6255 1

Как организовать сезонную выездную торговлю: изучаем особенности

18.05.13
О том, что весна в полном разгаре, можно судить не только по все чаще проглядывающему солнышку и разрастающемуся с каждым днем птичьему хору, но и по тому, как активно идет работа по сооружению летних кафе и других сезонных объектов торговли в местах массового отдыха граждан, вдоль автомобильных дорог, а также вблизи заведений ресторанного хозяйства. Об особенностях организации и осуществления такой сезонной торговли и пойдет речь в данной статье.


 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 2807 — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.05 г. № 2807-IV.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон об автодорогах — Закон Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-IV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о разрешительной системе — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон о санитарном благополучии — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон о пожарной безопасности — Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Перечень № 3392 — Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности (приложение к Закону Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI).

Правила № 198 — Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Порядок № 982 — Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 26.08.2009 г. № 982 (утратил силу с 06.06.2011 г.).

Инструкция № 327 — Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 24.10.2005 г. № 327.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219.

Порядок № 210 — Порядок разработки и утверждения технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 25.09.2000 г. № 210.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2011 г. № 244.

 


Что представляет собой сезонная выездная торговля

Как указывает п. 2.9 Инструкции № 327, сезонная сеть — это сеть розничной торговли и ресторанного хозяйства, которая открыта для обслуживания населения на определенный сезон года. В составе сезонной сети могут быть палатки, киоски, ларьки и т. п., объекты общественного питания (под тентами, на верандах, в павильонах легкого типа, сборные и переносные), которые размещены на лыжных базах, катках, пляжах, стадионах, в парках, на ярмарках и в других местах.

При этом согласно п. 3 Инструкции № 327 сеть розничной торговли подразделяется на стационарую, полустационарную и торговлю вне магазинов (см. таблицу).

 

Формы сети розничной торговли

Форма сети розничной торговли

Характеристика

Стационарная торговля (п. 3.1 Инструкции № 327)

Совокупность объектов розничной торговли, которые размещены в капитальных зданиях, имеющих систему специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием. Стационарная сеть функционирует в виде объектов розничной торговли — магазинов

Полустационарная торговля (п. 3.2 Инструкции № 327)

Совокупность объектов розничной торговли, которые занимают обособленное помещение, как правило, легкой конструкции без больших капитальных затрат и, как правило, не имеют торгового зала для осуществления торгово-технологических операций с покупателями (киоски, ларьки, автозаправочные станции и т. д.)

Торговля вне магазинов, включая передвижную сеть (п. 3.3 Инструкции № 327)

Совокупность нестационарных, передвижных пунктов по продаже товаров, которые приспособлены для длительной розничной торговли товарами населению на развоз или разнос (лотки, раскладки, стенды, палатки, автомагазины, автофургоны и др.), через торговые автоматы, а также розничная торговля, осуществляемая коммивояжерами, через кассы неторговых предприятий, со складов, почтой, посредством Интернета, телефона, телевидения и т. д.

 

Сезонная выездная торговля осуществляется, как правило, в объектах, которые относятся к полустационарной торговле и торговле вне магазинов, т. е. фактически это торговля за пределами основного торгового помещения (магазина или другой торговой точки) в течение определенного периода (сезона).

Такая торговля, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей, классифицируется как розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть. Порядок ее осуществления регламентирован Правилами № 369, но при этом следует соблюдать и общие правила торговли, в частности Правила № 185, № 104, Порядок № 833.

Согласно п. 3 Правил № 369 розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть может производиться через:

1) пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

2) средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Через мелкорозничную торговую сеть разрешается реализация продовольственных и непродовольственных товаров только несложного ассортимента. Кроме того, торговать продовольственными и непродовольственными товарами в одном мелкорозничном торговом пункте можно лишь при условии, что продовольственные товары фасованы, имеют герметичную (неповрежденную) упаковку и при этом соблюдается принцип товарного соседства (пп. 4, 6 Правил № 369).

