651 0

«Нормальные» расходы для предпринимателя на общей системе

Тот факт, что учет расходов для предпринимателей на общей системе дело очень важное, сомнений не вызывает. Нормативными документами предусмотрены два способа определения расходов на усмотрение предпринимателя: на основе первичных документов и норм, указанных в Инструкции № 12. Первый из них наиболее распространен, хотя и сложен в организационных вопросах, второй, наоборот, упрощает бумажную волокиту, но не всегда целесообразен в применении.

Подробнее о том, что собой представляет учет расходов по нормам, мы поговорим в данной статье.


Документы статьи

Декрет о подоходном налоге — Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Инструкция № 12 — Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГНАУ от 21.04.93 г. № 12.

 

Учет расходов по нормам

В статье 13 Декрета о подоходном налоге и статье 13 Инструкции № 12 сказано, что для предпринимателя на общей системе «общим налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, т. е. разница между валовым доходом (выручкой в денежной и натуральной форме) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются налоговыми органами при проведении окончательных расчетов по нормам в процентах к валовому доходу».

Перечень норм (в процентах к валовому доходу) и соответствующих им видов деятельности содержится в приложении 6 к Инструкции № 12 (см. с. 25 этого номера).

Проще говоря, предпринимателю предоставлены два способа определения величины расходов. Первый — на основании подтверждающих документов, обосновывающих расходы справка 1. Второй применяется, если предприниматель не «соберет» такие документы. Тогда расходы по его инициативе могут определяться налоговиками по нормам.


Пример. Предприниматель (плательщик НДС) осуществляет торговую деятельность (продажа косметических средств). По итогам I квартала он получил доход в сумме 60000,00 грн. (выручка без НДС — 50000 грн., сумма НДС — 10000 грн.) Метод определения расходов — по нормам.

Чтобы определить величину расходов, которые будут ему засчитаны, находим в приложении 6 к Инструкции № 12 «Осуществление иных видов деятельности, включая торговлю». Норма расходов, соответствующая этому виду деятельности, — 25 %. Значит, сумма расходов, которую можно учесть в I квартале, равна: 50000,00 х 25 : 100 = 12500,00 грн.

Таким образом, чистый доход в I квартале составит: 50000,00 грн. - 12500,00 грн. = 37500,00 грн.

Налог с доходов соответственно равен: 37500,00 х 15 : 100 = 5625,00 грн.


 

Неизменные правила для «общесистемщиков»

Прежде чем рассмотреть нюансы учета расходов по нормам для тех, кто его выберет, обратим внимание на следующие нюансы:

1. Предприниматели обязаны вести учет доходов и отражать их в Книге ф. № 10 по дате получения выручки за проданный товар (услуги, выполненные работы).

2. Доход предпринимателя на общей системе налогообложения представляет собой всю выручку, полученную им в денежной или натуральной форме. Документальным основанием для отражения доходов могут служить платежки, кассовые документы и т. д.

3. Сохраняются все правила, предусмотренные для предпринимателей на общей системе, относительно порядка исчисления величины налога с доходов:

— за налоговые отчетные периоды (квартал, полугодие, три квартала, год); декларация подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного периода;

— уплата авансов по налогу с доходов (авансовый платеж за I квартал — до 15 марта, авансовый платеж за II квартал — до 15 мая, авансовый платеж за III квартал — до 15 августа, авансовый платеж за IV квартал — до 15 ноября);

— уплата налога с доходов в течение 30 дней после окончательного расчета и получения уведомления налогового органа о его доначислении.

Окончательный расчет производится по итогам года (по итогам декларации за год). Тем не менее иногда налоговики могут настаивать на ежеквартальном окончательном расчете (по итогам квартальных деклараций). Заметим, что законодательство по этому поводу настолько неконкретно, что оспаривать ежеквартальный окончательный расчет в этом случае сложно. По итогам окончательного расчета производится либо доплата недостающей суммы, либо возврат (зачет в счет будущих платежей).

