396 0

Предпринимательская амортизация

23.03.11

Вопрос о том, может ли частный предприниматель уменьшить свой налогооблагаемый доход на сумму амортизации необоротных активов, давно является одним из гордиевых узлов отечественной системы налогообложения. 

Как правило, налоговики отказывают предпринимателям в праве на амортизацию, ссылаясь на старинную Инструкцию о подоходном налоге, утвержденную приказом ГГНИУ от 21 апреля 1993 года № 12, которая гласит:

«Согласно статье 8 («Амортизация») возможно дополнительно уменьшить валовой доход исключительно на суммы расходов, подлежащие амортизации и не превышающие размера амортизационных отчислений, начисленных путем применения норм амортизации к балансовой стоимости групп основных фондов, только в случае ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов в соответствии с Порядком, устанавливаемым Министерством финансов Украины».

Указав на то, что предприниматель по Закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» не является субъектом ведения бухучета, налоговики говорили о невозможности ведения бухгалтерии физлицом, и, следовательно, о невозможности начисления амортизации.

Специалисты Минфина также привычно акцентируют внимание предпринимателей на том, что бухучетные стандарты «распространяются только на юридических лиц» (см. например, письмо Минфина от 09.06.2010 г. № 31-34000-20-27/14099).

Пункт 177.4 Налогового кодекса Украины (НКУ) отсылает предпринимателей с целью определения расходов к третьему разделу НКУ, который позволяет уменьшать доход на сумму амортизации. Но этот факт, похоже, не изменит позицию налоговиков и после 1 апреля 2011 года.

Во всяком случае, глава ГНАУ в ходе одной из веб-конференций, посвященных НКУ, высказался против уменьшения доходов предпринимателей на сумму амортизации, снова сославшись на отсутствие обязанности последних вести бухучет.

По мнению экспертов,

«данный аргумент — левый. Бухучет к налоговому учету ОФ прямого отношения не имеет»(1).

С этим трудно не согласиться.

Но даже если принять ГНАУ-аргументы за чистую монету, то нужно, прежде всего, задаться вопросом: а что именно налоговики понимают под ведением бухучета?

После недавних изменений, внесенных в Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», стало совершенно очевидно, что понятие бухгалтерский учет не обязательно должно основываться на применении методологии двойной записи. Об этом красноречиво свидетельствует п.3 статьи 3 Закона:

«Предприятия, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи».

Иными словами, под бухучетом наш законодатель понимает не классическую систему корреспонденции дебетов с кредитами, а вообще учет как таковой. Некоторые специалисты прокомментировали новации Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» весьма эмоционально:

«теперь бухгалтером (в широком смысле этого слова) уверенно сможет назвать себя всякий, кто плюсует вечерами в засаленной тетрадочке свои базарные барыши»(2).

Интересно получается. Несмотря на то, что термин «бухучет» привязан лишь к деятельности предприятий (определение статьи 1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»), ведением бухучета (как теперь выяснилось учета «взагалі») в простейшей его ипостаси у нас занимается практически каждая домохозяйка.

А чтобы бухучет основных средств выглядел более респектабельно, соответствующие данные следует включить в «регистры бухгалтерского учета».

Эти документы неприхотливы и у них совсем немного обязательных реквизитов. Обнаружить эти реквизиты можно в п. 4 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»:

«Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, принимавших участие в их составлении».

Поэтому, если на обложке тетрадки в косую линейку написать «Регистр бухгалтерского учета основных средств» и занести туда названия и стоимость соответствующих объектов, сопроводив указанием периода покупки, а также фамилией и подписью предпринимателя, то начисление амортизации можно осуществлять более уверенно.


1. «Бухгалтер» №7/2011, с. 45.

2. http://www.libermancenter.org/archives/149



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)