Інформація по темі "" | Публікації по тегу
18.05.13
13281 1
Друкувати
Обране

Как организовать сезонную выездную торговлю: изучаем особенности

О том, что весна в полном разгаре, можно судить не только по все чаще проглядывающему солнышку и разрастающемуся с каждым днем птичьему хору, но и по тому, как активно идет работа по сооружению летних кафе и других сезонных объектов торговли в местах массового отдыха граждан, вдоль автомобильных дорог, а также вблизи заведений ресторанного хозяйства. Об особенностях организации и осуществления такой сезонной торговли и пойдет речь в данной статье.




 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 2807 — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.05 г. № 2807-IV.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон об автодорогах — Закон Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-IV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о разрешительной системе — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон о санитарном благополучии — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон о пожарной безопасности — Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Перечень № 3392 — Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности (приложение к Закону Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI).

Правила № 198 — Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Порядок № 982 — Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 26.08.2009 г. № 982 (утратил силу с 06.06.2011 г.).

Инструкция № 327 — Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 24.10.2005 г. № 327.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219.

Порядок № 210 — Порядок разработки и утверждения технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 25.09.2000 г. № 210.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2011 г. № 244.

 


Что представляет собой сезонная выездная торговля

Как указывает п. 2.9 Инструкции № 327, сезонная сеть — это сеть розничной торговли и ресторанного хозяйства, которая открыта для обслуживания населения на определенный сезон года. В составе сезонной сети могут быть палатки, киоски, ларьки и т. п., объекты общественного питания (под тентами, на верандах, в павильонах легкого типа, сборные и переносные), которые размещены на лыжных базах, катках, пляжах, стадионах, в парках, на ярмарках и в других местах.

При этом согласно п. 3 Инструкции № 327 сеть розничной торговли подразделяется на стационарую, полустационарную и торговлю вне магазинов (см. таблицу).

 

Формы сети розничной торговли

Форма сети розничной торговли

Характеристика

Стационарная торговля (п. 3.1 Инструкции № 327)

Совокупность объектов розничной торговли, которые размещены в капитальных зданиях, имеющих систему специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием. Стационарная сеть функционирует в виде объектов розничной торговли — магазинов

Полустационарная торговля (п. 3.2 Инструкции № 327)

Совокупность объектов розничной торговли, которые занимают обособленное помещение, как правило, легкой конструкции без больших капитальных затрат и, как правило, не имеют торгового зала для осуществления торгово-технологических операций с покупателями (киоски, ларьки, автозаправочные станции и т. д.)

Торговля вне магазинов, включая передвижную сеть (п. 3.3 Инструкции № 327)

Совокупность нестационарных, передвижных пунктов по продаже товаров, которые приспособлены для длительной розничной торговли товарами населению на развоз или разнос (лотки, раскладки, стенды, палатки, автомагазины, автофургоны и др.), через торговые автоматы, а также розничная торговля, осуществляемая коммивояжерами, через кассы неторговых предприятий, со складов, почтой, посредством Интернета, телефона, телевидения и т. д.

 

Сезонная выездная торговля осуществляется, как правило, в объектах, которые относятся к полустационарной торговле и торговле вне магазинов, т. е. фактически это торговля за пределами основного торгового помещения (магазина или другой торговой точки) в течение определенного периода (сезона).

Такая торговля, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей, классифицируется как розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть. Порядок ее осуществления регламентирован Правилами № 369, но при этом следует соблюдать и общие правила торговли, в частности Правила № 185, № 104, Порядок № 833.

Согласно п. 3 Правил № 369 розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть может производиться через:

1) пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

2) средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Через мелкорозничную торговую сеть разрешается реализация продовольственных и непродовольственных товаров только несложного ассортимента. Кроме того, торговать продовольственными и непродовольственными товарами в одном мелкорозничном торговом пункте можно лишь при условии, что продовольственные товары фасованы, имеют герметичную (неповрежденную) упаковку и при этом соблюдается принцип товарного соседства (пп. 4, 6 Правил № 369).

Размещение пунктов мелкорозничной торговой сети осуществляется субъектом хозяйствования в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III и законодательства о благоустройстве населенных пунктов, планировании и застройке территорий, санитарном и эпидемическом благополучии населения, пожарной охране, государственной автоинспекции и архитектуры (п. 16 Правил № 369).

