7966 0

Экспорт почтой: как правильно

Наверняка каждый предприниматель, который что-то производит, стремится к тому, чтобы его товар пользовался спросом не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. В то же время зачастую незнание экспортных формальностей заставляет многих отказаться от привлекательной идеи отправлять свой товар на экспорт.

Для тех предпринимателей, которые производят (перепродают) достаточно компактный, не очень дорогой и не слишком тяжелый товар, например диски, книги, бижутерию, игрушки, картины, шкатулки, вышиванки и т. п., представляется возможность максимально упростить экспортные формальности, пересылая такой товар в качестве почтовых отправлений. О том, как это сделать правильно и как получить оплату от иностранного покупателя, мы расскажем в представленной статье.


Документы статьи

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

Закон № 2953 — Закон Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания» от 17.01.2002 г. № 2953-III.

Закон № 185 — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Закон № 249 — Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 28.11.2002 г. № 249-IV.

Закон о банках — Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.

Закон о ВЭД — Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

УКТ ВЭД — Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), утвержденная Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-III.

Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет № 13-92 — Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Постановление № 65 — постановление КМУ «О ставках таможенных сборов» от 27.01.97 г. № 65.

Порядок таможенного контроля почтовых отправлений — Порядок и условия осуществления таможенного контроля товаров и иных предметов, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу в международных почтовых отправлениях, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.2002 г. № 1948.

Порядок таможенного контроля экспресс-отправлений — Порядок и условия осуществления таможенного контроля товаров и иных предметов, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу в международных экспресс-отправлениях, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.2002 г. № 1948.

Положение № 574 — Положение о грузовой таможенной декларации, утвержденное постановлением КМУ от 09.06.97 г. № 574.

Перечень № 1911 — Перечень товаров промышленного назначения, вывоз которых гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства за пределы таможенной территории Украины не допускается, утвержденный постановлением КМУ от 13.12.2002 г. № 1911.

Правила № 270 — Правила предоставления услуг почтовой связи, утвержденные постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270.

Постановление № 215 — постановление КМУ «О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2002 г. № 1948» от 01.03.2010 г. № 215.

Инструкция № 148 — Инструкция о перемещении наличности и банковских металлов через таможенную границу Украины, утвержденная постановлением Правления НБУ от 27.05.2008 г. № 148.

Инструкция № 492 — Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Инструкция № 258 — Инструкция о порядке оформления права на вывоз, временный вывоз культурных ценностей и контроля за их перемещением через государственную границу Украины, утвержденная приказом Министерства культуры и искусств Украины от 22.04.2002 г. № 258.

Положение № 201 — Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201.

Порядок № 211 — Порядок пересылки почтовых отправлений, утвержденный приказом Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» от 12.05.2006 г. № 211.

 

Почта или курьер

Прежде чем отправить посылку за рубеж, предприниматель должен выбрать, чьими услугами он будет пользоваться для ее доставки — «Укрпочты» или эспресс-перевозчиков. Преимущество перевозчиков (экспресс-доставки) — надежность и высокая скорость доставки, но их недостаток — слишком высокая цена услуг (пересылка может обойтись в несколько раз дороже стоимости самой посылки). В то же время на обычной почте посылка может болтаться месяц, а то и больше. Чтобы этого избежать, можно отправить ее ускоренным почтовым отправлением (EMS), что будет дешевле, чем услуги перевозчика, но зато быстрее, чем услуги «Укрпочты».

 

Гражданин или предприниматель

Второй вопрос, который необходимо решить: будет ли предприниматель заниматься экспортом официально, выступая предпринимателем, или будет отправлять посылки не как предприниматель, а как обычный гражданин (тот факт, что физлицо зарегистрировано предпринимателем, не отнимает у него права выступать в качестве гражданина). Второй вариант, конечно, проще в плане оформления товаров. Но им можно воспользоваться не всегда, а только в том случае, когда в течение года посылки отправляются достаточно редко.

Если же экспорт в посылках планируется поставить на поток, то отправлять их в качестве гражданина весьма рискованно. Ведь за сокрытие валютной выручки предусмотрена ответственность вплоть до уголовной (штраф от 10200 до 17000 грн. или лишение свободы на срок до 3-х лет, правда, это в том случае, если будет заведено уголовное дело — статья 207 УКУ; подробнее об этом см. «СД», 2009, № 21, с. 38).

Решая данный вопрос, следует также учесть, что гражданин вправе переслать товары за рубеж, не уплачивая таможенные сборы, если их стоимость не превышает эквивалент 200 евро в единоразовой посылке (статья 250 ТКУ). В противном случае придется оформлять товар так же, как это делают юрлица и предприниматели (т. е. через таможню) справка 1. Но поскольку мы рассматриваем мелкий экспорт, то подобных проблем возникать не должно.

Идем дальше. В отношении граждан есть и другие ограничения на экспорт. Например, гражданам запрещено вывозить (а значит, и пересылать) такие товары (рис. 1) — статья 251 ТКУ.

 

39806.GIF

Рис. 1. Товары, которые гражданин не имеет права выслать за границу

 

Перечисленные товары (кроме банковских металлов и монет) можно отправить только выступая в качестве предпринимателя.

В ходе статьи мы рассмотрим оба варианта (экспорт в посылках от лица-гражданина и экспорт в посылках от лица-предпринимателя), чтобы каждый, в зависимости от обстоятельств, мог выбрать для себя оптимальный вариант действий.

 

Что отправлять нельзя

Теперь рассмотрим единый перечень товаров, отправить которые за рубеж в посылках не удастся ни гражданину, ни предпринимателю, поскольку они вообще запрещены к отправке (рис. 2) — пункт 37 Правил № 270.

 

39807.GIF

Рис. 2. Товары, которые запрещено класть в посылку, предназначенную для отправки 
за рубеж (независимо от того, кто отправляет посылку — гражданин или предприниматель)

 

Кроме того, некоторые страны устанавливают дополнительные ограничения, т. е. не принимают из-за рубежа определенные товары (например, во Францию нельзя отправить ткань, но можно послать одежду и т. п.). Поэтому, прежде чем ехать на почту и отправлять посылку, сначала позвоните в справочный отдел «Укрпочты» и узнайте наверняка, можно ли конкретный товар отправить в конкретную страну (такая консультация является бесплатной, причем можно задать и другие вопросы по отправке посылок за рубеж, например в Харькове: по тел. 732-15-55).

