2227 0

Обмен лома золота на ювелирные изделия

17.10.12
Предприятие производит обмен лома золота, принятого у населения, на готовые изделия. Как документально следует оформлять такие операции? Какие налоги и сборы обязано уплатить данное предприятие в связи с проведением операций обмена?



 

Правовое регулирование операций обмена (мены) осуществляется в соответствии с нормами ГКУ. По договору мены (бартера) каждая из сторон обязуется передать другой стороне в собственность один товар (в нашем случае лом золота) в обмен на другой товар (на готовое золотое изделие). При этом каждая из сторон договора мены является одновременно и продавцом такого товара, который он передает в обмен, и покупателем товара, который он получает взамен (ч. 1, 2 ст. 715 ГКУ). Договором мены может быть предусмотрен также обмен товара на работы (услуги).

В случае необходимости проведения обмена товаров разной стоимости, договором мены может быть установлена доплата за товар большей стоимости, обмениваемый на товар меньшей стоимости (ч. 3 ст. 715 ГКУ).

Право собственности на обмениваемые товары переходит сторонам одновременно, после выполнения обязанностей по передаче имущества обеими сторонами, если иное не установлено договором или законом (ч. 4 ст. 715 ГКУ). Также следует отметить, что к договору мены применяются общие положения о купле-продаже или других договорах, элементы которых содержатся в договоре мены, если это не противоречит сути обязательства (ч. 1 ст. 716 ГКУ).

Для целей НКУ обмен (бартер) — это хозяйственная операция, которая предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме в рамках одного договора (п.п. 14.1.10 НКУ).

Учитывая приведенные нормы ГКУ и НКУ, перейдем непосредственно к рассмотрению сути поставленного вопроса. Начнем с документального оформления операций обмена.

Пунктом 3.3 Инструкции № 84 определено, что сбор и сдача отходов лома с содержанием драгоценных металлов осуществляется в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Украины. Однако несмотря на то что с момента вступления в силу данной Инструкции прошло уже довольно много времени, такой порядок Минфин пока не установил. В данной ситуации мы бы рекомендовали нашим читателям разработать и утвердить свой внутренний документ, который бы регулировал вопросы сбора (скупки) лома золота у населения. А в качестве ориентира при его разработке можно взять Инструкцию № 134, Правила № 212 и Инструкцию № 206. Первые два документа (Инструкция № 134 и Правила № 212) приняты еще во времена СССР, но могут применяться и сейчас в части, не противоречащей законодательству Украины (см. постановление Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII, письмо Минтруда от 02.12.2005 г. № 9942/0/14-05/018-17). А Инструкция № 206 распространяется исключительно на территориальные управления НБУ, но ее положения могут быть использованы хозрасчетными субъектами хозяйствования. Обычно же порядок действия сторон, проводящих обмен лома золота на готовые ювелирные изделия, следующий:

1. Физическое лицо, пожелавшее обменять лом золота на ювелирное изделие, передает эксперту предприятия лом золота.

2. Эксперт в присутствии физического лица осматривает лом золота, определяет пробу металла, взвешивает и оценивает его.

3. Если физическое лицо соглашается с оценкой золота, оформляется квитанция на купленные у населения ценности (см. квитанцию по форме № 1 из Инструкции № 134 или из приложения 4 к Инструкции № 206) в двух экземплярах. В общем случае в квитанции должна быть отражена следующая информация:

— наименование предприятия;

— номер и дата выписки квитанции;

— данные документа, удостоверяющего личность физического лица, обменивающего лом на изделие;

— регистрационный номер учетной карточки плательщика налога* (идентификационный номер) физического лица, обменивающего лом на ювелирные изделия;

— наименование и описание ценностей, их количество, вес, цена, суммарная стоимость;

— подпись и ФИО эксперта, проводившего оценку лома золота и принявшего ценности, указанные в квитанции;

— подпись физического лица, удостоверяющая его согласие с оценкой ценностей в сумме, указанной в квитанции.

* Данный реквизит должен быть указан в обязательном порядке, поскольку квитанция является документом, в котором указана сумма дохода физического лица в виде стоимости обмениваемого лома. Его отсутствие может быть расценено проверяющими органами как нарушение п. 119.3 НКУ, что грозит наложением штрафа в размере 170 грн.

В квитанции рекомендуем сделать запись о том, что расчеты за полученный лом производятся в рамках договора мены. Заключать при этом письменный договор мены, на наш взгляд, не нужно. Достаточно будет и квитанции. Один экземпляр квитанции передается физическому лицу, второй остается у эксперта.

