1083 0

Принципы подготовки речи, или Как пережить публичное выступление

«Невозможно кого-то смутить, не будучи самому смущенным

невозможно кого-то убедить, не будучи самому убежденным».

Юлия ПАДАФЕТ, канд. гос. упр.,

доцент Харьковского регионального института государственного управления НАДУ при Президенте Украины

Публичное выступление в совокупности всех своих многогранных аспектов может рассматриваться как своеобразное, уникальное произведение искусства, воздействующее одновременно и на чувства и на сознание человека. Ведь если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не касаясь чувственной сферы личности, она не способна произвести сильное впечатление.

Искусство публичного выступления строится на умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Одним из важнейших условий эффективного публичного выступления является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда будет невыразительной и будет вызывать усталость, а главное, она не будет способной оказывать влияние на чувства и через них — на разум. Выступление, состоящее из одних только соображений, не в состоянии удержаться в сознании и, как правило, быстро стирается из памяти. Однако стоит привлечь внимание аудитории сравнениями, примерами и эпитетами, как краски и образы сразу прибавят высказываниям жизнеспособности и яркости, что в свою очередь вызовет заинтересованность и готовность слушать со стороны тех, на кого направлен процесс передачи информации.

Необходимо помнить, что с первого и до последнего слова оратор должен бороться за аудиторию, непрерывно поддерживая психологический контакт со слушателями, возбуждая и заостряя заинтересованность, добиваясь благосклонности со стороны аудитории, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки и, в конечном итоге, удовлетворяя любознательность, вдохновляя, заверяя и призывая к определенному действию в зависимости от цели выступления. Безусловно, это требует прежде всего тщательной подготовки, взвешенного подхода и даже вдохновения. В отношении последнего трудно и, по-видимому, бессмысленно давать какие-либо советы. Однако по первым двум уже давно существуют определенные «классические» правила, с помощью которых становились непревзойденными и пробуждали разум своих слушателей еще выдающиеся древнегреческие ораторы. Итак, с чего же начать?

Наивысшее проявление мастерства публичного выступления — это контакт со слушателями, т. е. общность психического состояния оратора и аудитории. Это возникает на основании совместной умственной деятельности, подобных эмоциональных переживаний. Отношение оратора к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей соответствующую реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт — величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, стойким и непостоянным в разные фрагменты оглашения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, нужно установить с ней и постоянно поддерживать зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Однако если перед вами достаточно большое количество слушателей, например, 30, 40 или даже 150, может пригодиться «театральный» совет. Попробуйте в течение выступления не смотреть непосредственно в лицо каждого (потому что это чрезвычайно трудно при подобных обстоятельствах и неэффективно), а выбрать условную точку посредине помещения, где происходит встреча, и смотреть не на тех, кто попал в эту зону, а немного выше их голов (сантиметров на 15 — 20). Таким образом, и вам не придется «перебегать» с человека на человека, и у аудитории будет создаваться впечатление, будто вы все время держите в поле зрения всех.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу — 5 — 7 секунд. Психологи не советуют сразу переходить к теме выступления. Вспомните свой опыт: прежде чем услышать оратора, мы сначала несколько минут его изучаем: как выглядит, какая у него манера общения, настроение и т. п. Поэтому если немедленно после приветствия начать оглашение аргументов, есть большой риск не быть услышанным. Итак, попробуйте использовать это время для элементарного установления контакта. Можно спросить слушателей, как оны настроены поделиться своими ощущениями, даже, если это уместно, рассказать какую-то смешную историю или анекдот в случае возникновения напряжения.

Следует помнить, что какой бы интересной ни была тема, внимание аудитории имеет свойство постепенно снижаться. Ведь порог утомляемости взрослого человека при условиях выполнения однообразной деятельности не существенно отличается от детской нормы и равен 15 — 20 минутам. Внимание можно поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1. Прием «вопроса-ответа». Оратор задает вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

2. Прием новизны информации, гипотез вынуждает аудиторию предполагать, размышлять.

3. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «почему?», что стимулирует их познавательную активность.

4. Переход от монолога к диалогу (полемика) позволяет привлечь к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их заинтересованность (но следует не злоупотреблять в этом случае временными границами).

5. Ссылки на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям и сближают их с оратором.

6. Представление практической значимости информации.

7. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

8. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

9. Действующим средством контакта являются специальные слова и высказывания, обеспечивающие обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица («я», «вы», «мы», «мы с вами»), глаголы в 1 и 2 лице («попробуем понять», «обмолвимся», «отметим», «прошу вас», «отметьте себе», «подумайте, конкретизируем» и др.), обращения («уважаемые коллеги, дорогие мои»), риторические вопросы («Вы хотите услышать мое мнение?»).