Размещение пунктов мелкорозничной торговой сети осуществляется субъектом хозяйствования в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III и законодательства о благоустройстве населенных пунктов, планировании и застройке территорий, санитарном и эпидемическом благополучии населения, пожарной охране, государственной автоинспекции и архитектуры (п. 16 Правил № 369).

Заметим, что еще до недавнего времени полустационарные и передвижные объекты могли быть отнесены к малым архитектурным формам (далее — МАФ). Однако после вступления в силу Закона № 3038 утратил силу Порядок № 982 (согласно постановлению КМУ от 25.05.2011 г. № 548), который устанавливал правила размещения МАФ для осуществления предпринимательской деятельности. Теперь субъекты хозяйствования должны руководствоваться понятиями, определенными Законом № 3038, который, со ссылкой на Закон № 2807 и Порядок № 244, разграничил МАФ и временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности.

Так, согласно ч. 2 ст. 21 Закона № 2807 МАФ — это элемент декоративного или другого оснащения объекта благоустройства. К МАФ относятся:

— беседки, павильоны, навесы;

— парковые арки (аркады) и колонны (колоннады);

— уличные вазы, вазоны и амфоры;

— декоративная и игровая скульптура;

— уличная мебель (лавочки, скамьи, столы);

— лестницы, балюстрады;

— парковые мостики;

— ограждения, ворота, решетки;

— информационные стенды, доски, вывески;

— другие элементы благоустройства, определенные законодательством.

Размещение МАФ осуществляется в соответствии с Законом № 2807 по решению собственника объекта благоустройства с соблюдением требований законодательства, государственных стандартов, норм и правил.

Таким образом, можно сказать, что в понимании Закона № 2807 понятие «МАФ» утратило какую-либо связь с осуществлением торговой деятельности.

В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 3038 (см. также п. 1.3 Порядка № 244) временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или иного назначения для осуществления предпринимательской деятельности — это одноэтажное сооружение, изготовляемое из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливаемое временно, без обустройства фундамента.

При этом п. 1.4 Порядка № 244 устанавливает, что:

передвижным временным сооружением является сооружение, не имеющее закрытого помещения для временного пребывания людей, в котором может быть размещено торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат, другие приспособления для сезонной розничной торговли и прочей предпринимательской деятельности;

стационарным временным сооружением является сооружение, имеющее закрытое помещение для временного пребывания людей, площадью до 30 кв. м по внешнему контуру.

Как видим, торговые объекты, которые обычно используются при осуществлении сезонной выездной торговли, с точки зрения Закона № 3038, являются временными сооружениями.

 


Какие разрешительные документы нужны для организации сезонной выездной торговли

Временные сооружения. Итак, как указывает ч. 4 ст. 28 Закона № 3038, временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности размещаются в соответствии с Порядком № 244. А данный Порядок предписывает необходимость оформления для таких временных сооружений паспорта привязки.

Согласно п. 1.4 Порядка № 244 паспорт привязки — это комплект документов, в которых определены место установки временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1:500, схема благоустройства прилегающей территории.

Этот документ является основанием для размещения временного сооружения (п. 2.1 Порядка № 244). Но перед тем, как начать его оформлять, субъект хозяйствования должен предварительно обратиться в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, районной государственной администрации с соответствующим заявлением в произвольной форме о возможности размещения временного сооружения (п. 2.2 Порядка № 244).

Паспорт привязки по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 244, оформляется органом по вопросам градостроительства и архитектуры, созданным в составе исполнительного органа соответствующего сельского, поселкового, городского совета, на основании заявления субъекта хозяйствования.

К указанному заявлению должны быть приложены:

— схема размещения временного сооружения;

— эскизы фасадов временного сооружения в цвете М 1:50 (для стационарных временных сооружений), которые изготавливает субъект хозяйствования, имеющий лицензию на выполнение проектных работ, или архитектор, имеющий соответствующий квалификационный сертификат;

— схема благоустройства прилегающей территории, составленная заказчиком или субъектом предпринимательской деятельности, имеющим соответствующую лицензию, или архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат, согласно Закону № 2807;

— технические условия относительно инженерного обеспечения (при наличии), полученные заказчиком у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

Паспорт привязки выдается бесплатно (см. п. 2.15 Порядка № 244).

