируется страхователем с использованием специального программного обеспечения, актуальные версии которого бесплатно предоставляются страхователям в органе Пенсионного фонда по месту взятия на учет». И все же в Памятке работодателя (которую ПФ сейчас выдает всем страхователям) возможности формирования электронной отчетности несколько расширены. Итак, ПФ примет электронный отчет, составленный не только в той программе, которую можно получить в своем отделении ПФ, но и в программе «Бест Звіт», или с помощью посредника Zvitoperator.

Как предоставить электронный отчет? Для этого есть два способа:

1) составить отчет на компьютере с помощью одной из указанных программ, сохранить его на диск (флешку или иной носитель информации), а также распечатать и подписать бумажную копию. Затем бумажную и электронную версии отчета необходимо отнести в ПФ лично;

2) можно отправить отчет в ПФ не выходя из офиса — по e-mail. Но для этого не достаточно составить его с помощью определенной программы, необходимо еще и наложить на него электронную цифровую подпись (ЭЦП), а также уведомить ПФ о подаче отчета в электронном виде. Приобрести ЭЦП можно в аккредитованном центре сертификации ключей справка 2.

Подавать отчетность в электронном виде имеет право любой предприниматель. Но те работодатели, у которых трудится 10 или меньше лиц, могут воспользоваться правом предоставлять отчетность по персонификации исключительно в бумажном виде (без копии на электронных носителях). Следует особо подчеркнуть: бумажный отчет в ПФ необходимо подавать лично, поскольку отправка его по обычной почтеПорядком № 26-1 не предусмотрена.

ПФ обращает внимание на такой момент: отчет следует подавать в полном объеме, в случае неподачи хотя бы одной из необходимых таблиц отчет не принимается. Правда, не все таблицы являются обязательными для заполнения предпринимателем. Необязательные таблицы можно не заполнять и не подавать в составе приложения 4. Рассмотрим это подробнее.

 

Где взять бланк для подачи бумажного отчета?

Приложение 4 представляет собой набор бланков, на которых размещены 10 таблиц. Предпринимателю понадобятся из них максимум 5:

— титульная страница (нужна всегда);

— таблица 1 (заполняется всегда — указываются суммы взносов в ПФ, начисленные на зарплату/доход и удержанные с зарплаты/дохода);

— таблица 5 (заполняется только при приеме/увольнении или смене Ф. И. О./идентификационного номера работника);

— таблица 6 (заполняется всегда, по каждому работнику указывается сумма удержанных взносов в ПФ);

— таблица 7 (заполняется только при исправлении ошибок, а также при выплате больничных или отпускных);

— таблица 8 (заполняется только при наличии у работников предпринимателя права на спецстаж).

Остальные таблицы исходя из норм Порядка № 26-1 предприниматель может не формировать и не подавать в ПФ, на титульной странице против них указывается прочерк («—»).

Теперь о том, где взять бланки приложения 4? Их можно распечатать самому, получив в органах Пенсионного фонда образец в электронном виде, или приобрести в специализированном магазине.

 

Общие правила заполнения отчета

Правила внесения записей в электронный отчет в принципе отдельно не оговариваются, поскольку они определяются особенностями той программы, в которой предприниматель будет составлять отчет.

А вот если решено подавать бумажный отчет (количество работников позволяет — их не больше 10), приложение 4 следует заполнить от руки, на украинском языке, печатными буквами, черной или синей ручкой. В принципе работники ПФ не возражают, если бумажный отчет будет заполнен на компьютере (в любой программе), а затем распечатан. Помарки и исправления в отчете недопустимы (пункт 2.20 Порядка № 26-1).

В случае незаполнения той или иной строки в отчете из-за отсутствия необходимой операции эта строка прочеркивается.

Символы: «.», «’», «,», «-» и т. п. — проставляются в отдельных клеточках.

Отчет заполняется в гривнах с копейками (пункт 2.22 Порядка № 26-1).

Все страницы отчета нумеруются (нумерация страниц, скорее всего, сквозная по всему приложению 4, а не в пределах каждой таблицы, но Порядок № 26-1 этот момент не уточняет).

 

Что указывать в каждой строке/поле?

Бланк приложения 4 приведен в разделе «Пример заполнения приложения 4». Он состоит из 10 таблиц, но, как мы уже упоминали, из них предпринимателю придется заполнить максимум 5.

Для удобства информацию, которую нужно отразить по каждому реквизиту соответствующего бланка, приведем в таблице (при ее составлении использовался Порядок № 26-1 и Методрекомендации, распространяемые работниками ПФ на семинарах):

 

Пошаговое заполнение приложения 4 к Порядку № 26-1

Реквизит

Что указывать?

1

2

Титульная страница

«Звіт за місяць», «Рік»

Указывается отчетный месяц (две цифры) и год (четыре цифры), за который формируется и подается отчет. Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 4

«Код за ЄДРПОУ/ ідентифікаційний номер»

Предприниматель указывает десять цифр своего идентификационного номера (по данным справки из налоговой).
Если предприниматель по религиозным или иным убеждениям отказался от ИНН и имеет в паспорте соответствующую отметку, в данном поле он указываетсерию и номер паспорта так: «Nn_xxxxxx» (две буквы — заглавная и маленькая, затем пробел и шесть цифр номера). Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 4

«Філія за реєстрацією в Пенсійному фонді України»

Предприниматель не заполняет («—»)

«Назва страхувальника»

Указывается фамилия, имя и отчество предпринимателя. Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 4

«Вихідний № у страхувальника»

Заполняется только в том случае, если предприниматель регистрирует исходящую корреспонденцию, — указывается регистрационный номер 
в соответствии с журналом регистрации исходящей документации, который потом отмечается на каждом листе отчета

«Дата»

Указывается дата формирования отчета предпринимателем

«Код органу Пенсійного фонду, до якого подається звіт»

Вносятся код и название районного (городского) управления ПФ, в котором предприниматель зарегистрирован как плательщик страховых взносов (код пятизначный, его можно узнать в своем управлении ПФ по месту учета — на информационной доске)

«Кількість аркушів»

Указывается количество страниц документов одной таблицы.
Если таблица заполняется обобщенно по всем работникам, то в реквизите «Кількість аркушів» указывается, сколько страниц занимает такая таблица.
В тех таблицах, где нужно привести данные по каждому работнику, одного бланка (таблицы) может не хватить (таблица рассчитана только на 10 — 15 человек), поэтому придется заполнить несколько одинаковых таблиц, каждая из которых размещается на отдельной странице. В таком случае в реквизите «Кількість аркушів» указывается количество страниц с одинаковыми таблицами.
Возле тех таблиц, которые предприниматель не заполняет (не обязан заполнять), проставляются прочерки

«Кількість рядків»

Указывается количество заполненных строк на страницах документов одной таблицы (заполняется только для таблиц 5 — 10 приложения 4).
Если одной таблицы не хватило, чтобы привести данные по всем работникам, и пришлось заполнить несколько одинаковых таблиц, в реквизите «Кількість рядків» нужно указать общее количество заполненных строк на всех страницах, на которых расположены одинаковые таблицы

«Усього»

Указывается общее количество страниц каждой таблицы и общее количество заполненных строк по каждой из таблиц 5 — 10 приложения 4

«Керівник»

Указываются идентификационный номер предпринимателя, его подпись 
и Ф. И. О. (фамилия и инициалы)

«Головний бухгалтер»

Предприниматель не заполняет (ставит прочерк «—»)

«М. П.»

