10766 3

Открываем заведение общепита: организационные нюансы

29.03.13
Все мы еще помним времена, когда заведения недомашнего питания назывались общепитом. Их и сейчас многие по привычке так называют, хотя слово «общепит» приобрело откровенно негативный оттенок в сознании людей. Видимо поэтому на законодательном уровне был закреплен новый термин для подобного рода заведений — «заведения ресторанного хозяйства». Звучит он, конечно, посолидней. Но и без парадоксов не обошлось, потому что теперь так называют и ресторан класса «люкс», и незатейливую закусочную а-ля фаст-фуд. В данной статье поговорим о нюансах организации предпринимателем заведения ресторанного хозяйства: разрешительных документах, торговых патентах и лицензиях, требованиях к помещению, оборудованию и музыке, а также об особенностях расчетов с клиентами.


 

Документы статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 3745 — Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон № 2406 — Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон о метрологии — Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 11.02.98 г. № 113/98-ВР.

Закон № 4844 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по совершенствованию отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий» от 24.05.2012 г. № 4844-VI.

Закон о рекламе — Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о санитарно-эпидемическом благополучии — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон о безопасности пищевых продуктов — Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 2406 — Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

Постановление № 71 — постановление КМУ «Об утверждении размера, порядка и условий выплаты вознаграждения (роялти) за коммерческое использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм, видеограмм, их экземпляров и зафиксированных в них исполнений» от 18.01.2003 г. № 71.

КВЭД-2010 — Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, принятая приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457.

Инструкция № 315 — Инструкция о порядке осуществления государственного метрологического надзора за обеспечением единства измерений (ПМУ 16-2000), утвержденная Госкомстандартизации от 17.05.2000 г. № 315.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.2002 г. № 219.

Порядок регистрации РРО — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок № 712 — Порядок выдачи эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов) по производству, переработке или реализации пищевых продуктов, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2007 г. № 712.

Порядок № 833 — Порядок проведения торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

ДСТУ 4281:2004 — ДСТУ 4281:2004 «Заведения ресторанного хозяйства. Классификация», утвержденные приказом Госпотребстандарта от 31.03.2004 г. № 59.

Санитарные правила — Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цеха и предприятия, которые производят мягкое мороженое (СанПин 42-123-5777-91), утвержденные Минздравом СССР и Минторгом СССР 19.03.91 г.

 


Типы заведений ресторанного хозяйства

Прежде чем говорить об организации заведения ресторанного хозяйства (далее — ЗРХ), рассмотрим их официальную классификацию по типам (из Правил № 219, ДСТУ 4281:2004, в этих документах также расшифровывается каждый тип ЗРХ):

— ресторан (рестораны еще классифицируют по классам: «первый», «высший», «люкс»);

— бар (бары еще классифицируют по классам: «первый», «высший», «люкс»);

— кафе;

— столовая;

— закусочная;

— буфет;

— кафетерий;

— фабрика-кухня;

— фабрика-заготовительная.

Принадлежность ЗРХ к тому или иному типу/классу устанавливается предпринимателем самостоятельно. При этом данные сведения (вместе с информацией о наименовании субъекта хозяйствования и режима работы) указываются на вывеске, размещаемой на фасаде ЗРХ (об оформлении вывески на ЗРХ мы поговорим далее).

Обратите внимание! Довольно часто местные администрации обязывают субъектов хозяйствования получать свидетельства, удостоверяющие принадлежность ЗРХ к определенному типу и классу (для ресторанов и баров). На данный момент нет законодательных требований и порядка получения такого рода свидетельств. Неправомерность таких требований чиновников на местах подтверждают и суды (см. постановление Донецкого апелляционного административного суда от 29.09.2011 г. по делу № 2а/0570/10852/2011).

В общем, предпринимателю, решившему открыть ЗРХ, следует быть готовым к:

— получению свидетельства о принадлежности ЗРХ к тому или иному типу и классу (для ресторанов и баров), если этого требуют в его местной администрации,

либо

— отстаиванию в суде незаконности такого требования чиновников.