Что касается временных сооружений во время проведения ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий, то их размещение на срок проведения таких мероприятий осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления (п. 1.11 Порядка № 244).

Напомним, что в настоящее время разрешение на размещение объекта торговли, которое раньше выдавали органы местного самоуправления со взиманием за него сбора, предусмотренного Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII и Декретом КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93, получать не нужно. Данный вопрос окончательно решен со вступлением в силу НКУ (см. письмо Госкомпредпринимательства от 30.03.2011 г. № 3019).

Кроме получения паспорта привязки для временного сооружения, субъекту хозяйствования, вероятнее всего, потребуется заключить договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.) * и/или договор аренды земельного участка, на котором он планирует разместить такое временное сооружение.

* Юридический статус такого договора довольно сомнителен, хотя на практике зачастую его применяют вместо оформления землепользования в установленном законом порядке.

Между тем Госземинспекция в письме от 11.07.2008 г. № 6-8-2111 дала понять, что заключение между органом местного самоуправления или органом исполнительной власти и хозяйствующим субъектом договоров аренды так называемого твердого покрытия для размещения МАФ не освобождает указанных субъектов от обязанности заключить договор аренды земельного участка. И хотя это письмо издано еще до вступления в силу Закона № 3038, который ввел другое определение МАФ, его можно считать актуальным и сейчас.

С учетом положений Инструкции № 327 и Порядка № 244 можно сделать вывод, что паспорт привязки необходим для временных сооружений, представляющих собой пункты некапитальной застройки (киоски, павильоны и др.). Для средств передвижной сети (например, автомагазины, автокафе, тележки и т. п.) его получать не нужно. Это же касается и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Разрешение на торговлю на землях дорожного хозяйства. Прежде всего отметим, что согласно п. 32 Правил № 198 лотки, столы, емкости с напитками и другие передвижные элементы уличной торговли можно размещать только на тротуарах шириной не менее 5 м за пределами пешеходной части. При этом товар и освобожденная от него тара должны складироваться на тротуаре рядом с указанными передвижными элементами и за пределами его пешеходной части.

Как указывает ст. 37 Закона об автодорогах, строительство сооружений, объектов дорожного сервиса, автозаправочных станций, прокладка инженерных сетей и выполнение других работ в пределах полосы отведения автомобильных дорог осуществляются в соответствии с разрешением органов государственного управления автомобильными дорогами и по предварительному согласованию с соответствующими подразделениями МВД Украины в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Указанное разрешение на размещение объектов дорожного сервиса названо и в п. 64 Перечня № 3392. Выдавать его на платной основе должны органы государственного управления автомобильными дорогами в порядке, утвержденном КМУ (см. ст. 37 Закона об автодорогах).

До недавнего времени выдача разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства осуществлялась Службой автомобильных дорог АР Крым, областей и г. Севастополя в соответствии с Порядком выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства и согласий и согласований на объекты внешней рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденным приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 29.09.2005 г. № 414.

Однако приказом Министерства инфраструктуры Украины от 16.11.2012 г. № 688 данный Порядок был признан утратившим силу с 10.12.2012 г.

Вместе с тем нового порядка выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства, утвержденного КМУ, пока нет. То есть на нормативном уровне в этом плане временно образовался пробел.

 


Требуются ли разрешения органов санитарной службы и пожарного надзора при организации сезонной выездной торговли

Санитарные разрешения. В соответствии со ст. 1 Закона о санитарном благополучии объектом государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы может стать любая деятельность, технология, продукция и сырье, проекты нормативных документов, реализация (функционирование, использование) которых может вредно повлиять на здоровье человека, а также действующие объекты и действующие нормативные документы в случаях, когда их вредное влияние установлено в процессе функционирования (использования), а также в случае истечения установленного срока действия заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Разработка и производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов их производства и обработки, а также материалов, контактирующих с продовольственным сырьем или пищевыми продуктами во время изготовления, хранения, транспортировки и реализации, разрешаются главным государственным санитарным врачом на основании положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы (ст. 17 Закона о санитарном благополучии).

Заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы представляет собой документ установленной формы, который удостоверяет соответствие (несоответствие) объекта государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы медицинским требованиям безопасности для здоровья и жизни человека. Данный документ утверждается соответствующим главным государственным санитарным врачом и является обязательным для исполнения собственником объекта экспертизы. Включен он и в п. 9 Перечня № 3392.

Прямого указания на необходимость получения разрешения СЭС для реализации пищевых продуктов в Законе о санитарном благополучии нет. Однако учтите: при любых операциях с продовольственными товарами (будь то производство или реализация) вам следует соблюдать все санитарные правила и нормы, в частности Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 16.04.91 г. № 5781-91, а заведениям ресторанного хозяйства — Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое (СанПиН № 42-123-5777-91 от 19.03.91 г.).

Кроме того, как указывает п. 8 Порядка № 210, при разработке технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия предприятие ресторанного хозяйства обязано провести лабораторные исследования продукции по бактериологическим показателям в учреждениях государственной СЭС или других лабораториях, аттестованных Минздравом на право проведения таких исследований.

Разработанные технологические карты на новые фирменные блюда согласовываются с территориальной СЭС и утверждаются руководителем предприятия ресторанного хозяйства (п. 10 Порядка № 210).

А на автотранспорт, перевозящий продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт (п. 21 Правил № 369).

Пожарные разрешения. Согласно ст. 10 Закона о пожарной безопасности производственные, жилые, другие здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие или в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или технического перевооружения, а также технологические процессы и продукция должны отвечать требованиям нормативных актов по пожарной безопасности.

В ряде случаев субъект хозяйствования должен получить от органа государственного пожарного надзора соответствующее разрешение. К таким случаям относятся:

— начало работы вновь созданных предприятий (если эти предприятия относятся к категории взрывопожароопасных либо к объектам с массовым пребыванием людей, либо размещаются на территории или внутри указанных объектов);

— внедрение новых технологий;

— передача для производства образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции;

— аренда каких-либо помещений (за исключением аренды торговых мест, киосков и контейнеров, размещенных на рынках в соответствии со схемой, согласованной с органами государственного пожарного надзора).

Указанное разрешение включено и в п. 77 Перечня № 3392*. Выдают его бесплатно правительственный орган государственного надзора в сфере пожарной безопасности и территориальные органы государственного пожарного надзора в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, районах в городах.

* С 01.07.2013 г. этот разрешительный документ из Перечня № 3392 будет исключен в связи со вступлением в силу Кодекса гражданской защиты Украины.

В то же время вновь созданные предприятия, в том числе находящиеся в арендованных помещениях, которые не изменяют вида деятельности (кроме потенциально опасных объектов) или не относятся к категории взрыво-, пожароопасных и объектов с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории (внутри) указанных объектов, могут начать свою деятельность на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. Порядок и форма уведомления о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства устанавливается КМУ (ч. 12 ст. 10 Закона № 3745).

 


Нужно ли приобретать торговый патент при осуществлении сезонной выездной торговли

Одним из видов хозяйственной деятельности, при осуществлении которой следует уплачивать сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности и получать торговые патенты, п.п. 267.1.1 НКУ называет торговую деятельность.

В соответствии с п.п. 14.1.246 НКУ торговая деятельность для целей раздела XII этого Кодекса — это розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (ресторанное хозяйство) сфере за наличные, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек.

При этом к пунктам продажи п.п. 14.1.211 НКУ относит, в частности:

— киоск, палатку, другую малую архитектурную форму, которая расположена в отдельном помещении, но не имеет встроенного торгового зала для покупателей;

— автомагазин, развозку, другой вид передвижной торговой сети;

— лоток, прилавок, другой вид торговой точки в отведенном для торговой деятельности месте, кроме лотков и прилавков, которые предоставляются в аренду субъектам хозяйствования — физическим лицам и расположены в пределах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности;

— фабрику-кухню, фабрику-заготовительную, столовую, ресторан, кафе, закусочную, бар, буфет, открытую летнюю площадку, киоск, другой пункт ресторанного хозяйства.