Если у предпринимателя есть печать, он заверяет отчет печатью 
(«М. П.» — место печати). Если печати нет, ничего не указывается

«Реєстраційний № звіту в органі Пенсійного фонду» и далее

Заполняется работниками ПФ

Таблица 1 и ее вводная часть

«Міністерство, інший центральний орган виконавчої влади»

Предприниматель не заполняет (ставит «—»)

«Місцезнаходження 
(місце проживання)»

Место проживания предпринимателя и телефон

«Форма власності»

Предприниматель не заполняет (ставит «—»)

«Номер реєстрації в органі Пенсійного фонду»

Вносится регистрационный номер предпринимателя в ПФ (берется из уведомления о взятии предпринимателя на учет в ПФ)

«Назва банку, МФО, 
№ п/рахунку»

Записываются название банка, в котором у предпринимателя открыт текущий счет, МФО этого банка и номер текущего счета. Если предприниматель не имеет текущего счета в банке, в данных строках он указывает «—»

«Середньооблікова чисельність штатних працівників облікового складу за звітний період»

Указывается среднеучетная численность штатных работников. Данный показатель рассчитывается так же, как это делалось для приложения 23 кИнструкции № 21-1.
Напомним, что раньше в законодательстве был показатель «среднеучетная численность штатных работников учетного состава за отчетный период», но сейчас он отсутствует. Тем не менее ПФ в приложении 4 не обновил название данного реквизита, а просто дал рекомендацию указывать вместо него показатель «среднеучетное количество штатных работников за месяц», порядок расчета которого приведен в Инструкции № 286

«у тому числі: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність»

Заполняется так же, как и в отмененном приложении 23 
к Инструкции № 21-1, в соответствии с приказом № 42

«Кількість застрахованих осіб у звітному періоді»

Количество лиц, за которых подаются сведения в персонифицированный учет, т. е. количество наемных работников. В данной графе не учитываютсяподрядчики, выполняющие для предпринимателя работы по гражданско-правовым договорам

«Кількість осіб, які виконували роботи за договорами цивільно-правового характеру»

Количество лиц, которые выполняли работы (именно работы, а не услуги) по гражданско-правовым договорам справка 3.
Лица, которые предоставляли услуги (консультационные, маркетинговые, арендные и т. п.), вообще не учитываются (поскольку за них взносы в ПФ уплачивать необязательно)

«Обрана система оподаткування»

Указывается одно из следующего: общая система, единый налог, фиксированный налог, фиксированный сельскохозяйственный налог

«1. Сума рядків 1.1 та 1.2»

Строка 1.1 + строка 1.2

«1.1 Загальна сума фактичних витрат на оплату праці та інших виплат, пов'язаних з відносинами трудового найму у т. ч.:
1.1.1 а) сума оплати перших п'яти днів тимчасової непрацездатності;
1.1.2 б) сума допомоги у зв'язку з тимчасовою непрацездатністю»

Отражаются начисленные в течение отчетного месяца суммы:
— заработной платы и иных выплат, которые относятся к фонду оплаты труда по Инструкции № 5;
— вознаграждения по гражданско-правовым договорам (за выполнение 
работ);
— оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности работников 
(выплачиваемые за счет работодателя). Отдельно эта сумма показывается в подстроке 1.1.1;
— пособий в связи с временной нетрудоспособностью (выплачиваемые за счет Фонда «временной нетрудоспособности»). Отдельно эти суммы показываются в подстроке 1.1.2.
Суммы во всех указанных строках указываются в полном объеме, т. е. все, что было начислено предпринимателем к выплате за отчетный месяц, не обращая внимания на верхнее ограничение по взносам (т. е. не учитывая максимальный размер дохода, на который начисляются взносы, — 
15 прожиточных минимумов).
Начисление страховых взносов осуществляется на сумму дохода, не уменьшенного на:
— сумму налога с доходов физических лиц;
— суммы других налогов, обязательных платежей и взносов, которые в соответствии с законодательством уплачиваются из указанных сумм;
— суммы удержаний, которые осуществляются в соответствии с законодательством или по договорам ссуды, приобретения товаров и выплат и т. п. или на другие цели по поручению получателя.
Отметим также, что в случае, когда доходы гражданам начисляются за период более одного месяца (пособие в связи с временной нетрудоспособностью, оплата ежегодного отпуска), начисление страховых взносов в ПФ осуществляется отдельно за каждый месяц (с заполнением 
раздела III)

«1.2 Суми доходу, що розподіляється між членами колективних, орендних підприємств, сільськогосподарських кооперативів, фермерських господарств»

Указывается сумма дохода, полученного такими гражданами

«2. Фактичні витрати на оплату праці, суми перших п'яти днів тимчасової непрацездатності, суми допомоги у зв'язку з тимчасовою непрацездатністю та суми доходу, що розподіляються між членами колективних, орендних підприємств, сільськогосподарських кооперативів, фермерських господарств, на які нараховуються внески, усього 
(рядки 2.1 + 2.2 + 2.3):
2.1 для 33,2 %;
2.2 для 4 %;
2.3 для 42 %»

Показывается та же сумма, что и в строке 1.1, но не больше максимальной величины дохода, на который начисляются взносы (по доходу каждого работника/гражданина).
Верхний предел ежемесячного дохода каждого работника/гражданина, на который начисляются взносы в ПФ, составляет:
2010 год:
 январь — март — 13035 грн.;
— апрель — июнь — 13260 грн.;
— июль — сентябрь — 13320 грн.;
— октябрь — ноябрь — 13605 грн.;
— декабрь — 13830 грн.
В строках 2.1, 2.2 и 2.3 начисленный доход (с учетом верхнего предела) расшифровывается по ставкам взносов:
— 33,2 % (единственная ставка, которую используют предприниматели);
— 4 % (ставка взноса для работников-инвалидов, но предприниматели ее применять не вправе, поэтому за инвалидов они уплачивают тоже 33,2 % — письмо ПФУ от 27.04.2005 г. № 4973/04);
— 42 % (ставка взносов для членов летных экипажей)

«3. Нараховано, усього 
(рядки 3.1 + 3.2 + 3.3):
3.1 33,2 %
3.2 4 %
3.3 42 %»

Указывается уже не начисленный доход, а сумма начисленных взносов в ПФ:
— строка 3.1 = 33,2 % х строка 2.1*;
— строка 3.2 = 33,2 % х строка 2.2;
— строка 3.3 = 33,2 % х строка 2.3.
Для предпринимателя по сути есть только одна ставка — 33,2 %, а значит, в строку 3 попадет сумма только из строки 3.1 (незаполненные строки прочеркиваются: «—»)

* Несмотря на то что единоналожники и плательщики фиксированного налога уплачивают за наемных работников не всю сумму начисленных в ПФ взносов, а только часть, приложение 4 они заполняют, так же как и предприниматели на общей системе. Иными словами, при заполнении отчета не находит отражение тот факт, что в ПФ автоматически идет 42 % или 10 % от половины ставки единого или фиксированного налога соответственно, доплачиваемого «упрощенными» предпринимателями за наемных работников (необходимый зачет проведут работники ПФ на основании поданных предпринимателем приложения 4 и копий платежек об уплате единого или фиксированного налога)

«4. Загальний оподатковуваний дохід (заробітна плата), з якого утримуються внески із застрахованих осіб»

Отражается база для удержания взносов «снизу» (2 %) с учетом максимального ограничения.
Несмотря на уточнение в заголовке строки «заработная плата», сюда входят также вознаграждения по гражданско-правовым договорам и пособие по временной нетрудоспособности, включая оплату первых пяти дней.
Как правило, данный показатель равен строке 2 таблицы 1

«Утримано 2 %, 1 — 5 %»

Вписывается сумма взносов, удержанных с зарплаты (вознаграждения) работников или граждан по ставке 2 %:
строка 5 = 2 % х строка 4

«6. Сума, на яку збільшено внески у зв'язку з виправленням помилки в період після 01.01.2004:
6.1 32 %, 32,3 %, 31,8 %, 33,2 %, 4 %, 42 %, 6,4 %, 6,46 %, 13,28 %, 19,92 %, 26,56 %;
6.2 0,5 — 5 %;
 Сума виплати (заробітку, доходу), на яку донараховані страхові внески»

Заполняется, если предприниматель самостоятельно выявил занижение сумм страховых взносов в предыдущих отчетных периодах (кстати, в приложении 4можно исправлять ошибки, допущенные ранее в приложении 23):
— строка 6.1 — вносится сумма, на которую были занижены взносы, ранее указанные в приложении 4 в строках с соответствующими ставками (если исправляется занижение сумм так называемых начислений сверху);
— строка 6.2 — вносится сумма, на которую были занижены взносы, ранее указанные в приложении 4 в строках с соответствующими ставками (если исправляется занижение сумм так называемых удержаний снизу);
— строка 6 = строка 6.1 + строка 6.2;
— строка 6а (не участвует в расчетах, справочная) — указывается сумма, на которую был занижен показатель строки 2 аналогичного отчета, поданного по итогам прошлых периодов (если такое занижение имело место)