4. Если правила уплаты других налогов, сборов, применения РРО требуют получения и хранения документов, то предприниматель обязан выполнить эти правила. Речь идет об НДС, документах об уплате взносов в Пенсионный фонд и т. д., «зарплатных» платежей и т. д.

 

Как заполнять Книгу ф. № 10 и что указывать в декларации о доходах

Предприниматель ведет учет своих доходов и расходов на основании Книги ф. № 10. Общие правила отражения записей в этой Книге приведены в письме ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886. Книга заводится самим предпринимателем по форме, установленной Инструкцией № 12 с учетом требований налоговой. Она нумеруется, прошнуровывается и регистрируется в налоговом органе в момент постановки предпринимателя на учет.

Если предприниматель ведет учет расходов без документального подтверждения (по нормам), то в течение квартала графа «Расходы» его Книги ф. № 10 может оставаться незаполненной.

В течение квартала суммы доходов отражаются в Книге ф. № 10 на дату их получения (для предпринимателей — плательщиков НДС на общей системе заметим, что доходы в Книгу ф. № 10 записывают без НДС), из которой переносятся итоговой суммой в пункт 1.3 раздела 1 декларации о доходах.

Если предприниматель намерен уведомить налоговый орган о своем желании воспользоваться нормами расходов согласно приложению 6 к Инструкции № 12, то в декларации (в графе «Расходы») достаточно просто указать: «расходы по нормам» или нечто подобное. Еще раз отметим, что согласно Инструкции № 12 нормы расходов применяются налоговиками, а следовательно, они сами определят величину расходов.

 

Правила «эксплуатации» расходов по нормам

 

Вопрос

Ответ

У предпринимателя несколько видов деятельности. Можно ли по каждому применять разный способ определения расходов: по одному из них с документальным подтверждением, по другому — по нормам?

Нет. Сумма расходов предпринимателя определяется совокупно по всем видам деятельности, так как именно за отчетный период определятся сумма налога с доходов от деятельности предпринимателя в целом. Кроме того, расходы по нормам предпринимателю рассчитывают представители налогового органа, при условии, что он отказывается от документального подтверждения. Поэтому ни в Книге ф. № 10, ни в декларации о налоге с доходов никаких сведений о расходах не будет. Если же налоговики увидят какие-либо данные о расходах в отчетности или Книге ф. 10, то определять по нормам затраты для другого вида деятельности не будут, а просто-напросто для расчета чистого дохода и налога с доходов возьмут только подтвержденные расходы (по одному виду деятельности)

Предприниматель ведет учет расходов на основании подтверждающих документов. В некоторых кварталах календарного года у него расходы практически отсутствуют. Может ли он по своему усмотрению в одних кварталах вести документы, а в других применять нормы?

Нет. Заметим, что ни в Декрете о подоходном налоге, ни в Инструкции № 12 об этом ничего не сказано. Тем не менее мы должны принять к сведению следующее. Окончательный расчет по налогу с доходов происходит либо по итогу каждого отчетного периода (квартал, полгода, три квартала, год), либо в конце года. То есть налог с доходов рассчитывается нарастающим итогом, поэтому в течение всего отчетного периода должен соблюдаться единый принцип определения расходов. Опять же, если в какой-либо декларации предприниматель покажет часть расходов, подтвержденных документами, то «досчитывать» по нормам ему налоговики уже не будут и расходы будут занижены. Например, в I квартале предприниматель отражал расходы по документам и отразил их в квартальной декларации. В декларации за полгода предприниматель должен показать расходы за I и II квартал нарастающим итогом (вместе). Если в полугодовой декларации он покажет сумму расходов за I квартал (по документам), то даже при условии, что доход увеличился, досчитывать расходы по нормам за II квартал налоговики не будут

 

Как выгоднее считать расходы

Вариант учета расходов по нормам, с одной стороны, достаточно прост и освобождает предпринимателя от дополнительных затрат времени на ведение учета расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но с другой — его применение в большинстве случаев экономически нецелесообразно по той причине, что реальные (фактические) затраты, как правило, превышают установленный норматив.