Так что по общему правилу приобретать торговый патент нужно на торговлю за наличные практически в любой сезонной торговой точке.

Вместе с тем при осуществлении в одном пункте продажи нескольких видов деятельности, подпадающих под категорию торговая деятельность — розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (ресторанное хозяйство) сфере, кроме торговли нефтепродуктами (сжиженным и сжатым газом), — субъект хозяйствования приобретает один торговый патент.

Например, торговый патент необходим автономному летнему кафе, но если обустраивается летняя площадка при уже открывшемся кафе, отдельный патент получать не нужно. Подтверждение тому находим и в консультации налоговиков, размещенной в разделе 120.03 ЕБНЗ.

В некоторых же случаях, перечисленных в п. 267.2 НКУ, субъектам хозяйствования разрешается торговать по льготному торговому патенту. Это, в частности, торговля семенами и посадочным материалом овощных, бахчевых, кормовых и цветочных культур, кормовых корнеплодов и картофеля; товарами народных промыслов, кроме антикварных и представляющих культурную ценность; отечественной зарегистрированной печатной периодикой, продукцией отечественных издательств, а также рядом сопутствующих товаров (независимо от страны происхождения).

Срок действия торгового и льготного патентов составляет 60 календарных месяцев (п.п. 267.7.1 НКУ).

Если предприятие участвует в ярмарке, выставке-продаже и других краткосрочных мероприятиях, связанных с демонстрацией и продажей товаров, оно должно приобрести краткосрочный торговый патент (п.п. 267.4.7 НКУ). Срок его действия — от 1 до 15 дней (п.п. 267.7.2 НКУ), а ставка сбора за осуществление торговой деятельности с приобретением краткосрочного торгового патента за один день составляет 0,02 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января календарного года (п.п. 267.3.8 НКУ).

Торговый патент не требуется при осуществлении субъектами хозяйствования торговой деятельности исключительно с использованием следующих видов товаров отечественного производства (п.п. «е» п.п. 267.1.2 НКУ):

— хлеб и хлебобулочные изделия;

— мука пшеничная и ржаная;

— соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное;

— молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них;

— продукты детского питания;

— безалкогольные напитки;

— мороженое;

— говядина и свинина;

— домашняя птица;

— яйца;

— рыба;

— ягоды и фрукты;

— мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел;

— картофель и плодоовощная продукция;

— комбикорм для продажи населению.

Освобождены от уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности и соответственно от необходимости приобретения торгового патента и плательщики единого налога (п.п. 5 п. 297.1 НКУ).

Подробнее случаи, требующие приобретения торгового патента, рассмотрены в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 72, с. 13, а также в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 8, с. 73.

 


Нужна ли «алкогольно-табачная» лицензия при осуществлении сезонной выездной торговли

Если наравне с прочими товарами на сезонном объекте планируется реализовывать алкогольные напитки и табачные изделия, то на право розничной торговли такими товарами нужно получить соответствующие лицензии: отдельно на алкогольные напитки и отдельно на табачные изделия (см. п. 1.4 Правил № 219).

Особенности лицензирования в этом случае оговаривает Закон № 481. При этом под местом торговли в целях лицензирования ст. 1 Закона № 481 понимает место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического размещения, для табачных изделий — без ограничения площади, для алкогольных напитков — торговой площадью не менее 20 кв. м, оборудованное РРО (независимо от их количества) или в котором есть товарно-кассовые книги (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров.

Без лицензии можно обойтись в том случае, если субъект хозяйствования осуществляет розничную торговлю столовым вином и/или пивом. Связано это с тем, что действие Закона № 481 не распространяется на торговлю столовыми винами и пивом.

Напомним, что Правила розничной торговли алкогольными напитками утверждены постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854, а Правила розничной торговли табачными изделиями утверждены приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 218.

