2169 0

Охрана труда: что нужно знать предпринимателю

03.10.12
Предприниматели, у которых есть наемные работники, должны обеспечить им безопасные условия труда. Если работа связана с особыми условиями труда, то в данные мероприятия также входит предоставление средств коллективной и индивидуальной защиты, спецпитания, проведение предварительных и периодических медосмотров, обучение по вопросам охраны труда и т. д. Все эти действия осуществляются для соблюдения положений нормативно-правовых актов по охране труда. Об основных обязанностях работодателей в сфере охраны труда мы расскажем в данной статье.

 

Основное об охране труда у предпринимателя

Базовые правила охраны труда (далее — ОТ), которые обязаны выполнять работодатели, закреплены главой XI (статьи 153 173) КЗоТ и Законом об охране труда.

Несмотря на то, что в большинстве положений КЗоТ в качестве работодателей, обязанных выполнять те или иные мероприятия по ОТ (обеспечивать безопасность на рабочем месте, санитарно-бытовые условия и т. д.), указаны юрлица, на физлиц-предпринимателей они также распространяются. Дело в том, что с точки зрения трудового законодательства все работники имеют одинаковые трудовые права, независимо от того, работают они у физлица или юрлица. Кроме того, согласно статье 2 Закона об охране труда его положения распространяются на работодателей — юридических и физических лиц и всех работников.

Исключением для предпринимателей могут стать нормы, которые в принципе не вписываются в их деятельность: необходимость закреплять положения в коллективном договоре, привлекать представителей профсоюза, издавать некоторые специальные распорядительные документы и т. д.

То же самое можно сказать и о подзаконных актах в сфере ОТ, хотя, опять же, по каждому из них нужно смотреть отдельно, применим ли он к деятельности предпринимателей или к видам работ и должностям его работников либо касается исключительно юрлиц.

В общем случае согласно статье 13 Закона об охране труда предприниматель-работодатель обязан:

а) самостоятельно контролировать и решать конкретные вопросы по ОТ или поручить эти обязанности одному из работников (инженеру по охране труда и т. д.);

б) обеспечивать выполнение необходимых профилактических мероприятий в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

в) обновлять оборудование, учитывая прогрессивные технологии, достижения науки и положительный опыт по ОТ и т. п.;

г) обеспечивать надлежащее содержание зданий и сооружений, производственных оборудования и устройств, мониторинг за их техническим состоянием;

д) устранять причины, которые могут привести к несчастным случаям, профессиональным заболеваниям и т. д.;

е) организовывать проведение аудита ОТ, лабораторных исследований условий труда, оценки технического состояния производственного оборудования и устройств, аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по ОТ;

ж) разрабатывать и утверждать положения, инструкции, другие акты по ОТ;

з) осуществлять контроль за соблюдением работниками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ согласно требованиям по ОТ;

и) принимать срочные меры для помощи пострадавшим.

Обратите внимание, если невозможно полностью устранить опасные и вредные для здоровья условия труда, работодатель обязан уведомить об этом соответствующий орган государственного надзора за ОТ. Он может обратиться в указанный орган с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий, а тот в свою очередь вынести необходимое решение. При этом работодатель обязан безотлагательно уведомить заинтересованных работников о решении указанного органа государственного надзора за ОТ (статья 29 Закона об охране труда).

В то же время соблюдать законодательные требования по вопросам ОТ обязаны не только работодатели, но и их работники. Так, в соответствии со статьей 14 Закона об охране труда в обязанности работников входит:

— заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время нахождения на территории работодателя;

— знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по ОТ, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

— проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

Финансирование ОТ осуществляется работодателем. В соответствии со статьей 19 Закона об охране труда для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на ОТ должны составлять не менее 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год (суммарной зарплаты всех работников). При этом следует помнить, что в состав налоговых расходов могут включаться затраты только на те мероприятия, которые определены в специальном Перечне № 994 (см. с. 41).

 


Права работника с учетом правил охраны труда

Прежде всего следует помнить, что условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих законам и другим нормативно-правовым актам по ОТ.

Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.

Так, при заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника об условиях труда и о наличии на его рабочем месте еще не устраненных опасных и вредных производственных факторов, возможных последствиях их воздействия на здоровье, а также о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях согласно трудовому законодательству.