Кроме того, такой метод отражения расходов не учитывает, что у предпринимателя каждый квартал могут быть постоянные затраты на оплату труда работников, арендную плату, коммунальные платежи и т. д.

По сути такой способ определения расходов подходит предпринимателям без наемных работников, которые получают в течение кварталов календарного года равномерные доходы. Причем такие доходы должны перекрывать не только затраты на закупку товаров или материалов, инструментов для выполнения работ, но и постоянные расходы.

 

Выводы

Предприниматели на общей системе могут выбрать учет расходов по нормам вместо подтверждения документами, на свое усмотрение.

Преимущества такого способа — отсутствие бумажной волокиты и необходимости заполнять графу «Расходы» в Книге ф. № 10 и декларацию о доходах. Рассчитывать величину расходов предпринимателя по нормам будут налоговики.

Если правила налогового учета других налогов, в частности НДС, требуют наличия документов, например налоговых накладных, то они должны быть у предпринимателя.

Вариант учета расходов по нормам выгоден далеко не всем предпринимателям, а только тем, у кого минимум постоянных расходов (аренда, зарплата работников, коммунальные платежи и т. д.) и в течение года равномерные стабильные доходы. Причем процент расходов по нормам должен быть равен или перекрывать квартальные расходы предпринимателя.


Справочная информация (справка)

В состав расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в состав валовых расходов производства (обращения) или подлежат амортизация согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

 

Нормы расходов для определения налогооблагаемого дохода предпринимателей на общей системе налогообложения, не использующих документальное подтверждение расходов (приведенные в приложении 6 к Инструкции № 12)

Вид деятельности

Нормы (в процентах к сумме валового дохода)

I. Изготовление

Столярных изделий

60

Изделий из жести

60

Обуви женской

60

Обуви мужской

60

Одежды верхней из меха

55

Одежды вязаной

55

Свадебных нарядов

55

Головных уборов из меха

55

Одежды верхней

50

Пуховых платков вязаных

50

Головных уборов вязаных

50

Ковров тканых

50

Одежды легкой

50

Памятников

50

Искусственных цветов

50

Галантереи

50

Бижутерии

45

Макраме, кружев

45

Головных уборов из тканей

45

Похоронных венков

45

Садово-огородного инструмента

45

Гончарных изделий

45

Конфет

45

Прохладительных напитков

45

Вафельных коржей

45

Рыболовецких снастей

40

Корзин из лозы

35

Малярных щеток

35

Веников из сорго

35

Изделий из гипса

30

Клеток для птиц

30

Гашение извести

30

II. Предоставление услуг

Услуги грузовым автотранспортом

55

Ремонт и строительство жилья

50

Вспашка приусадебных земельных участков

50

Ремонт обуви

45

Выделка шкур

45

Вулканизация камер

45

Зубопротезирование

45

Рихтовка и покраска автомобилей

45

Техническое обслуживание автомобилей

45

Услуги пассажирским автотранспортом

45

Ремонт бытовых машин и приборов

40

Ремонт радио- и телевизионной аппаратуры

40

Распил дров

40

Музыкальное обслуживание

35

Ремонт часов

35

Видео- и звукозапись

30

Гравировка

30

Фотографические работы

25

Парикмахерские услуги

25

Педикюрные услуги

25

Типографские услуги

25

Сдача в наем (в поднаем) жилья

25

Посредническая деятельность

5

III. Другие виды деятельности

Разведение пушных зверей клеточного содержания

50

Разведение декоративных птиц

45

Разведение аквариумных рыб

45

Осуществление других видов деятельности, включая торговую

25

 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)