 

Как вложить товары в посылку

Итак, мы уже выяснили, что существует немало товаров, которые отправить за рубеж в посылке невозможно. При этом вариант пересылки запрещенных товаров, спрятав их среди/внутри разрешенных, мы бы использовать не советовали, поскольку:

— во-первых, гражданин должен подать посылку почтовому оператору обязательно в открытом виде (работник почты проверяет, разрешены ли вложенные товары к отправке, и контролирует, чтобы гражданин указал их все в заполняемой на почте декларации) — пункт 69 Правил № 270;

— во-вторых, посылку могут вернуть с таможни, если вдруг обнаружат в ней незадекларированные товары, а тем более — товары, запрещенные к пересылке.

Предприниматели имеют право подать посылку на почту уже запакованную. Но здесь проблема заключается в том, что свои товары они предварительно должны оформить и упаковать на таможне (а там уже точно проверят, что находится внутри посылки).

 

Посылка, бандероль или как-то еще

Допустим, в посылке все товары разрешены для отправки, она сформирована и готова к пересылке. Как ее переслать? Не многие знают, что в зависимости от характеристик продукции ее можно отправить за рубеж не только в посылке, но и другими, более дешевыми способами. Приведем их в таблице (в соответствии с Правилами № 270).

 

Пересылка товаров за рубеж через «Укрпочту»

Отправление

 

Описание

Бандероль

 

Отправление с объявленной ценностью

 

Мелкие пакеты

 

Мешки «М»

 

Посылки

 

1

2

3

4

5

6

Характер вложения

Печатная продукция (бланки, брошюры, плакаты), фотографии, альбомы, печатные СМИ, тетради, блокноты, деловые бумаги, художественная и иная литература, печатная рекламная информация

Ценные бумаги (кроме запрещенных к пересылке), национальная валюта как нумизматическая (бонистическая) продукция, иностранная валюта, платежные документы и банковские платежные карточки международных платежных систем

Образцы товаров, мелкие предметы подарочного и иного характера

Специальный мешок с вложением печатных изданий (книг, газет, журналов и т. п.), для их пересылки одним отправителем в адрес одного получателя по одному месту назначения

Предметы культурно-бытового и иного назначения, не запрещенные законодательством к пересылке

Максимальный размер

Сумма длины, ширины и толщины не должна превышать 90,00 см, а наибольшее измерение — 60,00 см.

Для рулонов — сумма длины и двойного диаметра рулонов — не более 1 м 4 см (наибольшее измерение не должно превышать 90,00 см)

Сумма длины, ширины и толщины не должна превышать 90,00 см, а наибольшее измерение — 60,00 см.

Для рулонов — сумма длины и двойного диаметра рулонов — не более 1 м 4 см (наибольшее измерение не должно превышать 90,00 см)

Сумма длины и двойного диаметра рулонов — не более 17,00 см (наибольшее измерение не должно превышать 10,00 см)

Любое измерение не должно превышать 1,05 м. Сумма длины и наибольшего периметра (длины окружности) в любом направлении (кроме длины) не должна превышать 2,00 м.

Для громоздких посылок: любое измерение — не более 2,00 м, а сумма длины и наибольшего периметра — не более 3,00 м

Минимальный размер

9,00 см х 14,00 см

9,00 см х  14,00 см х  5,00 см

Масса

До 5 кг

До 2 кг

До 2 кг

До 30 кг

До 30 кг

Прилагаемые документы

В случае пересылки валюты Украины, иностранной валюты (даже в сумме до 100 дол. США), платежных документов и карточек в пределах установленных норм отправитель обязан предоставить заполненную таможенную декларацию CN 23

При отправке необходимо заполнить таможенную декларацию CN 22 с описанием вложения и указанием его стоимости

Отправитель обязан заполнить декларацию CN 22, а также адресный ярлык

На каждую посылку отправитель заполняет бланк СР 71 или бланк-пачку СР 72, а также таможенную декларацию CN 23 (не менее 3-х экземпляров)

Порядок отправления

Подаются в отделение почтовой связи или опускаются в почтовый ящик (в последнем случае на лицевой стороне бандероли в левом верхнем углу желательно написать: «Imprimes»)

Подаются в отделение почтовой связи. Отправителю выдается расчетный документ, подтверждающий прием отправления

Подаются в отделение почтовой связи. Отправителю выдается расчетный документ, подтверждающий прием отправления

Подаются в отделение почтовой связи. Отправителю выдается квитанция

Подаются в отделение почтовой связи в открытом виде с проверкой вложения

Порядок вручения получателю

Простые бандероли доставляются по указанному отправителем адресу в почтовый абонентский ящик или абонементский ящик; рекомендованные бандероли вручаются получателю под подпись

Доставляются адресату под подпись

Доставляются адресату под подпись

Доставляются адресату под подпись

Доставляются адресату под подпись

Примечания

При отправке в Канаду и Ирландию масса не должна превышать 2 кг

Разрешается пересылать наличную валюту в сумме, не превышающей эквивалент 300 евро (пункт 3 Инструкции № 148)

Рекомендованные мешки не разрешается пересылать в США и Канаду

Посылки с хрупким вложением или весом свыше 20 кг принимаются не во все страны

 

Как видно из таблицы, в основном отправления отличаются вложенной продукцией, весом и, конечно же, ценой пересылки. Дороже всего обходится отправление посылок, поэтому при наличии возможности выгоднее оформлять отправления как бандероль (к тому же и меньше проблем с документами). Для того чтобы определиться с ценой на пересылку товара «Укрпочтой», достаточно заглянуть в справочник на с. 42 — 45 этого номера.

Но какова бы ни была цена, наибольшей популярностью все-таки пользуются посылки. Это и понятно: ассортимент вложенного товара довольно широк, допуск по габаритам и массе — максимальный. Поэтому давайте рассмотрим самый сложный момент, который придется пройти при отправке посылки за рубеж, а именно заполнение документов.