 


Разрешительные документы

В выдаваемой при госрегистрации выписке из ЕГР предпринимателя, который собирается открывать ЗРХ, должен быть указан один из видов деятельности из раздела 56 КВЭД-2010.

До того как ЗРХ сможет начать свою деятельность, предпринимателю нужно получить ряд разрешений. Разрешительные документы можно получить в едином разрешительном центре каждого региона — это, в частности:

— разрешение органов СЭС;

— разрешение органов Госпожарнадзора;

— разрешение органа по охране труда;

— согласование со службами электрификации и водоснабжения;

— согласование строительства со Службой автомобильных дорог Украины — если объект будет размещаться вдоль проезжей части дороги.

Для этого в разрешительный центр необходимо предоставить декларацию соответствия материально-технической базы, копию свидетельства о госрегистрации (выписки из ЕГР), паспорт привязки и документы, связанные с оформлением права на землю, т. е. документы, удостоверяющие право собственности (пользования) земельным участком, на котором будет размещаться ЗРХ.

Далее поговорим о нюансах получения разрешительных документов, если их получать не через единый разрешительный центр.

Пожарные нюансы. Если предприниматель только открылся сам или открывает ЗРХ в арендованном помещении, то ему необходимо получить пожарное разрешение (статья 10 Закона № 3745). Разрешение выдается бесплатно и является бессрочным документом. Основанием для получения разрешения является заключение, которое оформляется по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния помещения. Такая экспертиза может проводиться как органом государственного пожарного надзора, так и субъектом хозяйствования, получившим лицензию на осуществление такой оценки (экспертизы). Так вот, чтобы предпринимателю получить бесплатное пожарное разрешение, ему надо заплатить немалую сумму за проведение этой экспертизы. Потом в течение 10 рабочих дней орган пожарного надзора должен принять решение о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче.

Однако есть устоявшаяся практика, когда многие предприниматели начинают работу с тщательным образом оформленного договора аренды (субаренды), в котором, по сути, ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на арендодателя (подробнее см. «СД», 2012, № 11, с. 46). И тогда предпринимателю вообще не нужно получать пожарное разрешение для открытия ЗРХ.

СЭС-нюансы. В СЭС нужно получать эксплуатационное разрешение не в каждом случае открытия ЗРХ, а только, если:

построенный (реконструированный) объект по производству, переработке или реализации пищевых продуктов вводится в эксплуатацию;

изменяется вид хозяйственной деятельности предпринимателя;

аннулируется эксплуатационное разрешение, полученное ранее.

Чтобы получить разрешение, субъекту следует подать заявление (с приложением документов, перечисленных в пункте 9 Порядка № 712) главному государственному санитарному врачу соответствующей территории. Разрешение является платным (200 грн. без НДС), выдается через 30 календарных дней с даты подачи заявления и является бессрочным.

 


Торговый патент

Единоналожнику, открывающему ЗРХ, получать торговый патент и уплачивать сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности не нужно.

А вот общесистемщик, открывающий ресторан, кафе, закусочную, бар, буфет или любое другое ЗРХ, должен получить торговый патент. Для этого нужно подать заявление установленной формы в налоговый орган по местонахождению ЗРХ, а не по месту жительства предпринимателя (хотя для некоторых предпринимателей место нахождения ЗРХ и место жительства могут совпадать).

 


Лицензия

Сама по себе деятельность в сфере ресторанного хозяйства лицензированию не подлежит. Вместе с тем, если в ЗРХ планируется торговать алкогольными напитками и/или табачными изделиями (в том числе и на разлив), то с этой целью придется приобрести соответствующую лицензию, причем отдельно на розничную торговлю алкоголем и отдельно на розничную торговлю табаком (пункт 1.4 Правил № 219). Особенности лицензирования в этом случае оговаривает Закон № 481, согласно которому плата за лицензии зависит от количества имеющихся у субъекта хозяйствования РРО. При этом:

Правила розничной торговли алкогольными напитками утверждены постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854;

Правила розничной торговли табачными изделиями утверждены приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 218.