«7. Сума, на яку зменшено внески у зв'язку з виправленням помилки в період після 01.01.2004
7.1 32 %, 32,3 %, 31,8 %, 33,2 %, 4 %, 42 %, 6,4 %, 6,46 %, 13,28 %, 19,92 %, 26,56 %;
7.2 0,5 — 5 %;
 Сума виплати (заробітку, доходу), на яку зайво нараховані страхові внески»

Заполняется аналогично строке 6, но в том случае, если ошибка заключалась в завышении суммы пенсионных взносов:
— строка 7.1 — вносится сумма, на которую были завышены взносы, ранее указанные в приложении 4 в строках с соответствующими ставками (если исправляется завышение сумм так называемых начислений сверху);
— строка 7.2 — вносится сумма, на которую были завышены взносы, ранее указанные в приложении 4 в строках с соответствующими ставками (если исправляется завышение сумм так называемых удержаний снизу);
— строка 7 = строка 7.1 + строка 7.2;
— строка 7а (не участвует в расчетах, справочная) — указывается сумма, на которую был завышен показатель строки 2 аналогичного отчета (если завышение имело место)

«Зміст помилки»

Указываются периоды, в котором ошибка была обнаружена и в котором она была допущена, а также вид выплаты, на которую не начислены/излишне начислены страховые взносы. При наличии нескольких ошибок описывается каждая из них

«8. Загальна сума страхових внесків за розділом I 
(рядки 3 + 5 + 6 - 7):
8.1 (рядки 3 + 6.1 - 7.1);
8.2 (рядки 5 + 6.2 - 7.2)»

Указывается сумма взносов, подлежащих уплате в ПФ по итогам отчетного месяца:
— в строке 8.1 — сумма начислений «сверху»;
— в строке 8.2 — сумма удержаний «снизу»;
— в строке 8 — сумма строк 8.1 и 8.2.
Указанные платежи осуществляются на разные счета ПФ. Начисления (строка 8.1) уплачиваются одновременно с выплатой зарплаты (но не позже 20-го календарного дня следующего месяца), а удержания (строка 8.2) — в течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца

«Розділ II Розрахунки за внесками (зборами) за період до 01.01.2004»

Заполняется теми предпринимателями, которые имеют задолженность по зарплате, начисленную на 01.01.2004 г. В общем случае предприниматели этот раздел не заполняют

«Розділ III Суми, нараховані у звітному базовому періоді за минулі та майбутні місяці, на які нараховуються страхові внески:
— назва місяця;
— сума за минулий період;
— сума за майбутній період»

Отражаются суммы, которые начислены в отчетном месяце за прошедшие или будущие месяцы и на которые начисляются страховые взносы (например, суммы оплаты первых пяти дней нетрудоспособности или пособия по временной нетрудоспособности, которые предприниматель начисляет на основании больничного листа, предоставленного работником за прошедший месяц).
В графу «Назва місяця» записывается прошлый или будущий месяц, а в соответствующую графу «Сума за минулий/майбутній період» — доход, начисленный в отчетном месяце за прошлый или будущий месяц (переходящие отпускные, больничные и т. п.).
Исходя из письма ПФУ от 06.03.2006 г. № 2584/03-02 в данный раздел следует вносить только информацию о переходящих больничных и отпускных.
Но если отпускные выплачиваются частями — отдельно за каждый месяц отпуска (например, за отпуск с 20 января по 4 февраля отпускные за январь выплачены в январе, а за 4 дня февраля — в феврале), такие суммы в разделе III приложения 4 не указываются

Приложение 1 к таблице 1 приложения 4

«Розділ I.
Сума заборгованості з виплати заробітної плати на початок звітного періоду
_____ грн.»

Работодатели, которые своевременно не рассчитались с работниками по заработной плате, на 1 число отчетного месяца отражают суммы просроченной задолженности по выплате зарплаты, т. е.:
1) сумму невыплаченной заработной платы, срок выплаты которой наступил на 1-е число отчетного месяца;
2) сумму задолженности по зарплате с учетом невыплаченных сумм, срок уплаты которых наступил в течение отчетного месяца.
Предприниматели, которые своевременно выплачивают зарплату, в указанных строках ставят «—»

«Сума заборгованості з виплати заробітної плати на кінець звітного періоду
___ грн.»

«Довідково: виплачено заробітної пати і інших виплат та винагород, пов’язаних з відносинами трудового найму, у звітному періоді:
усього ____ грн.,
у т. ч. у натуральній формі ______ грн.»

Указывается сумма выплаченной в отчетном месяце зарплаты (без применения коэффициента приведения ее к начисленной), независимо от периодов, за которые эта зарплата была начислена. Проще говоря, указывается сумма, выданная в отчетном месяце работникам в виде зарплаты.
К натуральной форме оплаты труда относится: выдача продукции (как собственного производства, так и полученной по бартеру), расчеты с коммунальными предприятиями с целью погашения задолженности работников по квартплате, коммунальным и другим услугам, выплата товарами широкого потребления через специальные магазины и т. д.

«Розділ II»

Заполняется только при наличии задолженности перед ПФ на 01.01.2004 г. 
В общем случае предприниматели этот раздел не заполняют

Все остальные строки приложения 1 к таблице 1 предприниматель не заполняет, поскольку не обязан вести бухучет (ставит «—»).
Подписывается приложение 1 к таблице 1 самим предпринимателем

Таблица 2

Предприниматели ее не заполняют (заполняется центрами занятости)

Таблица 3

Предприниматели ее не заполняют (заполняется воинскими частями)

Таблица 4

Предприниматели ее не заполняют (заполняется предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями и органами, которые выплачивают денежное обеспечение военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), а также лицам рядового и начальствующего состава)

Таблица 5

Таблица 5 подается при выполнении хотя бы одного из двух условий:
— в течение отчетного периода был заключен или расторгнут трудовой договор;
— в течение отчетного периода произошло изменение фамилии, имени, отчества или идентификационного номера застрахованного лица (работника).
Если ни одно из обстоятельств в отчетном периоде не произошло, таблица 5 не формируется и не подается в ПФ (пункт 3.4 Порядка № 26-1)

«Код ЄДРПОУ/ідентифікаційний номер», «Назва страхувальника», «Звіт за місяць, рік»

См. выше «Титульная страница»

«Тип»

Знак «Х» вносится в клеточку соответствующего варианта

«Початкова»

Если за определенный отчетный период форма подается впервые

«Коригуюча»

Если была допущена ошибка в фамилии, имени, отчестве или данных относительно начала и прекращения трудовых отношений и необходимо внести изменения в ранее поданные сведения за определенный отчетный период. При этом в форме заполняются все реквизиты, включая и откорректированные

«Скасовуюча»

Если нужно полностью отменить сведения ранее поданного отчета. Такая ситуация возникает в том случае, когда была допущена ошибка в номере учетной карточки застрахованного лица по ГРФЛ ГНА. При этом в отчет вносятся значения только таких реквизитов:
— идентификационный номер предпринимателя;
— Ф. И. О. предпринимателя;
— отчетный месяц и год;
— номер учетной карточки застрахованного лица (работника) по ГРФЛ ГНА (ошибочный);
— Ф. И. О. работника.
Одновременно с отчетом типа «скасовуюча» следует подать отчет типа «початкова», заполнив в нем все реквизиты (в том числе указав верный идентификационный номер)

«Номер облікової картки ЗО за ДРФО ДПА»

Указывается идентификационный номер физического лица (со справки из налоговой).
Для застрахованных лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от идентификационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте, в клеточки вписываются данные свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании: серия и номер (NNN_XXXXXX — три буквы, пробел, шесть цифр)

«Прізвище, ім’я, побатькові ЗО»

Переписываются с украиноязычной страницы паспорта

«Трудові відносини: дата початку та дата припинення»

Вносится день приема на работу, если застрахованное лицо начало трудовую деятельность в отчетном месяце, и соответственно день увольнения, если застрахованное лицо прекратило трудовую деятельность в отчетном месяце.
Если в течение отчетного периода работник был принят и уволен с занимаемой должности, на него делается одна запись с указанием против нее даты начала и даты прекращения трудовой деятельности.
Те графы, которые не заполняются (начало или окончание трудовых отношений), прочеркиваются