 

Документы, прилагаемые гражданином к посылке

Итак, гражданин приходит на почту с товаром. Оператор выдает ему документы, которые обязательно нужно заполнить. Как правило, это два бланка: почтовый СР 71 и таможенная декларация CN 23. Рассмотрим, как их заполнить (в принципе, если что неясно, можно уточнить у работника почты).

 

СР 71

Бланк CP 71 заполняется в одном экземпляре латинскими буквами (украинское звучание) и арабскими цифрами.

Адрес отправителя указывается либо с помощью украинских букв, либо с помощью латинских, а цифры используются только арабские. При этом если адрес написан украинскими буквами, то название населенного пункта и страны все равно нужно продублировать латинскими. Таблица транслитерации (латинские буквы, соответствующие украинским) приведена в справочнике на с. 45 — 47 этого номера.

 


ПРИМЕР 1

Гражданин прописан по такому адресу: г. Харьков, ул. Селянская 34, кв. 98. Указать этот адрес в бланке СР 71 можно одним из двух способов:

1) Селянська 34, кв. 98; 61157 Харків, Україна (Kharkiv, Ukraina);

2) Selianska 34, app. 98; 61157 Kharkiv, Ukraina.


 

На международных почтовых отправлениях, которые пересылаются в страны СНГ, можно заполнять адреса отправителя и получателя на русском языке.

Адрес получателя может заполняться либо на языке страны назначения, либо латинскими буквами. Заметим, что у лица, которое отправляет посылку как гражданин (непредприниматель), могут возникнуть проблемы при отправке посылки на имя зарубежной фирмы (юрлица). Поэтому, чтобы избежать недоразумений на почте, возможно и на таможне, лучше поступить так: вписать адрес фирмы, не указывая ее названия, а в качестве получателя указать физлицо, которое работает в этой компании.

Не разрешается заполнение бланка СР 71 карандашом (кроме химического). Адреса отправителя и получателя, указанные на бланке СР 71, должны полностью совпадать с адресами, указанными на посылке.

Пример заполнения данного документа приведен в Порядке № 211 (рис. 3 на с. 31).

 

39808.GIF

Рис. 3. Образец заполнения почтового бланка СР 71

 

В правом нижнем прямоугольнике («Інструкції відправника на випадок невидачі») отправитель определяет, что делать с посылкой, если адресат ее не заберет. Пометка «Х» ставится в соответствующие поля:

— вернуть отправителю после истечения ___ дней (наземным транспортом или авиатранспортом);

— дослать получателю по адресу: ______________;

— вернуть отправителю сразу (наземным транспортом или авиатранспортом);

— обрабатывать как при отказе.

Наклейка со штрих-кодом приклеивается на почте и представляет собой регистрационный номер посылки. Под этим номером она и будет следовать к адресату.

 

CN 23

Таможенная декларация CN 23 заполняется на почте в момент упаковки посылки как минимум в трех экземплярах (на русском или украинском языке). Для стран, которые заявили о необходимости составления таможенных деклараций на других языках, название товаров должно дублироваться на украинском или русском языке (подстрочным переводом). В принципе, даже если для этих стран заполнить CN 23 на русском или украинском языке, посылку все равно должны принять (подпункт 4.4.1.1 Порядка № 211).

В таможенной декларации CN 23 указывается: наименование и полный адрес отправителя, наименования и полный адрес получателя (так же как и в бланке СР 71), подробный перечень вложения (его количество, масса каждого предмета и стоимость в национальной валюте). Каким-либо образом обобщать предметы при записи их в таможенную декларацию не разрешается.

Образец заполнения CN 23 показан в Порядке № 211 (рис. 4 на с. 32).

 

39809.GIF

Рис. 4. Образец заполнения таможенной декларации CN 23

 

CN 23 и прилагаемые к ней документы желательно поместить в прозрачный конверт (декларация должна быть хорошо видна). Инструкции по заполнению данного бланка расположены на его обратной стороне. Основные из них покажем в таблице на с. 31 — 32.

 

Правила заполнение таможенной декларации CN 23

Номер реквизита

Что указывать

1

2

Реквизит (1)

Необходимо подробно описать каждый предмет, содержащийся в посылке (например, «мужские рубашки из хлопка», «свитер женский», «куртка детская», «игрушка пластмассовая»). Нельзя обобщать названия (например: «запасные детали», «образцы», «одежда», «ношеные вещи», «сувенир», «подарок» и т. п.)

Реквизит (2)

Указывается количество, при необходимости — единица измерения отправляемых товаров

Реквизиты (3) и (4)

Указывается чистый вес каждого предмета (кг) и общий вес отправления с упаковкой (кг), который определяет оператор почтовой связи, взвешивая товары, подлежащие отправке

Реквизиты (5) и (6)

Указывается стоимость каждого предмета и общая стоимость посылки в соответствующей валюте (желательно иметь чек на приобретение отправляемых товаров)

Реквизиты (7) и (8)

Обязательно заполнять только при отправке посылки предпринимателем, а обычный гражданин может указать разве что страну происхождения товаров, т. е. страну, в которой они были произведены, изготовлены или укомплектованы

Реквизит (9)

Сумма тарифа, оплаченного за отправление на почте. Отдельно здесь можно указать любые другие сборы (например, страховой сбор)

Реквизит (10)

Ставится знак «Х» возле соответствующего вида отправления (подарок, документ, коммерческий образец, возврат товара и прочее). При этом под коммерческим отправлением подразумевается любой экспортируемый в рамках какой-либо сделки товар независимо от того, продается ли он за какую-нибудь сумму или обменивается без денег (коммерческое отправление, естественно, может быть отправлено только предпринимателем)

Реквизит (11)

Заполняется, если товар подпадает под карантин или под другие ограничения (например, продукты животного, растительного происхождения, пищевые продукты и т. д.)