Заметим, что еще до недавнего времени полустационарные и передвижные объекты могли быть отнесены к малым архитектурным формам (далее — МАФ). Однако после вступления в силу Закона № 3038 утратил силу Порядок № 982 (согласно постановлению КМУ от 25.05.2011 г. № 548), который устанавливал правила размещения МАФ для осуществления предпринимательской деятельности. Теперь субъекты хозяйствования должны руководствоваться понятиями, определенными Законом № 3038, который, со ссылкой на Закон № 2807 и Порядок № 244, разграничил МАФ и временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности.

Так, согласно ч. 2 ст. 21 Закона № 2807 МАФ — это элемент декоративного или другого оснащения объекта благоустройства. К МАФ относятся:

— беседки, павильоны, навесы;

— парковые арки (аркады) и колонны (колоннады);

— уличные вазы, вазоны и амфоры;

— декоративная и игровая скульптура;

— уличная мебель (лавочки, скамьи, столы);

— лестницы, балюстрады;

— парковые мостики;

— ограждения, ворота, решетки;

— информационные стенды, доски, вывески;

— другие элементы благоустройства, определенные законодательством.

Размещение МАФ осуществляется в соответствии с Законом № 2807 по решению собственника объекта благоустройства с соблюдением требований законодательства, государственных стандартов, норм и правил.

Таким образом, можно сказать, что в понимании Закона № 2807 понятие «МАФ» утратило какую-либо связь с осуществлением торговой деятельности.

В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 3038 (см. также п. 1.3 Порядка № 244) временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или иного назначения для осуществления предпринимательской деятельности — это одноэтажное сооружение, изготовляемое из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливаемое временно, без обустройства фундамента.

При этом п. 1.4 Порядка № 244 устанавливает, что:

передвижным временным сооружением является сооружение, не имеющее закрытого помещения для временного пребывания людей, в котором может быть размещено торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат, другие приспособления для сезонной розничной торговли и прочей предпринимательской деятельности;

стационарным временным сооружением является сооружение, имеющее закрытое помещение для временного пребывания людей, площадью до 30 кв. м по внешнему контуру.

Как видим, торговые объекты, которые обычно используются при осуществлении сезонной выездной торговли, с точки зрения Закона № 3038, являются временными сооружениями.

 


Какие разрешительные документы нужны для организации сезонной выездной торговли

Временные сооружения. Итак, как указывает ч. 4 ст. 28 Закона № 3038, временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности размещаются в соответствии с Порядком № 244. А данный Порядок предписывает необходимость оформления для таких временных сооружений паспорта привязки.

Согласно п. 1.4 Порядка № 244 паспорт привязки — это комплект документов, в которых определены место установки временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1:500, схема благоустройства прилегающей территории.

Этот документ является основанием для размещения временного сооружения (п. 2.1 Порядка № 244). Но перед тем, как начать его оформлять, субъект хозяйствования должен предварительно обратиться в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, районной государственной администрации с соответствующим заявлением в произвольной форме о возможности размещения временного сооружения (п. 2.2 Порядка № 244).

Паспорт привязки по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 244, оформляется органом по вопросам градостроительства и архитектуры, созданным в составе исполнительного органа соответствующего сельского, поселкового, городского совета, на основании заявления субъекта хозяйствования.

К указанному заявлению должны быть приложены:

— схема размещения временного сооружения;

— эскизы фасадов временного сооружения в цвете М 1:50 (для стационарных временных сооружений), которые изготавливает субъект хозяйствования, имеющий лицензию на выполнение проектных работ, или архитектор, имеющий соответствующий квалификационный сертификат;

— схема благоустройства прилегающей территории, составленная заказчиком или субъектом предпринимательской деятельности, имеющим соответствующую лицензию, или архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат, согласно Закону № 2807;

— технические условия относительно инженерного обеспечения (при наличии), полученные заказчиком у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

Паспорт привязки выдается бесплатно (см. п. 2.15 Порядка № 244).

Что касается временных сооружений во время проведения ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий, то их размещение на срок проведения таких мероприятий осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления (п. 1.11 Порядка № 244).

Напомним, что в настоящее время разрешение на размещение объекта торговли, которое раньше выдавали органы местного самоуправления со взиманием за него сбора, предусмотренного Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII и Декретом КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93, получать не нужно. Данный вопрос окончательно решен со вступлением в силу НКУ (см. письмо Госкомпредпринимательства от 30.03.2011 г. № 3019).