«Дата формування у страхувальника»

Указывается дата заполнения таблицы

«Кількість заповнених рядків на аркуші»

Указывается количество заполненных строк на листе, т. е. количество работников, по которым внесены данные о трудовых отношениях

«Керівник»

Идентификационный номер, подпись, фамилия и инициалы 
предпринимателя

«Головний бухгалтер»

Предпринимателем не заполняется

Таблица 6

«Код ЄДРПОУ/ідентифікаційний номер», «Назва страхувальника», «Звіт за місяць, рік»

См. выше «Титульная страница»

«Тип»

Знак «Х» вносится в клеточку соответствующего варианта

«Початкова»

Если за определенный отчетный период форма подается впервые

«Скасовуюча»

Если была допущена ошибка в идентификационном номере застрахованного лица.
При этом отчет типа «скасовуюча» полностью аннулирует сведения ранее поданного отчета. В него вносятся значения только таких реквизитов: «Код ЕГРПОУ/идентификационный номер страхователя», «Название страхователя», «Отчетный месяц и год по начислению заработной платы (дохода)», «Номер учетной карточки застрахованного лица (ЗЛ) по ГРФЛ ГНА», «Фамилия и инициалы ЗЛ» и «Признак наличия спецстажа».
При заполнении таблицы 6 типа «скасовуюча» предприниматель должен одновременно заполнить таблицу 6 типа «початкова». При этом сумма заработка и сумма взносов в таблице с ошибочным идентификационным номером (т. е. в той, которая аннулируется) и с верным ИНН (т. е. в новой «початковой», которая подается после «скасовуючої») должны быть одинаковы.
Пример исправления ошибки см. ниже, в разделе «Исправление ошибок»

«Номер облікової картки ЗО за ДРФО ДПА»

Указывается идентификационный номер физического лица (со справки из налоговой).
Для застрахованных лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от идентификационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте, в клеточки вписываются данные свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании: серия и номер (NNN_XXXXXX — три буквы, пробел, шесть цифр)

«Прізвище та ініціали ЗО»

Переписываются с украиноязычной страницы паспорта

«Код категорії ЗО»

Указывается код, приведенный в приложении 2 к Порядку № 26-1. Выбранный из этой таблицы код категории застрахованного лица должен отвечать фактическому статусу застрахованного лица. Например, для застрахованного лица, которое является наемным работником, предусмотрено значение кода «1»; для застрахованного лица, которое является работающим инвалидом, установлен код «2» и т. д., но поскольку предприниматели уплачивают за инвалидов взносы на общих основаниях (по ставке 33,2 %), то для инвалидов логично указывать код категории ЗЛ, как и для обычных работников, — «1»

«Код типу ставки страхового внеску»

Указывается код из приложения 1 к Порядку № 26-1.
Примечание. Поскольку предприниматели уплачивают за инвалидов взносы на общих основаниях (по ставке 33,2 %), по инвалидам логично указывать код типа ставки, как и по обычным работникам, — «1»

«Загальна сума нарахованого заробітку / доходу (усього з початку звітного місяця)»

 

Указываются ежемесячные общие суммы фактически начисленного работнику/гражданину дохода:
— зарплата работника;
— вознаграждения физическим лицам за выполнение работ по гражданско-правовым договорам;

— сумма дохода, которая определяется с учетом требований для соответствующего объекта начисления страховых взносов.
Не отражаются здесь (для них предназначена таблица 7):
 сумма больничных (выплаченных как за счет предпринимателя, так и за счет Фонда «нетрудоспособности»);
— сумма отпускных;
— исправление ошибки, связанной с занижением в прошлых периодах суммы заработка (дохода), на который начисляются пенсионные взносы;
— исправление ошибки, связанной с завышением в прошлых периодах суммы заработка (дохода), на который начисляются пенсионные взносы;
— суммы перерасчета зарплаты, связанные с уточнением количества отработанного времени в связи с временной нетрудоспособностью.
Начисленные суммы отражаются за календарный месяц (с первого по последнее число)

«Сума нарахованого заробітку/доходу у межах максимальної величини, на яку нараховуються страхові внески»

Сумма из предыдущей графы сравнивается с верхним пределом для начисления взносов. Верхний предел ежемесячного дохода работника/гражданина, на который начисляются взносы в ПФ, в 2010 году составляет:
 для месяцев с января по март — 13035 грн.;
— для месяцев с апреля по июнь — 13260 грн.;
— для месяцев с июля по сентябрь — 13320 грн.;
— для месяцев с октября по ноябрь — 13605 грн.;
— для декабря — 13830 грн.
Если доход, фактически начисленный работнику, больше верхнего предела, на сумму превышения взносы не начисляются. Поэтому в данное поле попадет:
 сумма из графы «Загальна сума нарахованого заробітку / доходу (усього з початку звітного місяця)», если она меньше верхнего предела;
— верхний предел, если сумма из графы «Загальна сума нарахованого заробітку / доходу (усього з початку звітного місяця)» больше верхнего предела

«Сума страхових внесків за звітний місяць (із заробітку/доходу) 1 — 5 %»

Указывается сумма взносов, удержанных с зарплаты или вознаграждения за выполнение работ (2 %). Однако этот показатель нельзя определить умножением предыдущей графы на 2 %, поскольку здесь нужно указать общую сумму удержанных в течение месяца взносов, с учетом взносов, удержанных с больничных, отпускных, перерасчета отработанного времени, независимо от периодов, за которые они начислены в отчетном 
месяце

«Ознака наявності 
трудової книжки»

Данный реквизит несет следующую смысловую нагрузку:
— если предприниматель внес запись в трудовую книжку наемного работника (т. е. лицо работает у предпринимателя по основному месту работы), в данном реквизите следует указать «1»;
 если же записи в трудовой книжке нет (т. е. лицо работает в качестве совместителя или выполняет работы по гражданско-правовому договору), в данном реквизите указывается «0».
Поэтому, несмотря на то что предприниматель не хранит у себя трудовые книжки своих наемных работников, при наличии факта внесения в них записей в данном реквизите указывается «1»

«Ознака наявності 
спецстажу»

В случае наличия у застрахованного лица оснований для учета специального стажа или права на использование льгот по пенсионному обеспечению, в данной графе указывается «1», в противном случае — «0»

«Разом за аркушем документів»

Подсчитываются итоги отдельно по таким графам:
— «Сума страхових внесків за звітний місяць (із заробітку/доходу) 1 — 5 %»;
— «Загальна сума нарахованого заробітку/доходу (усього з початку звітного місяця)» (верхние клеточки каждой строки, так называемый числитель);
— «Сума нарахованого заробітку/доходу у межах максимальної величини, на яку нараховуються страхові внески» (нижние клеточки каждой строки, так называемый знаменатель)

«Кількість заповнених рядків на аркуші»

Указывается количество заполненных строк на этом листе

«Дата формування у страхувальника»

Указывается дата заполнения таблицы

«Керівник»

Идентификационный номер, подпись, фамилия и инициалы 
предпринимателя

«Головний бухгалтер»

Предпринимателем не заполняется

Таблица 7

Таблица 7 формируется и подается в том случае, если в течение отчетного периода имели место следующие события:
1) выплата больничных:
 за счет предпринимателя;
— за счет Фонда «нетрудоспособности»;
2) выплата отпускных;
3) исправление ошибки, связанной с занижением или завышением суммы пенсионных взносов 
в прошлых периодах (обнаружена предпринимателем или работниками ПФ);
4) пересчет зарплаты, связанный с уточнением количества отработанного времени в связи с временной нетрудоспособностью (пункт 3.6 Порядка № 26-1)

«Код ЄДРПОУ/ідентифікаційний номер», «Назва страхувальника», «Звіт за місяць, рік»

См. выше — «Титульная страница»

«Тип»

Знак «Х» вносится в клеточку соответствующего варианта

«Початкова»

Если за определенный отчетный период форма подается впервые

«Скасовуюча»

