Інформація по темі "" | Публікації по тегу
04.06.13
2696 0
Друкувати
Обране

Единоналожники без РРО: нужен ли им платежный терминал?

Благодаря изменениям в законодательстве, регулирующем вопросы применения платежных терминалов и расчетов банковскими карточками в торговой сети, с конца прошлого года значительно расширился круг лиц, обязанных их использовать. Тем не менее в отсутствие новых подзаконных актов возникают вопросы: обязаны ли предприниматели-торговцы, не применяющие РРО, устанавливать у себя платежные терминалы, на каких условиях, грозят ли им штрафные санкции за их отсутствие.


 

Что такое платежный терминал

Прежде всего начнем с определения понятия «платежный терминал» (далее – ПТ) и других средств, с помощью которых осуществляются безналичные расчеты в торговой сети.

Итак, ПТ – это электронное устройство, которое может при операциях с применением электронного платежного средства (пункт 1.321 Закона о платежных системах):

– делать перевод со счета покупателя на счет торговца;

– выдавать наличные;

– формировать справочную информацию;

– печатать документы.

Под электронным платежным средством (далее – ЭПС) понимается платежный инструмент, предоставляющий его держателю возможность с помощью платежного устройства, в том числе ПТ, получать информацию о принадлежащих денежных средствах и инициировать их перевод (банковские платежные карточки, мобильные платежные инструменты и т. д.).

Проще говоря, ПТ дает возможность предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сфере торговли или услуг, принимать к оплате не только наличные средства, но и ЭПС и, возможно, тем самым привлечь больше клиентов.

Причем для того, чтобы у предпринимателя работал ПТ, совсем не обязательно наличие РРО. Тем не менее его установка и обслуживание связана с дополнительными хлопотами: необходимостью открыть текущий счет, оплачивать услуги банка за расчетно-кассовое обслуживание; дополнительными затратами на электроэнергию и т. д. Поэтому далеко не все предприниматели торопятся обзавестись ПТ и до сих пор взвешивают все «за» и «против».

Однако, как мы сказали в преамбуле, законодательство все больше расширяет круг лиц, которые должны обзавестись ПТ. Поэтому разберемся, насколько опасно отсутствие ПТ у единоналожников, будут ли за это к ним применяться штрафные санкции.

 


Экскурс в историю обязательного применения ПТ

История обязательного внедрения специальных платежных средств началась еще в конце 2004 года: именно тогда вступили в силу изменения, внесенные в Закон о платежных системах, которые обязали субъектов торговли и сферы услуг, но только применяющих РРО, также обеспечить прием специальных платежных средств (этот термин использовался до определения ЭПС).

Кабмин должен был утвердить условия перевода торговцев на обязательный прием ЭПС в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги), а также исключения по выполнению таких расчетов отдельными категориями торговцев. Так, вскоре было утверждено действующее и на сегодняшний день постановление № 878. Им были предусмотрены следующие условия перехода на обязательное использование ПТ:

1) до 1 июля 2011 года обязаны были обеспечить возможность использования ЭПС субъекты хозяйствования (кроме субъектов малого предпринимательства, т. е. в том числе кроме предпринимателей), осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

2) до 31 декабря 2011 года:

– субъекты малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

– субъекты хозяйствования, включая субъектов малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения от 25 тыс. до 100 тыс. человек.

При этом количество ПТ согласно постановлению № 878 должно составлять не менее чем 50 % количества РРО, а при использовании одного РРО должен быть один ПТ.

Постановлением № 878 от обязанности применять ПТ освобождаются:

– субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 25 тыс. человек;

– заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий;

– предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций).

Кроме того, из постановления № 878 следовало, что ПТ не обязаны применять субъекты хозяйствования, освобожденные от использования РРО, в частности, предприниматели на едином налоге (пункт 6 статьи 9 Закона об РРО и пункт 296.10 НКУ).

Поэтому до недавнего времени проблема с применением к ним штрафных санкций не стояла вообще. В свою очередь, предприниматели, которые попадали под действие норм постановления № 878, должны были в указанные сроки установить ПТ, иначе на них мог быть наложен штраф за нарушение пункта 21 Порядка № 833 (правил торговли) в размере от 17 до 170 грн. (от 1 до 10 нмдг) по статье 155 КУоАП. Наложить такой штраф могли представители органов по защите прав потребителей.

