748 0

Прекращение предпринимателя-единоналожника с наемными работниками

ВОПРОС. Предприниматель принял решение о прекращении деятельности. Должен ли он, кроме обращения к госрегистратору, также обращаться в другие органы — налоговую, Пенсионный фонд и и другие фонды социального страхования? Когда нужно уволить наемных работников? Могут ли работники продолжать работать в период оформления прекращения деятельности? Когда предприниматель может прекратить уплачивать единый налог?

ОТВЕТ. Процедура снятия предпринимателя с госрегистрации (оформление прекращения деятельности) регулируется статьями 46 — 52 Закона о госрегистрации.

Условно ее можно разделить на два этапа:

1) внесение в Единый государственный реестр записи о решении физического лица — предпринимателя о прекращении предпринимательской деятельности;

2) государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности.

Для прохождения первого этапа предприниматель должен подать регистратору заявление о прекращении предпринимательской деятельности и документ, подтверждающий внесение платы за публикацию уведомления о принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности.

Далее регистратор обязан не позднее следующего дня с даты получения документов внести в Единый реестр запись о принятии предпринимателем решения о прекращении деятельности и в тот же день передать органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования уведомление о внесении такой записи. То есть госрегистратор сообщает данным органам о том, что физлицо-предприниматель начало процедуру ликвидации.

Теперь что касается второго этапа. Он начнется спустя два месяца с даты опубликования уведомления о принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности в специальном издании. У предпринимателя появляется право подать регистратору (лично, отправить заказным письмом или передать через уполномоченное лицо) документы на регистрацию прекращения предпринимательской деятельности.

Перечень документов выглядит следующим образом:

— заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению;

— свидетельство о государственной регистрации физического лица — предпринимателя;

— справка соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);

справка соответствующего органа Пенсионного фонда об отсутствии задолженности;

справка соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности или о том, что лицо не состояло на учете.

Если документы «проходят», регистратор должен внести в Единый реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности и в тот же день отсылает уведомление об этом органу государственной налоговой службы, Пенсионному фонду и другим фондам социального страхования, а также органам статистики.

Дата внесения в Единый реестр соответствующей записи является датой регистрации прекращения предпринимательской деятельности, а предпринимателю выдается (отсылается) свидетельство о госрегистрации со специальной отметкой (о том, что прекращение предпринимательской деятельности зарегистрировано).

Так в общем выглядит процедура ликвидации предпринимателя. Для того чтобы ответить на вопросы об увольнении работников и окончании уплаты предпринимателем единого налога, нас больше будет интересовать второй этап, а точнее, действия предпринимателя для его осуществления.

Второй этап оформления процедуры прекращения деятельности начинается не ранее чем через 2 месяца после опубликования уведомления.

Самое важное то, что предприниматель должен получить справки об отсутствии задолженности в налоговом органе, Пенсионном фонде и других фондах социального страхования. Для этого он обращается в эти органы с заявлением, после которого они назначают проверки.

Увольнение работников. Заметим, что в Законе о госрегистрации нет четких указаний насчет момента увольнения работников. По логике намерение предпринимателя оформить прекращение деятельности уже говорит о том, что деятельность как таковая не ведется и соответственно наемные работники уже уволились или уволены.

Однако, как уже было сказано, об обязанности «всех уволить» до начала оформления ликвидации предпринимателя в Законе о госрегистрации не говорится. Поэтому возникает вопрос: можно ли потянуть время и сохранить подольше штат сотрудников?

Во-первых, получив сведения от госрегистратора, фонды назначают проверку у предпринимателя, которая должна подтвердить отсутствие у него задолженности. Предприниматель же получит справку, если у него «не зависнут» какие-либо выплаты работникам, а соответственно и задолженность по взносам с заработной платы.

Во-вторых, согласно пункту 8.9 и подпункту 8.1.1 пункта 8.1 Инструкции № 80 в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что предприниматель находится в процессе прекращения, он должен подать в орган государственной налоговой службы следующие документы:

заявление о прекращении налогоплательщика по ф. № 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале по ф. № 6-ОПП;

оригиналы документов, выдаваемых органами государственной налоговой службы налогоплательщику (свидетельства, патенты, справки по ф. № 4-ОПП, другие справки и т. д.), а также заверенные органом государственной налоговой службы копии этих документов, если они выдавались и подлежат возврату в орган государственной налоговой службы.