Реквизиты (12), (13) и (14)

Отметка «Х» ставится в том случае, если вместе с товаром пересылается лицензия или сертификат, при этом указывается номер такого документа. Ко всем коммерческим отправлениям прилагается счет (разумеется, граждане коммерческие посылки не отправляют — это могут делать только предприниматели)

Реквизит (15)

Подпись отправителя и дата

 

Дополнительные документы

При отправке некоторых товаров у работников почты могут возникать сомнения, не является ли данный товар запрещенным к отправке. В частности, так бывает при пересылке сувениров, картин и иной продукции, которая теоретически может представлять культурную ценность (а такие товары, как мы выяснили, нельзя вывозить (рис. 2 на с. 27)).

Поэтому в спорных моментах необходимо к посылке приложить некоторые дополнительные документы, подтверждающие законность пересылки товаров. Такие документы могут потребовать как от гражданина, так и от предпринимателя. Покажем их в таблице на с. 33:

 

Документы, прилагаемые к посылке при отправке некоторых товаров

Товар

Документ

Нормативно-правовой акт

1

2

3

Значки, настольные медали, юбилейные и памятные монеты и банкноты, которые уже не являются средством платежа (кроме государственных и иностранных банкнот и монет, датированных 1960 годом и ранее)

Официально разрешение на вывоз культурных ценностей не требуется, но лучше обратиться в Государственную службу контроля за перемещением культурных ценностей и получить заключение о том, что данные товары не представляют культурной или исторической ценности

Приложение 1 к пункту 1.5 Инструкции № 258

Современные картины, сувениры, статуэтки, приобретенные на выставках, в магазинах

Чек или квитанция о покупке, подтверждающие, что такие товары являются современными.

При покупке картины художники по просьбе покупателя выдают справку (для вывоза за границу), подтверждающую, что картина не является культурной ценностью

Приложение 1 к пункту 1.5 Инструкции № 258

Иконы

Если икона изготовлена печатным способом, можно не прилагать никаких документов (но лучше, если будет чек на ее покупку).Если иконы старинные, лучше обратиться в Государственную службу контроля за перемещением культурных ценностей и получить разрешение на вывоз или подтверждение того факта, что икона не представляет культурной ценности

Приложение 1 к пункту 1.5 Инструкции № 258

Монеты и банкноты, выпущенные до 1960 года (включительно)

Свидетельство на право вывоза культурных ценностей

Пункт 1.6 Инструкции № 258

Часы (наручные, напольные, настенные)

Чек, квитанция, а также документ (паспорт), подтверждающий, что часы изготовлены после 1950 года *

Приложение 1 к пункту 1.5 Инструкции № 258

Музыкальные инструменты

Фабричный паспорт, или квитанция, или чек, или ярлык на инструменте и т. п., подтверждающие, что инструмент изготовлен после 1950 года *

Приложение 1 к пункту 1.5 Инструкции № 258

Ковры фабричного или ручного изготовления, ковровые и текстильные изделия

Документ, подтверждающий их покупку, а также тот факт, что они являются предметами массового производства и изготовлены после 1950 года *

Посуда и иные бытовые предметы из стекла, хрусталя, фарфора, фаянса, керамики, майолики, дерева, папье-маше и т. п.

Ювелирные изделия серийного производства из недрагоценных или полудрагоценных металлов

Игрушки из камня, соломы, металла, пластмассы

DVD-диски:

— лицензия на такой вид деятельности, как «экспорт дисков для лазерных систем считывания»;

— специальные идентификационные коды на диски (СIД-коды)

Пункты 2 и 5 статьи 5 Закона № 2953

1) продажа дисков за рубеж предпринимателем

2) отправка дисков за рубеж предпринимателем в почтовых или экспресс-отправлениях не для продажи или распространения

Статья 2 Закона № 2953

3) отправка дисков за рубеж гражданином-физлицом в почтовых или экспресс-отправлениях в количестве не более 20 штук (чтобы не возникало проблем с трактовой нормы, лучше отправлять по 19 штук)

 

4) отправка оборудования вместе с дисками и технической документацией

* Если таких документов нет, нужно получить в Государственной службе контроля за перемещением культурных ценностей заключение о том, что товары не представляют культурной ценности, или разрешение на их вывоз.

 

Адреса и телефоны территориальных органов Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей приведены в справочнике на с. 47 этого номера.

После того как все необходимые документы заполнены и поданы, посылка принимается к отправке. Самому гражданину-отправителю на таможню идти не нужно: почта самостоятельно произведет таможенное оформление посылки.

Заметим, что до 30.04.2010 г. непосредственно на почте (без посещения таможни) гражданин мог оформить только те посылки, стоимость которых не превышала эквивалент 200 евро (пункты 3 и 7 Порядка таможенного контроля почтовых отправлений). А вот с 30.04.2010 г. без посещения таможни уже можно оформлять и отправлять посылки стоимостью не более 1000 евро и весом не более 100 кг (постановление № 215).

При этом следует учесть, что таможенные сборы не уплачиваются только в том случае, когда стоимость посылки не превышает 200 евро (пункт 36 Правил № 270, статья 250 ТКУ, подпункт 4.4.1.3 Порядка № 211).

 

Как проследить за посылкой, пока она в пути

Во время оформления посылки нужно аккуратно собрать и сохранить у себя все квитанции, чеки, а также сделать копии заполненных документов (СР 71, CN 23). Эти документы пригодятся в случае, если с посылкой что-то произойдет и придется потребовать возмещения ее стоимости.

Кроме того, в каждом из перечисленных документов указан единый регистрационный номер посылки (в «Укрпочте» он называется «идентификатор международного почтового отправления»). Знать его очень важно, поскольку под ним посылка идет адресату и ее путь можно отслеживать на сайте «Укрпочты» (http://www.ukrposhta.com) в разделе «On-line сервіси  Відстеження пересилання поштових відправлень».

Как найти регистрационный номер в документах? На бланках СР 71, CN 23 это штрих-код, возле которого указан 13-символьный буквенно-цифровой номер посылки (рис. 5):

 

39810.GIF

Рис. 5. Идентификатор посылки (для отслеживания ее пути)

 

(1) — две буквы, (2) — девять цифр; (3) — две буквы, которые соответствуют коду страны отправителя (если посылка отправляется из Украины, то это буквы UA).