Однако в конце 2012 года в Закон о платежных системах были внесены существенные изменения, которые в том числе изменили и перечень лиц, обязанных применять ЭПС, о чем мы скажем далее.

 


Ситуация на сегодня

Так, с 18.10.2012 г. вступила в силу новая редакция Закона о платежных системах. Порядок установки и использования при расчетах ПТ теперь приводится в пункте 14.19 данного Закона. В нем говорится, что при расчетах с покупателями за проданные товары или предоставленные услуги субъекты хозяйствования обязаны обеспечить возможность расчетов ЭПС, причем без уточнения важного момента: касается это только тех субъектов, которые должны применять РРО, или нет.

Также установлено, что требования к субъектам хозяйствования относительно приема ЭПС за проданные ими товары (предоставленные услуги) определяет Кабмин, который, к сожалению, не обновил необходимый нормативный документ.

Добавим, что еще одним нюансом использования ПТ является предоставление возможности осуществлять расчеты с помощью ЭПС не менее трех платежных систем (VISA, Master Card и т. д.). Одной из них должна быть многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины (например, прием карточек НСМЭП (Национальной системы массовых электронных платежей)). Заметим, что сейчас в Украине используются несколько платежных систем, с их перечнем можно ознакомиться на сайте НБУ: www.bank.gov.ua.

Таким образом, получается, что с одной стороны действует общая норма пункта 14.19 Закона о платежных системах, которая вроде бы обязывает всех субъектов сферы торговли и услуг обзавестись ПТ, с другой – не отменено и не подкорректировано постановление № 878, которое освобождает от этого предпринимателей-единоналожников.

Вместе с тем отстраниться от этого вопроса единоналожники не могут, так как вместе с новыми требованиями относительно ПТ увеличились и размеры штрафов за их отсутствие. Кроме того, право их налагать появилось не только у представителей органов по защите прав потребителей, но и у налоговиков.

В своих разъяснениях в ЕБНЗ, отвечая на вопрос, какие субъекты хозяйствования освобождаются от обязательного приема ЭПС, налоговики приводят мнение, которое вряд ли порадует единоналожников. Так, представители ГНСУ считают, что в настоящее время постановление № 878 не приведено в соответствие с Законом о платежных системах, поэтому должно применяться в части, не противоречащей ему. С учетом того, что освобождение отдельных субъектов хозяйствования от обязательного приема ЭПС этим Законом не предусмотрено, иметь ПТ для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) обязаны все субъекты хозяйствования, в том числе и предприниматели на едином налоге (консультация в разделе 07.07 ЕБНЗ).

К сожалению, НБУ в письме от 05.03.2013 г. № 25-313/2725 не проясняет ситуацию, но подчеркивает, что применение штрафных санкций за отсутствие ПТ находится в компетенции органов ГНСУ, т. е. фактически соглашается с их точкой зрения.

Более приемлемой для единоналожников будет позиция Министерства экономического развития и торговли Украины, которую они изложили в письме от 07.02.2013 г. № 3501-06/4370-12. Представители этого ведомства склоняются к тому, что на сегодняшний день не применяющие РРО субъекты хозяйствования могут по собственному желанию оборудовать торговые точки ПТ для осуществления расчетов потребителями с использованием ЭПС, т. е. руководствоваться нормами действующего постановления № 878.

В то же время представители Министерства явно проявили осторожность и предложили для получения более обстоятельной информации по данному вопросу обратиться к более «сведущей» ГНСУ.

Мы также считаем, что прежние исключения действуют до появления нового постановления КМУ, которым будут установлены правила использования ПТ при расчетах. Однако однозначных выводов на этот счет не прослеживается даже в кругу официальных органов, поэтому, как видим, все будет зависеть от лояльности налоговиков, уполномоченных контролировать соблюдение норм по применению ПТ и штрафовать за их нарушение.

Самые смелые налогоплательщики в сложившейся ситуации могут не применять ПТ, аргументируя свою позицию тем, что постановление № 878 уже устарело и фактически не действует, так как было издано под старую редакцию статьи 14 Закона о платежных системах. А поскольку оно не действует и новое ему на смену еще не утверждено, то получается, что требования относительно круга лиц, которые обязаны устанавливать ПТ, сегодня, как таковые, не определены. И стало быть, до появления нового постановления применять ПТ можно только в добровольном порядке, тем более что и официальных разъяснений ГНСУ пока тоже нет.