Кроме получения паспорта привязки для временного сооружения, субъекту хозяйствования, вероятнее всего, потребуется заключить договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.) * и/или договор аренды земельного участка, на котором он планирует разместить такое временное сооружение.

* Юридический статус такого договора довольно сомнителен, хотя на практике зачастую его применяют вместо оформления землепользования в установленном законом порядке.

Между тем Госземинспекция в письме от 11.07.2008 г. № 6-8-2111 дала понять, что заключение между органом местного самоуправления или органом исполнительной власти и хозяйствующим субъектом договоров аренды так называемого твердого покрытия для размещения МАФ не освобождает указанных субъектов от обязанности заключить договор аренды земельного участка. И хотя это письмо издано еще до вступления в силу Закона № 3038, который ввел другое определение МАФ, его можно считать актуальным и сейчас.

С учетом положений Инструкции № 327 и Порядка № 244 можно сделать вывод, что паспорт привязки необходим для временных сооружений, представляющих собой пункты некапитальной застройки (киоски, павильоны и др.). Для средств передвижной сети (например, автомагазины, автокафе, тележки и т. п.) его получать не нужно. Это же касается и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Разрешение на торговлю на землях дорожного хозяйства. Прежде всего отметим, что согласно п. 32 Правил № 198 лотки, столы, емкости с напитками и другие передвижные элементы уличной торговли можно размещать только на тротуарах шириной не менее 5 м за пределами пешеходной части. При этом товар и освобожденная от него тара должны складироваться на тротуаре рядом с указанными передвижными элементами и за пределами его пешеходной части.

Как указывает ст. 37 Закона об автодорогах, строительство сооружений, объектов дорожного сервиса, автозаправочных станций, прокладка инженерных сетей и выполнение других работ в пределах полосы отведения автомобильных дорог осуществляются в соответствии с разрешением органов государственного управления автомобильными дорогами и по предварительному согласованию с соответствующими подразделениями МВД Украины в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Указанное разрешение на размещение объектов дорожного сервиса названо и в п. 64 Перечня № 3392. Выдавать его на платной основе должны органы государственного управления автомобильными дорогами в порядке, утвержденном КМУ (см. ст. 37 Закона об автодорогах).

До недавнего времени выдача разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства осуществлялась Службой автомобильных дорог АР Крым, областей и г. Севастополя в соответствии с Порядком выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства и согласий и согласований на объекты внешней рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденным приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 29.09.2005 г. № 414.

Однако приказом Министерства инфраструктуры Украины от 16.11.2012 г. № 688 данный Порядок был признан утратившим силу с 10.12.2012 г.

Вместе с тем нового порядка выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства, утвержденного КМУ, пока нет. То есть на нормативном уровне в этом плане временно образовался пробел.

 


Требуются ли разрешения органов санитарной службы и пожарного надзора при организации сезонной выездной торговли

Санитарные разрешения. В соответствии со ст. 1 Закона о санитарном благополучии объектом государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы может стать любая деятельность, технология, продукция и сырье, проекты нормативных документов, реализация (функционирование, использование) которых может вредно повлиять на здоровье человека, а также действующие объекты и действующие нормативные документы в случаях, когда их вредное влияние установлено в процессе функционирования (использования), а также в случае истечения установленного срока действия заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Разработка и производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов их производства и обработки, а также материалов, контактирующих с продовольственным сырьем или пищевыми продуктами во время изготовления, хранения, транспортировки и реализации, разрешаются главным государственным санитарным врачом на основании положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы (ст. 17 Закона о санитарном благополучии).

Заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы представляет собой документ установленной формы, который удостоверяет соответствие (несоответствие) объекта государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы медицинским требованиям безопасности для здоровья и жизни человека. Данный документ утверждается соответствующим главным государственным санитарным врачом и является обязательным для исполнения собственником объекта экспертизы. Включен он и в п. 9 Перечня № 3392.

Прямого указания на необходимость получения разрешения СЭС для реализации пищевых продуктов в Законе о санитарном благополучии нет. Однако учтите: при любых операциях с продовольственными товарами (будь то производство или реализация) вам следует соблюдать все санитарные правила и нормы, в частности Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 16.04.91 г. № 5781-91, а заведениям ресторанного хозяйства — Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое (СанПиН № 42-123-5777-91 от 19.03.91 г.).

Кроме того, как указывает п. 8 Порядка № 210, при разработке технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия предприятие ресторанного хозяйства обязано провести лабораторные исследования продукции по бактериологическим показателям в учреждениях государственной СЭС или других лабораториях, аттестованных Минздравом на право проведения таких исследований.