 


ПРИМЕР 2

На рис. 3 и 4 идентификатор международного почтового отправления — CV 010000186 UA.


 

Как получить оплату от клиентов

Существует несколько способов получить деньги от иностранного клиента, выступая как гражданин. При этом следует помнить, что такие средства должны поступать как бы не от предпринимательской деятельности. Итак, использовать можно:

1) валютный счет гражданина, на него может зачисляться валюта в таком виде:

— валюта, полученная из-за границы от юридического лица — нерезидента в виде заработной платы, премии, приза, авторского гонорара, возмещения причиненного ущерба, страхового возмещения, алиментов;

— валюта, полученная как наследство;

— валюта, полученная как финансовая помощь;

— валюта из других источников, не подходящих для получения денег за посылку (пункт 7.12 Инструкции № 492).

Для того чтобы банк не сообщил налоговикам о поступлении на счет гражданина-физлица денег, которые носят характер предпринимательской выручки, нужно быть осторожным и знать, что банки сообщают налоговикам о своих операциях, только если:

— единоразовая сумма платежа, полученная на счет, превышает 80000 грн. (для инвалюты — эквивалент 80000 грн.), по неофициальным данным — если превышает 50000 грн.;

— денежные средства поступили из-за рубежа с анонимного счета;

— средства поступили от физлиц, которые проживают в странах, не участвующих в международном сотрудничестве по предотвращению отмывания денег, и др. (статьи 11 и 12 Закона № 249).

В остальных случаях налоговики вряд ли узнают об использовании «непредпринимательского» счета для получения денег за посылки, поскольку операции по счетам клиентов являются банковской тайной и не подлежат разглашению (статья 60 Закона о банках);

2) переводы по системе Western Union. Их преимущество — скорость, недостаток — очень высокая комиссия. При этом зарубежный клиент, отправляя деньги, обязательно должен указать, что перевод не связан с ведением коммерческой деятельности (иначе этот перевод за границей просто не отправят);

3) переводы по системе MoneyGram. Это аналог Western Union, отделившийся от нее в свое время и ставший самостоятельным брендом. В данном случае применяются те же принципы работы, что и в Western Union: высокая скорость перевода, не нужно открывать счет, однако перевод может получить только физлицо (т. е. перевод не может быть связан с предпринимательской деятельностью). Комиссия MoneyGram несколько ниже, чем у Western Union, что делает данную систему более привлекательной.

Кроме Western Union и MoneyGram, существуют менее популярные, но более дешевые системы международных переводов, ориентированные как на дальнее зарубежье, так и на страны СНГ. Подробнее о них см. «СД», 2009, № 9, с. 46;

4) WebMoney — электронные деньги, ими можно рассчитываться через Интернет. Обналичить WebMoney можно через специальные обменники, переводом на банковские счета (для этого нужно сначала открыть в банке текущий или карточный счет), просто обменявшись со знакомыми, которым нужны WebMoney (подробнее об обналичивании электронных денег можно узнать на самом сайте webmoney — http://www.webmoney.ru/rus/withdrawfunds/wmz/index.shtml);

5) именной чек — при этом варианте зарубежный клиент выписывает чек на имя физлица и присылает его по почте в Украину. Преимущество использования чеков: не нужно открывать банковский счет, обналичить чек можно в любом банке, достаточно отнести его в кассу и получить наличные. Недостаток — длительное обналичивание, поскольку сам чек будет идти в Украину определенное время (хотя бы неделю), а затем банк будет обрабатывать его весьма долго (как правило, это занимает от 1 до 3 месяцев).

 

Итак, мы разобрались с тем, как отправить посылку по «Укрпочте», выступая в качестве гражданина-физлица. Давайте теперь рассмотрим, чем будут отличаться в этом же случае действия предпринимателя.

 

Что нужно предпринимателю, чтобы отправить посылку

Если предприниматель решил действовать официально и не скрывать свой предпринимательский статус при экспорте товара (даже если экспорт будет идти в виде посылок), ему придется пройти как минимум 4 обязательных шага:

— шаг 1: открыть валютный счет;

— шаг 2: зарегистрироваться на таможне;

— шаг 3: заключать письменные договоры с покупателями;

— шаг 4: перед отправлением посылок за рубеж посещать таможню и оформлять там товар на экспорт, и только после этого отправлять посылку.

Теперь подробнее.

 

Валютный предпринимательский счет

Валютный счет необходим предпринимателю по двум причинам: во-первых, на него должна поступать выручка от иностранных клиентов, а во-вторых, он пригодится для прохождения аккредитации на таможне.

Валютный счет открывается либо в одной валюте (евро, или доллар, или рубли и т. д.), либо мультивалютный (допускающий зачисление на него различных валют).

Если у предпринимателя никакого счета в банке не было вообще, он подает заявление об открытии текущего счета в инвалюте, а также заверенные нотариально копии таких документов:

— свидетельства о госрегистрации;

— документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе;

— документа, подтверждающего регистрацию в Пенсионном фонде;

— карточку с образцами подписей предпринимателя и его доверенных лиц (если есть печать, то и с оттиском печати), причем карточку можно заверить нотариально или подписью уполномоченного работника банка;

— документа, который подтверждает регистрацию в Фонде социального страхования от несчастных случаев (такой документ нужен только в том случае, если предприниматель использует наемный труд) — подпункт 3.4 Инструкции № 492.

Кроме того, при себе нужно иметь паспорт и справку о присвоении идентификационного номера.

Если же в этом банке предпринимателю уже был открыт счет (например, гривневый), то для открытия валютного счета можно ограничиться только заявлением и карточкой с образцами подписей (подпункт 3.9 Инструкции № 492).

Осуществляя экспорт, важно соблюдать такое правило: оплата за отгруженный товар должна прийти в полной сумме не позже 180 дней после оформления товара на экспорт (180 дней отсчитываются от даты оформления экспортной грузовой таможенной декларации — ГТД). В противном случае предпринимателю насчитают пеню в размере 0,3 % от недополученной выручки за каждый день просрочки ее получения справка 3(статья 1 Закона № 185).