10. Акцентирование — обращение внимания слушателя на определенные фрагменты речи:

— прямое акцентирование — использования служебных фраз, смысл которых заключается в привлечении внимания («прошу обратить внимание», «вот посмотрите» и др.);

— опосредованное акцентирование — выделение необходимых фрагментов выступления за счет голосового контраста с основной частью речи.

Конечно, удачное общение со слушателями не ограничивается только поддержкой их внимания и благосклонным отношением к оратору. Следующим важным блоком на пути построения эффективного публичного выступления является структурирование информации. И помочь в этом могут следующие правила.

1. Правило рамки — оглашение в начале выступления темы, цели и предполагаемых результатов выступления, а в конце — подведение итогов, ретроспективы выступления и определение степени достижения оглашенных в начале целей. Ретроспективу (или краткое напоминание слушателям ключевых аспектов) целесообразно делать только при условиях продолжительной речи (30 — 40 минут и дольше).

2. Правило цепи — упорядочение содержания выступления в виде последовательных утверждений:

а) перечисление («во-первых...», «во-вторых...» и т. п. Следует помнить, что говоря «во-первых», необходимо обязательно отметить, по крайней мере, «во-вторых». Иначе у слушателей останется ощущение незавершенности выступления. А также не следует увлекаться процессом: в среднем оптимальным количеством пунктов считается 3 — 5);

б) ранжировка («сначала о главном...», «теперь менее существенное...», «и наконец...»):

— возрастающая ранжировка — построение последовательности аргументов, при котором их сила возрастает на исходе речи (самая эффективная для слушателей с высокой заинтересованностью в теме выступления, осведомленностью или высоким образовательным уровнем);

— нисходящая ранжировка — сила аргументов уменьшается на исходе выступления (более эффективна для слушателей слабо заинтересованных в теме выступления или с низким образовательным уровнем).

3. Логическое выведение — приведение фактов в качестве следствия того, о чем вспоминалось ранее («если так..., то это...», «учитывая вышеуказанное можно сделать вывод...» и т. п.).

В риторике одно из самых почетных мест занимают две технологии: аргументация и контраргументация. Первое из приведенных понятий можно определить как способ убеждения путем предоставления весомых логических доводов. А второе, соответственно, — как возможность опровергнуть необоснованные упреки и грамотно защитить собственную точку зрения. Попробуем рассмотреть основные методы, позволяющие превратить шумный хаос в эффективное и интересное общение.

Методы аргументации:

1. Прямое обращение — ознакомление слушателя с фактами и сведениями, являющимися основой доказательной аргументации. Особенно удачным является использования цифровых примеров, которые (в отличие от слов) кажутся убедительнее, поскольку в этот момент никто из собравшихся не способен их отрицать. Однако цифры должны оставаться только фоном, поскольку пресыщение ими речи сведет все усилия на нет. Специалисты советуют исходить из следующего ориентира: на 15 минут речи не больше 2 — 3 цифровых примеров.

2. Выведение — приведение точных фактов и четких аргументов (без вероятностного предположения по типу: «Это, возможно, случится приблизительно где-то через неделю»), что постепенно, через частичные выводы, приводит к желаемым результатам.

3. Сравнение — использование сравнений для большей яркости выступления и увеличения таким образом морально-психологической силы аргументов (они могут быть из собственного опыта, из практики жизни, из литературных источников).

Эффективными методами контраргументации считаются следующие:

1. Метод опроса основан на том, что вы не возражаете оппоненту, а сами задаете вопросы так, чтобы он отвечал на свои замечания.

2. Условное согласие заключается в первоначальном признании правоты партнера (часто с незначительными возражениями). Это позволяет удержать контакт, а затем постепенно «перетянуть» собеседника на свою сторону.

3. Перефразирование — это повторение и одновременное смягчение сказанного.

4. Метод «да — но» заключается в том, что к определенному моменту соглашаются с оппонентом для того, чтобы у него исчезло желание противоречить, чтобы подготовить его к контраргументации. Союз «но», действующий как предостерегающий сигнал, лучше опустить: «Вы абсолютно правы. Учли ли Вы, что...»

5. Принятие замечания. Это в основном относится к несущественному для хода беседы субъективного высказыванию.

6. Доказательство нелепости. Если все ваши ответы указывают на несостоятельность оппонента, можно подтолкнуть его к тому, чтобы он признал нелепость своей позиции.

7. «Эластичная оборона» применяется в тех случаях, когда оратора засыпают возражениями в неудовлетворенном тоне. В это время лучше следить за тем, чтобы не оборвалась нить беседы, отвечать лучше спокойно и по очереди на каждый упрек.

8. «Игнорирование» — игнорирование приведенного оппонентом аргумента в случае невозможности его опровержения. Не всегда следует ожесточенно отстаивать собственную позицию, иногда возникают ситуации, когда молчание будет лучшим помощником. Особенно это касается провокационных вопросов и таких, которые сознательно направляются на введение в состояние растерянности.