Разработанные технологические карты на новые фирменные блюда согласовываются с территориальной СЭС и утверждаются руководителем предприятия ресторанного хозяйства (п. 10 Порядка № 210).

А на автотранспорт, перевозящий продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт (п. 21 Правил № 369).

Пожарные разрешения. Согласно ст. 10 Закона о пожарной безопасности производственные, жилые, другие здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие или в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или технического перевооружения, а также технологические процессы и продукция должны отвечать требованиям нормативных актов по пожарной безопасности.

В ряде случаев субъект хозяйствования должен получить от органа государственного пожарного надзора соответствующее разрешение. К таким случаям относятся:

— начало работы вновь созданных предприятий (если эти предприятия относятся к категории взрывопожароопасных либо к объектам с массовым пребыванием людей, либо размещаются на территории или внутри указанных объектов);

— внедрение новых технологий;

— передача для производства образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции;

— аренда каких-либо помещений (за исключением аренды торговых мест, киосков и контейнеров, размещенных на рынках в соответствии со схемой, согласованной с органами государственного пожарного надзора).

Указанное разрешение включено и в п. 77 Перечня № 3392*. Выдают его бесплатно правительственный орган государственного надзора в сфере пожарной безопасности и территориальные органы государственного пожарного надзора в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, районах в городах.

* С 01.07.2013 г. этот разрешительный документ из Перечня № 3392 будет исключен в связи со вступлением в силу Кодекса гражданской защиты Украины.

В то же время вновь созданные предприятия, в том числе находящиеся в арендованных помещениях, которые не изменяют вида деятельности (кроме потенциально опасных объектов) или не относятся к категории взрыво-, пожароопасных и объектов с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории (внутри) указанных объектов, могут начать свою деятельность на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. Порядок и форма уведомления о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства устанавливается КМУ (ч. 12 ст. 10 Закона № 3745).

 


Нужно ли приобретать торговый патент при осуществлении сезонной выездной торговли

Одним из видов хозяйственной деятельности, при осуществлении которой следует уплачивать сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности и получать торговые патенты, п.п. 267.1.1 НКУ называет торговую деятельность.

В соответствии с п.п. 14.1.246 НКУ торговая деятельность для целей раздела XII этого Кодекса — это розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (ресторанное хозяйство) сфере за наличные, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек.

При этом к пунктам продажи п.п. 14.1.211 НКУ относит, в частности:

— киоск, палатку, другую малую архитектурную форму, которая расположена в отдельном помещении, но не имеет встроенного торгового зала для покупателей;

— автомагазин, развозку, другой вид передвижной торговой сети;

— лоток, прилавок, другой вид торговой точки в отведенном для торговой деятельности месте, кроме лотков и прилавков, которые предоставляются в аренду субъектам хозяйствования — физическим лицам и расположены в пределах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности;

— фабрику-кухню, фабрику-заготовительную, столовую, ресторан, кафе, закусочную, бар, буфет, открытую летнюю площадку, киоск, другой пункт ресторанного хозяйства.

Так что по общему правилу приобретать торговый патент нужно на торговлю за наличные практически в любой сезонной торговой точке.

Вместе с тем при осуществлении в одном пункте продажи нескольких видов деятельности, подпадающих под категорию торговая деятельность — розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (ресторанное хозяйство) сфере, кроме торговли нефтепродуктами (сжиженным и сжатым газом), — субъект хозяйствования приобретает один торговый патент.

Например, торговый патент необходим автономному летнему кафе, но если обустраивается летняя площадка при уже открывшемся кафе, отдельный патент получать не нужно. Подтверждение тому находим и в консультации налоговиков, размещенной в разделе 120.03 ЕБНЗ.

В некоторых же случаях, перечисленных в п. 267.2 НКУ, субъектам хозяйствования разрешается торговать по льготному торговому патенту. Это, в частности, торговля семенами и посадочным материалом овощных, бахчевых, кормовых и цветочных культур, кормовых корнеплодов и картофеля; товарами народных промыслов, кроме антикварных и представляющих культурную ценность; отечественной зарегистрированной печатной периодикой, продукцией отечественных издательств, а также рядом сопутствующих товаров (независимо от страны происхождения).

Срок действия торгового и льготного патентов составляет 60 календарных месяцев (п.п. 267.7.1 НКУ).