Что касается использования выручки, полученной из-за рубежа на валютный счет, то здесь есть некоторые неудобства. Средства с валютного счета можно использовать только так:

— оплатить товары/услуги нерезидентам;

— положить на депозитный счет;

— погасить валютный кредит (но только в том случае, если кредит был оформлен на физлицо-предпринимателя, а не на гражданина);

— выдать работнику в качестве аванса на загранкомандировку.

А вот снять наличную валюту непосредственно с валютного счета нельзя (пункты 5.4 и 5.6 Инструкции № 492). Единственным законным способом получить ее на руки является продажа валюты банком на межбанковском рынке и зачисление вырученных гривень на текущий счет предпринимателя. Гривни можно снимать и использовать как угодно без каких-либо ограничений (в том числе за них можно снова купить валюту, при этом никуда не денешься от двойной потери на курсе).

 

Аккредитация на таможне

Итак, валютный счет открыт. Но прежде чем заняться пересылкой товара, нужно стать на учет в таможне в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эта процедура называется «пройти аккредитацию на таможне». О том, как она происходит, мы писали в «СД», 2008, № 15, с. 17. С тех пор ничего не изменилось. Напомним основное.

Для аккредитации нужно заполнить на таможне учетную карточку субъекта ВЭД (на компьютере или печатной машинке в 2-х экземплярах), а также предоставить копии некоторых документов:

— свидетельство о госрегистрации;

— справку о наличии текущего гривневого и/или валютного счета (заверяется самим банком);

— паспорт, а также образцы подписей предпринимателя и его наемных работников, ответственных за работу с таможней (при наличии печати — образец ее оттиска).

После подачи документов предпринимателю выдадут карточку субъекта ВЭД (ориентировочно в течение 15 дней).

Зарегистрироваться на таможне можно также с помощью специальных фирм, готовых взять на себя все заботы, связанные с аккредитацией справка 4.

 

Договор (контракт)

Отношения между субъектами ВЭД обязательно оформляются письменным договором (контрактом) — статья 6 Закона о ВЭД.

Для того чтобы упростить зарубежным клиентам процесс ознакомления с контрактом, его нужно представить им на их языке (иностранном) в электронном виде. В то же время наше законодательство требует наличия украинской копии (заверенной нотариально). Чтобы не делать двойную работу, советуем составить текст контракта на украинском языке и параллельно на языке зарубежного клиента (в две колонки).

Само содержание ВЭД-договора не может быть произвольным, оно строго описано в Положении № 201. В соответствии с этим документом контракт должен, как минимум, включать следующую информацию:

— название контракта (например, договор купли-продажи, договор поставки);

— номер контракта (произвольный набор букв и/или цифр);

— дату заключения и место заключения контракта (например, Liege — Харьков, но лучше указывать только зарубежный адрес);

— цену товара и общую сумму контракта (и валюту);

— валюту платежа (обычно совпадает с валютой общей суммы);

— количество и качество товара, подлежащего продаже;

— упаковку и маркировку товара;

— указывается, каким образом и в какие сроки будет поступать оплата за товар;

— условия сдачи и приема товара (в нашем случае почтовое отправление) и базисные условия поставки в соответствии с правилами ИНКОТЕРМС справка 5;

— санкции за нарушение условий контракта;

— претензии;

— форс-мажор;

— порядок урегулирования споров;

— реквизиты каждой из сторон (название компании, ее статус, почтовый адрес, страна);

— банковские реквизиты каждой из сторон.

Договор будет считаться действительным при наличии на нем двух подписей: предпринимателя и клиента. Для этого удобно поступать так:

— действие 1: договор отправляется клиенту (например, по e-mail);

— действие 2: клиент подписывает договор и ставит печать (если она есть; о том, как быть, если ее нет, скажем далее), сканирует его и отправляет обратно предпринимателю;

— действие 3: предприниматель распечатывает договор, подписывает его и ставит печать (в принципе для предпринимателя печать необязательна, но некоторые банки ее требуют).

При этом лучше включить в текст договора пункт о том, что копия договора (контракта), переданная факсом или по е-mail, приравнивается к оригиналу.

Теперь о печати. В том случае, когда украинский предприниматель заключает договор с зарубежным юрлицом (предприятием), печати клиента на договоре может и не быть. Вместе с тем таможенники нередко отказывают в оформлении товара, если на ВЭД-договоре нет печатей, хотя поступать так они не вправе. Аргументы против подобных действий таковы:

1) если местом заключения договора является Украина, то работает украинское законодательство. Следовательно, физлицо-предприниматель может не использовать печать при заключении договоров (письмо Минюста от 14.04.2004 г. № 19-5-381), а вот печать юрлица-клиента (несмотря на то что клиент — зарубежное юрлицо) на ВЭД-договоре нужна. Тем не менее, даже если клиент свою печать не поставил, это не повод признать договор с ним недействительным (письмо Минэкономики от 30.03.2005 г. № 83-24/217, фрагмент письма см. в конце статьи);

2) если местом заключения договора является зарубежный пункт (выше мы советовали указывать именно его), действует зарубежное законодательство (т. е. украинское законодательство на такой ВЭД-договор не распространяется). Поэтому в данном случае иностранные клиенты не обязаны заверять договор печатью, если этого не требует законодательство их страны (кстати, печати у них может вообще не быть, поскольку иностранное законодательство нередко разрешает своим предприятиям обходиться без печати, например законодательство США).

 

Документы на пересылку товаров

В отличие от граждан предприниматели обязаны самостоятельно оформлять товар, предназначенный для международной посылки, на таможне. Поэтому, для того чтобы отправить международную посылку, им придется оформить документы в двух инстанциях: и на таможне, и на почте (рис. 6).

 

39811.GIF

Рис. 6. Документальное оформление посылки, отправляемой за рубеж предпринимателем

 

Теперь рассмотрим подробнее. О карточке субъекта ВЭД и о ВЭД-договоре мы уже говорили.