Если была допущена ошибка в идентификационном номере застрахованного лица.
При этом отчет типа «скасовуюча» полностью аннулирует сведения ранее поданного отчета. В «скасовуючу» таблицу 7 вносятся значения только таких реквизитов: «Код ЕГРПОУ/идентификационный номер страхователя», «Название страхователя», «Отчетный месяц и год по начислению заработной платы (дохода)», «Номер учетной карточки застрахованного лица (ЗЛ) по ГРФЛ ГНА», «Фамилия и инициалы ЗЛ», «Месяц и год, за который проведены начисления», «Тип начислений» и «Признак наличия спецстажа».
Одновременно с подачей таблицы 7 типа «скасовуюча» следует подать таблицу 7 типа «початкова». В ней нужно указать правильный идентификационный номер застрахованного лица и заполнить все реквизиты. Внимание: сумма начислений и код типа начислений (графа 11) должны полностью совпадать с аннулированным отчетом, т. е. исправляется только ИНН

«Номер облікової картки ЗО за ДРФО ДПА»

Указывается идентификационный номер физического лица (со справки из налоговой).
Для застрахованных лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от идентификационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте, в клеточки вписываются данные свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании: серия и номер (NNN_XXXXXX — три буквы, пробел, шесть цифр)

«Прізвище та ініціали ЗО»

Переписываются с украиноязычной страницы паспорта

«Код категорії ЗО»

Указывается код, приведенный в приложении 2 к Порядку № 26-1. Например, для застрахованного лица, которое является наемным работником, предусмотрено значение кода «1»; для застрахованного лица, которое является работающим инвалидом, установлен код «2» и т. д., но поскольку предприниматели уплачивают за инвалидов взносы на общих основаниях (по ставке 33,2 %), то для инвалидов логично указывать код категории ЗЛ, как и для обычных работников, — «1»

«Код типу ставки 
страхового внеску»

Указывается код из приложения 1 к Порядку № 26-1.
Примечание. Поскольку предприниматели уплачивают за инвалидов взносы на общих основаниях (по ставке 33,2 %), по инвалидам логично указывать код типа ставки, как и по обычным работникам, — «1»

«Місяць та рік, за який 
проведено нарахування»

Первые две цифры — это месяц, за который (а не в котором) начислены суммы заработка/дохода, другие четыре цифры — год. Например: сумма больничных начислена за декабрь 2009 года, записываем первые две цифры «12», остальные четыре цифры — «2009»

«Тип нарахувань»

Указывается код типа начислений:
«1» — начислены больничные за первые пять дней нетрудоспособности (за счет работодателя);
«2» — начислены больничные за счет Фонда «нетрудоспособности»;
«3» — начислена сумма отпускных;
«4» — выявлена сумма заработка (дохода), ошибочно не отраженная в отчете за прошлые периоды, на которую начисляются взносы в ПФ;
«5» — выявлена сумма заработка (дохода), на которую ошибочно были начислены пенсионные взносы в прошлых периодах;
«6» — сумма пересчета заработка (дохода), связанная с уточнением количества отработанного времени в связи с временной нетрудоспособностью.
Примечание. Непонятно, какой код типа начислений указывать, если нужно исправить арифметические ошибки, т. е. только сумму взноса (завышенную или заниженную), при том что сумма дохода изначально была указана верно. По всей видимости, в таком случае остается указать коды «4» или «5» (однако разъяснений по этому вопросу пока нет)

«Сума нарахувань заробітку/доходу за відповідний місяць»

Указывается сумма начисленных больничных, отпускных, перерасчета зарплаты или исправления ошибочного дохода за соответствующий месяц — по каждому типу начислений отдельно и отдельно по каждому месяцу.
Если имеем дело с переходными больничными или отпусками (конец одного месяца — начало другого), то придется заполнить несколько строк на одного и того же работника:
— первый месяц — сумма, начисленная за дни отпуска или болезни в первом месяце (отдельно по типу начислений: за счет работодателя и за счет Фонда «нетрудоспособности»);
— второй месяц — сумма, начисленная за дни отпуска или болезни во втором месяце

«Сума нарахувань заробітку/доходу, у межах максимальної величини, на яку нараховуються страхові внески»

 

Данный показатель рассчитывается в несколько этапов:
1) от суммы максимального дохода, на который начисляются пенсионные взносы (верхний предел),
 отнимается зарплата (вознаграждение) работника/гражданина, указанная в графе «Загальна сума нарахованого заробітку / доходу (усього з початку звітного місяця)» таблицы 6 приложения 4*. Назовем полученную величину «запас дохода» (ЗД);
2) если ЗД £ 0,00, в данной строке указывается «0,00»;
3) если ЗД > 0,00, сравниваем его с суммой, указанной в графе «Сума нарахувань заробітку/доходу за відповідний місяць» таблицы 7 
и:
— указываем в данной строке значение из графы «Сума нарахувань заробітку/доходу за відповідний місяць» таблицы 7, если оно меньше, чем ЗД;
— указываем в данной строке ЗД, если значение из графы «Сума нарахувань заробітку/доходу за відповідний місяць» таблицы 7 больше, чем ЗД.
Примечание: сумма максимального дохода, на который начисляются взносы (верхний предел), а также ставка пенсионных взносов определяются так:
— для кодов типов начислений «1», «2» и «3»  по нормам законодательства, действовавшего в том месяце, за который эти суммы начислены;
— для кодов типов начислений «4», «5» и «6» — по нормам законодательства, действующего в том месяце, в котором эти суммы начислены (даже если исправляются ошибки прошлых отчетных периодов)

* Для кодов типов начислений «1», «2» и «3»: если в строке «Місяць та рік, за який проведено нарахування» таблицы 7 указан не текущий месяц, 
а предыдущий, берем значение из таблицы 6 приложения 4 за предыдущий месяц (та же графа и тот же работник); если же указан будущий месяц, принимаем начисленный заработок равным «0,00».
Для кодов типов начислений «4», «5» и «6»: даже если в строке «Місяць та рік, за який проведено нарахування» таблицы 7 указан не текущий месяц, а предыдущий, все равно берем значение из таблицы 6 приложения 4 за текущий месяц. Это объясняется тем, что все суммы, кроме больничных и отпускных, относятся к доходу того месяца, в котором (а не за который) они были начислены (письмо ПФУ от 06.03.2006 г. № 2584/03-02)

«Сума страхових внесків за відповідний місяць 
(із заробітку/доходу)»

Данная графа не заполняется для типа начисления с кодами «1», «2», «3», «6» (поскольку по ним взносы указаны в аналогичном реквизите таблицы 6).
Для типов начислений с кодами «4» и «5» указываются суммы доначисленного или излишне начисленного взноса в ПФ, т. е. исправляются ошибки в суммах взносов, обнаруженные в отчетах прошлых периодов.
При подсчете итогов по данной графе, скорее всего, необходимо от сумм с кодами типов начислений «4» (доначислено) отнимать суммы с кодом «5» (излишне начислено). Хотя однозначных разъяснений по этому поводу пока нет

«Ознака наявності трудової книжки»

Данный реквизит несет следующую смысловую нагрузку:
— если предприниматель внес запись в трудовую книжку наемного работника (т. е. лицо работает у предпринимателя по основному месту работы), в данном реквизите следует указать «1»;
 если же записи в трудовой книжке нет (т. е. лицо работает в качестве совместителя или выполняет работы по гражданско-правовому договору), в данном реквизите указывается «0».
Поэтому, несмотря на то что предприниматель не хранит у себя трудовые книжки своих наемных работников, при наличии факта внесения в них 
записей, в данном реквизите указывается «1»

«Ознака наявності 
спецстажу»

В случае наличия у застрахованного лица оснований для учета специального стажа или права на использование льгот по пенсионному обеспечению, в данной графе указывается «1», в противном случае — «0»

«Разом за аркушем документів»

Подсчитываются итоги отдельно по таким графам:
— «Сума страхових внесків за відповідний місяць (із заробітку/доходу) 1 — 5 %»;
— «Сума нарахованого заробітку / доходу за відповідний місяць» (верхние клеточки каждой строки, так называемый числитель);
— «Сума нарахованого заробітку/доходу у межах максимальної величини, на яку нараховуються страхові внески» (нижние клеточки каждой строки, так называемый знаменатель)

«Кількість заповнених рядків на аркуші»

Указывается количество заполненных строк на этом листе

«Дата формування у страхувальника»

Указывается дата заполнения таблицы

«Керівник»