Такая информация предоставляется работнику в письменной форме под его подпись. В частности, согласно части 1 статьи 7 Закона об охране труда работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляемые в порядке, установленном законодательством.

Право работников на ОТ во время работы предусматривает, что условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны соответствовать требованиям законодательства.

Работник имеет право отказаться от порученной работы, если сложилась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья, либо для окружающих его людей, либо для производственной или окружающей среды. Он обязан немедленно уведомить об этом непосредственного руководителя или работодателя. Факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждается специалистами по ОТ предпринимателя. При этом за период простоя не по вине работника за ним сохраняется средний заработок.

Также за работником сохраняются место работы и средний заработок на время остановки эксплуатации цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора за ОТ.

Работник имеет право в определенный им срок расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не выполняет законодательство об ОТ, не соблюдает условия трудового договора по этим вопросам. При этом работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного заработка (статья 44 КЗоТ).

Работника, который по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению нуждается в предоставлении более легкой работы, работодатель должен перевести с его согласия на такую работу на срок, указанный в медицинском заключении, и в случае необходимости установить сокращенный рабочий день и организовать проведение обучения работника по освоению другой профессии согласно законодательству.

Все работники являются застрахованными лицами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Получать на это согласие или заявление работника не нужно. При этом возмещение ущерба, причиненного работнику в результате повреждения его здоровья или в случае смерти работника, осуществляется Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Фонд «несчастного случая») согласно Закону № 1105. Вместе с тем предприниматель-работодатель может за счет собственных средств осуществлять пострадавшим и членам их семей дополнительные выплаты согласно трудовому договору.

За работниками, утратившими трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата на весь период до восстановления трудоспособности или до установления устойчивой потери профессиональной трудоспособности. В случае невозможности выполнения пострадавшим предыдущей работы производятся его обучение и переквалификация, а также трудоустройство согласно медицинским рекомендациям.

 


Обучение по вопросам охраны труда

На работодателя также возлагаются обязанности по организации и проведению обучения работников по вопросам ОТ (статья 18 Закона об охране труда). В соответствии с ней работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж и обучение по вопросам ОТ, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и правилам поведения в случае возникновения аварии. Также систематическое проведение инструктажей (обучения) работников по вопросам ОТ к числу обязанностей работодателя причисляет и статья 153 КЗоТ.

Обучение и проверку знаний должны проходить в первую очередь должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу. По нашему мнению, в данном случае предприниматели не должны освобождать своих уполномоченных лиц от проверки, считая, что должностные лица могут быть только у юридических лиц.

На работников, в соответствии со статьей 14 Закона об охране труда, возложена обязанность знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по вопросам ОТ.

При организации и проведении инструктажей, обучения, а также проверки знаний по вопросам ОТ работников необходимо руководствоваться Типовым положением № 15.

В соответствии с пунктом 3.1 Типового положения № 15 за счет работодателя инструктажи, обучение и проверку знаний по вопросам ОТ проходят:

работники во время приема на работу и в процессе работы;

ученики, курсанты, слушатели и студенты — во время трудового и профессионального обучения.

С этой целью предприниматель разрабатывает и утверждает соответствующие положения об обучении по вопросам ОТ, а также формируются планы-графики проведения обучения и проверки знаний по вопросам ОТ, с которыми должны быть ознакомлены работники. Причем составляя эти графики, следует учитывать несколько важных нюансов:

— перед проверкой знаний по вопросам ОТ для работников организуется обучение: лекции, семинары и консультации (пункт 3.8 Типового положения № 15);

— лица, которых принимают на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум, пункт 3.6 Типового положения № 15);

— лица, совмещающие профессии, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам ОТ как по их основным профессиям, так и по профессиям по совместительству (пункт 3.7 Типового положения № 15).

Организацию обучения и проверки знаний по вопросам ОТ работников осуществляет предприниматель или другие специалисты, которым работодателем поручена организация этой работы (пункт 3.3 Типового положения № 15).