Заметим, что если предприниматель осуществляет торговлю в ЗРХ только столовым вином и/или пивом, то лицензия ему не нужна. Дело в том, что действие Закона № 481 не распространяется на торговлю столовым вином и пивом.

 


Помещение

Общие требования к помещениям ЗРХ. ЗРХ может размещаться в помещении:

собственном (построенным самостоятельно или приобретенным)

или

арендованном.

При этом помещение должно соответствовать требованиям, установленным Санитарными правилами и ДБН В.2.2-25:2009.

Если помещение не соответствует требованиям указанных документов, то до открытия в нем ЗРХ такое помещение должно быть реконструировано. Напоминаем, если помещение арендовано, реконструкция может осуществляться только с разрешения арендодателя (часть 1 статьи 778 ГКУ).

Здесь же заметим, что реконструкция существующего или строительство нового помещения под ЗРХ начинается с получения соответствующего разрешения в ГАСК, куда, помимо прочих документов, подаются эскизы, по­этажные планы и другие технические документы, из которых будет точно видно, соответствует ли помещение требованиям профильных ДБН или нет. Если нет, то ГАСК просто не даст разрешение на строительство/реконструкцию, пока не будут соблюдены указанные требования.

Обособленное/встроенное помещение. На практике нередко возникает вопрос, можно ли разместить ЗРХ в жилых (производственных или иного назначения) домах. В подпункте 5.1.5 ДБН В.2.2-25:2009 установлено:

«общедоступные ЗРХ допускается встраивать или пристраивать к жилым (за исключением придомовых территорий), общественным или производственным зданиям, но лишь при условии соблюдения соответствующих санитарно-гигиенических и противопожарных требований и сохранения функциональных параметров как ЗРХ, так и здания, в которое оно встраивается».

При этом, если речь идет о жилом доме, дополнительно нужно учитывать и такие требования:

1) ЗРХ может располагаться только на первом, втором или цокольном этажах (пункт 2.50 ДБН В.2.2-15-2005), а на практике — это, как правило, первый этаж или цоколь;

2) вместительность ЗРХ не должна превышать 50 посадочных мест (подпункт «а» пункта 2.50 ДБН В.2.2-15-2005). При этом, судя по всему, данный критерий следует рассматривать как суммарный по одному дому — т. е. с учетом других ЗРХ, размещенных в здании, что подтверждается определением Киевского апелляционного административного суда от 06.11.2008 г. по делу № 22-а-3794/08;

3) необходимо соблюдать допустимый уровень шума (в том числе в таком ЗРХ не должно быть оркестрового сопровождения);

4) режим функционирования не должен превышать 22:00;

5) другие требования (местными правилами застройки может быть установлена необходимость получения, например, согласия от жильцов дома).

Кроме того, если для размещения ЗРХ планируется использовать жилую квартиру, то ее сначала нужно перевести в нежилой фонд (часть 1 статьи 383 ГКУ).

Специальные требования. Помещение ЗРХ и прилежащую территорию следует содержать в надлежащем санитарном состоянии (пункт 32 Порядка № 833, пункт 1.7 Правил № 219).

Помещения (вне зависимости от типа/класса ЗРХ) должны удовлетворять предписаниям Санитарных правил и ДБН В.2.2-25:2009. Приведем основные из них:

1) к площади обеденных залов: например, в ресторанах она должна составлять не менее 1,8 кв. м/чел. (а с эстрадой и танцполом — не менее 2 кв. м/чел.), в пивных барах — не менее 1,6 кв. м/чел. и т. п.;

2) к водоснабжению и канализации — ЗРХ должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения (путем присоединения к местной сети водопровода, а при ее отсутствии — устройства артезианских скважин, шахтных колодцев с обязательным устройством внутреннего водопровода), а также канализации (с оборудованием двух систем канализационных труб — для производственных сточных вод и для фекальных вод);

3) к отоплению, вентиляции и кондиционированию — в ЗРХ должны поддерживаться оптимальные и допустимые параметры метеорологических условий: температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха — с учетом климатической зоны, периода года и категории тяжести выполняемых работ (надлежащие параметры указаны в приложениях 2 и 3 к Санитарным правилам);

4) к мусороудалению — в ЗРХ должны быть предусмотрены системы очищения от мусора и пылеуборки, а также временного хранения мусора (путем установления на площадках из цемента, асфальта или кирпича мусоро­сборников — бетонированных, металлических или обитых железом) и возможность его вывоза;

5) прочие требования.