Идентификационный номер, подпись, фамилия и инициалы предпринимателя

«Головний бухгалтер»

Предпринимателем не заполняется

Таблица 8

Таблица 8 формируется и подается в ПФ только в том случае, если у предпринимателя есть рабочие места, труд на которых засчитывается в специальный стаж. При отсутствии у работников права на спецстаж таблицу 8 в составе приложения 4 подавать не нужно (пункт 3.7 Порядка № 26-1). Профессии, которые дают право на специальный стаж, приведены в приложении 8 к Порядку № 26-1

«Код ЄДРПОУ/ідентифікаційний номер», «Назва страхувальника», «Звіт за місяць, рік»

См. выше — «Титульная страница»

«Тип»

Знак «Х» вносится в клеточку соответствующего варианта

«Початкова»

Если за определенный отчетный период форма подается впервые

«Скасовуюча»

Если была допущена ошибка в идентификационном номере застрахованного лица.
При этом отчет типа «скасовуюча» полностью аннулирует сведения ранее поданного отчета. В этот отчет вносятся значения только таких реквизитов: «Код ЕГРПОУ/идентификационный номер страхователя», «Название страхователя», «Отчетный месяц и год по начислению заработной платы (дохода)», «Номер учетной карточки застрахованного лица (ЗЛ) по ГРФЛ ГНА», «Фамилия и инициалы ЗЛ», «Код основания для учета спецстажа».
Одновременно с подачей отчета типа «скасовуюча» следует подать правильный отчет типа «початкова»

«Номер облікової картки ЗО за ДРФО ДПА»

Указывается идентификационный номер физического лица (со справки из налоговой).
Для застрахованных лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от идентификационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте, в клеточки вписывается данные свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании: серия и номер (NNN_XXXXXX — три буквы, пробел, шесть цифр)

«Прізвище та ініціали ЗО»

Переписываются с украиноязычной страницы паспорта

«Код підстави для обліку спецстажу»

Указывается восьмиразрядный код из приложения 8 к Порядку № 26-1

«Початок періоду»

Указывается 1-е число месяца (01), если застрахованное лицо не принималось на работу в течение отчетного месяца.
В противном случае указывается день начала трудовых отношений (совпадает с датой из таблицы 5 приложения 4 именно для этого работника)

«Кінець періоду»

Вносится последнее число месяца (28 — 31), если в течение месяца работник не был уволен.
В противном случае указывается день увольнения (совпадает с датой из таблицы 5 приложения 4 именно для этого работника)

«Варіант необхідної одиниці виміру та фактична тривалість спецстажу за кодом підстави», «Кількість днів», «Кількість годин-хвилин (годин/хвилин)», «Кількість нормо-змін», «Норма тривалості роботи для її нарахування за повний місяць спецстажу»

Указывается количество времени, фактически отработанное работником в течение отчетного месяца в условиях, дающих право на спецстаж. Фактический стаж выражается в одной из возможных единиц измерения, а именно: в виде количества месяцев и дней, или количества часов и минут, или количества нормо-смен, в зависимости от того, в каких единицах измерения предприниматель ведет учет труда такого работника

«Ознака (СЕЗОН)»

В соответствующей строке указывается один из кодов признака «сезон», в зависимости от принятой схемы и результатов учета на производстве 
с сезонным характером труда:
код 1 — полностью в пределах месяца;
код 2 — незавершение в пределах месяца;
код 3 — завершение в пределах месяца

«Кількість записів на аркуші»

Указывается количество заполненных строк на этом листе

«Дата формування у страхувальника»

Указывается дата заполнения таблицы

«Керівник»

Идентификационный номер, подпись, фамилия и инициалы предпринимателя

«Головний бухгалтер»

Предпринимателем не заполняется

Таблица 9

Предприниматели ее не заполняют (заполняется центрами занятости)

Таблица 10

Предприниматели ее не заполняют (за лиц, которые проходят срочную или альтернативную военную службу, уплачиваются взносы в ПФ и подается этот отчет соответствующими бюджетами — подпункт 3 пункта 8 Заключительных положений Закона о пенсионном страховании)

 

После того как предприниматель заполнит все необходимые таблицы приложения 4, он может самостоятельно проверить правильность заполнения данного отчета. Для этого работники ПФ рекомендуют применять следующую методику:

 

Проверка: соответствие показателей таблиц приложения 4

Строка
таблицы 1

Соответствующие ей суммы из других таблиц приложения 4

1

2

Строка 1

Строка 1.1 таблицы 1 + строка 1.2 таблицы 1

Строка 1.1

Итог по графе 10 таблицы 6, кроме кода застрахованных лиц «4» (члены колхозов и фермерских хозяйств) + итог по графе 12 таблицы 7, кроме кода застрахованных лиц «4» (члены колхозов и фермерских хозяйств) с кодом типа начислений «1», «2», «3» или «6»

Строка 1.1.1

В таблице 7 выбираем те строки, код типа начислений по которым (графа 11) равен «1», и суммируем доход, указанный в графе 12 этих строк. Итог должен совпасть 
со строкой 1.1.1 таблицы 1

Строка 1.1.2

В таблице 7 выбираем те строки, код типа начислений по которым (графа 11) равен «2», и суммируем доход, указанный в графе 12 этих строк. Итог должен совпасть 
со строкой 1.1.2 таблицы 1

Строка 1.2

Итог по графе 10 таблицы 6 по коду застрахованных лиц «4» (члены колхозов и фермерских хозяйств) + итог по графе 12 таблицы 7 по коду застрахованных лиц «4» (члены колхозов и фермерских хозяйств) с кодом типа начислений «1», «2», «3» или «6»

Строка 2

Строка 2.1 + строка 2.2 + строка 2.3 таблицы 1

Строка 2.1

Проверяется в несколько этапов:
1) в таблице 6 выбираются те строки, в которых указана категория застрахованных лиц (графа 8) «1», «4», «10», «11», «12» или «19», а затем по ним суммируется графа 11;
2) в таблице 7 выбираются те строки, в которых указана категория застрахованных лиц (графа 8) «1», «4», «10», «11», «12» или «19» и код типа начислений (графа 11) «1», «2», «3» или «6», а затем по ним суммируется графа 13;
3) подсчитанный таким образом итог по таблице 6 суммируется с итогом по таблице 7. Полученная сумма должна совпадать со строкой 2.1 таблицы 1

Строка 2.2

Предприниматель не заполняет

Строка 2.3

Предприниматель обычно не заполняет

Строка 4

В общем случае совпадает со строкой 2 таблицы 1.
Но при наличии особых категорий работников (код застрахованного лица — любой, кроме «1», «4», «10», «11», «12» или «19») рассчитывается так:
1) в таблице 6 суммируется графа 11 по всем застрахованным лицам;
2) в таблице 7 выбираются те строки, в которых указан код типа начислений (графа 11) «1», «2», «3» или «6», а затем по ним суммируется графа 13 (по всем застрахованным лицам);
3) подсчитанный таким образом итог по таблице 6 суммируется с итогом по таблице 7. Полученная сумма должна совпадать со строкой 4 таблицы 1

Строка 5

Проверяем следующим образом:
1) в таблице 6 суммируется графа 12 по всем застрахованным лицам;
2) в таблице 7 выбираются те строки, в которых указан код типа начислений (графа 11) «1», «2», «3» или «6», а затем по ним суммируется графа 14 (по всем застрахованным лицам);
3) подсчитанный таким образом итог по таблице 6 суммируется с итогом по таблице 7. Полученная сумма должна совпадать со строкой 5 таблицы 1

Строка 6

Строка 6.1 + строка 6.2 таблицы 1

Строка 6.2

В таблице 7 выбираются те строки, код типа начислений в которых (графа 11) — «4», а затем суммируется графа 14 таких строк. Полученное значение должно совпадать 
со строкой 6.2 таблицы 1

Строка 6а

В таблице 7 выбираются те строки, код типа начислений в которых (графа 11) — «4», а затем суммируется графа 13 таких строк. Полученное значение должно совпадать 
со строкой 6а таблицы 1

Строка 7

Строка 7.1 + строка 7.2 таблицы 1

Строка 7.2

В таблице 7 выбираются те строки, код типа начислений в которых (графа 11) — «5», а затем суммируется графа 14 таких строк. Полученное значение должно совпадать 
со строкой 7.2 таблицы 1

Строка 7а

В таблице 7 выбираются те строки, код типа начислений в которых (графа 11) — «5», а затем суммируется графа 13 таких строк. Полученное значение должно совпадать 
со строкой 7а таблицы 1

Строка 8

Строка 3 + строка 5 + строка 6 - строка 7 таблицы 1

Строка 8.1 + строка 8.2 таблицы 1

Строка 8.1

Строка 3 + строка 6.1 - строка 7.1 таблицы 1

Строка 8.2

Строка 5 + строка 6.2 — строка 7.2 таблицы 1

 

Пример заполнения приложения 4 приведен далее, в одноименном разделе. А сейчас рассмотрим особенности заполнения и подачи данного отчета в некоторых ситуациях, с которыми предприниматель может столкнуться в течение года.