4. В случае если стоимость лома превышает стоимость готового изделия, предприятие производит выдачу физическому лицу наличных денежных средств (сумму превышения). Несмотря на то что данная операция не подпадает под действие Закона об РРО, проводить наличные расчеты безопаснее все-таки с использованием опломбированного и зарегистрированного в установленном порядке и переведенного в фискальный режим работы регистратора расчетных операций** (далее — РРО). При выдаче наличных распечатывается фискальный кассовый чек выдачи денежных средств (форма № ФКЧ-2 приведена в приложении 2 к Положению № 614), который выдается физическому лицу. Если РРО не накапливает отрицательных сумм в фискальной памяти, то выдача наличных оформляется с помощью операции «служебная выдача».

** Отметим, что п. 1 ст. 9 Закона об РРО разрешено проводить расчеты в кассах предприятий с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и без применения РРО и расчетных книжек только предприятиям при осуществлении торговли продукцией собственного производства, кроме торговых предприятий.

5. Если стоимость готового изделия превышает стоимость лома золота, физическое лицо производит доплату разницы. Расчеты проводятся через РРО с выдачей фискального кассового чека (форма № ФКЧ-1 приведена в приложении 1 к Положению № 614). В данном случае у предприятия может возникнуть вопрос с программированием РРО. По нашему мнению, такую операцию можно провести двумя способами:

а) вводя дробное количество изделия. То есть при получении доплаты от физлица на клавиатуре РРО вводится код, соответствующий артикулу продаваемого изделия, и дробное количество изделия, равное отношению суммы доплаты к общей стоимости единицы изделия (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 35);

б) выбивая чек на изделие со скидкой, равной стоимости принятого лома золота (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 29).

6. При передаче ювелирного изделия физическому лицу также должен быть выдан товарный чек, в котором должны быть указаны:

— название торгового предприятия и/или субъекта предпринимательской деятельности;

— наименование товара;

— артикул;

— проба изделия;

— вес изделия;

— розничная цена;

— дата продажи;

— фамилия продавца;

— штамп торгового предприятия.

Разобравшись с документами, рассмотрим, какие налоги и сборы придется уплатить сторонам договора мены: предприятию, осуществляющему обмен лома драгоценных металлов на готовые ювелирные изделия, и физическому лицу.

1. Предприятие

Сбор на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Плательщиками данного сбора являются, в частности, субъекты хозяйствования, которые предоставляют платные бытовые услуги, к которым Перечнем 1258 отнесены и услуги по обмену лома драгоценных металлов на ранее изготовленные ювелирные изделия (код вида услуг в соответствии с отраслевым классификатором ГК 201-01-2001 «Классификация услуг и продукции в сфере бытового обслуживания», утвержденным приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 19.02.2002 г. № 51 01.100.12) (см. п.п. «б» п.п. 267.1.1 НКУ). Таким образом, если предприятия изготавливают ювелирные изделия, которые впоследствии обменивают на лом драгоценных металлов, находящийся в собственности у населения, то они обязаны подать в орган ГНС заявку на приобретение торгового патента по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 28.02.2011 г. № 109, и приобрести такой патент.

Ставка данного сбора устанавливается сельскими, поселковыми и городскими советами в расчете на календарный месяц. Уплата сбора предприятиями, обменивающими лом на ювелирные изделия, производится ежемесячно не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу (п.п. «б» п.п. 267.5.2 НКУ).

Если предприятие обменивает лом золота на ювелирные изделия, которые были закуплены у сторонней организации (т. е. не было изготовления), ему следует приобрести торговый патент на проведение торговой деятельности.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Согласно п. 6 ст. 1 Закона № 400 плательщиками данного сбора являются субъекты хозяйствования, которые осуществляют торговлю ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней. А поскольку по договору мены каждая из его сторон является одновременно и продавцом такого товара, который он передает в обмен, и покупателем товара, который он получает взамен, то предприятия, производящие обмен лома золота на готовые ювелирные изделия, обязаны уплачивать пенсионный сбор с продажи ювелирных изделий. Подробно об особенностях уплаты данного сбора см. статью нашего специалиста на с. 21.

Налог на прибыль. Согласно п. 153.10 НКУ доходы и расходы от проведения бартерных операций определяются в соответствии с договорной ценой такой операции, но не ниже (выше) обычных цен. Отметим, что методы определения обычной цены установлены в ст. 39 НКУ, которая будет применяться с 01.01.2013 г. До указанной даты следует применять п. 1.20 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

В момент перехода права собственности на обмениваемые товары у предприятия возникают:

доходы от операционной деятельности (от реализации ювелирных изделий) на основании п.п. 135.4.1 НКУ (строка 02 налоговой декларации);

расходы операционной деятельности (себестоимость реализованных изделий) на основании п.п. 138.1.1 НКУ (строка 05.1 налоговой декларации).