С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» указывает, что исключительное влияние на успех оратора имеет тот факт, к которому из индивидуальных речевых типов он относится. Возможно, найдя себя среди приведенного ниже перечня, вам станет легче преодолевать определенные трудности.

Рационально-логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументации собственных и чужих поступков. Их подготовка к любому выступлению отличается последовательным отбором и тщательной систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план будто «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто тревожит другое: как сделать свою речь ярче, эмоциональнее, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

Эмоционально-интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, восторженно, пересыпая свою речь острыми словечками, каламбурами, но не всегда могут уследить за твердой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального языкового типа с холерическим темпераментом.

Философский. Ораторы — «философы» более-менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованные в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают любой один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений непосредственно на виду у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматичного темперамента.

Лирический, или художественно-образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проницательность — черты, характерные для этого типа. Чаще всего в его основе — характер утонченный, меланхоличный.

Но независимо от того, к какому из языковых типов вы тяготеете, попробуйте почувствовать, как это приятно — выложиться перед слушателями, захватить их, с достоинством выдержать время выступления, а в ответ получить заслуженные аплодисменты. Сначала почувствуйте это, а затем — реализуйте, воспользовавшись несложными советами.

Совет 1. Найдите индивидуальный образ, собственный стиль. Во время речи пытайтесь доказать свои взгляды и убеждения. Согласитесь, что никому не интересен оратор, цитирующий учебник. В речи должна чувствоваться личность. Необходимо создать собственный образ. Образ оратора — это то, как его видят слушатели. Он отражается в смысле речи, в каждом слове, произношении, движениях.

Совет 2. Говорите! Приобретайте опыт языковых «боев». Практика постепенно будет оттачивать ваше искусство. В тепличных условиях оратор не сформируется, поэтому если хочешь научиться говорить — говори. Оратором становятся только в процессе практики.

Совет 3. Анализируйте собственные и чужие речи, пытайтесь выделять в них недостатки и достижения. Даже если вы считаете свою речь неудачной, это уже доказывает, что вы задумались над ней. Это уже начало риторического обучения. Это значит, что завтра вы будете избегать вчерашних ошибок, а послезавтра забудете о них. Активное отношение к недостаткам собственной речи, самоанализ и стремление совершенствования, наблюдение за другими ораторами приближают к следующему совету.

Совет 4. Определите образец и учитесь. Каждый из нас украдкой был в восторге от чьей-то речи. Таким образом, мы чувствуем, что существуют образцы языкового творчества, которым стоит подражать. В детстве языковые образцы предоставляют родители или родственники. По мере взросления за образец ораторов могут быть старшие товарищи, в школе — любимые учителя. Дайте себе честный ответ: кому я подражаю в жизни (учитывая, что каждый из нас хочет самостоятельности)? Выбрав кого-то за образец, анализируйте, в чем причина его успеха. Формируйте собственный «образ», стиль, индивидуальную манеру поведения. Кстати, нежелательно во время публичного выступления «присоединяться к мнению предыдущего оратора».

Совет 5. Изучайте законы и правила риторика. Законами называют теоретические положения, выведенные из практики ораторского красноречия и языкового общения вообще. Данные законы отражают языковую реальность и распространяются на разные виды публично языковой практики. Из законов следуют правила практического пользования языком. Сами правила выступают образцами удачного или неудачного применения законов.

Совет 6. Изучайте творчество писателей и ораторов различных эпох и стилей. Невозможно стать опытным оратором без знания образцовых произведений той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность. Каждый человек пытается овладеть достоянием культуры, к которой относятся результаты деятельности предшественников, классические советы ораторского искусства.

Совет 7. Анализируйте и декламируйте вслух образцовые тексты. Выберите понравившийся вам текст (прозаический или поэтический), проанализируйте его с точки зрения содержания и стиля, а затем читайте его вслух, постепенно изучая наизусть. Не лишним было бы записать свою речь на магнитофон или видео — тогда вы увидите недостатки собственного образа, почувствуете темп речи, паузы, повторы, интонации и т. п. А затем все будет зависеть от того, насколько требовательно вы отнесетесь к себе: ни один оратор не добьется успеха без самостоятельной подготовки.

Совет 9. Совершенствуйте технику речи. Такие занятия предусматривают комплекс упражнений по постановке дыхания и развитию четкого произношения. Вы должны осознать, что публичные выступления — это ответственное дело.

Совет 10. Делайте ненавязчивые комплименты публике. Подчеркните настрой аудитории, поблагодарите за понимание и сотрудничество или за блестящие комментарии и вопросы.

А самое главнее — помните простую истину: не вы должны бояться условной сцены, а сцена — вас. На публике лучше быть рьяным, нежели вялым, лучше громким, нежели тихим, лучше ярким, нежели бледным. Настройте себя на боевой лад и победу — и у вас непременно все получится!  



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)