 


Нужно ли иметь Уголок покупателя на объекте сезонной выездной торговли

Да, нужно. Например, в п. 10 Порядка № 833 и п. 3.12 Правил № 219 указано, что Уголок покупателя должен находиться на видном и доступном месте и на нем должны размещаться информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей. Кроме того, здесь же целесообразно разместить санитарные правила, копии лицензий и патентов, копию Свидетельства плательщика единого налога (если владелец торговой точки — единоналожник) и другую необходимую информацию.

При этом согласно п. 21 Правил № 369 на кузовах автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн должна быть нанесена краской четкая надпись в виде наименования, адреса субъекта хозяйствования, номера точки передвижной торговой сети и номера телефона такого субъекта.

В случае осуществления выездной (выносной) торговли, а также продажи товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца должна быть установлена табличка с указанием его фамилии, имени и отчества, а также сведений о субъекте хозяйствования, который организовал торговлю:

— для юридического лица — наименование, местонахождение и номер телефона;

— для физлица-предпринимателя — фамилия, имя и отчество, номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего такую регистрацию.

Все сведения оформляются в соответствии с законодательством о языках.

 


В каком порядке проводятся наличные расчеты при осуществлении сезонной выездной торговли

Без РРО и РК. В ст. 9 Закона об РРО указано, что РРО и РК не применяются, в частности:

— при продаже товаров (предоставлении услуг) физлицами-предпринимателями, зарегистрированными плательщиками единого налога (см. также п. 296.10 НКУ);

— при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, которые получили льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) согласно НКУ;

— при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров;

— при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов.

То есть такая торговля за наличные может осуществляться субъектами хозяйствования без применения РРО и РК. Факт приема наличных (по требованию покупателя) в данном случае оформляется обычным расчетным документом (квитанцией, товарным чеком и т. п.).

Без РРО, но с РК. Возможность осуществления наличных расчетов с покупателями без РРО, но с применением расчетных книжек (РК) установлена ст. 10 Закона об РРО. Такой возможностью вправе пользоваться те предприятия и предприниматели, виды деятельности которых указаны в Перечне отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденном постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336. В этот Перечень входят, в частности:

— розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики и т. д.), которые расположены за пределами стационарных помещений. При этом годовой объем продажи через такие пункты не должен превышать 200 тыс. грн. на одного субъекта хозяйственной деятельности;

— розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа). Ограничение по объему выручки — также не более 200 тыс. грн. в год на одного субъекта хозяйственной деятельности;

— розничная торговля и общественное питание на территории села, которое осуществляется предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства. Ограничения по объему выручки нет.

При превышении предельного годового объема таких операций (200 тыс. грн.) применение РРО является обязательным. Причем перейти на расчеты с применением РРО нужно в течение месяца после превышения предела (см. письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572).

И отдельно несколько слов о расчетах с посетителями летнего кафе. Учитывая, что такие расчеты осуществляются за наличные и/или в безналичной форме (платежные карточки, платежные чеки и т. д.), в соответствии со ст. 1 Закона об РРО предприятие должно проводить их через РРО.

Как правило, расчеты в летних кафе проводятся через официанта, который выдает посетителям счет к оплате, выписываемый на бланке установленной формы, принимает от посетителей наличные, проводит расчетную операцию через РРО (выписывает расчетную квитанцию) и отдает посетителям кассовый чек (отрывную часть расчетной квитанции). Такой порядок проведения расчетов установлен п. 3.3 Правил № 219.

Поэтому, если летняя площадка является продолжением заведения ресторанного хозяйства, применять отдельный РРО для нее не нужно, поскольку обычно все расчеты проводят через РРО, находящийся в самом заведении. А вот если летняя площадка является автономной, то расчеты здесь должны производиться через собственный РРО, разумеется, при условии, что у субъекта хозяйствования нет той или иной освобождающей нормы, позволяющей ему вообще обойтись без РРО.

Таковы основные особенности организации сезонной выездной торговли. Желаем вам успешной работы и благодарных покупателей!



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (1)
Людмила
11.04.2015
Нужно ли оформлять паспорт привязки для сезонного размещения детского надувного батута на общегородской территории благоустройства , в месте отдыха горожан?