Все помещения ЗРХ должны содержаться в чистоте, в связи с чем следует осуществлять их ежедневную уборку. В том числе еженедельно, с применением моющих средств должны производиться мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти и т. п., а один раз в месяц ЗРХ необходимо закрывать на санитарный день с генеральной уборкой, дезинфекцией и дератизацией помещений. При этом использовать можно лишь те моющие и дезинфицирующие средства, которые разрешены Мин­здравом (пункт 1.7 Правил № 219).

Уголок потребителя. Уголок потребителя должен находиться на видном месте (пункт 10 Порядка № 833 и пункт 3.12 Правил № 219) и содержать:

1) информацию о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

2) книгу отзывов и предложений;

3) адреса и телефоны органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;

4) информацию о расположении мест для курящих и вреде курения (пункт 3.10 Правил № 219).

Согласно пункту 10 Порядка № 833 предприниматель (его сотрудник) по требованию посетителя должен предоставить Порядок № 833, Закон о защите прав потребителей, санитарные нормы, ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров. Причем размещать их именно в Уголке потребителя не обязательно.

Вывеска. Вывеска ЗРХ должна размещаться на фасаде помещения (пункт 12 Порядка № 833 и пункт 1.7 Правил № 219). Форма такой вывески может быть произвольной, а вот к ее содержанию предъявляются определенные требования, в частности на ней должны быть указаны:

1) сведения о типе/классе заведения;

2) название, наименование субъекта хозяйствования;

3) информация о режиме работы.

Это минимальный набор сведений. По факту вывеска может содержать и дополнительные данные. Цель ее размещения заключается не в рекламе, а в информировании о ЗРХ. Однако если она будет включать в себя призывы зайти, воспользоваться услугами ЗРХ, информацию о таких услугах, предлагаемом ассортименте продукции и т. п., то такую информацию можно признать рекламой — в связи с чем стоит помнить, что на рекламу некоторых видов продукции налагаются ограничения (к примеру, это касается рекламы алкогольных напитков, о чем идет речь в статье 22 Закона о рекламе).

 


Оборудование

Сертификация оборудования и посуды. В соответствии с пунктом 1.8 Правил № 219 торгово-технологическое оборудование, инвентарь и посуда для ЗРХ должны быть обеспечены соответствующими сертификатами. Однако согласно статье 13 Закона № 2406 обязанность по сертификации оборудования лежит на производителе и поставщике, а не на предпринимателе, закупающем оборудование для ЗРХ. А регистрационные номера сертификатов соответствия должны проставляться в документах, согласно которым передается оборудование или посуда.

Измерительная техника. В соответствии с пунктом 1.8 Правил № 219 средства измерительной техники, использующиеся в ЗРХ, должны быть в исправном состоянии, иметь четкий оттиск проверочного клейма и проходить проверку в установленном законодательством порядке.

Обратите внимание! Проверяют исправность и поверку измерительных приборов в ЗРХ государственные инспекторы по метрологическому надзору как сотрудники Государственной метрологической службы. Они могут проводить плановые, внеплановые и повторные проверки (пункт 3.5 Инструкции № 315). Причем согласно статье 32 Закона о метрологии метрологи имеют право беспрепятственно (с предъявлением служебного удостоверения) посещать предпринимателей и проверять их деятельность относительно соблюдения требований данного Закона, других нормативно-правовых актов и нормативных документов по метрологии.

А если измерительная техника окажется неисправной, неправильно эксплуатируется или нарушены сроки ее поверки, то метрологи могут наложить на предпринимателя штраф по статье 172 КУоАП в размере от 51 до 510 грн.