При таком подходе до утверждения постановления КМУ с требованиями относительно приема ЭПС отсутствие ПТ у единононаложников нельзя считать нарушением, за которое будут применяться штрафные санкции.

Приведем еще один аргумент в пользу нашей позиции. Несмотря на то что применение ПТ способствует увлечению объемов безналичных расчетов, что в настоящее время всячески приветствуется на государственном уровне, его установка и обслуживание достаточно трудоемкий процесс, требующий в том числе технических возможностей (например, оборудование ПТ лотка вызовет вопросы, в первую очередь, технического порядка). В связи с чем соблюсти требование об установке ПТ в ряде случаев попросту не возможно. Поэтому, надеемся, что КМУ для большинства единоналожников все же сделает исключение, утвердив требования к проведению расчетов с использованием ЭПС.

Вместе с тем предприниматели на едином налоге, которые не применяют РРО, могут добровольно установить ПТ для удобства своих покупателей. В этом случае обязанность применять РРО не возникает, а ПТ всего лишь обеспечивает проведение не только наличных, но и безналичных расчетов по месту нахождения ПТ.

Причем предприниматели, которые будут использовать ПТ, не применяя РРО, должны помнить о другой важной обязанности – выдаче расчетного документа покупателям или клиентам (подробнее см. «СД», 2012, № 15, с. 4).

Далее мы все же доведем до сведения читателей перечень штрафных санкций, которые в настоящее время могут применяться за отсутствие ПТ, и их размеры.

 


Контроль и ответственность

В соответствии с пунктом 14.19 Закона о платежных системах и подпунктом 191.1.3 НКУ контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований в отношении расчетов с использованием ЭПС осуществляет ГНСУ. Еще раз подчеркнем, что пока правила для субъектов хозяйствования относительно расчетов с помощью ПТ установлены постановлением № 878, которое освобождает от их установки предпринимателей, не применяющих РРО (единоналожников).

Так, за правонарушения, связанные, в частности, с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием ЭПС за товары (услуги), предусмотрен штраф, установленный статьей 16315 КУоАП: в размере от 1700 до 3400 грн. (от 100 до 200 нмдг), за повторное нарушение в течение года – в размере от 8500 до 17000 грн. (от 500 до 1000 нмдг). В соответствии со статьей 2342 КУоАП дела о таких нарушениях рассматривают органы ГНСУ, а об актуальности таких штрафов для единоналожников мы сказали выше.

Кроме этого, за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов должен следить специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. Часть 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей устанавливает право потребителя рассчитаться ЭПС и запрещает продавцам как-нибудь ограничивать использование таких средств. Такое ограничение или отказ в реализации права использования в расчетах ЭПС влечет наложение штрафа в размере 8500 грн. (500 нмдг) (пункт 12 части 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей).

Заметим, что вместе с наложением указанного штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его неисполнения в установленный срок на предпринимателя будет наложен админштраф по статье 1882 КУоАП в размере от 17 до 306 грн. (от 1 до 18 нмдг).

Вместе с тем на сегодняшний день на плановые проверки органов по защите прав потребителей у большинства единоналожников наложен мораторий (см. «СД», 2013, № 4, с. 5). Что же касается внеплановых проверок, то с ними могут прийти только по жалобам потребителей, в данном случае тех, кто не сможет расплатиться у предпринимателя банковской карточкой или другим ЭПС. К счастью, пока большинство наших граждан «по старинке» доверяют наличным средствам, поэтому у многих не возникнет желания пожаловаться на отсутствие ПТ у предпринимателя.

В то же время, если исходить из намерения обеспечить всем потенциальным покупателям удобную форму расчетов, то ПТ принесет пользу, а также на 100 % оградит от возможных штрафов при его правильном использовании.

Однако если учесть, что на сегодняшний день рассматриваемый вопрос законодательством до конца не урегулирован, то до появления нового постановления КМУ, оговаривающего требования к установке ПТ, отмеченные штрафы, по крайней мере к единоналожникам, которые работают без РРО, применяться не должны.


Документы консультации

КУоАП  Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об РРО – Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о платежных системах – Закон Украины «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

Закон о защите прав потребителей – Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Порядок № 833  Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Постановление № 878 – постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878.

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
0
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі