1315 0

Если грозит незаконная проверка органов по защите прав потребителей: как действовать

06.03.13
Ситуация. Предприниматель — единоналожник группы 3 (не является плательщиком НДС), который занимается торговлей непродовольственными товарами, получил уведомление о предстоящей плановой проверке представителями органов по защите прав потребителей (через 20 календарных дней). Однако предприниматель считает, что с плановыми проверками представители этого органа к нему приходить не должны, так как его деятельность не относится к деятельности с высокой степенью риска, а следовательно, он попадает под мораторий на плановые проверки, которые проводятся в рамках Закона № 877, в том числе указанными органами. Правы ли работники органа по защите прав потребителей. Как предпринимателю поступить в данной ситуации, чтобы отстоять свои права?


 

Плановые проверки органов по защите прав потребителей: действует ли в их отношении мораторий

О моратории на проверки для большинства предпринимателей, который в настоящее время действует благодаря Закону № 4448, мы подробно писали в прошлом году (см. «СД», 2012, № 21, с. 18).

Так, согласно части 3 статьи 3 Закона № 4448 органам государственного надзора (контроля), их должностным лицам запрещается осуществлять в отношении предпринимателей, указанных в части 1 статьи 2 Закона № 4448, мероприятия государственного надзора (контроля), кроме тех, которые прямо перечислены в этом Законе. Под освобождение попали предприниматели, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска в соответствии с Законом № 877 (т. е. большинство единоналожников)справка 1.

В перечень органов контроля, попадающих под мораторий, входят те, которые осуществляют свои проверки в рамках специального проверочного Закона № 877. К ним относятся и органы по защите прав потребителей.

Как было сказано выше, виды проверок — исключения, с которыми имеют право приходить проверяющие к любым предпринимателям, четко перечислены в Законе № 4448, а точнее в статье 3. Так, в части 1 статьи 3 Закона № 4448 указано, что у органов по защите прав потребителей есть право на осуществление внеплановых проверок по жалобам потребителей.

Вместе с тем некоторые специалисты пытаются утверждать, что мораторий, с учетом некоторых исключений, относится только к внеплановым проверкам, а плановые должны проходить в общем порядке. Мы же с таким мнением категорически не согласны.

Во-первых, еще раз обратим внимание, что формулировка части 3 статьи 3 Закона № 4448 исключает любые проверочные мероприятия, кроме приведенных в частях 1 и 2 данной статьи: «органам государственного надзора (контроля), их должностным лицам запрещается осуществлять относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, не предусмотренные данным Законом».

Во-вторых, кроме проверок органов по защите прав потребителей в список исключений попали, к примеру, проверки Пенсионного фонда. Его должностным лицам дали возможность проверять еще и субъектов со средней степенью риска, причем упомянули и плановые, и внеплановые проверки. Поэтому, если бы органам по защите прав потребителей разрешалось приходить с плановыми проверками, то по логике об этом также должно было прямо говориться в статье 3 Закона № 4448.

Таким образом, в нашем распоряжении достаточно аргументов в пользу того, что Законом № 4448 запрещены плановые проверки органов по защите прав потребителей в отношении ряда предпринимателей. А попытки проводить их можно назвать надуманными и нарушающими законодательство, которые могут быть обжалованы в суде.

Вместе с тем, чтобы окончательно определиться, могут ли прийти с плановой проверкой к предпринимателю, также нужно разобраться с еще одним нюансом: степенью риска деятельности.

 


Критерии для определения степени риска для проверок

Напомним, что то, к какой степени риска относится деятельность предпринимателя (высокой, средней, незначительной), определяется по специальным перечням критериев, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины.

При этом для проверок различных контролирующих органов (в разных сферах) устанавливаются отдельные перечни критериев, на основании которых и определяются правила проверок (общих критериев для всех проверок нет). Критерии, по которым деятельность предпринимателей, занимающихся торговлей непродовольственными товарами, относится к высокой, средней или низкой степени риска для проверок в сфере прав потребителей, приведены в постановлении № 1164.