В свою очередь, проверять знания работников должна комиссия по проверке знаний по вопросам ОТ (далее — комиссия по проверке знаний), состав которой утверждается приказом работодателя. Председателем комиссии по проверке знаний назначается предприниматель. В состав комиссии входят специалисты службы ОТ, другие специалисты, работающие у предпринимателя или в госорганах (Фонде «несчастного случая» и т. д.). Участие представителя специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за ОТ или его территориального управления в составе комиссии обязательно только во время первичной проверки знаний по вопросам ОТ у работников, привлекаемых к выполнению работ повышенной опасности.

Комиссия считается правомочной, если в ее состав входят не менее трех человек, а все члены такой комиссии в порядке, установленном Типовым положением № 15, должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам ОТ.

Перечень вопросов для проведения проверки знаний по ОТ с учетом специфики производства составляется членами комиссии и утверждается работодателем. При составлении вопросов нужно учесть: проверка знаний работников по вопросам ОТ проводится только по нормативно-правовым актам по ОТ, соблюдение которых входит в их функциональные обязанности.

Формой проверки знаний по вопросам ОТ работников являются тестирование, зачет или экзамен. Тестирование проводится комиссией при помощи технических средств (автоэкзаменаторы, модульные тесты и т. п.), зачет или экзамен — по экзаменационным билетам в виде устного или письменного опроса. По результатам проверки составляется протокол комиссии.

Если работник проходит обучение и проверку знаний по вопросам ОТ у своего работодателя, то выдача специального удостоверения является обязательной только в том случае, когда такой работник выполняет работы повышенной опасности.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам ОТ работники в течение одного месяца должны пройти повторное обучение и перепроверку знаний (пункт 3.16 Типового положения № 15). Работники, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам ОТ, к работе не допускаются.

Организационное обеспечение работы комиссии по проверке знаний (организация проведения проверки знаний по вопросам ОТ, оформление, учет и хранение протоколов проверки знаний, оформление и учет удостоверений о проверке знаний по вопросам ОТ) возлагается на субъекта хозяйствования, которым проводилось обучение по вопросам ОТ. Срок хранения протоколов проверки знаний по вопросам ОТ не менее 5 лет.

Работники, занятые на работах, указанных в перечнях № 15 и № 263/121 (далее — работы повышенной опасности), ежегодно проходят специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по ОТ.

Деятельность предпринимателей, как правило, не связана с такими опасными работами, поэтому эти проверки их не коснуться.

 


Проведение инструктажей по вопросам охраны труда

Теперь поговорим о том, как проводить инструктаж работников по вопросам ОТ. Как было указано выше, работники при приеме на работу и периодически должны проходить у предпринимателя инструктажи по вопросам ОТ, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев, а также по правилам поведения и действиям при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий. По характеру и времени проведения инструктажи по вопросам ОТ делятся на вступительный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вступительный инструктаж проводится с (пункт 6.3 Типового положения № 15):

— работниками, принимаемыми на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности;

— работниками других организаций, прибывающими и принимающими непосредственное участие в производственном процессе или выполняющими другие работы у предпринимателя;

— учащимися и студентами, прибывшими на предприятие для прохождения трудового или профессионального обучения;

— экскурсантами в случае экскурсии на предприятие.

Вступительный инструктаж проводится специалистом службы ОТ или другим специалистом в соответствии с приказом (распоряжением) по предприятию, который в установленном Типовым положением № 15 порядке прошел обучение и проверку знаний по вопросам ОТ.

О проведении вступительного инструктажа делается соответствующая запись в журнале регистрации вступительного инструктажа по вопросам ОТ (приложение 5 к Типовому положению № 15), хранящемся у работника, отвечающего за проведение вступительного инструктажа.

Первичный инструктаж проводится до начала работы непосредственно на рабочем месте с работником (пункт 6.4 Типового положения № 15):

— вновь принятым (постоянно или временно) к физическому лицу, использующему наемный труд;

— выполняющим новую для него работу;

— командированным от другого субъекта, если он принимает непосредственное участие в производственном процессе на предприятии.

Кроме того, первичный инструктаж проводится также с учащимися, курсантами, слушателями и студентами учебных заведений до начала трудового или профессионального обучения, а также перед выполнением каждого учебного задания, связанного с использованием различных механизмов, инструментов, материалов и т. п.