 


Музыка в ЗРХ

В любом ЗРХ, как правило, используется музыкальное сопровождение при помощи радио, телевизора, музыкального автомата, компьютера и т. д. либо живая музыка.

Что касается «неживой» музыки в ЗРХ, звучащей при помощи тех­устройств (радио, компьютер и т. д.), то согласно пункту 4 раздела ІІ приложения к постановлению № 71:

«Субъекты коммерческого использования обязаны до начала осуществления коммерческого использования опубликованных с коммерческой целью фонограмм, видеограмм, их экземпляров и зафиксированных в них исполнений заключить с уполномоченной организацией коллективного управления, которая определена в установленном порядке Государственной службой интеллектуальной собственности, договор о выплате вознаграждения (роялти) за прямое или опосредованное коммерческое использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм, видеограмм, их экземпляров и зафиксированных в них исполнений».

То есть до начала использования фонограмм и видеограмм (а по сути до начала работы ЗРХ) предпринимателю нужно заключить договор с «Украинской Лигой музыкальных прав», по условиям которого будет производиться оплата авторского вознаграждения (роялти).

Отсутствие такого договора может повлечь наложение штрафа от 170 до 3400 грн. с конфискацией оборудования на предпринимателя — владельца ЗРХ (статья 512 КУоАП). Протокол о таком админнарушении составляют органы внутренних дел, а решение о наложении штрафа и конфискации оборудования налагает суд.

 


Антитабачные требования в ЗРХ теперь очень строгие и «дорогие»

С 17.12.2012 г.справка 1 полный запрет на курение в помещениях ЗРХ распространяется на курение:

табачных изделий (сигарет с фильтром либо без, сигар, сигарилл, других изделий из табака);

электронных сигарет;

кальянов.

Данный запрет установлен лишь в отношении курения в помещениях. При этом курение на прилегающей к кафе либо ресторану территории не запрещено.

Поэтому в ЗРХ необходимо разместить табличку с графическим знаком о запрете курения и надписью «Куріння заборонено!». Такая табличка должна размещаться в каждом отдельном зале и помещении ЗРХ, а не в здании в целом.

На рестораторов может быть наложен штраф за размещение пепельниц либо за сам факт курения в ЗРХ в размере от 1000 до 10000 грн. При этом независимо от того, сколько нарушений выявлено в ходе одного контрольного мероприятия, штраф налагается только один. Количество нарушений может определять лишь размер такого штрафа. Такой штраф теперь имеют право налагать управления (инспекции) по защите прав потребителей.

Подробный анализ Закона № 4844, которым введены указанные выше «антитабачные» запреты и штрафы, мы публиковали в «СД», 2012, № 23, с. 9.

 


Меню

Ознакомиться с ассортиментом предлагаемых блюд и другой продукции посетитель может в меню и прейскуранте, изучить которые он имеет право до начала обслуживания (пункт 3.6 Правил № 219).

При этом согласно пункту 3.4 Правил № 219:

1) в меню указываются:

— перечень блюд, кулинарных, мучных кондитерских, булочных изделий и напитков собственного производства;

— выход одной порции;

— цена одной порции.

2) в прейскуранте указываются:

— перечень алкогольных и безалкогольных напитков, пива (для алкогольных напитков — емкость бутылки, цена за бутылку, за 50 и 100 миллилитров);

— перечень табачных, кондитерских изделий;

— перечень других закупных товаров;

— масса, объем и цена на соответствующую единицу продукта.

Меню и прейскурант должны быть подписаны предпринимателем и материально ответственным лицом (заведующим производством, бригадиром, буфетчиком, барменом и т. п.), если оно есть, и скреплены печатью предпринимателя. Дополнительно согласовывать меню, например, с госорганами от предпринимателя не требуется.

 


Документы на продукты

Чтобы избежать штрафов и придирок от проверяющих, предпринимателю в первую очередь следует тщательно оформлять покупку продуктов для ЗРХ (см. таблицу).