 

Нормативный документ, которым установлены критерии

Степень риска

высокая

средняя

незначительная

1

2

3

4

Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 27.12.2008 г. № 1164

Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг):

1) продукция пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов:
— мясо, мясопродукты и продукты забоя животных;
— продукция рыбная;
— продукция переработки овощей и плодов;
— жир животный и растительное масло;
— продукты молочные и мороженое;
— продукция мукомольно-крупяной промышленности и крахмалопродукты;
— корма готовые для животных;
— продукты пищевые прочие;
— напитки;

2) изделия текстильной и швейной промышленности:
— ткани текстильные*;
— изделия из текстиля*;

— полотна трикотажные машинного или ручного вязания*;

— изделия трикотажные машинного или ручного вязания*;
— одежда кожаная*;

— одежда рабочая;

— белье нижнее;
— одежда детская трикотажная;
— костюмы спортивные и другие виды одежды трикотажные*;
— одежда детская из тканей;
— костюмы спортивные и другие виды одежды из ткани*;
— одежда меховая*;
— мех искусственный и изделия из него*;

3) кожа, изделия кожаные дорожные и кожаная обувь:
— изделия кожаные галантерейные и дорожные*;
— обувь*;

4) продукция целлюлозно-бумажной промышленности, продукция печатная:
— изделия из бумаги и картона;
— продукция печатная*;

5) кокс, продукция нефтепереработки:
— коксопродукты;
— продукты нефтепереработки;

6) продукция химическая:
— продукция химическая основная;
— продукты агрохимические;
— краски, лаки, добавки печатных красок;
— мыло, парфюмерия и средства ухода;
— продукты химические прочие;
— волокна искусственные и синтетические;

7) оборудование электрическое и электронное:
— аппаратура для трансляции и ретрансляции передач;

— оборудование медицинское, хирургическое и ортопедическое;
— аппаратура контрольно-измерительная;

8) продукция промышленная прочая:
— мебель;
— изделия спортивные;
— игры и игрушки

1) продукция промышленная прочая:
— продукция обработки металлических отходов;
— продукция обработки неметаллических отходов;

2) продукция добывающей промышленности:
— соль;

3) древесина и изделия из нее:
— древесина пиленая, строганая или пропитанная;
— панели деревянные;
— изделия столярные и плотничьи;
— тара деревянная;
— изделия из древесины прочие, изделия из пробки, изделия плетеные;

4) изделия резиновые и пластмассовые;

5) изделия минеральные неметаллические прочие:
— черепица и плитка керамическая;

— кирпич, блоки и строительные изделия из обожженной глины;

— цемент, известь и гипс строительный;
— изделия из бетона строительные;
— изделия из камня;
— изделия минеральные разные;

6) оборудование транспортное:
— корпуса и прицепы автомобилей

1) металлы основные и металлические изделия, изготовленные заводским способом:
— продукция черной металлургии;
— трубы
и трубопроводы;
— изделия переработки стали;
— металлы цветные;
— литье;
— конструкции металлические для строительства;
— котлы
нагревательные;
— изделия ножевые, инструменты и изделия металлические общего назначения;
— изделия
металлические
прочие;

2) машины и оборудование:
— оборудование механическое;
— машины общего назначения;
— машины сельскохозяйственные;
— станки;

— машины и оборудование для металлургической промышленности;
— приборы бытовые;

3) оборудование электрическое и электронное:
— машины конторские и электронно-вычислительные;
— двигатели, генераторы и трансформаторы;
— аппаратура электро­распределительная и контрольная;
— провод и кабель изолированные;
— аккумуляторы и батареи электрические;
— лампы электрические и оборудование осветительное;
— оборудование электрическое прочее;
— компоненты электронные;
— аппаратура приемная, записывающая и для воспроизведения звука и изображения;
— оборудование для управления технологическими процессами автоматизированное;
— оборудование оптическое и фотографическое;

4) оборудование транспортное:
— автомобили;
— оборудование автомобильное;
— продукция судостроения;
— локомотивы железнодорожные, трамвайные
и рельсовый подвижной состав;
— мотоциклы и велосипеды;

— оборудование транспортное, не включенное в другие группы

* К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг) для детей.

 

Так, если единоналожник (неплательщик НДС) попадает в высокую степень риска, то мораторий на него не распространяется, а следовательно, к нему могут прий­ти как с плановой, так и с внеплановой проверкой.

Обратите внимание, что в сфере проверок органов по защите прав потребителей, связанных с непродовольственными товарами, действует Закон о рыночном надзоре. То есть помимо контроля выполнения требований Закона о защите прав потребителей (информирования потребителей, выдачи расчетного документа и т. д.), к предпринимателю могут прийти проверить соблюдение норм Закона о рыночном надзоре.