Если предприятие участвует в ярмарке, выставке-продаже и других краткосрочных мероприятиях, связанных с демонстрацией и продажей товаров, оно должно приобрести краткосрочный торговый патент (п.п. 267.4.7 НКУ). Срок его действия — от 1 до 15 дней (п.п. 267.7.2 НКУ), а ставка сбора за осуществление торговой деятельности с приобретением краткосрочного торгового патента за один день составляет 0,02 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января календарного года (п.п. 267.3.8 НКУ).

Торговый патент не требуется при осуществлении субъектами хозяйствования торговой деятельности исключительно с использованием следующих видов товаров отечественного производства (п.п. «е» п.п. 267.1.2 НКУ):

— хлеб и хлебобулочные изделия;

— мука пшеничная и ржаная;

— соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное;

— молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них;

— продукты детского питания;

— безалкогольные напитки;

— мороженое;

— говядина и свинина;

— домашняя птица;

— яйца;

— рыба;

— ягоды и фрукты;

— мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел;

— картофель и плодоовощная продукция;

— комбикорм для продажи населению.

Освобождены от уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности и соответственно от необходимости приобретения торгового патента и плательщики единого налога (п.п. 5 п. 297.1 НКУ).

Подробнее случаи, требующие приобретения торгового патента, рассмотрены в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 72, с. 13, а также в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 8, с. 73.

 


Нужна ли «алкогольно-табачная» лицензия при осуществлении сезонной выездной торговли

Если наравне с прочими товарами на сезонном объекте планируется реализовывать алкогольные напитки и табачные изделия, то на право розничной торговли такими товарами нужно получить соответствующие лицензии: отдельно на алкогольные напитки и отдельно на табачные изделия (см. п. 1.4 Правил № 219).

Особенности лицензирования в этом случае оговаривает Закон № 481. При этом под местом торговли в целях лицензирования ст. 1 Закона № 481 понимает место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического размещения, для табачных изделий — без ограничения площади, для алкогольных напитков — торговой площадью не менее 20 кв. м, оборудованное РРО (независимо от их количества) или в котором есть товарно-кассовые книги (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров.

Без лицензии можно обойтись в том случае, если субъект хозяйствования осуществляет розничную торговлю столовым вином и/или пивом. Связано это с тем, что действие Закона № 481 не распространяется на торговлю столовыми винами и пивом.

Напомним, что Правила розничной торговли алкогольными напитками утверждены постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854, а Правила розничной торговли табачными изделиями утверждены приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 218.

 


Нужно ли иметь Уголок покупателя на объекте сезонной выездной торговли

Да, нужно. Например, в п. 10 Порядка № 833 и п. 3.12 Правил № 219 указано, что Уголок покупателя должен находиться на видном и доступном месте и на нем должны размещаться информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей. Кроме того, здесь же целесообразно разместить санитарные правила, копии лицензий и патентов, копию Свидетельства плательщика единого налога (если владелец торговой точки — единоналожник) и другую необходимую информацию.

При этом согласно п. 21 Правил № 369 на кузовах автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн должна быть нанесена краской четкая надпись в виде наименования, адреса субъекта хозяйствования, номера точки передвижной торговой сети и номера телефона такого субъекта.

В случае осуществления выездной (выносной) торговли, а также продажи товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца должна быть установлена табличка с указанием его фамилии, имени и отчества, а также сведений о субъекте хозяйствования, который организовал торговлю:

— для юридического лица — наименование, местонахождение и номер телефона;

— для физлица-предпринимателя — фамилия, имя и отчество, номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего такую регистрацию.

Все сведения оформляются в соответствии с законодательством о языках.

 


В каком порядке проводятся наличные расчеты при осуществлении сезонной выездной торговли

Без РРО и РК. В ст. 9 Закона об РРО указано, что РРО и РК не применяются, в частности:

— при продаже товаров (предоставлении услуг) физлицами-предпринимателями, зарегистрированными плательщиками единого налога (см. также п. 296.10 НКУ);

— при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, которые получили льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) согласно НКУ;

— при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров;

— при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов.

То есть такая торговля за наличные может осуществляться субъектами хозяйствования без применения РРО и РК. Факт приема наличных (по требованию покупателя) в данном случае оформляется обычным расчетным документом (квитанцией, товарным чеком и т. п.).

