827 0

Береги пенсию смолоду (новая украинская поговорка)

11.02.11

Выйдут ли семеро с ложкой на Пенсионный майдан против одного с сошкой — интрига последних разговоров вокруг реформы пенсионной системы в Украине. Что и кому ожидать от изменений в пенсионном обеспечении — разбирались авторы этой статьи.  

Елена ПАВЛЕНКО, главный редактор газеты «Вестник бюджетной организации»

Елена БОРИСОВА, юрист-аналитик Издательского дома «Фактор»

«ВБО» на своих страницах уже освещал особенности реформирования пенсионной системы в Украине как составляющей Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство»*.

* См. «ВБО», 2010, № 27, с. 6.

И вот 20 декабря 2010 г. Кабинет Министров внес в Верховную Раду законопроект о мерах по проведению пенсионной реформы в Украине. А уже 21 декабря 2010 года Министерство социальной политики начало общественное обсуждение проекта Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» и планирует провести ее до 2013 г.

Таким образом, пенсионную реформу планируется проводить по следующему алгоритму: сбалансировать солидарную систему и ввести накопительную систему, по которой каждый человек ежемесячно будет отчислять себе определенную сумму на пенсию, т. е. каждый человек будет иметь свою накопительную систему. А для введения пенсионной реформы необходимо решить две проблемы: увеличить количество работающих людей и легализовать заработную плату.

Отметим, что пенсионная реформа наиболее ощутимо коснется именно государственных служащих. Возможно, они лишатся части льгот и привилегий, которыми пользуются в настоящее время.

Пенсионная реформа направлена прежде всего на восстановление социальной справедливости. Это подчеркнул Вице-премьер-министр — Министр социальной политики Украины Сергей Тигипко на встрече с представителями центральных органов исполнительной и местной власти на Круглом столе 25 января 2011 года, который проводило Главное управление государственной службы Украины. На Круглом столе присутствовала и главный редактор еженедельника «Вестник бюджетной организации». Поэтому взгляд на пенсионную реформу — сквозь призму обсуждения реформирования пенсионной системы на Круглом столе и разъяснений специалистов Минсоцполитики.

Целью указанного мероприятия стало обсуждение и определение этапов последующего реформирования пенсионной системы, пенсионной реформы в государственной службе и сбалансирование солидарной системы пенсионного страхования, а также учет общественного мнения при доработке проекта Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы». И вопросов по пенсионной реформе, возможно, даже пока больше, чем ответов. Поэтому приведем наиболее актуальные и болезненные из них, по которым уже выработана позиция.

В чем необходимость проведения пенсионной реформы?

Демографическая ситуация. В Украине, как и во всем мире, продолжаются процессы старения населения. Между тем возраст выхода на пенсию у нас один из самых низких по сравнению с другими странами. В 2010 году 100 работающих содержали 88 пенсионеров, а уже в 2025 году один работающий будет содержать одного пенсионера, что приведет к резкому росту дефицита бюджета Пенсионного фонда. Если ничего не менять, могут возникнуть задержки с выплатой пенсий, что окончательно разбалансирует солидарную пенсионную систему. При отсутствии реформ размер пенсии существенно уменьшится.

Общемировые тенденции. Во многих странах с 1989 г. пенсионный возраст повышен до 5 лет. В большинстве стран Европы и в Соединенных Штатах Америки возраст выхода на пенсию составляет 67 лет для мужчин и женщин, в Канаде, Эстонии, Казахстане и Латвии, например, — 65 лет, в Украине же, как известно, — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Пенсионный возраст, существующий сегодня в Украине, был установлен еще в СССР в 1929 году.