 

Документы на товар

Документ

Комментарий/нормативно-правовой акт

1

2

Покупка продуктов

Расчетный документ (платежное поручение, квитанция или чек)

Общесистемщики без документа об уплате денежных средств не имеют права учесть стоимость товаров в расходах (пункт 177.2 НКУ)

ТТН

Необходима, если товар доставлялся на грузовом автомобиле

Накладная (и налоговая накладная — для плательщиков НДС) или ГТД (для импортных продуктов)

Документ, подтверждающий факт получения товара. Необходим всем предпринимателям, независимо от системы налогообложения.

Для плательщиков НДС налоговая накладная и ГТД — это документы, подтверждающие право на налоговый кредит

Закупочный акт (при покупке продуктов на рынке)

Документ, подтверждающий факт покупки товара. Поскольку расчеты с продавцом осуществляются на месте, закупочный акт подтверждает получение товара и факт оплаты за него.

Оформляется при покупке товаров у граждан

Договоры купли-продажи, комиссии, хранения, дарения и др., а также сертификаты происхождения (для импортных товаров)

Договоры можно считать документами, подтверждающими:

1) происхождение товара;

2) право собственности предпринимателя на такой товар.

Если товар ввозится из-за рубежа, документами, подтверждающими его происхождение, являются сертификаты происхождения, выданные страной-изготовителем

Сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие качество и безопасность товара

Если товар подлежит обязательной сертификации, то в договорах (и других документах на его получение) обязательно должны быть указаны регистрационные номера:
— сертификата соответствия;
— или свидетельства о признании соответствия;
— и/или декларации о соответствии (пункт 18 Порядка № 833, пункт 3 части 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей). Один экземпляр такого договора должен быть у предпринимателя.

Кроме того, на некоторые товары обязательно нужно иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность (во исполнение требований пункта 17 Порядка № 833). Перечень таких документов см. в подразделе «Подтверждение качества товара» данной таблицы

Подтверждение качества товара

Добровольно полученные производителем сертификаты соответствия:

Статья 17 Закона № 2406

— санитарно-эпидемиологические сертификаты (гигиенические сертификаты), которые подтверждают безопасность пищевых продуктов и напитков

Статьи 1, 16 и 17 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии

— заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно безопасности пищевых продуктов (при ввозе продукции из-за границы или продаже новых пищевых продуктов)

— международный ветеринарный сертификат, ветеринарное свидетельство, ветеринарная карточка и справки, выданные государственными инспекторами ветмедицины (по пищевым продуктам, подконтрольным ветслужбе)

Статья 1 Закона о безопасности пищевых продуктов

— экспертное заключение (ветеринарное), сертификат соответствия для потребления человеком — документы о пригодности для потребления человеком пищевых продуктов растительного или животного происхождения

 


Расчеты с клиентами

Согласно пункту 3.3 Правил № 219 и пункту 22 Порядка № 833 расчеты с клиентами в ЗРХ в основном проводятся через официанта, который:

— предоставляет покупателю счет для оплаты, выписываемый на бланке установленной формы;

— принимает от клиента наличные денежные средства;

— предоставляет ему расчетный документ произвольной формы или чек РРО.

Единоналожники не должны применять РРО (пункт 296.10 НКУ и пункт 6 статьи 9 Закона об РРО). Поэтому официант предоставляет клиенту расчетный документ произвольной формы.

А общесистемщики, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с помощью платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в случае продажи товаров в сфере общественного питания обязаны применять РРО (статья 3 Закона об РРО). Поэтому официант должен предоставить клиенту чек РРО.

Общесистемщик должен зарегистрировать РРО в налоговом органе по месту своего жительства. Такая регистрация РРО занимает два дня с момента подачи в налоговый орган письменного заявления и приложений к нему, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка регистрации РРО. По окончании регистрации предприниматель получит регистрационное удостоверение на РРО.