Без РРО, но с РК. Возможность осуществления наличных расчетов с покупателями без РРО, но с применением расчетных книжек (РК) установлена ст. 10 Закона об РРО. Такой возможностью вправе пользоваться те предприятия и предприниматели, виды деятельности которых указаны в Перечне отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденном постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336. В этот Перечень входят, в частности:

— розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики и т. д.), которые расположены за пределами стационарных помещений. При этом годовой объем продажи через такие пункты не должен превышать 200 тыс. грн. на одного субъекта хозяйственной деятельности;

— розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа). Ограничение по объему выручки — также не более 200 тыс. грн. в год на одного субъекта хозяйственной деятельности;

— розничная торговля и общественное питание на территории села, которое осуществляется предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства. Ограничения по объему выручки нет.

При превышении предельного годового объема таких операций (200 тыс. грн.) применение РРО является обязательным. Причем перейти на расчеты с применением РРО нужно в течение месяца после превышения предела (см. письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572).

И отдельно несколько слов о расчетах с посетителями летнего кафе. Учитывая, что такие расчеты осуществляются за наличные и/или в безналичной форме (платежные карточки, платежные чеки и т. д.), в соответствии со ст. 1 Закона об РРО предприятие должно проводить их через РРО.

Как правило, расчеты в летних кафе проводятся через официанта, который выдает посетителям счет к оплате, выписываемый на бланке установленной формы, принимает от посетителей наличные, проводит расчетную операцию через РРО (выписывает расчетную квитанцию) и отдает посетителям кассовый чек (отрывную часть расчетной квитанции). Такой порядок проведения расчетов установлен п. 3.3 Правил № 219.

Поэтому, если летняя площадка является продолжением заведения ресторанного хозяйства, применять отдельный РРО для нее не нужно, поскольку обычно все расчеты проводят через РРО, находящийся в самом заведении. А вот если летняя площадка является автономной, то расчеты здесь должны производиться через собственный РРО, разумеется, при условии, что у субъекта хозяйствования нет той или иной освобождающей нормы, позволяющей ему вообще обойтись без РРО.

Таковы основные особенности организации сезонной выездной торговли. Желаем вам успешной работы и благодарных покупателей!

env_icon Отримуйте новини поштою!

Ми будемо надсилати вам найсвіжіші матеріали кожного тижня

Для цього вкажіть своє ім'я та електронну скриньку

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Журнал «Податки & бухоблік»



коментарі
(1)
Людмила
11.04.2015
Нужно ли оформлять паспорт привязки для сезонного размещения детского надувного батута на общегородской территории благоустройства , в месте отдыха горожан?
Залишити коментар:
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
30
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×

 

Договір публічної оферти

Угода

про умови використання інформаційних ресурсів сайту

Ця Угода укладена між ТОВ «НВП «ФАКТОР» (далі - Компанія) і будь-яким Користувачем (далі загально названі - Сторони) веб-сайту (-ів) buhgalter.com.ua і / або budget.factor.ua, далі іменуються - Сайт.

Загальні положення

Наведені нижче умови є електронною формою документа, що визначає порядок використання, а саме, надання Користувачеві доступу до інформаційних ресурсів через Сайт.

Ця угода (Договір) носить характер публічної оферти, тобто є еквівалентом "усної угоди" і відповідно до чинного законодавства України має належну юридичну силу.

Сайт є об'єктом авторського права і як складного твору, а також "компіляції даних" ("бази даних") охороняється на території України, відповідно до Закону України "Про авторське право і суміжні права".

Всі авторські майнові права на Сайт належать Компанії. Позначення «buhgalter», «Factor» є знаком для товарів і послуг (торговою маркою) і не може використовуватися Користувачем без отримання відповідної ліцензії.

Компанія докладає всіх зусиль щодо забезпечення достовірності і актуальності інформації, представленої на Сайті. Однак Компанія не бере на себе фінансової та іншої відповідальності за результати застосування цієї інформації.

Підписка - повний доступ до всіх матеріалів, розміщених на Сайті. Підписка надається за певну плату на певний строк відповідно до умов відповідного тарифу Підписки.

Автоподовження підписки - сервіс автоматичного продовження підписки.

 

 

1. Прийняття Угоди

 

1.1. Для того, щоб отримати право доступу до інформаційних ресурсів Сайту, Користувачеві необхідно спочатку висловити свою згоду з цією угодою. Користувач не має санкціонованого доступу до інформаційних ресурсів Сайту, якщо він не прийняв або не згоден з умовами цієї угоди.

1.2 Згідно з умовами Договору Компанія надає Користувачам Передплату на платній основі з метою перегляду користувачами окремих матеріалів, розміщених на Сайті. Категорії платної інформації визначаються Товариством самостійно.

1.3. За згодою Користувача з умовами цієї угоди, Користувачеві надається доступ до інформаційних ресурсів Сайту. Інформаційні ресурси надаються «як є» і не припускають наступних доопрацювань.

1.4. Користувач має право припинити користуватися Сайтом в будь-який момент, без спеціального повідомлення Компанії про припинення користування Сайтом.

1.5. Для отримання доступу до ресурсів від Користувача може знадобитися надання інформації про себе (наприклад, відомості про особу, відомості про юридичну особу та інші контактні дані) з метою продовження користування Користувачем послугами Компанії.

1.6. Беручи до уваги безперервне впровадження нових розробок, Користувач визнає і погоджується з тим, що Компанія має право на власний розсуд припинити (тимчасово або остаточно) надання доступу до ресурсів Сайту (або будь-яких окремих функцій Сайту) всім користувачам взагалі або Користувачеві зокрема, без попереднього повідомлення.

1.7. Компанія на постійній основі впроваджує нові розробки для того, щоб надавати найкращі можливі послуги своїм користувачам. Користувач визнає і погоджується з тим, що форма і характер послуг (дизайн сайту, обсяг наданої інформації, тематика і ін.) можуть час від часу змінюватися без попереднього повідомлення Користувача.

 

 

2. Відповідальність сторін

 

2.1. Матеріали Сайту видаються без будь-яких гарантій, неявних або інших. Компанія не несе відповідальність за повноту і точність інформації, що міститься в матеріалах сайту, відповідність її вимогам Користувача.

2.2. Всі ризики, що виникають при використанні матеріалів (ресурсів) Сайту, несе Користувач. Компанія ні за яких умов не несе відповідальності за будь-які понесені Користувачем збитки, у чому б вони не виражалися, в тому числі, в разі якщо компанія була повідомлена про можливість заподіяння збитків.

2.3. Ризик настання негативних наслідків в результаті використання рекомендацій, думок і тверджень, що містяться на Сайті, в повному обсязі несе Користувач. Компанія не гарантує і не підтверджує точність і достовірність, рекомендацій, думок і тверджень, що містяться на Сайті.

2.4. Компанія не несе ніякої відповідальності за будь-які помилки, неточності, втрати часу, порушення в роботі обладнання і ліній комунікацій, проникнення комп'ютерних вірусів, втрати і зміни даних, виникнення дефектів в роботі програм. які виникли, незалежно від причин, в результаті використання Сайту.

2.5. У разі здійснення Користувачем дій, передбачених ст. 50 Закону України «Про авторське право і суміжні права» (порушення авторського права і суміжних прав), Компанія залишає за собою право, без попереднього повідомлення Користувача, за своїм вибором здійснювати дії щодо захисту немайнових і майнових авторських прав та суміжних прав в порядку, встановленому адміністративним, цивільним і кримінальним законодавством.

 

3. Порядок і умови оформлення Передплати

 

3.1 Для оформлення Передплати Користувачеві необхідно:

3.1.1 Авторизуватись або зареєструватися на сайті buhgalter.com.ua шляхом заповнення всіх необхідних полів реєстраційної форми

3.1.2 Уважно ознайомитися з умовами договору і прийняти його,

3.1.3 Ввести необхідні для оплати дані, якщо того вимагає Платіжна система; підтвердити оплату і оплатити.

3.2 Оплата доступу до сайту buhgalter.com.ua проводиться Користувачем на умовах 100% передплати.

3.3 Компанія попереджає користувачів, а Користувачі розуміють і погоджуються з тим, що Платіжна система може стягувати понад вартості послуг будь-якого роду комісії та збори, включаючи комісії мобільних операторів (за їх наявності), надаючи свої послуги тільки в разі, якщо такі комісії і збори будуть оплачені користувачем. Інформацію про такі комісії і збори (за їх наявності) Користувач самостійно може дізнатися в Платіжній системі. Комісії та збори не повертаються і не відшкодовуються Компанією. Користувач, який скористався послугами платіжної системи, вважається попередженим і згодним з їх умовами.