В то же время правила, организация, оформление самих проверок соблюдения требований Закона о рыночном надзоре регулируются в том числе и Законом № 877 (часть 5 статьи 10, часть 5 статьи 23 Закона о рыночном надзоре). Следовательно, на такие проверки также должен распространяться мораторий.

В рамках Закона о рыночном надзоре разработаны критерии риска в зависимости от вида продукции. Однако в части 1 статьи 2 Закона № 4448 сказано о том, что для освобождения от проверок во внимание берется критерий риска вида деятельности предпринимателя, а не критерий риска продукции.

Поэтому для того, чтобы при организации (планировании) проверок определить, попадает ли предприниматель под мораторий, представители органов по защите прав потребителей в первую очередь должны брать во внимание критерии постановления № 1164. А уже при осуществлении проверок тех, кто под него не попадает, будут учитываться критерии риска продукции.

Напомним, что у предпринимателей, на которых не распространяется мораторий Закона № 4448, плановые проверки осуществляются со следующей периодичностью:

— с высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;

— со средней степенью риска — не чаще одного раза в два года;

— с незначительной степенью риска — не чаще одного раза в три года.

Ограничения для периодичности проведения внеплановых проверок (для тех, кто не попадает под мораторий) не предусмотрены, однако органы по защите прав потребителей прийти с ней к предпринимателю могут по нескольким основаниям:

— по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства;

— по заявлению самого субъекта хозяйствования о проведении проверки по его желанию;

— для проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений либо других распорядительных документов по устранению нарушений, выданных по результатам проведения плановых проверок;

— при выявлении и подтверждении недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования;

— из-за непредставления в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов.

Далее разберемся, что же делать предпринимателю, который уверен, что попадает в категорию лиц, к которым на основании Закона № 4448 не должны прийти с плановой проверкой.

 


Противодействие предстоящей незаконной проверке

Итак, начнем с того, что согласно статье 10 Закона № 877 предприниматель имеет право на обжалование неправомерных действий органов контроля или их должностных лиц. Поэтому, не теряя времени, чтобы успеть до начала даты ожидаемой проверки, он должен направить жалобу в вышестоящий орган (Госпотреб­инспекцию Украины) или иск в суд.

В них нужно изложить положения Закона № 4448, а также обосновать, почему предприниматель попадает под мораторий на проверки: не является плательщиком НДС и не относится к субъектам, деятельность которых имеет высокую степени риска для проверок органов защиты прав потребителей.

Если процедура обжалования не остановит проверяющих, то не следует допускать их на проверку. Дело в том, что, как свидетельствует судебная практика, если в ходе проверки, пусть и незаконной, будут выявлены нарушения, то предпринимателю все равно придется заплатить штрафные санкции. Тот факт, что проверка проводилась незаконно, не освобождает от ответственности. В свою очередь у проверяющих есть право проверять помещения, торговые точки предпринимателя, проводить контроль расчетов и т. д.

Законной причиной отказа в допуске будет тот факт, что предприниматель освобожден от контрольных мероприятий на основании Закона № 4448. Если должностные лица в свою очередь попытаются применить санкции к предпринимателю за отказ пустить на проверку, ему опять же придется обжаловать их решение.

Так, согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей за создание препятствий служебным лицам центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, и структурного подразделения по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления в проведении проверки качества продукции, а также правил торгового и других видов обслуживания предусмотрен штраф в размере от 1 до 10 % стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 170 грн. (10 нмдг), а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — в размере 170 грн. (10 нмдг).

Однако предпринимателю не стоит опасаться данного штрафа, так как у него есть все шансы обжаловать решение о его применении.



Справочная информация (справка)

1 Отметим: на первый взгляд может показаться, что общесистемщиков Закон № 4448 вообще не затрагивает, но на самом деле это не так. Если внимательно прочесть статью 2 этого Закона, то становится совершенно очевидным, что он разработан для всех предпринимателей (независимо от системы налогообложения), а также для юрлиц из числа единоналожников (а вовсе не для одних только единоналожников: физлиц и юрлиц, — как ошибочно может показаться, если судить лишь по названию Закона № 4448). Предприниматели на общей системе налогообложения, которые не являются плательщиками НДС, при условии, что их деятельность не отнесена к высокой степени риска, также попадают под мораторий.

 


Документы консультации

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.

Закон о рыночном надзоре — Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 г. № 2735-VI.

Постановление № 1164 — постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 27.12.2008 г. № 1164.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)