Вновь принятые на предприятие работники после первичного инструктажа на рабочем месте до начала самостоятельной работы должны под руководством опытных, квалифицированных работников пройти стажировку в течение не менее 2 15 смен или дублирование в течение не менее 6 смен. Впрочем, работодателю предоставляется право своим приказом освобождать от прохождения стажировки (дублирования) работника, который имеет стаж работы по соответствующей профессии не менее 3 лет или переводится из одного подразделения в другое, где характер работы и тип оборудования, на котором он будет работать, не меняются (пункт 7.5 Типового положения № 15).

После завершения стажировки (дублирования) и при удовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам ОТ приказом (распоряжением) работодателя (или руководителя структурного подразделения) работник допускается к самостоятельной работе, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажей. Если работник не овладел необходимыми производственными навыками или получил неудовлетворительную оценку по противоаварийным и противопожарным тренировкам, то стажировка (дублирование) новым приказом может быть продлена на срок не более двух смен (пункт 7.9 Типового положения № 15).

Повторный инструктаж проводится на рабочем месте индивидуально с каждым работником или с группой работников, выполняющих однотипные работы, по объему и содержанию перечня вопросов первичного инструктажа. Повторный инструктаж проводится работодателем в сроки, определенные нормативно-правовыми актами по ОТ, действующими в отрасли, или с учетом конкретных условий труда, но не реже (пункт 6.5 Типового положения № 15):

а) на работах с повышенной опасностью — 1 раза в 3 месяца;

б) для остальных работ — 1 раза в 6 месяцев.

Перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от повторного инструктажа, утверждается работодателем. В этот перечень могут быть включены работники, участие в производственном процессе которых не связано с непосредственным обслуживанием объектов, машин, механизмов, оборудования, применением приборов и инструментов, хранением или переработкой сырья, материалов и т. п.

Также при организационных или технологических изменениях у работодателя может проводится внеплановый инструктаж (пункт 6.6 Типового положения № 15).

Целевой инструктаж проводится с работниками при (пункт 6.7 Типового положения № 15):

— ликвидации аварии или стихийного бедствия;

— проведении работ, на которые согласно законодательству оформляются наряд-допуск, приказ или распоряжение.

Целевой инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников. Объем и содержание целевого инструктажа определяются в зависимости от вида работ, которые будут выполняться.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (начальник структурного подразделения, мастер) или физическое лицо, использующее наемный труд. Их проведение завершается проверкой знаний в виде устного опроса или при помощи технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда лицом, проводившим инструктаж.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний, умений и навыков по безопасному выполнению работ после первичного, повторного или внепланового инструктажей в течение 10 дней дополнительно проводятся инструктаж и перепроверка знаний. Но при неудовлетворительных результатах проверки знаний после целевого инструктажа допуск к выполнению работ не выдается. Перепроверка знаний при этом не разрешается.

О проведении первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей и допуске к работе лицо, проводившее инструктаж, вносит запись в журнал регистрации инструктажей по вопросам ОТ на рабочем месте (приложение 6 к Типовому положению № 15).

 


Аттестация рабочих мест

Обеспечивать здоровые и безопасные условия труда согласно статье 153 КЗоТ должны все работодатели при любых видах деятельности (поддерживать оптимальную температуру воздуха, влажность, исправность инструментов и т. д.). Этого требуют не только нормы по охране труда, но и санитарно-гигиенические правила, которые могут быть предметом проверок санитарно-эпидемиологической службой.

Для того чтобы выполнить это требование КЗоТ, необходимо провести целый комплекс исследований, позволяющих установить наличие или отсутствие таких факторов на каждом конкретном рабочем месте. Такие исследования проводятся в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 442 основная цель аттестации заключается в регулировании отношений между работодателем и работниками в отрасли реализации прав на:

— здоровые и безопасные условия труда;

— льготное пенсионное обеспечение;

— льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.

В соответствии с пунктом 1.3 Методрекомендаций № 41, разработанным в соответствии с Порядком № 442, аттестации подлежат рабочие места, которые могут быть источниками вредных факторов из-за процессов, перечисленных в пункте 1 Порядка № 442.