Счет, выписанный покупателю (инвойс), заполняется в нескольких экземплярах с учетом следующих нюансов:

— для каждого наименования товара нужно заполнять отдельную строку;

— в описании товара нельзя прибегать к общим формулировкам (например, «подарок», «помощь» и т. п.), необходимо максимально подробно указать наименование товара (желательно, чтобы оно соответствовалоУКТ ВЭД); название модели; номера частей и серийные номера (если они есть); материал, из которого изготовлен товар; код УКТ ВЭД (если он известен) и др.;

— по каждому товару, вложенному в посылку, должны быть указаны его цена, количество, единица измерения и общая стоимость;

— в реквизитах платежа желательно указать номер и дату контракта, чтобы не было проблем с получением оплаты;

— в инвойсе следует указать условия поставки товара, указанные в контракте, в соответствии с правилами ИНКОТЕРМС справка 5.

Справка об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества выдается в налоговом органе по месту жительства предпринимателя (совместное письмо НБУ, ГНАУ и ГТСУ от 09.01.98 г. № 13-226/53-188/206/10/22-0117/11/3-247).

Почтовая форма СР 71 и таможенная декларация CN 23 заполняются в том же порядке, который предусмотрен для граждан (см. выше). После их заполнения работник таможни на форме CN 23 проставляет отметку: «Под таможенным контролем, экспорт» и указывает номер ГТД в графе «Примечания». Наличие отметки и штампа является основанием для приема посылки на почте.

ГТД оформляется в том случае, если таможенная стоимость товаров, вложенных в посылку, превышает эквивалент 100 евро (пункт 11 Положения № 574). Для расчета стоимости товара используется курс НБУ на дату отправки.

Письмо-уведомление составляется, если таможенная стоимость товаров, вложенных в посылку, равна 100 евро или меньше. Оно распечатывается в специальной программе.

Теоретически и ГТД, и письмо можно заполнять самостоятельно, но на практике для этого нужны специальные знания. Поэтому, как правило, субъекты ВЭД обращаются за помощью по составлению таких документов к таможенным брокерам. Во-первых, это позволяет сэкономить время на изучении всех правил заполнения ГТД (а заполнить ее не так и просто) и письма. Во-вторых, брокеры в силу специфики своей работы имеют налаженные личные контакты с таможенниками, что зачастую значительно упрощает процедуру таможенного оформления товара.

Если отсылаемый товар требует приложения определенных дополнительных документов (см. таблицу «Документы, прилагаемые к посылке при отправке некоторых товаров» на с. 33), их тоже лучше взять с собой.

Уточнить для себя конкретные вопросы, связанные с экспортным оформлением товаров, можно, позвонив в региональное отделение своей таможни (например, в Харькове по тел. 712-39-14).

Как только документы на таможне оформлены, предприниматель может идти на почту и отправлять посылку. На почте ему придется заполнить еще один документ — ф. 103, независимо от того, сколько посылок он отправляет (одну или несколько). Образец заполнения данной формы приведен в Порядке № 211 и выглядит так (рис. 7 на с. 39).

 

39812.GIF

Рис. 7. Образец заполнения списка почтовых отправлений (ф. 103)

 

При заполнении ф. 103 важно проследить, чтобы подписи, указанные на ней, соответствовали подписям в CN 23 (т. е. оба документа должен заполнять один и тот же человек: либо предприниматель, либо его работник, ответственный за таможенное оформление посылок).

Проследить путь отправленной посылки можно по регистрационному номеру (см. раздел «Как проследить за посылкой, пока она в пути»).

 

Таможенные платежи

При экспорте предприниматели уплачивают только таможенный сбор (НДС не уплачивается, а таможенная пошлина уплачивается в очень редких случаях).

Но даже таможенный сбор можно не уплачивать, если стоимость посылки меньше 100 дол. США (постановление № 65).

А вот за товар стоимостью от 100 до 1000 дол. США придется уплатить таможенный сбор в размере 5 дол. США. Поэтому выгоднее всего отправлять за рубеж мелкие посылки, стоимость которых не превышает 100 дол. США (и оформить проще, и платить на таможне придется меньше).

 

Как отразить валютную выручку в Книге ф. № 10

Валютная выручка в Книге ф. № 10 отражается в гривнях по курсу НБУ, действующему на момент ее зачисления на валютный счет (гривневый эквивалент полученной валюты удобно взять из выписки банка). Тот факт, что валюта, прежде чем попасть на валютный счет, сначала зачисляется на распределительный, предпринимателя смущать не должен. ГНАУ считает, что выручка должна рассчитываться по курсу, действующему на момент ее зачисления именно на текущий (валютный) счет, а не на распределительный (письмо от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417, и хотя данное разъяснение налоговиков касается юрлиц, на наш взгляд, приведенные в нем рассуждения в равной мере относятся и к предпринимателям).

Но это еще не все. Допустим, валюта продана на межбанковском рынке (для того чтобы получить гривни и свободно их использовать), в результате на гривневый счет поступает некоторая сумма от продажи валюты.Нужно ли ее отражать в Книге ф. № 10? На наш взгляд, нет.

Дело в том, что отражать доходы и расходы при продаже валюты требует только статья 7 Закона о налоге на прибыль. Однако ее действие распространяется исключительно на юридических лиц. Физлица-предприниматели даже при работе на общей системе налогообложения руководствоваться данной нормой не обязаны, поскольку из Закона о налоге на прибыль используют только статьи 5 и 8, и то для формирования своих расходов, а не дохода (статья 13 Декрета № 13-92).

Что касается физлиц-единоналожников, то они требования статьи 7 Закона о налоге на прибыль не обязаны применять и подавно. Кроме того, средства, полученные ими от продажи валюты, не являются выручкой в понимании Указа № 746, так как поступают не от продажи продукции (товаров, работ, услуг), как того требует статья 1 данного Указа, а от продажи валюты.

 

Посылки ускоренной почты

Для того чтобы быстро доставить посылку в любую точку мира, предприниматели и граждане могут прибегнуть к услугам профессиональных перевозчиков и отправить через них товар в виде экспресс-отправления (DHL, UPS, FedEx, TNT и др.). Однако этот способ обойдется гораздо дороже почтовых отправлений. Причем если мы говорим о мелком экспорте, то зачастую поступать так невыгодно в силу того, что стоимость самой посылки может быть в разы меньше, чем стоимость ее доставки.