Открытие ЗВР в другом городе (не в городе, где проживает предприниматель). В этом случае сначала РРО нужно зарегистрировать в налоговом органе по месту проживания предпринимателя. А затем дополнительно поставить РРО на учет в налоговом органе по месту его фактического использования (пункт 2.2 Порядка регистрации РРО). Для этого достаточно посетить налоговый орган по месту фактического использования РРО, имея при себе регистрационное удостоверение на РРО, выданное по месту жительства предпринимателя (пункт 2.8 Порядка регистрации РРО). Взятие РРО на учет осуществляется бесплатно.

Если у общесистемщика (кафе) есть летняя площадка… Согласно пункту 3.3 Правил № 219 и пункту 22 Порядка № 833 расчеты на летней площадке проводятся через официанта, который предоставляет покупателю счет для оплаты, выписываемый на бланке установленной формы, принимает от клиента наличные денежные средства, предоставляет ему расчетный документ (чек РРО). Поэтому если летняя площадка является продолжением стационарного кафе, применять отдельный РРО для нее не нужно, поскольку обычно все расчеты проводят через РРО, находящийся в самом заведении.

А вот если летняя площадка является автономной, то расчеты здесь должны производиться через РРО.

Одно кафе на двоих предпринимателей: один «на алкоголе», а второй «на кухне». Давайте рассмотрим особенности расчетов с клиентами, если в кафе работают два предпринимателя: один продает алкогольные напитки, а второй готовит блюда. Подобная организация ЗВР иногда очень удобна, поскольку позволяет основную выручку (от кухни) получать на едином налоге, а алкогольные напитки (без которых полноценное кафе немыслимо) продавать на общей системе.

Итак, единоналожник в таком кафе торгует всем ассортиментом, кроме алкогольного, и не использует РРО.

А алкоголь в рассматриваемом случае будет реализовывать другой предприниматель, который работает на общей системе и использует РРО при расчетах с клиентами. Однако через РРО в этом случае он проводит только часть выручки (за алкоголь).

При этом клиенту в подтверждение оплаты по счету официант, как наемный работник общесис­темщика, выдает (в случае необходимости) два расчетных документа:

— от общесистемщика — чек РРО за алкоголь;

— от единоналожника — расчетный документ произвольной формы за блюда и безалкогольные напитки.

Схема взаимоотношений общесистемщика и единоналожника в данном случае выглядит так:

 

 

Прием-передачу денежных средств между единоналожником и общесистемщиком можно оформлять таким актом:

 

 

 

Все подробности и нюансы таких взаимоотношений в кафе мы рассматривали в «СД», 2010, № 14, с. 12.

Платежные терминалы. С 31.12.2011 г. все предприниматели, на которых возложена обязанность применять РРО и которые работают в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. человек, должны иметь платежные терминалы. С 01.01.2012 г. за невыполнение указанной обязанности органы по защите прав потребителей могут наказать предпринимателя штрафом от 17 до 170 грн. (статья 155 КУоАП).

Требование иметь платежные терминалы единоналожников не касается.

На этом все. Остается только пожелать успехов в работе вашего ЗРХ. А, как говорят специалисты, в ресторан люди идут за особой атмосферой, в кафе — за привычным вкусом одного и того же блюда, а в фаст-фуд — быстро и недорого перекусить. Поэтому успех:

— ресторана будет зависеть от того, сумеете ли вы создать в нем эту особую атмосферу;

— кафе — будут ли ваши повара всегда одинаково готовить одно и то же блюдо (для этого состав поваров должен оставаться стабильным);

— фаст-фуда — сможет ли клиент быстро (без долгих утомительных очередей) и недорого перекусить. В этом случае клиенты «не заморачиваются» идеей здорового питания.



Справочная информация (справка)

1 Это дата вступления в силу Закона № 4844.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (3)
Вячеслав
15.08.2016
Спасибо.Все кратко и понятно.Сохранили массу времени.
Денис
20.10.2016
Спасибо,полезную информацию узнал)
Андрей
11.11.2016
Спасибо за статью. Все лаконично и ясно, без воды- что важно! Но есть один вопрос: какую сумму нужно оплачивать за музыку? За каждую песню, или есть какая-то фиксированная сумма?