 

Принят новый работник

По итогам того месяца, в котором предприниматель и новый работник подписали трудовой договор, необходимо составить таблицу 5 приложения 4. Кроме обычных реквизитов (ИНН, Ф. И. О. и т. п.), в ней следуетзаполнить реквизит 9 «Дата початку», указав число, которым датирован трудовой договор (разумеется, месяц и год указывать не нужно, поскольку это и так ясно из даты составления отчета).

 

Работник уволен

Если предприниматель в течение месяца уволил работника, в приложении 4, которое он будет подавать за такой месяц, нужно заполнить таблицу 5. Кроме обычных реквизитов, в ней следует заполнить реквизит 10 «Дата припинення», указав число расторжения трудового договора (разумеется, месяц и год указывать не нужно, поскольку это и так ясно из даты составления отчета). При этом реквизит «Дата початку» не заполняется.

Если работник уволен в том же месяце, в котором был принят, тогда в таблице 5 следует заполнить и «Дату початку», и «Дату припинення», указав соответствующие числа отчетного месяца. Данная запись вносится в таблицу 5 одной строкой.

За такого работника последний раз подаются сведения в ПФ по итогам того месяца, в котором произошло увольнение. После этого персонифицированная отчетность за него больше не подается.

 

Работник выходит на пенсию

Основной целью введения ежемесячной отчетности по персонификации было желание ПФ вовремя получать сведения о пенсионерах, чтобы своевременно рассчитать им размер пенсии. Поэтому после принятияПорядка № 26-1 от работодателей уже не требуются никакие дополнительные отчеты при выходе их работников на пенсию. Значит, дополнительный отчет по персонификации за пенсионера подавать не нужно.

Если лицо, достигшее пенсионного возраста, продолжает работать у предпринимателя, никаких особенностей при подаче приложения 4 не возникнет. Если же оно увольняется, см. раздел «Работник уволен».

 

Работник изменяет Ф. И. О. или ИНН

Порядок № 26-1 требует от работодателя сообщать органу ПФ об изменении сведений о работниках в 10-дневный срок после получения таких сведений. Какие именно сведения имеются в виду? Судя по подпункту 1.8 Порядка № 26-1, те, которые вносятся в систему персонифицированного учета, т. е.:

— фамилия, имя, отчество работника;

— идентификационный номер работника.

В самом приложении 4 эти изменения, конечно, будут указаны (в таблице 5 по итогам того месяца, в котором произошли изменения). Однако сообщить о них в ПФ, возможно, придется раньше, чем придет срок подачиприложения 4 (10 дней со дня получения информации от наемного лица). По предварительным разъяснениям работников ПФ для этого достаточно подать таблицу 5 приложения 4 с отметкой «коригуюча», указав в ней измененные Ф. И. О. или с отметкой «скасовуюча» и одновременно «початкова», указав соответственно старый и новый идентификационный номер.

 

Предприниматель изменяет место жительства

Если предприниматель переезжает в пределах того же района (административно-территориальной единицы), он остается на учете в прежнем органе ПФ. В таком случае никаких особенностей с персонифицированной отчетностью у него не возникнет: она подается в том же порядке (в тот же орган ПФ).

Если же новый адрес находится в другой административно-территориальной единице, то предпринимателю придется сняться с учета в одном органе ПФ и стать на учет в другом. После взятия на учет в новом отделении ПФ приложение 4 нужно подавать именно туда. Причем заполняется такой отчет за весь месяц (с первого по последнее календарное число месяца), даже если какую-то часть месяца предприниматель находился на учете в органе ПФ по прежнему месту жительства. «Старому» органу ПФ подавать приложение 4 больше не нужно.

Единоналожники и предприниматели на фикспатенте вместе с приложением 4 должны подавать в новое отделение ПФ копии платежных поручений об уплате единого или фиксированного налога (такой вывод следует из писем ПФУ от 30.09.2009 г. № 17657/03-30, от 23.11.2006 г. № 15540/03-30).

 

Предприниматель ликвидируется

Порядок № 26-1 не предусматривает особенной процедуры подачи приложения 4 в том случае, когда предприниматель прекращает деятельность (снимается с госрегистрации). Единственное упоминание можно встретить в подпункте 2.14 Порядка № 26-1, где в случае ликвидации страхователя разрешается, чтобы отчет подавал правопреемник (статус которого подтвержден учредительными документами). Понятно, что такое замечание касается юрлиц и не имеет отношения к физлицам-предпринимателям.

Однако исходя из того, что:

1) предприниматель подает приложение 4 каждый месяц;

2) ПФ должен провести документальную проверку предпринимателя в течение 10 календарных дней после получения сведений от госрегистратора о решении предпринимателя прекратить деятельность;

отчет, вероятно, нужно подать в течение 10 календарных дней после подачи заявления о снятии с госрегистрации. Приложение 4 логично заполнить за период с 1-го числа текущего месяца и до того числа, которым датировано такое заявление.

 

Пример заполнения приложения 4

Для того чтобы заполнить приложение 4, возьмем следующие условия.

Пример 1. Допустим, у предпринимателя Децюры Сергея Алексеевича (ИНН — 1111111111, общая система налогообложения) с 2007 года работало два наемных работника:

1) Зуй Роман Анатольевич (ИНН — 2222222222);

2) Назаров Валерий Леонидович (ИНН — 3333333333).

В январе 2010 года Назаров В. Л. был уволен (дата расторжения трудового договора — 20.01.2010 г.), а вместо него был принят на работу Абрамов Александр Евгеньевич (ИНН — 4444444444, дата подписания трудового договора — 25.01.2010 г.).

Кроме того, в январе Децюра С. А. заключил два гражданско-правовых договора с такими гражданами (непредпринимателями):

— договор аренды автомобиля (договор услуг) — Гриценко Павел Иванович (ИНН — 5555555555), вознаграждение за январь — 3000 грн.;

— договор на изготовление офисной двери из материала заказчика (договор работ) — Тараненко Артем Сергеевич (ИНН — 6666666666), вознаграждение — 1200 грн.

Деятельность предпринимателя не дает его работникам права на льготный стаж.

Задолженности по зарплате у предпринимателя нет.

При этом работникам была начислена следующая зарплата за январь:

1) Назарову В. Л. — 1895 грн., а также больничные (с 24.12.2009 г. по 04.01.2010 г.):

— за период с 24.12.2009 г. по 31.12.2009 г. — 520 грн., в том числе за счет предпринимателя — 260 грн.;

— за период с 01.01.2010 г. по 04.01.2010 г. — 105 грн.;

2) Зуй Р. А. — 2500 грн., а также отпускные (с 25.01.2010 г. по 07.02.2010 г.):

— за период с 25.01.2010 г. по 31.01.2010 г. — 800 грн.;

— за период с 01.02.2010 г. по 07.02.2010 г. — 800 грн.;

3) Абрамову А. Е. — 500,00 грн.

Покажем, как должно выглядеть приложение 4 к Порядку № 26-1, подаваемое таким предпринимателем за январь 2010 года (напоминаем, что выплата вознаграждения по договору услуг (аренда) не требует уплаты взносов в ПФ; поэтому если предприниматель добровольно не уплачивал пенсионные взносы за гражданина — исполнителя услуг, в приложении 4 информация о таком гражданине фигурировать не будет справка 1):

 

 

37802.GIF

37803.GIF
37804.GIF

37805.GIF

37806.GIF

37807.GIF

37808.GIF

37809.GIF

 

Исправление ошибок

Если приложение 4 будет подано с ошибками и работники ПФ их обнаружат, предпринимателю грозит штраф за подачу недостоверных данных. Однако, в соответствии с последними разъяснениями ПФ, сумма такого штрафа не может превышать 170 грн. за каждый отчет, содержащий ошибки (неважно, сколько ошибок обнаружено — одна или несколько) — письмо ПФУ от 25.02.2009 г. № 3165/05-10.