3.4 Компанія має право в односторонньому порядку і без попереднього повідомлення Користувача змінювати умови цього договору, наповнення пакетів Підписка, розміри тарифів і т.п. шляхом розміщення відповідного документа в новій редакції на сайті.

3.5 Зміни умов цього Договору набирають чинності з моменту опублікування на сайті buhgalter.com.ua

3.6 Зміни, що стосуються наповнення пакетів Підписка, розмірів тарифів застосовуються тільки для підписок, придбаних після такої зміни.

3.7 Відмова від послуг після оплати неможлива.

3.8 Користувач не має права:

3.8.1 реєструватися як інша особа; вводити в оману інших користувачів щодо своєї особи, використовуючи реєстраційні дані іншої людини; навмисне спотворювати уявлення про самого себе, свій вік або свої відносини з іншими особами або іншими організаціями; передавати реєстраційні дані, логін і пароль для доступу до системи іншим особам;

 

4. Автоподовження підписки

 

4.1 Учасники оплачують доступ до сайту buhgalter.com.ua щомісяця, надають згоду на послуги автоматичного регулярного продовження Підписки на новий термін (автоподовження Підписки). Після активації даної послуги оплата нового терміну Підписки здійснюється шляхом автоматичного безакцептного списання коштів з рахунку користувача. Послуга автоподовження Підписки надається до тих пір, поки Користувач не повідомить про її скасування в особистому кабінеті користувача, заповнивши необхідну форму.

4.2 Послуга вважається скасованою з наступного оплатного періоду.

4.3 Послуга активується при здійсненні першої або чергової оплати Підписки, що означає згоду користувача з тим, що після закінчення оплаченого строку дії Передплати Договір автоматично пролонгується на тих же умовах на той же термін з автоматичним списанням вартості Передплати з рахунку Користувача

4.4 У разі недостатності коштів на рахунку користувача або неможливості проведення платежу Підписка на новий термін не надається, а послуга «автоподовження Підписки» відключається, до моменту появи коштів на рахунку користувача або заміни користувачем рахунку в особистому кабінеті).

4.5 При зміні Товариством тарифів на підписку автоподовження Підписка на черговий новий термін, наступний за періодом, протягом якого відбулася така зміна буде здійснено за новим тарифом.

 

5. Припинення відносин з Компанією. зміна угоди

 

5.1. Компанія і Користувач домовилися, що компанія має право припинити підтримувати Сайт (надавати доступ / надавати послуги) в будь-який час на власний розсуд.

5.2. Компанія залишає за собою право припинити доступ до Сайту, якщо: доступ до Сайту втрачений через відсутність зв'язку на маршруті від Користувача до Сайту; Користувачеві відмовлено в доступі до Сайту внаслідок порушення ним «Інтрукціі користування сайтом» (http://budget.factor.ua/faq.php) або перевищення обсягу прав на використання Сайту.

5.3. Компанія залишає за собою право за своїм вибором без попереднього повідомлення та / або роз'яснення причин: змінювати, виправляти, обмежувати, припиняти чи зупиняти дію Сайту і будь-яких його розділів (матеріалів, ресурсів, сервісів); відмовляти Користувачеві в доступі до користування Сайтом і / або будь-якого його розділу. Задоволення / розгляд потреб Користувача при використанні Сайту не є обов'язком Компанії.

 

6. Заключні положення

 

6.1. Сайт може містити посилання на інші Інтернет - сайти. Дані сайти не перебувають під контролем Компанії і Компанія не несе відповідальності за зміст даних сайтів та / або зміст сайтів, посилання на які знаходяться на даних сайтах. Посилання на інші сайти включені в Сайт тільки для зручності користувачів і не означають згоду Компанії та його посадових осіб з вмістом даних сайтів. Інші Інтернет - сайти можуть містити посилання на Сайт без спеціального дозволу Компанії.

6.2. У разі незгоди Користувача з будь-яким з умов цієї угоди він зобов'язаний негайно припинити використання Сайту і / або будь-якого з його розділів.

6.3. У разі якщо компетентними органами / особами частина цієї угоди буде визнана недійсною, такою, що суперечить законодавству і не підлягає застосуванню, це не тягне неможливість застосування інших положень цієї угоди. Ця угода діє повною мірою в рамках, встановлених чинним законодавством.

6.4. До відносин в рамках цієї Угоди застосовується право України. Користувач і Компанія домовилися підкорятися при виникненні будь-яких спорів, що виникають у зв'язку зі справжньою угодою (використанням Сайту), виключно юрисдикції судів України.

Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн