3524 0

«Упрощенная» процедура вырубки деревьев во время строительства

17.10.12
Необходимость получения решения исполкома и ордера для вырубки деревьев во время строительства уже в прошлом. Однако как теперь действовать, чтобы не нарушить законодательство? Чем руководствоваться и как защититься от своеволия чиновников? Подробно процедура получения согласований на удаление зеленых насаждений освещена в этой статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

Закон о благоустройстве — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон № 4220 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI.

Закон об обращениях граждан — Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.

Закон № 4710 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о благоустройстве населенных пунктов» от 17.05.2012 г. № 4710-VI.

Порядок № 1045 — Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1045.

Постановление Кабмина № 349 — постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах» от 11.04.2012 г. № 349.

Методика № 127 — Методика определения восстановительной стоимости зеленых насаждений, утвержденная приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 12.05.2009 г. № 127.

 

Когда удаляют деревья?

Удаление зеленых насаждений осуществляется в случае (п. 2 Порядка № 1045):

— строительства объекта архитектуры на основании документов, определенных ч. 1 ст. 34 Закона № 3038;

— сноса аварийных, сухостоев и фаутных деревьев, а также самосевных и порослевых деревьев с диаметром корневой шейки не более 5 сантиметров;

— ликвидации аварийной ситуации на инженерных сетях населенного пункта;

— восстановления светового режима в жилом помещении, затеняемом деревьями;

— проведения ремонтных и эксплуатационных работ в охранной зоне воздушных линий электропередачи, на трансформаторной подстанции и распределительном пункте системы энергоснабжения, сети водо-, теплоснабжения и водоотведения, телекоммуникационной и кабельной электросети;

— достижения деревом возрастного предела;

— осуществления хозяйственной деятельности на территории питомников по выращиванию декоративных деревьев и кустов;

— ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации.

 

Внимание! На удаление зеленых насаждений на территории населенного пункта должно быть специальное разрешение (п. 3 Порядка № 1045). Это может быть:

ордер, который выдается по решению исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета (далее — компетентный орган). Исключения: кроме случаев, предусмотренных пп. 7 — 10 Порядка № 1045 (подробно об этом см. в разделе «Ордер на удаление зеленых насаждений» этой статьи на с. 31);

— один из документов, определенных ч. 1 ст. 34 Закона № 3038, а именно:

сообщение о начале выполнения строительных работ

или декларация о начале выполнения строительных работ,

или разрешение инспекции ГАСК на выполнение строительных работ.

Под удалением зеленых насаждений законодательство подразумевает деревья, кусты, газоны и цветники, размещенные на территории населенного пункта (п. 1 Порядка № 1045).

 

Как было раньше...

С 08.05.2012 г. вступило в силу постановление Кабмина № 349. Им были внесены изменения в действующий на то время Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1045.

До этого для вырубки зеленых насаждений на строительной площадке необходимым было получение таких документов:

— Акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению, согласованного с территориальным органом Государственного управления охраны окружающей естественной среды;

доказательств уплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений (квитанция, ордер, заверенный банком, и т.п.);

решения исполкома сельского, поселкового, городского совета об удалении зеленых насаждений;

ордера на удаление зеленых насаждений, выданного исполнительным комитетом или коммунальным предприятием, созданным сельским, поселковым, городским советом (в г. Киеве — Коммунальными предприятиями по содержанию зеленых насаждений в каждом районе г. Киева, в г. Харькове – специализированным коммунальным предприятием «Харьковзеленстрой» Харьковского городского совета).

 

Что произошло теперь…

Постановление Кабмина № 349 (вступило в силу с 08.05.2012 г.) о внесении изменений в Порядок № 1045 вызвало острые дискуссии в украинском обществе. С одной стороны, исчезла необходимость получать решение исполкома и ордер на удаление зеленых насаждений (деревьев, кустов, газонов и цветников) во время строительства. А с другой — Минрегион публикует уведомление «Об изменениях в Порядке удаления зеленых насаждений в населенных пунктах» (текст см. на с. 5 этого номера газеты), в котором говорит о том, что «...комментарии содержат недостоверную информацию и вводят в заблуждение общественность относительно политики Минрегиона и Кабинета Министров Украины».

Действительно ли это так — попробуем разобраться. Однако анализ нужно начинать не с изменений в Порядке № 1045, а с изменений в ст. 28 Закона о благоустройстве.

В связи с принятием Закона № 3038 (вступил в силу еще 12.03.2011 г.) внесены изменения и в ст. 28 Закона о благоустройстве.

 

Рис. 1. Документы, дающие право на удаление зеленых насаждений во время осуществления строительства

 

Суть изменений с учетом Закона № 4220 состоит в следующем:

— не нуждается в получении разрешения (ордера) на удаление зеленых насаждений выполнение работ на основании одного из документов, определенных ч. 1 ст. 34 Закона № 3038 (см. рис. 1);

— восстановительная стоимость уплачивается до приема объекта в эксплуатацию;

— размер восстановительной стоимости удаленных зеленых насаждений уменьшается на сумму, предусмотренную в проектной документации на озеленение придомовой территории (ч. 3 ст. 28 Закона о благоустройстве).

Однако, несмотря на внесение изменений в Закон о благоустройстве еще в январе 2012 года, соответствующие изменения к Порядку № 1045 вступили в силу только с 08.05.2012 г.

Отныне удаление зеленых насаждений на стройплощадке во время строительства осуществляется на основании одного из документов ГАСИ, определенных в ч.1 ст. 34 Закона № 3038, а это может быть: уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ или разрешение инспекции ГАСК на выполнение строительных работ. Удаление деревьев в этом случае осуществляется до приема в эксплуатацию законченных строительством объектов. Важно, что такое удаление не требует принятия решения исполкомом, то есть компетентным органом (п. 3 Порядка № 1045).

Анализируя изменения, необходимо отметить, что введено дополнительное условие для применения упрощенного порядка: удаление должно быть осуществлено до приема в эксплуатацию законченных строительством объектов. Но это и не удивительно, поскольку, несмотря на отсутствие необходимости получения ордера, законодатель не освободил от обязанности уплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений.

Так, восстановительная стоимость зеленых насаждений, удаляемых на основании одного из документов, определенных ч. 1 ст. 34 Закона № 3038, устанавливается комиссией, образуемой исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета. В состав такой комиссии входят представители исполнительного органа соответствующего совета, физического или юридического лица, намеревающегося застраивать территорию, и территориального органа Госэкоинспекции (п. 4.1 Порядка № 1045).

Кроме того, удаление зеленых насаждений осуществляется после получения акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению (далее — акт обследования зеленых насаждений) (п. 1.5 Методики № 127). Такой акт обследования должен быть согласован с территориальными органами центрального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды — Государственного управления охраны окружающей природной среды.

Таким образом, кроме наличия документа от ГАСИ (а это: уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ или разрешение инспекции на выполнение строительных работ) застройщику для удаления деревьев со своей стройплощадки нужно осуществить ряд действий, алгоритм которых приведен на рис. 2 на с. 32.

Необходимо отметить, что законодательство не устанавливает срок согласования территориальным органом Государственного управления охраны окружающей природной среды акта обследования зеленых насаждений. Однако любые обращения граждан рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления (ч. 1 ст. 20 Закона об обращениях граждан). А потому автор считает, что этот срок может быть распространен и на отношения по рассмотрению заявления о согласовании акта обследования зеленых насаждений (рис. 3). Если же обращается субъект хозяйствования, то срок рассмотрения заявления не установлен, однако заявление должно быть рассмотрено в разумный срок (по мнению автора, не более 1 месяца) (ч. 3 ст. 2 КАСУ).

Поэтому только после утверждения территориальным органом Госэкоинспекции акта обследования зеленых насаждений и определения восстановительной стоимости зеленых насаждений (в случае необходимости) можно приступать к удалению зеленых насаждений. Указанная процедура распространяется на земельные участки государственной, коммунальной и частной собственности, находящиеся в пределах населенных пунктов. Следует отметить, что некоторые особенности могут устанавливаться решениями сельского, поселкового или городского совета, что также стоит учитывать.

Восстановительная стоимость уплачивается до приема объекта в эксплуатацию. А ее размер уменьшается на сумму, предусмотренную в проектной документации на озеленение придомовой территории (ч. 3 ст. 28 Закона о землеустройстве).

 

Ордер на удаление зеленых насаждений

Напомним, что удаление зеленых насаждений с получением ордера осуществляется в случае:

— возобновления светового режима в жилом помещении, затеняемом деревьями;

— осуществления ремонтных и эксплуатационных работ в охранной зоне воздушных линий электропередачи, на трансформаторной подстанции и распределительном пункте системы энергоснабжения, сети водо-, теплоснабжения и водоотведения, телекоммуникационной и кабельной электросети;

— достижения деревом возрастного предела (п. 3 Порядка № 1045).

Порядок получения ордера включает в себя получение Акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению, согласованного с территориальным органом Государственного управления охраны окружающей природной среды. Порядок получения такого акта подробно расписан на рис. 2 Алгоритм действий для удаления зеленых насаждений при строительстве. После этого необходимо осуществить следующие действия (см. рис. 4 на с. 34):

 

Рис. 2. Алгоритм действий для удаления зеленых насаждений при строительстве

 

Рис. 3. Заявление о согласовании акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению

 

Рис. 4. Алгоритм получения ордера на удаление зеленых насаждений

 

Как уже указывалось, ордер не нужен при удалении зеленых насаждений во время строительства при наличии документов, определенных ч. 1 ст. 34 Закона № 3038 (см. рис. 1 на с. 30).

Есть и другие случаи, когда ордер получать не нужно, а именно:

— удаление аварийных, сухостоев и фаутных деревьев на объекте благоустройства (его осуществляет балансодержатель на основании Акта обследования зеленых насаждений) (см. рис. 2 на с. 32);

— удаление в процессе ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации, а также в случае, когда состояние зеленых насаждений угрожает жизни, здоровью граждан или имуществу граждан и/или юридических лиц (оно осуществляется немедленно с последующим оформлением Акта обследования зеленых насаждений) (см. рис. 2);

— удаление зеленых насаждений на территории мемориального комплекса и кладбища (оно осуществляется по решению балансодержателя без уплаты их восстановительной стоимости);

— удаление зеленых насаждений на земельном участке, который находится в частной собственности, и на приусадебном участке (оно осуществляется по решению собственника (пользователя) земельного участка) (пп. 7 — 10 Порядка № 1045).

 

В каких случаях восстановительная стоимость не подлежит уплате?

Удаление зеленых насаждений на земельном участке, который находится в частной собственности, и на приусадебном участке осуществляется по решению собственника (пользователя) земельного участка без уплаты их восстановительной стоимости (п. 10 Порядка № 1045).

Следовательно, если земельный участок находится в частной собственности, то удаление зеленых насаждений во время строительства осуществляется по решению собственника земельного участка и при наличии одного из документов, определенных ч. 1 ст. 34 Закона № 3038, без уплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений.

Если же земельный участок находится в государственной или коммунальной собственности, то подлежит уплате восстановительная стоимость зеленых насаждений, которые будут удалены.

Также уплата восстановительной стоимости зеленых насаждений не осуществляется в случае (п. 6 Положения № 1045):

— реконструкции или капитального ремонта объекта благоустройства;

— сноса аварийных, сухостоев и фаутных деревьев, а также самосейных и порослевых деревьев с диаметром корневой шейки не более 5 сантиметров;

— ликвидации аварийной ситуации на инженерных сетях населенного пункта;

— восстановления светового режима в жилом помещении, затеняемом деревьями;

— проведения ремонтных и эксплуатационных работ в охранной зоне воздушных линий электропередачи, на трансформаторной подстанции и распределительном пункте системы энергоснабжения, сети водо-, теплоснабжения и водоотведения, телекоммуникационной и кабельной электросети;

— достижения деревом возрастного предела;

— ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации и т.п. (п. 6 Положения № 1045).

Удаление аварийных, сухостоев и фаутных деревьев на объекте благоустройства осуществляет балансодержатель на основании акта обследования зеленых насаждений (п. 7 Порядка № 1045).

В процессе ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации, а также в случае, когда состояние зеленых насаждений угрожает жизни, здоровью граждан или имуществу граждан и/или юридических лиц, удаление зеленых насаждений осуществляется немедленно с последующим оформлением акта обследования зеленых насаждений (п. 8 Порядка № 1045).

Таким образом, для того, чтобы не уплачивать восстановительную стоимость, необходимо, чтобы земельный участок находился в частной собственности или зеленые насаждения соответствовали условиям вышеупомянутого.

 

Что делать в случае незаконных требований должностных лиц
проходить дополнительные процедуры или отказа составлять
или согласовать акт обследования зеленых насаждений?

Статья 19 Конституции устанавливает, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. В то же время органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Поэтому требования должностных лиц получать разрешения (согласования), не предусмотренные законодательством, а также отказ в совершении действий могут быть обжалованы в окружном административном суде.

Стоит лишь позаботиться, чтобы у истца были достаточные доказательства обращения к должностному лицу (заявление с отметкой канцелярии о принятии, письмо-отказ и т.п.).

 

Какая ответственность наступает
за нарушение вышеупомянутых норм?

За уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов предусмотрена ответственность перед законом по ст. 153 КУоАП.

Согласно этой статье к административной ответственности привлекаются лица за уничтожение или повреждение зеленых насаждений, отдельных деревьев, кустарников, газонов, цветников и других объектов озеленения в населенных пунктах, непринятие мер их охране, а также самовольное перенесение в другие места во время застройки отдельных участков, занятых объектами озеленения.

Штраф за это налагается

на граждан от десяти (170 грн.) до тридцати (510 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан,

на должностных лиц или физических лиц — предпринимателей — от тридцати (510 грн.) до пятидесяти (850 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Также уплате будет подлежать возмещение ущерба, нанесенного незаконным удалением зеленых насаждений.

 

Разрешение на нарушение объектов благоустройства

С 13.09.2012 г. вступил в силу Закон № 4710, которым введена необходимость при нарушении объектов благоустройства получать соответствующее разрешение в исполкоме сельского, поселкового, городского совета.

Сразу следует оговориться, что разрешение на нарушение объектов благоустройства не требуется, если земляные и ремонтные работы осуществляются (ч. 1 ст. 261 Закона № 2807):

лицами, имеющими документ, удостоверяющий право собственности или право пользования земельным участком, в том числе право земельного сервитута;

в составе подготовительных или строительных работ, право на выполнение которых оформлено согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 3038.

Учитывая, что заказчиком строительства может быть лицо, имеющее право собственности или право пользования земельным участком, то такому заказчику разрешение на нарушение объектов благоустройства получать не нужно.

Во всех других случаях при нарушении объектов благоустройства, связанных с выполнением субъектами хозяйствования земляных и ремонтных работ, необходимо дополнительно (даже при наличии ордера) получать такое разрешение.

Выдача разрешения, его переоформление или выдача дубликата разрешения осуществляются бесплатно (ч. 4 ст. 261 Закона № 2807).

Порядок выдачи разрешений или отказ в их выдаче, переоформлении, выдаче дубликатов, аннулировании разрешений утверждается решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета на основании Типового порядка, утвержденного Кабинетом Министров Украины (ч. 3 ст. 261 Закона № 2807).

На данный момент такой Типовой порядок не принят. На рис. 5 обзорно приведем общий порядок самой процедуры получения разрешения на нарушение объектов благоустройства.

 

Рис. 5. Получение разрешения на нарушение объектов благоустройства

 

Вывод

Напоследок хотелось бы отметить, что хоть процедура удаления зеленых насаждений во время строительства и была упрощена путем отмены необходимости получения разрешения исполкома и ордера, все же осталась необходимость составления согласования акта обследования зеленых насаждений на земельных участках государственной, коммунальной и частной собственности, даже в случаях, когда восстановительная стоимость не уплачивается.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)