Следовательно, с учетом вышесказанного, аттестацию проводят только на «вредных» производствах для того, чтобы определить работников, которые могут претендовать на:

а) льготную пенсию согласно спискам № 1 и 2;

б) льготы для работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, предусмотренные статьей 7 Закона об охране труда и статьями 163 —167 КЗоТ: бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, и другие, предоставляемые в порядке, определенном законодательствомсправка 1.

В ходе проведения аттестации определяются условия труда и осуществляется их оценка с учетом влияния на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Гигиенической классификацией, совокупных факторов технического и организационного уровня условий труда, степени риска повреждения здоровья.

Перечень трудовых и социальных льгот, на которые работник сможет претендовать по результатам аттестации, представим в табл. 1.

 

Таблица 1

Вид льготы или компенсации

Профессии, должности, работы

Основание для льготы

1

2

3

1. Право на ежегодный дополнительный отпуск за работу
с вредными и тяжелыми условиями труда.
2. Запрет на непредоставление отпуска полной продолжительности в течение рабочего года

Список № 1290-1

Ст. 76, 80 КЗоТ, ст. 7, 11 Закона об отпусках

Право на повышенную оплату труда

Перечень утверждается КМУ

Ст. 100 КЗоТ, ст. 7 Закона об охране труда

Отметим, что указанный перечень КМУ не утвержден. В связи с этим Минтруда в письме от 24.12.2007 г. № 939/13/84-07 рекомендует применять постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 г. № 387/22-78.

Право на обязательное проведение предварительных и периодических медосмотров за счет работодателя

Порядок № 246 и Перечень № 263/121

Ст. 169 КЗоТ, ст. 17 Закона об охране труда

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени

Перечень утвержден постановлением КМУ от 21.02.2001 г. № 163

Ст. 51 КЗоТ

Бесплатное обеспечение спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты

Согласно утвержденным Типовым (отраслевым) нормам

Ст. 163 КЗоТ, ст. 8 Закона об охране труда

Кроме того, спецодеждой обеспечиваются работники, которые заняты на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях (ст. 163 КЗоТ), а также на разовых работах, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийного бедствия (ст. 8 Закона об охране труда).

Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов

Согласно Перечню № 4430-87 (перечень химических веществ, при работе с которыми рекомендуется выдача молока) и Порядку № 731/П-13

Ст. 166 КЗоТ, ст. 7 Закона об охране труда

В письме Минтруда от 29.06.2006 г. № 149/13/82-06 подтверждается действие указанных документов в настоящий момент, а также акцентируется внимание на то, что отнесение работ к категории с вредными или тяжелыми условиями труда возможно по результатам аттестации согласно Порядку № 442.

Бесплатная выдача лечебно-профилактического питания

Согласно Перечню № 4/П-1 и Правилам № 4/П-1

Ст. 166 КЗоТ, ст. 7 Закона об охране труда

Бесплатное обеспечение газированной соленой водой

Перечень горячих цехов установлен постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.06.34 г.

Ст. 167 КЗоТ

 

Таким образом, если работники заняты на работах согласно приведенным выше перечням, то аттестация таких рабочих мест обязательна. По результатам аттестации в каждом конкретном случае определяют, относится ли работа на данном рабочем месте к категории вредной (опасной, тяжелой) или нет.

Результаты аттестации являются доказательствами необходимости осуществления расходов, связанных с ОТ, на: лечебно-профилактическое питание, молоко или равноценные пищевые продукты, газированную соленую воду, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, моющие и обезвреживающие средства.

Критерии оценки условий труда приведены в приложении 3 к Методрекомендациям № 41, а их определение происходит в соответствии с Гигиенической классификацией, а также с действующими стандартами, нормами и правилами по ОТ.

Аттестация проводится аттестационной комиссией не реже одного раза в 5 лет (пункт 4 Порядка № 442 и пункт 1.5 Методрекомендаций № 41).

В связи с этим учтите: дата и сроки проведения очередной аттестации устанавливаются с таким расчетом, чтобы она закончилась до окончания срока действия предыдущей аттестации.

Сама процедура аттестации проводится постоянно действующей аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом работодателя.