К таким документам относится Свидетельство единоналожника и «трудовые» справки наемных работников.

Получается, что после прохождения первого этапа прекращения регистрации предприниматель должен как можно скорее начать второй этап. Иначе процедура ликвидации может растянуться на неопределенное время из-за того, что предприниматель не сдаст вовремя документы и не рассчитается с бюджетом и соцфондами.

Таким образом, предпринимателю целесообразно расторгнуть трудовые договоры с работниками, перед тем как он обратиться к госрегистратору, либо сразу же после прохождения первого этапа ликвидации.

Также напомним о таком нюансе. Если предприниматель планирует увольнять работника на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ, т. е. в связи с ликвидацией, то онобязан не позже чем за 2 месяца до предполагаемого увольнения подать в центр занятости по месту регистрации отчет ф. № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников». Заметим, что при увольнении «по собственному желанию» работника такой отчет подавать не нужно.

Единый налог. Теперь перейдем к вопросу о том, с какого момента предприниматель может не уплачивать единый налог, если он обратился к госрегистратору. Как уже было сказано, в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что предприниматель находится в процессе прекращения, он должен подать в налоговый орган Свидетельство единоналожника и «трудовые» справки работников. Тогда со следующего дня он перестает быть плательщиком единого налога.

С июля 2010 года предприниматели-единоналожники должны осуществить доплату в Пенсионный фонд до размера минимального страхового взноса. Вносить доплату предприниматели обязаны в течение 20 календарных дней, следующих после отчетного квартала (за III квартал 2010 года — не позже 20.10.2010 г.), однако в своем Разъяснении от 21.07.2010 г. Пенсионный фонд указал, что они могут делать это и помесячно. Поэтому за месяцы III квартала, когда предприниматель был на едином налоге, он должен произвести соответствующую доплату, иначе опять же у него будут проблемы с получением справки в Пенсионном фонде.

И похоже, что независимо от того, сколько дней последнего месяца предприниматель был на едином налоге, пенсионную доплату он должен будет внести в сумме как за целый месяц.

Вернув Свидетельство единоналожника, предприниматель не перестает быть налогоплательщиком, а переходит на общую систему. Тем не менее, поскольку на время оформления ликвидации предпринимателя его деятельность будет приостановлена, чистого дохода, а значит и объекта для начисления налога с доходов и взносов в Пенсионный фонд Украины у него не будет.

Предприниматель полностью утратит статус налогоплательщика только после того, как будет снят с учета в налоговом органе. В соответствии с пунктом 8.4 Инструкции № 80 основанием для снятия с учета физлица-предпринимателя в органах государственной налоговой службы является получение от госрегистратора уведомления о проведении государственной регистрации прекращения лица с указанием номера и даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Дата снятия с учета в налоговом органе соответствует дате закрытия последней карточки лицевых счетов налогоплательщика или дате получения уведомления госрегистратора о проведении государственной регистрации прекращения налогоплательщика в случае, если на момент получения уведомления были закрыты все карточки лицевых счетов такого налогоплательщика.

Как видим, предприниматель утратит статус налогоплательщика только после того, как прекратит свою деятельность, а значит до этого момента он должен подавать отчеты.

Вообще, согласно пункту 8.2 Инструкции № 80 налоговая проверка у ликвидирующегося предпринимателя должна начаться в течение месяца, после того как налоговики получат уведомление от госрегистратора о его намерении прекратить деятельность, т. е. в течение месяца после первого этапа процедуры ликвидации. Однако, как показывает практика, от момента получения налоговиками уведомления от госрегистратора до проверки может пройти гораздо больше времени.

Поэтому, если предприниматель пробудет на общей системе какое-то время, он должен будет подать декларацию о доходах, указав в ней фактические доходы и расходы, которые равны «0,00», а также отчетность в Пенсионный фонд Украины «за себя». Уплачивать взносы в Пенсионный фонд Украины не придется из-за отсутствия чистого дохода.


Документы консультации

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.97 г.

Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Инструкция № 80 — Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)