Некоторый компромисс между скоростью и ценой представляет международная ускоренная почта EMS (т. е. ускоренное почтовое отправление). В Украине такие услуги предоставляет Государственное предприятие специальной связи «EMS Ukraine».

В посылках EMS пересылаются те же товары, которые разрешены для пересылки в обычных почтовых посылках (т. е. действуют те же запреты и требования). Ограничения по размеру посылок EMS таковы: любой размер не должен превышать 1 м 50 см; сумма длины и наибольшего периметра (длины окружности) в любом направлении (кроме длины) не должна превышать 3 м.

Прием посылок для отправки международной ускоренной почтой осуществляется либо в соответствующем почтовом отделении, либо с помощью курьера, которого можно вызвать на дом по телефону (телефоны узлов специальной связи «EMS Ukraine» см. в справочнике на с. 48 этого номера).

Посылки от граждан-физлиц принимаются в открытом виде, а от предпринимателей — в закрытом после оформления на таможне. Порядок документального оформления такой же, как и при отправке посылок обычной почтой (разве что вместо почтовых бланков СР 71 и ф. 103 для заполнения выдадут аналогичные бланки-EMS, а что касается CN 23, то она заполняется на стандартном бланке).

Срок доставки отправления оговаривается индивидуально с клиентом и в основном составляет 4 — 7 дней. Кроме того, можно за дополнительную плату заказать доставку посылки в указанный отправителем день или на второй, третий или седьмой день после отправки (для сравнения — обычной почтой посылка доставляется в среднем в течение месяца).

В зависимости от веса посылки и страны, в которой находится получатель, а также от сроков доставки определяется стоимость пересылки. Максимальный размер услуг «EMS Ukraine» можно узнать на сайте (http://www.emsukraine.com.ua) в разделе «Тарифы» — «на услуги EMS».

 

Выводы

Для того чтобы максимально упростить экспортные формальности, можно отправить товар за рубеж, воспользовавшись услугами почты или ускоренной международной почты (EMS). В первом случае меньше цена, во втором — больше скорость и надежность.

Отправляя посылку за рубеж, физлицо может выступать:

1) в качестве обычного гражданина (товар оформляется непосредственно на почте, посещать таможню и уплачивать таможенные сборы не нужно, если стоимость товара не превышает эквивалент 200,00 евро);

2) в качестве предпринимателя (товар, предназначенный для вложения в посылку, оформляется непосредственно на таможне; причем до его отправления необходимо зарегистрироваться на таможне, открыть валютный счет и заключить письменный контракт с клиентом; таможенный сбор уплачивается, если стоимость посылки больше эквивалента 100 дол. США).

Конечно, заниматься экспортом в качестве предпринимателя гораздо сложнее, чем делать это же от лица гражданина. Но следует учесть, что второй вариант более рискованный (чреват даже уголовной ответственностью), особенно если на счет физлица из-за рубежа довольно часто будут поступать крупные суммы денежных средств. Поэтому ответ на вопрос о том, как лучше организовать мелкий экспорт, зависит от ситуации и от предпочтений самого предпринимателя.


Справочная информация (справка)

1 С 30.04.2010 г. в соответствии с пунктами 3 и 7 Порядка таможенного контроля почтовых отправлений оформлять товары на таможне и заполнять ГТД гражданам придется только в том случае, если стоимость товаров, вложенных в почтовую посылку, превышает эквивалент 1000 евро, а вес превышает 100 кг.

2 С 30.04.2010 г. в соответствии с пунктом 28 Порядка таможенного контроля экспресс-отправлений такие товары можно пересылать в международных экспресс-отправлениях (через перевозчика), если их стоимость не превышает 200 евро, а общий вес не превышает 50 кг (кроме огнестрельного оружия всех видов и боеприпасов к нему, холодного оружия и иных предметов, специально предназначенных для нападения или обороны, лекарственных средств, радиоактивных веществ).

3 Получается, что пострадавшая сторона (предприниматель, который не получил вовремя выручку) еще и наказывается (на него налагается пеня). Поэтому лучше брать плату за товары наперед и уже потом отправлять их в посылке за рубеж. В основном при мелком экспорте (особенно через интернет-магазины) так и происходит.

Например, ЧП «Харьков-Терминал» предлагает провести аккредитацию за 240,00 грн. (http://kharkov-terminal.com.ua/price.php).

5 Международные правила ИНКОТЕРМС определяют, кто будет нести затраты по доставке товара — продавец или покупатель. При отправке товаров почтой логично предусмотреть условие поставки DAF или FCA (местонахождение покупателя). Ознакомиться с ними подробнее можно в справочнике на с. 48 этого номера.

 


Об обязательности печати на договоре с нерезидентом

 

Письмо Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 30.03.2005 г. № 83-24/217

(извлечение)

 

<…>

В соответствии с частью первой статьи 181 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV хозяйственный договор по общему правилу излагается в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями. Допускается заключение хозяйственных договоров упрощенным способом, т. е. путем обмена письмами, факсограммами, телеграммами, телефонограммами и т. п., а также путем подтверждения приема к выполнению заказов, если законом не установлены специальные требования к форме и порядку заключения данного вида договоров.

Частью второй пункта 2 статьи 207 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV установлено, что сделка, совершаемая юридическим лицом, подписывается лицами, уполномоченными на это его учредительными документами, доверенностью, законом или другими актами гражданского законодательства, и скрепляется печатью.

Статьей 6 Закона Украины от 16.04.91 г. № 959-ХII «О внешнеэкономической деятельности» определено, что форма внешнеэкономического соглашения определяется правом места ее заключения. Соглашение, заключенное за рубежом, не может быть признано недействительным вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования законов Украины.

Таким образом, законодательством Украины не установлено четкое требование относительно обязательности оттиска печати юридического лица — нерезидента на внешнеэкономическом договоре, заключаемом за рубежом, если такое требование не предусмотрено правом места его заключения.

<…>

 

Заместитель Министра

Д. Белокуров




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)