Но давайте разберемся с теми ситуациями, когда предприниматель самостоятельно обнаружит ошибку в ранее поданном отчете. Как ее исправить? Все зависит от того, какая именно ошибка обнаружена:

1) операции, связанные с исправлением суммы ранее начисленных взносов и(или) заработка/дохода, отражаются в таблице 7 приложения 4. Если взносы доначисляются, в графе 11 указывается код «4» (при этом пеня/штраф за неуплату взносов начисляются работниками ПФ и в приложении 4 не указываются); если же сумма взносов была начислена ошибочно и подлежит уменьшению, в графе 11 указывается код «5»;

2) операции, связанные с исправлением ошибок в таблице 5, а именно: Ф. И. О. или дата начала/окончания трудовых отношений, исправляются путем подачи таблицы 5 с отметкой «коригуюча». В ней нужно заполнить все реквизиты, указав правильные их значения;

3) операции, связанные с исправлением идентификационного номера застрахованного лица (в том числе в таблице 5) и иных данных (идентификационного номера самого предпринимателя, отчетного месяца, кода основания для спецстажа), кроме суммы заработка и взносов, производятся путем подачи ошибочной таблицы с отметкой «скасовуюча» и одновременно такой же таблицы с верными данными и с пометкой «початкова».При этом:

— в таблице с отметкой «скасовуюча» заполняется только шапка и некоторые реквизиты (какие именно, см. выше в таблице «Пошаговое заполнение приложения 4 к Порядку № 26-1»; причем указываются они так, как были приведены в ошибочном отчете);

— в таблице с отметкой «початкова» необходимо заполнить все реквизиты: вместо ошибочных указать верные, а сумму заработка/дохода и пенсионных взносов в любом случае оставить без изменений (такие суммы корректируются так, как указано выше в пункте 1).

Рассмотрим исправление ошибок на примерах.

ПРИМЕР 1. Предприниматель Децюра С. А. в феврале 2010 года обнаружил, что не указал в приложении 4 за январь 2010 года выплаченное физлицу Бале Виктору Алексеевичу (ИНН — 7777777777) вознаграждение по договору подряда в сумме 2000,00 грн. и не начислил взносы в ПФ (начисления по ставке 33,2 % — 664,00 грн., удержания по ставке 2 % — 40,00 грн.). Указанная ошибка исправляется в приложении 4 за февраль так (приводим только фрагмент таблицы 1 и таблицы 7):

 

37810.GIF

 

Раздел III таблицы 1 при исправлении ошибок не заполняется, поскольку он предназначен только для отражения переходящих больничных и отпускных (это следует из письма ПФУ от 06.03.2006 г. № 2584/03-02).

 

37811.GIF

 

ПРИМЕР 2. Предприниматель Децюра С. А. в марте 2010 года обнаружил в приложении 4, поданном за февраль 2010 года, следующие ошибки:

— в таблице 6 был неверно указан ИНН работника Зуй Р. А. (было указано 2222222220 вместо правильного 2222222222);

— допущена ошибка в фамилии работника Абрамова А. Е. (указано Обрамов О. Є. вместо правильного Абрамов О. Є.);

— неверно был указан код типа ставки страхового взноса (графа 9) по Абрамову А. Е. («02» вместо верного «01»).

В таблице 6 приложения 4 за январь 2010 года по этим работникам сумма зарплаты/дохода составляла 3000,00 грн. и 2000,00 грн. соответственно.

Для того чтобы исправить допущенные ошибки, нужно подать в ПФ приложение 4 следующего вида:

 

37812.GIF

37813.GIF

37814.GIF

 

Ответственность за неподачу приложения 4

Исходя из пункта 5 части 9 статьи 106 Закона о пенсионном страховании за непредоставление, несвоевременное предоставление пенсионной отчетности или предоставление ее не по установленной форме (не в электронном виде при количестве работников больше 10) налагается штраф в размере 10 % суммы страховых взносов, уплаченных или подлежащих уплате за каждый полный или неполный месяц задержки отчета, но не менее 170 грн.

Штраф, разумеется, серьезный. Учитывая то, что в приложении 4 отражаются все взносы в ПФ, начисленные в течение месяца (и начисления «сверху», и удержания «снизу»), сумма взносов, из которой могут рассчитать штраф, будет немалой. К тому же отчет подается ежемесячно, т. е. даже при минимальном размере штрафа (170 грн.), если забыть о подаче отчета в течение года, набежит санкций как минимум на: 12 х 170 = = 2040 грн. — сумма солидная.

Кроме того, подчеркнем, что всего один день просрочки при подаче приложения 4 расценивается как задержка его в течение неполного месяца, что приводит к применению общего размера штрафа.

Что касается админштрафа за неподачу пенсионной отчетности, то к предпринимателям он не применяется, поскольку они не являются должностными лицами.

Таким образом, сравнивая ответственность за неподачу отчета и ответственность за подачу отчета с ошибками, можно посоветовать следующее: если в течение месяца предприниматель начислил пенсионных взносов на сумму, превышающую 1700 грн., лучше подать отчет вовремя (пусть и с ошибками, если нет времени разобраться), чем вообще его не подать — по крайней мере, в таком случае можно надеяться на минимальный штраф.

 

Выводы

Приложение 4 к Порядку № 26-1 подается в том случае, если у предпринимателя есть хотя бы один наемный работник или в течение месяца он заключал с физлицом договор на выполнение работ (при заключении договора услуг взносы в ПФ можно не уплачивать и приложение 4 не подавать).

Некоторые таблицы приложения 4 предприниматели заполнять не обязаны. В таком случае на титульной странице отчета против соответствующих таблиц ставится прочерк, эти таблицы не формируются и не подаются в ПФ (т. е. отчет подается без них).

В ПФ приложение 4 подается ежемесячно в течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца. Срок подачи таких отчетов за январь — март 2010 года могут продлить на 7 календарных дней по заявлению предпринимателя.

За непредоставление отчета или его задержку предусмотрен штраф в размере 10 % суммы взносов, уплаченных или подлежащих уплате за каждый полный или неполный месяц задержки отчета, но не меньше 170 грн.За подачу недостоверных данных возможен штраф в сумме 170 грн.


Справочная информация (справка)

1 За гражданина, который оказывает предпринимателю услуги, уплачивать взносы в ПФ необязательно (письмо ПФУ от 13.05.2008 г. № 8157/03-20). Если предприниматель не производит их уплату по собственному желанию, то в приложении 4 показывать нечего (а значит, при отсутствии других работников или подрядчиков подавать его необходимости нет).

А вот если гражданин выполняет работы по гражданско-правовому договору, начислять взносы в ПФ (33,2 %) и удерживать их с суммы вознаграждения (2 %) нужно. В итоге информация о подрядчиках вприложении 4 должна присутствовать.

2 Например, центр «УСЦ» предоставит предпринимателю ЭЦП всего за 62 грн. в год (http://www.ukrcc.com/ua/price/). Подробнее об электронной отчетности в ПФ и ЭЦП можно прочитать в «СД», 2009, № 3, с. 11 и на сайте http://www.spov.com.ua.

3 Отличительные черты работ и услуг приведены в письме Минюста от 01.12.2006 г. № 21-5-490«Характерным признаком услуг является отсутствие результата имущественного характера, неотделимость от источника или от получателя, синхронность предоставления и получения, невозможность сохранить, потребляемость услуги при ее предоставлении.

Предметом подрядных отношений могут быть как создаваемая вещь, так и обработка, переработка, ремонт уже существующей вещи».



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (1)
Наталья
02.09.2015
Если в таблице 8 указала всех сотрудников(даже тех у кого нет спец.стажа), а в таблице 6 одному сотруднику не поставила галочку спец.стаж. Как исправить это и чем это грозит????