Экономическая ситуация. Наша экономика напоминает корабль, который еще не на мели, но плыть уже не может. Головная боль нынешнего правительства — дефицит Пенсионного фонда. По словам Премьер-министра Украины Николая Азарова, объем трансфертов, который бюджет должен направлять в Пенсионный фонд, чтобы обеспечить выплату пенсий, достиг громадной суммы в 60 млрд грн. Если прибавить эту сумму трансфертов к собственным поступлениям Пенсионного фонда, то Пенсионный фонд может скоро сравниться с государственным бюджетом или даже превзойти его. Таким образом, реализация данного проекта Закона может обеспечить в 2011 году дополнительные поступления в Пенсионный фонд Украины и экономию средств в сумме 1,7 млрд гривень.

Какие требования выдвигал перед Украиной МВФ в отношении пенсионной реформы?

Несмотря на то что проблема дефицита Пенсионного фонда является чрезвычайно острой уже довольно продолжительное время, начало изменений инициировал МВФ. В рамках кредитного соглашения stand-by Украина подписала с Международным валютным фондом меморандум, обязывающий нашу страну провести ряд мероприятий для укрепления финансовой базы Пенсионного фонда.

Требования МВФ предусматривали в первую очередь мероприятия, направленные на укрепление финансовой почвы солидарной пенсионной системы и обеспечение бездефицитности бюджета Пенсионного фонда. На сегодняшний день, по словам Вице-премьер-министра — Министра социальной политики Украины Сергея Тигипко, дефицит Пенсионного фонда — значительный, и эту недоимку придется компенсировать за счет госбюджета, отнимая ресурсы у врачей и учителей, отказываясь от государственных инвестиций и создания новых рабочих мест.

Согласно договору с МВФ пенсионная реформа в Украине будет включать увеличение поступлений в Пенсионный фонд путем проведения налоговой реформы, легализации зарплат и улучшения платежной дисциплины. Еще один элемент пенсионной реформы — поэтапное увеличение пенсионного возраста для женщин. Новшеством станут особые предложения для женщин, которые должны будут стимулировать их продолжить работу после достижения 55 лет.

Таким образом, когда страна второй год подряд заимствует до 10 % ВВП, отступать некуда. Следовательно, требования международных кредиторов — кардинально сократить дефицит публичных финансов, в том числе Пенсионного фонда, — полностью соответствуют стратегическим целям развития нашей страны.

Отметим, что, кроме положений, предложенных МВФ, законопроектом предусмотрено также упрощение механизма назначения пенсий, установление некоторых ограничений, касающихся пенсионного обеспечения госслужащих, членов Кабинета Министров и народных депутатов, а также отдельных ограничений для получателей специальных пенсий.

Каковы особенности проведения пенсионной реформы в Украине?

Сохранение гарантий. Условия начисления и выплаты пенсий для нынешних пенсионеров остаются без изменений.

Постепенность. Пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет будет увеличиваться в течение 10 лет — на 6 месяцев каждый год.

Социальная справедливость. Максимальный размер пенсии ограничивается 12 прожиточными минимумами (для лиц, утративших трудоспособность). Специальные пенсии на период работы пенсионера будут снижены до общего уровня. Пенсии госслужащих будут уменьшены с 90 до 80 процентов от уровня их зарплаты. Пенсионный возраст для мужчин-госслужащих повышен до 62 лет.

Наличие компенсаторов:

— для улучшения условий пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы (образования, культуры и здравоохранения) при выходе на пенсию вводится денежная помощь в размере 10 назначенных пенсий;

— на период повышения возраста пенсия женщин будет увеличиваться на 2,5 % за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию. За десять лет размер пенсии может вырасти на 25 процентов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМЫ

Основным ожидаемым результатом принятия акта является определение мероприятий последующего реформирования пенсионной системы и сбалансирование солидарной системы пенсионного страхования, а также:

— гарантирование стопроцентной выплаты пенсий сейчас и в будущем;

— установление социально справедливой системы пенсионного обеспечения;

— повышение престижности работы работников бюджетной сферы;

— стабилизация и улучшение состояния государственных финансов;

— детенизация экономики.

Напомним, в настоящее время в Украине действует солидарная пенсионная система (I уровень). Она предусматривает, что работодатель уплачивает 33,2 % дохода в пенсионный фонд, 2 % доходов уплачивает наемный работник, 4,5 % — госслужащий. Средства делятся между сегодняшними пенсионерами.