В эту комиссию рекомендуется включать специалистов предпринимателя, органов здравоохранения предприятия и представителей общественных организаций (пункт 2.2 Методрекомендаций № 41). Помимо этого работодатель в своем приказе (пункт 2.1 Методрекомендаций № 41):

1) определяет основание и задачи аттестации;

2) в случае необходимости утверждает состав цеховых (структурных) аттестационных комиссий;

3) устанавливает сроки и графики проведения подготовительных работ в структурных подразделениях предприятия;

4) определяет взаимодействие с заинтересованными государственными органами и общественными организациями (экспертизой условий труда, санитарно-эпидемиологической службой);

5) определяет проектные, научно-исследовательские учреждения для научно-технической оценки условий труда и участия в разработке мероприятий по устранению вредных производственных факторов.

Сведения о результатах аттестации рабочих мест заносятся в Карту условий труда. Форма Карты приведена в приложении 2 к Методрекомендациям № 41.

 


Ответственность

Начнем с административно-хозяйственных санкций. Согласно статье 43 Закона об охране труда физические лица, использующие наемный труд, за невыполнение требования по направлению не менее чем 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год на ОТ привлекаются к ответственности в виде штрафа. Штраф составит 25 % от разницы между расчетной минимальной суммой затрат на ОТ в отчетном периоде и фактической суммой этих затрат за такой период. Но при этом максимальный размер штрафа не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год.

За неуплату либо несвоевременную уплату штрафа начисляется пеня из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в период такой неуплаты (с 23.03.2012 г. учетная ставка составляет 7,5 % годовых), за каждый день просрочки.

Впрочем, по признанию самой Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины (Госгорпромнадзор), механизма взыскания указанного штрафа за нарушение законодательства об ОТ нет, поскольку на сегодняшний день отсутствует закон, который определял бы порядок начисления, взыскания штрафа и пени на неуплаченную его сумму (письмо от 17.11.2011 г. № 1/02-9.1-9/8.2/8761).

Далее в табл. 2 приведем админштрафы, которые могут налагаться за нарушения в сфере ОТ.

 

Таблица 2

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Норма КУоАП

1

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по ОТ

Штраф в размере от 20 до 40 ннмдг
(от 340 до 680 грн.)

Ч. 2 ст. 41 КУоАП

2

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного органа исполнительной власти по надзору за ОТ

Штраф на работников в размере от 4 до 10 ннмдг
(от 68 до 170 грн.)

Ст. 93 КУоАП

3

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам специально уполномоченного органа исполнительной власти по надзору за ОТ

Штраф на работников в размере от 4 до 10 ннмдг
(от 68 до 170 грн.)

Ст. 94 КУоАП

4

Невыполнение законных требований должностных лиц органов Госгорпромнадзора об устранении нарушений законодательства по ОТ или создание препятствий для деятельности этих органов

Штраф на работников в размере от 6 до 10 ннмдг
(от 102 до 170 грн.)

Ст. 1884 КУоАП

 

Приведенные штрафы налагают представители специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за ОТ. Сегодня таким органом является Госгорпромнадзор.

Предприниматели, использующие наемный труд, могут быть также привлечены к админответственности за несвоевременное предоставление соответствующей информации Фонду «несчастного случая» (табл. 3).

 

Таблица 3

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Норма КУоАП

1

Несвоевременное информирование Фонда о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, об изменениях применяемых технологий и осуществляемых видов деятельности

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг
(от 136 до 255 грн.)

Ст. 1654 КУоАП

2

Повторное совершение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности, любого из нарушений, указанных в п. 1 данной таблицы

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг
(от 170 до 340 грн.)

 

Согласно статье 24410 КУоАП штрафы за нарушения, предусмотренные статьей 1654 КУоАП, налагают органы Фонда «несчастного случая».

Штраф, наложенный органами Госгорпромнадзора либо Фондом «несчастного случая», необходимо уплатить в течение 15 дней со дня вручения постановления лицу, к которому он применен. Если таким лицом обжалуется постановление о наложении админвзыскания, то штраф уплачивается не позднее чем через 15 дней со дня уведомления такого лица о том, что поданная им жалоба оставлена без удовлетворения.


Документы консультации

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Гигиеническая классификация Гигиеническая классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Украины от 27.12.2001 г. № 528.