Что касается полученного в процессе обмена лома, то предприятие вправе его:

а) использовать для изготовления ювелирных изделий (если, конечно, оно занимается их изготовлением), с учетом требований, установленных Инструкцией № 84;

б) продать в соответствии с Правилами № 802. Так, если лом драгоценных металлов продается на условиях форвардного контракта, он предлагается в первую очередь Минфину для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, НБУ для пополнения золотого запаса. Не купленные на указанных условиях Минфином и НБУ драгоценные металлы и драгоценные камни скупщики должны продавать определенному кругу потребителей: Государственному хранилищу драгоценных металлов и драгоценных камней и Государственной казне НБУ, переработчикам, афинажным предприятиям, промышленным потребителям и физическим лицам на основании заключенных договоров купли-продажи.

При продаже ювелирных изделий, изготовленных из полученного в процессе обмена лома либо продаже лома, перечисленным выше в п. «б» лицам у предприятия возникнут доходы на основании п.п. 135.4.1 НКУ (строка 02 налоговой декларации), а себестоимость такого лома предприятие включит в состав расходов на основании п.п. 138.1.1 НКУ (строка 05.1 налоговой декларации).

НДС. Поскольку обмен товара соответствует определению «поставка товара» на основании п.п. 14.1.191 НКУ, то операция обмена предприятием ювелирных изделий на лом золота является объектом обложения НДС в соответствии с п. 185.1 НКУ.

Базой обложения НДС при передаче ювелирных изделий физлицу будет полная стоимость ювелирного изделия с учетом пенсионного сбора с реализации ювелирных изделий (см. п. 188.1 НКУ). Налогового кредита у предприятия не возникает, поскольку лом был получен от физических лиц.

Если предприятие не будет использовать лом драгоценных металлов для производства ювелирных изделий, а решит его продать, то при продаже такое предприятие обязано будет начислить налоговые обязательства по НДС на стоимость лома драгоценных металлов (п. 185.1 НКУ).

2. Физическое лицо

Еще раз подчеркнем, что при проведении операции обмена физическое лицо, обменивающее принадлежащий ему на правах собственности лом золота на ювелирные изделия, является фактически продавцом лома золота и покупателем ювелирных изделий (ч. 2 ст. 715 ГКУ).

Для целей разд. IV НКУ, регулирующего порядок обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), доход, полученный физическим лицом в результате обмена (продажи) лома драгоценных металлов, по нашему мнению, следует рассматривать как доход от обмена (продажи) объектов движимого имущества. Это следует из определения движимого имущества, которое содержится в п. 2 ст. 181 ГКУ. Косвенно то, что лом золота — движимое имущество, подтверждают положения п. 174.1 НКУ. В связи с чем такой доход включается в налогооблагаемый доход физического лица на основании п. 164.2.4 НКУ, а его размер определяется исходя из цены, указанной в договоре (в нашем случае в квитанции на купленные у населения ценности), но не ниже оценочной стоимости такого изделия (ч. 2 п. 173.1 НКУ).

НДФЛ доход от продажи объектов движимого имущества облагается по ставке, установленной п. 167.2 НКУ, — 5 %.

Вместе с тем налоговики не относят лом золота, который находится у физического лица на правах собственности, к движимому имуществу. По их мнению, при выплате физлицу дохода за проданный лом драгоценных металлов предприятие должно удерживать НДФЛ по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ, а именно 15 % и 17 % (см. письмо № 5451), что противоречит положениям ст. 173 НКУ и п. 2 ст. 181 ГКУ.

Поскольку выплата дохода за проданный физлицом лом золота производится предприятием полностью или частично (если стоимость обмениваемого лома превышает стоимость готового ювелирного изделия) в неденежной форме (ювелирными изделиями), то база обложения НДФЛ будет определяться с учетом «натурального» коэффициента, равного для доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 5 %, 1,052632.

Обращаем внимание, что налоговым агентом физического лица будет предприятие, обменявшее лом такого физического лица на ювелирные изделия (п. 173.3 НКУ). В связи с чем данное предприятие обязано будет начислить, удержать и уплатить в бюджет налог на доходы, полученные физлицом от обмена лома драгоценных металлов, а также отразить данный доход в Налоговом расчете по форме № 1 ДФ с признаком дохода «105». Что касается сроков уплаты НДФЛ, то они указаны ниже в публикации «Комиссионная торговля ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней».

В заключение отметим, что многие предприятия, с целью сокращения налоговой нагрузки, операции обмена лома драгоценных металлов на готовые ювелирные изделия оформляют как изготовление ювелирного изделия из сырья заказчика (хотя такой вариант не всегда соответствует сути отношений). В этом случае получение и использование лома драгоценных металлов, принятого от заказчика-физлица с целью изготовления ювелирного изделия, в налоговом учете подрядчика-предприятия не отражается (абзац четвертый п.п. 153.4.1 НКУ). Базой обложения НДС будет стоимость работ по изготовлению ювелирного изделия. У физического лица — собственника лома драгоценных металлов налогооблагаемый доход не возникает.

 




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)