Состояние действующей пенсионной системы нуждается в безотлагательном реформировании. С этой целью предусматривается ввести ІІ уровень пенсионной системы — обязательную накопительную систему пенсионного страхования и сбалансировать действующую солидарную пенсионную систему.

Введение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования даст возможность разнообразить источники доходов будущих пенсионеров и обеспечить более высокий уровень пенсий (неизвестно, правда, во что превратит накопленные пенсионные тысячи инфляция...).

По словам Сергея Тигипко, введение второго уровня пенсионной реформы уменьшит коэффициент замещения пенсией зарплаты. В настоящее время, выходя на пенсию, гражданин в среднем получает 48 % от своей зарплаты.

Для исчисления пенсии предусматривается учитывать заработную плату только по данным системы персонифицированного учета.

Это даст возможность избавить будущих пенсионеров поиска старых архивов и ликвидированных предприятий.

В то же время предусматривается оставить старый порядок для тех, кто за период с 2000 года не приобрел достаточный страховой стаж.

Назначение пенсий будет проводиться с учетом среднего заработка по Украине за три года (для госслужащих — за 5 лет) перед назначением пенсии, который по предвариетльным расчетам составит 1701 грн.

В результате реформирования минимальный размер пенсии по возрасту с учетом увеличения пенсии, при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа, устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом. За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 процент размера пенсии, исчисленной в соответствии с законом, но не более чем на 1 процент минимального размера пенсии по возрасту.

У ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО?

В ноябре 2010 года было заявлено, что Украина отказалась от возможного повышения пенсионного возраста для женщин. Было сказано, что правительство нашло компенсаторы тех доходов, которых планировалось получить в Пенсионный фонд от повышения пенсионного возраста для женщин. Почему же пенсионный возраст все-таки повышается? Куда делись «компенсаторы»?

Этот вопрос был и является наиболее дискуссионным. Это вынужденный шаг, необходимость которого правительство в настоящий момент широко обсуждает с общественностью. В Украине 14,4 млн работающих, а пенсионеров — 13,7 млн. Между тем солидарная пенсионная система базируется на принципе: все работающие содержат всех пенсионеров. Чтобы изменить это соотношение, необходимо поднимать экономику и... просить людей работать дольше.

Главным аргументом против поднятия пенсионного возраста в Украине обычно называют низкую продолжительность жизни. В то же время, как показывают научные исследования, ожидаемая продолжительность жизни для мужчин в Украине при достижении 60 лет составляет 14 лет, что приближается к показателю других стран. Для женщин же при достижении 55 лет продолжительность жизни составляет 25 лет, что является чуть ли не самым высоким показателем среди других стран (Великобритания — 23 года, Италия — 24,9 лет, Германия — 20,9 лет, Словакия — 18 лет, Венгрия — 20 лет).

Программой экономических реформ Украины на 2010 — 2014 годы предусмотрено, в частности, что пенсионный возраст для женщин и мужчин должен быть уравнен (постепенно, с шагом 0,5 года за год в течение 10 лет). Соответственно предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет.

В настоящее время существует разрыв между размерами пенсий женщин и мужчин. На сегодняшний день минимальная пенсия у мужчин составляет в среднем 1300 грн., у женщин — 850 грн. Для женщин установлен более низкий предел трудоспособного возраста, они имеют меньшую продолжительность стажа, заработная плата женщин в среднем почти на 30 процентов ниже, чем у мужчин. Более низкий предел пенсионного возраста и, соответственно, меньшая продолжительность стажа обусловливают существенно более низкий размер пенсии, что приводит к большему риску бедности женщин после достижения пенсионного возраста. Если постепенно не выравнивать пенсионный возраст для мужчин и женщин, то из сегодняшних 67 % среднего размера пенсия женщин упадет до 30 или 25 %.