Методрекомендации № 41 — Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденные постановлением Министерства труда Украины от 01.09.92 г. № 41.

Перечень № 4/П-1 — Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 07.01.77 г. № 4/П-1.

Перечень № 15 — Перечень работ с повышенной опасностью, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15.

Перечень № 263/121 — Перечень работ, где существует необходимость в профессиональном отборе, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины и Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 23.09.94 г. № 263/121.

Перечень № 994 — Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. № 994.

Порядок № 246 — Порядок проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.05.2007 г. № 246.

Порядок № 442 — Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 г. № 442.

Порядок № 731/П-13 — Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87 г. № 731/П-13.

Правила № 4/П-1 — Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 07.01.77 г. № 4/П-1.

Список № 1 — Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2003 г. № 36.

Список № 2 — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2003 г. № 36.

Список № 1290-1 — Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г. № 1290.

Типовое положение № 15 — Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15.

 

Утвержден

постановлением Кабинета Министров Украины

от 27 июня 2003 г. № 994

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление
и приобретение которых включаются в расходы

{Название перечня с изменениями, внесенными согласно
Постановлению КМ № 321 (321-2011-п) от 30.03.2011 г.}

1. Приведение основных фондов в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда в отношении:

механизации погрузочно-разгрузочных и других тяжелых работ, работ по разливу и транспортировке ядовитых, агрессивных, легковоспламеняющихся и горючих веществ;

защиты работников от поражения электрическим током, действия статического электричества и разрядов молний;

безопасного выполнения работ на высоте;

действующего технологического и другого производственного оборудования;

систем вентиляции и аспирации, устройств, улавливающих пыль, и установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства и на рабочих местах;

систем естественного и искусственного освещения производственных, административных и других помещений, рабочих мест, проходов, аварийных выходов и т. п.;

систем тепловых, водяных или воздушных завес, а также установок для нагревания (охлаждения) воздуха производственных, административных и других помещений, а во время работы на открытом воздухе — сооружений для обогрева работников и укрытия от солнечных лучей и атмосферных осадков;

производственных и санитарно-бытовых помещений, рабочих мест, эвакуационных выходов и т. п., технологических разрывов, проходов и габаритных размеров; оборудования специальных переходных галерей, тоннелей в местах массового перехода работников, зон движения транспортных средств;

внедрения в условиях действующего производства автоматизированных информационных систем охраны труда, систем анализа и прогнозирования аварийных ситуаций, автоматического и дистанционного управления технологическими процессами и производственным оборудованием, систем автоматического контроля и сигнализации о наличии (возникновении) опасных или вредных производственных факторов и устройств аварийного отключения оборудования или коммуникаций в случае возникновения опасности для работников, а также соответствующего программного обеспечения и электронных баз данных по охране труда в порядке и объемах, согласованных с территориальными органами Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности. {Абзац десятый пункта 1 с изменениями, внесенными согласно Постановлению КМ № 321 (321-2011-п) от 30.03.2011 г.}

2. Устранение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней на рабочих местах к требованиям нормативно-правовых актов по охране труда.

{Пункт 2 с изменениями, внесенными согласно Постановлению КМ № 321 (321-2011-п) от 30.03.2011}

3. Проведение аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда и аудиту по охране труда, оформление стендов, оснащение кабинетов, выставок, приобретение необходимых нормативно-правовых актов, наглядных пособий, литературы, плакатов, видеофильмов, макетов, программных продуктов и т. п. по вопросам охраны труда.

4. Проведение обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников в процессе трудовой деятельности, организация лекций, семинаров и консультаций по указанным вопросам.

{Пункт 4 в редакции Постановления КМ № 321 (321-2011-п) от 30.03.2011}

5. Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (включая обеспечение моющими средствами и средствами, нейтрализующими опасное действие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, не исключающих возможность загрязнения этими веществами).

6. Предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, специального питания, молока или равноценных пищевых продуктов, а также газированной соленой воды.

7. Проведение обязательного предварительного, периодического и внепланового медицинского осмотра работников, занятых на тяжелых роботах, роботах с опасными или вредными условиями труда или таких, где есть необходимость в профессиональном отборе.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)