Кстати, разработанный законопроект предлагает не только повышение пенсионного возраста для женщин, но и отсрочку для них льготных пенсий, а также продление на 10 лет нормативного страхового стажа, необходимого для получения минимальной пенсии по возрасту.

Далее мы построим свою статью из вопросов и ответов на них, предоставленных Вице-премьер-минстром-Министром социальной политики Украины Сергеем Тигипко, и разъяснений Минсоцполитики по пенсионной реформе, содержащихся на официальном сайте Министерства.

Что будет с зарплатами работающих пенсионеров?

Разговоры о том, что у работающих пенсионеров будут забирать половину зарплаты, безосновательны. То есть все работающие пенсионеры будут получать и пенсию, и зарплату, и кому надлежит — индексацию. Причем размер пенсии не будет уменьшен. Ограничение максимального размера пенсий 12-ю прожиточными минимумами будет касаться только тех пенсионеров, которые выйдут на пенсию после введения пенсионной реформы.

Как будут выплачивать спецпенсии работающим пенсионерам? Будет ли терять работающий пенсионер право на спецпенсию при смене места работы (ему будут выплачивать только трудовую)?

Выплату специальных пенсий (государственным служащим, научным работникам, депутатам, работникам органов прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистам) за период работы предусматривается осуществлять в размере трудовой пенсии. После увольнения с работы выплата пенсий будет осуществляться в размерах, определенных специальными законами.

Какой стаж будет необходим для начисления минимальной пенсии по новому Закону?

Минимально необходимый страховой стаж — 15 лет. А размер пенсии будет зависеть от заработной платы и продолжительности страхового стажа. Эти основные принципы солидарной системы пенсионного обеспечения остаются без изменений.

Как будет назначаться пенсия тем, у кого нет 15 лет минимального страхового стажа?

Таким гражданам назначается государственная социальная помощь в соответствии с Законом «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам». Кроме того, по решению правительства им выплачивается ежемесячная государственная адресная помощь в сумме, которой не хватает до прожиточного минимума, установленного законом для лиц, утративших трудоспособность. По состоянию на декабрь 2010 года — это 734 грн. Причем помощь не может быть меньшей указанного размера.

Пенсии учителей, врачей, работников культуры — будут ли изменения?

На сегодняшний день работники бюджетной сферы (работники образования, здравоохранения, культуры) имеют право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии выслуги от 25 до 30 лет, независимо от возраста. И в дальнейшем, проработав 25 лет, можно досрочно оформлять пенсию.

Согласно новому проекту Закона те педагоги, которые будут иметь 30 лет стажа, при выходе на пенсию получат еще одноразовую денежную помощь — 10 назначенных месячных пенсий, а это в настоящее время приблизительно 12 — 13 тысяч гривень. Это касается всех работников здравоохранения, культуры, педагогов. Этим самым правительство планирует простимулировать бюджетную сферу, поднять престижность таких профессий, как учитель, врач, работник культуры.

В доработанном проекте Закона о пенсионной реформе будут пересмотрены нормы о выплате выходного пособия. Помощь в размере 10 назначенных пенсий смогут получить не только учителя и врачи, но и другие работники социальной сферы а также спортивные тренеры (список профессий уточняется).

Все предложенные изменения для работников бюджетной сферы никоим образом не коснутся уже назначенных пенсий. Пенсии, которые были назначены до вступления в силу законопроекта, будут выплачиваться в прежних размерах, без каких-либо изменений.

Какова будет стоимость одного года сверхурочного стажа при назначении трудовых и специальных пенсий в нынешнем году, в случае принятия Закона? Будет ли повышена стоимость одного года стажа для женщин в связи с повышением пенсионного возраста?

Доплата за сверхурочный стаж работы устанавливается в размере 1 % основного размера пенсии, но не более 1 % минимального размера пенсии по возрасту. При исчислении специальных пенсий на сегодняшний день отсутствует такое понятие, как «доплата за сверхурочный стаж». Стоимость одного года сверхурочного стажа по-прежнему составляет 1,35 %.

Предусматривает ли пенсионная реформа ликвидацию права на досрочный выход на пенсию и принцип учета год за два на предприятиях с вредными условиями труда?

Законопроектом не предусматривается ликвидация или сужение каких-либо прав на досрочный выход на пенсию за работу во вредных условиях и исчисление льготного стажа.

Все нормы, предусмотренные законодательством, будут действовать без каких-либо ограничений или изменений и, соответственно, отсутствуют основания для массовых увольнений с этих предприятий.

Ожидают ли военнослужащих ухудшения в их пенсионном обеспечении с введением нового закона?

Пенсия за выслугу лет военнослужащим Вооруженных Сил Украины и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на сегодняшний день назначается независимо от возраста, в случае, если эти лица имеют на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более.

Законопроектом предусматривается внести определенные изменения в пенсионное обеспечение военных пенсионеров.Будет увеличена выслуга лет. Была 20 лет, будет — 25. Но в деньгах они ничего не потеряют.

Основной вопрос, предлагаемый к рассмотрению, — это сокращение некоторых льгот для устранения возможности выхода на пенсию в 30 — 35-летнем возрасте, что на сегодняшний день воспринимается как один из наиболее социально негативных факторов.

Ожидается, что военнослужащим с маленькими окладами после выхода на пенсию планируется сохранить 90 % выплат от денежного обеспечения, военнослужащим с высокими доходами процент будет снижен до 80 %.

Будет ли зачисляться в стаж период пребывания женщины в отпуске для ухода за ребенком до трех лет?

Этот период будет зачисляться. Но по желанию женщина сможет не включать его в стаж как неблагоприятный для начисления пенсии.

Как заслужить пенсию на госслужбе?

В Украине на государственной службе состоит 300 тыс. граждан. И перед правительством стоит нелегкий вопрос, каким образом пенсионная реформа коснется госслужащих. Прежде всего пенсионная реформа предусматривает ликвидацию диспропорции между наибольшими и наименьшими пенсиями, урегулирование вопроса выплат работающим госслужащим-пенсионерам, установление четких сроков пребывания на государственной службе. В частности, работающие госслужащие-пенсионеры будут получать пенсию, размер которой будет исчисляться на общих основаниях. Устанавливается максимальный размер пенсий для всех категорий пенсионеров, независимо от того, по нормам какого закона им назначена пенсия. Как мы уже указывали, эта сумма будет составлять 12 прожиточных минимумов (для лиц, утративших трудоспособность), что на 1 января нынешнего года составляет 9 тысяч гривен. Выплата специальных пенсий лицам, имеющим право на досрочный выход на пенсию, будет осуществляться только при достижении общеустановленного пенсионного возраста. При этом для мужчин-госслужащих возраст выхода на пенсию устанавливается на уровне 62 лет с 2013 года без права продления пребывания на государственной службе. А для женщин возраст выхода на пенсию согласно законодательству о госслужбе повышается до 60 лет. Таким же является предельный возраст пребывания и на службе в органах местного самоуправления (62 года для мужчин и 60 лет для женщин). Для исчисления пенсий увеличивается период, за который государственным служащим и приравненным к ним лицам учитывается заработная плата, — с 24 до 60 месяцев. Также предусматривается уменьшение размера процента для исчисления пенсий госслужащих с 90 до 80 процентов.

Но следует отметить, что есть государственные служащие, имеющие чрезвычайно низкую заработную плату. Речь идет о социальном секторе, и прежде всего это касается госслужащих пятой-седьмой категорий. Поэтому при общественном обсуждении поступило предложение — если и вводить ограничение, то для тех категорий, где зарплаты высокие. А для тех, у кого зарплаты на низком уровне, государство должно гарантировать стабильность. Во время общественного обсуждения было предложено вводить ограничение дифференцированно. Таким образом предложено сохранить норму начисления специальных пенсий на уровне 90 процентов для госслужащих пятой-седьмой категорий.

Предусматривается установить довольно существенные ограничения для специальных пенсий (народные депутаты, судьи, работники Национального банка Украины, таможенной службы, научные работники, журналисты государственных и коммунальных средств массовой информации и т. п.), в частности их будет касаться:

— установление максимального размера пенсии на уровне 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность (Так, например, депутаты Верховной Рады, находящиеся на пенсии, получают сегодня около 16 тыс. грн. После проведения реформы для депутатов, которые выходят на пенсию, максимальный предел будет составлять 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность, то есть, по нынешним расчетам это 9 тыс. грн);

— увеличение периода, за который им учитывается заработная плата для исчисления пенсии;

— снижение максимального процента для определения размера пенсии (коэффициента замещения);

— выплата специальных пенсий при продолжении работы будет проводиться в размере трудовой пенсии.

Заключительные положения

Итак, подытоживая сказанное, очертим основные изменения в пенсионном обеспечении, которые предлагаются установить законопроектом:

— определить механизм введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, предусмотрев начать перечисление страховых взносов с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины;

— участниками ІІ уровня определить лиц, которым на дату введения системы исполнилось не более 35 лет;

размер страхового взноса на дату введения системы установить в размере 2% с последующим его ежегодным повышением на 1 % до 7 %;

администрирование страховых взносов накопительной системы осуществлять через Пенсионный фонд Украины. Участники ІІ уровня будут иметь право избирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут накапливаться их пенсионные средства, через 2 года после введения уплаты страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования;

— постепенно повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, ежегодно увеличивая его на 6 месяцев каждого года, начиная с 1 февраля, для мужчин, работающих на государственной службе, — до 62 лет с 2013 года. Постепенно повысить возраст для женщин, для получения государственной социальной помощи с 58 до 63 лет;

— установить максимальный размер пенсии на уровне 12 размеров прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность;

— установить, что размер средней заработной платы, учитываемой для назначения пенсии, определяется за три календарных года, предшествующие году обращения за назначением пенсии, а перерасчет пенсии производится из средней заработной платы, из которой назначена пенсию;

— повысить уровень пенсионного обеспечения некоторых категорий работников бюджетной сферы, предусмотрев выплату им одноразовой денежной помощи при выходе на пенсию в размере 10 назначенных месячных пенсий;

— осуществлять выплату специальных пенсий в период работы в размерах, предусмотренных для трудовых пенсий;

— осуществлять выплату специальных пенсий лицам, имеющим право досрочного выхода на пенсию, только при достижении общеустановленного пенсионного возраста;

— увеличить период для учета выплат (кроме должностных окладов, надбавок за классные чины, выслугу лет), включаемых в заработок для исчисления специальных пенсий, до 60 календарных месяцев;

повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;

— проводить повышение надбавки за сверхурочный стаж и доплаты к прожиточному минимуму при увеличении прожиточного минимума работающим пенсионерам только после увольнения с работы;

повысить нормативную продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, соответственно, до 30 и 35 лет для вновь назначенных пенсий;

— производить перерасчет пенсий работающим пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста;

— назначение пенсий проводить из заработка только по данным персонифицированного учета;

— изменить базу расчета надбавки за сверхурочный стаж для вновь назначенных пенсий;

— постепенно увеличить необходимую выслугу для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и некоторым другим лицам, внедрив при этом ее календарное исчисление;

— исключать из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для исчисления пенсии, периоды, когда лица подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с пп. 8, 13, 14 ст. 11 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Таким образом, как видим, сокращение дефицита Пенсионного фонда будет происходить за счет легализации зарплат и рынка рабочей силы, увеличения пенсионного стажа, дифференцированного подхода к налогообложению доходов, стимулирования продолжения трудовой деятельности граждан после достижения ими пенсионного возраста и введения обязательной накопительной системы пенсионного страхования. Поэтому берегите (или откладывайте) пенсию смолоду!  



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)