796 0

«ПРАВОВУЮ ПОМОЩЬ ОКАЖЕМ БЕСПЛАТНО, ТО ЕСТЬ ДАРОМ»

14.07.11

Ну, если уж хорошенько разобраться, то не совсем и даром, а за счет госбюджета, и не всякую и не всем. Какую именно правовую помощь и кому назначил законодатель — узнаем из статьи.

Использованные документы

Законопроект № 4406, проект — законопроект «О бесплатной правовой помощи» от 24.04.2009 г. № 4406.

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.60 г.

Закон о местном самоуправлении — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

История закона

За принятие в целом законопроекта № 4406 проголосовало 289 депутатов (из 389 зарегистрированных в сессионном зале) при 226 минимально необходимых.

До сих пор специального закона в этой сфере не было. Однако это не означает, что случаи предоставления бесплатной правовой помощи вовсе не определялись законодательством. В частности, ст. 45 УПК предусмотрены случаи обязательного участия защитника в уголовном деле. Согласно ст. 47 УПК бесплатно приглашается защитник как в случаях, определенных ст. 45 этого Кодекса, так и в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не способен оплатить его услуги.

Основной задачей принятого Закона является создание системы предоставления бесплатной правовой помощи с целью реализации установленного ст. 59 Конституции Украины права каждого на такую помощь.

Речь идет о норме ст. 59 Конституции, согласно которой каждый имеет право на правовую помощь, которая в установленных законом случаях предоставляется бесплатно.

Данный законопроект определяет содержание права на бесплатную правовую помощь, порядок его реализации, основания и порядок предоставления бесплатной правовой помощи, государственные гарантии по предоставлению бесплатной правовой помощи, полномочия органов исполнительной власти в указанной сфере, порядок обжалования решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц по вопросам бесплатной правовой помощи. Итак, во всем по порядку и разберемся.

Содержание права на бесплатную правовую помощь

В соответствии со ст. 1 законопроекта № 4406 бесплатная правовая помощь — правовая помощь, которая гарантируется государством и полностью или частично предоставляется за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов и других источников.

Правовые услуги — предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений по правовым вопросам; составление заявлений, жалоб, процессуальных и других документов правового характера; осуществление представительства интересов лица в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами; обеспечение защиты лица от обвинения; предоставление лицу помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.

Сразу отметим, что не следует путать предоставление бесплатной правовой помощи с предоставлением бесплатной правовой помощи физическим лицам на благотворительных принципах физическими и юридическими лицами, занимающимися благотворительной деятельностью самостоятельно или совместно с соответствующими благотворительными организациями. Указанный вид бесплатной правовой помощи регулируется соответствующим законодательством и уставами этих благотворительных организаций.

Вся бесплатная правовая помощь делится на первичную и вторичную.

Предоставление первичной правовой помощи

К первичной правовой помощи относится:

предоставление правовой информации;

консультирование и разъяснение по правовым вопросам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме процессуальных);

предоставление помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.

Такая правовая помощь предоставляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами частного права, специализированными учреждениями.

Кстати, указанные специализированные учреждения создаются органами местного самоуправления и содержатся за счет местного бюджета и других незапрещенных источников.

Право на получение первичной правовой помощи имеют все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины.

Законом четко регламентирована процедура получения первичной правовой помощи.

 

Порядок рассмотрения обращений о предоставлении бесплатной первичной правовой помощи

1. В соответствии со ст. 10 законопроекта № 4406 обращения о предоставлении одного из видов правовых услуг, предусмотренных этим законопроектом, направляются или подаются лицами, достигшими совершеннолетия, непосредственно в центральные и местные органы исполнительной власти, территориальные органы центральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в случае письменного обращения лиц о предоставлении какого-либо из видов правовых услуг по вопросам, отнесенным к их полномочиям, обязаны предоставить такие услуги в течение тридцати календарных дней со дня поступления обращения.

3. Если в обращении лица содержится только просьба о предоставлении соответствующей правовой информации, такая правовая помощь предоставляется не позднее пятнадцатидневного срока со дня получения обращения.

4. Если при рассмотрении обращения о предоставлении бесплатной первичной правовой помощи установлено, что лицо нуждается в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, рассматривающий обращение, обязан разъяснить лицу или его законному представителю порядок подачи обращения о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи.

5. Если вопросы, поднятые в обращении, не относятся к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в который поступило обращение лица, такой орган в течение пяти календарных дней должен направить это обращение к соответствующему органу и уведомить об этом лицо, подавшее обращение.

6. Обращения, не касающиеся предоставления первичной правовой помощи, рассматриваются в порядке, установленном законодательством об обращении граждан.

Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления запрещается устанавливать плату за предоставление какого-либо из видов правовых услуг и за выдачу лицам бланков заявлений, обращений, запросов, справок, других документов, подача которых предусмотрена законодательством для реализации прав и свобод человека и гражданина.

 

Личный прием лиц для предоставления бесплатной первичной правовой помощи

1. Согласно ст. 11 законопроекта прием лиц, нуждающихся в бесплатной первичной правовой помощи, проводится постоянно в установленные дни и часы. График приема лиц должен быть доведен до их сведения.

2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают проведение личного приема лиц высококвалифицированными работниками, которые могут четко и доступно предоставить разъяснение положений законодательства и консультации по вопросам реализации прав и свобод человека и гражданина и выполнения обязанностей.

3. Если во время личного приема установлено, что лицо нуждается в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи, работник, проводящий личный прием, обязан разъяснить ему порядок представления обращения о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи.

Предоставление вторичной правовой помощи

По поводу вторичной правовой помощи необходимо отметить, что к ней относятся:

защита от обвинения;

осуществление представительства интересов лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь, в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;

составление документов процессуального характера.

В связи с этим важным является четкое определение круга лиц, имеющих право на такую помощь. К ним, в частности, относятся:

различные категории социально незащищенных слоев населения, в том числе малоимущие (если среднемесячный совокупный доход их семьи ниже суммы прожиточного минимума, рассчитанного и утвержденного в соответствии с Законом Украины «О прожиточном минимуме» для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения);

дети-сироты и другие категории социально незащищенных детей;

инвалиды, ветераны войны и другие категории лиц, имеющие право на государственные льготы и гарантии;

лица, к которым применено административное задержание или арест;

лица, по делам которых в соответствии с положениями УПК участие защитника является обязательным;

лица арестованные, а также задержанные как подозреваемые в осуществлении преступления;

лица, по которым решается вопрос об ограничении или лишении дееспособности, а также лица, в отношении которых судом решается вопрос о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке.

К субъектам предоставления вторичной правовой помощи отнесены центры по предоставлению такой правовой помощи (далее — Центр), а также адвокаты, которые будут предоставлять такую помощь на постоянной основе по контракту и на временной основе на основании договора.

Центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи будут создаваться Минюстом при главных управлениях Министерства в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Для Центров предусмотрено финансирование из Госбюджета и других не запрещенных законодательством источников.

 

Порядок подачи обращений о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи

1. В соответствии со ст. 18 законопроекта № 4406 обращения о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи подаются лицами, достигшими совершеннолетия, в Центр или в территориальный орган юстиции по месту фактического жительства таких лиц независимо от регистрации местожительства или места пребывания лица.

2. Вместе с обращением о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи лицо или законный представитель лица должны подать документы, подтверждающие принадлежность лица или лиц, в отношении которых обращается законный представитель, к одной из уязвимых категорий лиц, предусмотренных данным законопроектом.

3. Центр обязан в течение десяти дней со дня поступления обращения принять решение о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи.

4. Если лицо подало обращение о предоставлении в территориальный орган юстиции, этот орган обязан в течение трех дней со дня представления обращения направить его в Центр, деятельность которого распространяется на территорию соответствующей административно-территориальной единицы. Центр обязан в семидневный срок со дня получения обращения лица принять решение о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи.

5. Если лицо относится к одной из категорий лиц, которые имеют право на бесплатную правовую помощь, Центр принимает решение о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи и в письменном виде уведомляет об этом лицо или его законного представителя, а также суд, орган государственной власти, орган местного самоуправления, в которых будет осуществляться представительство интересов лица.

6. Если лицо не имеет оснований для получения бесплатной вторичной правовой помощи, Центр принимает решение об отказе в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи и направляет копию этого решения лицу, обратившемуся о предоставлении такой помощи, с одновременным разъяснением порядка обжалования решения об отказе в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи.

7. При обращении лиц, к которым применены административное задержание, админарест, которые арестованы или по делам которых в соответствии с УПК участие защитника является обязательным, в Центр или поступлении информации о задержанных лицах в случаях, установленных законом, Центр обязан принять решение о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи с момента задержания лица.

8. В случае получения от лица, осуществляющего дознание, следователя или суда запроса о назначении защитника Центр обязан назначить защитника в течение двадцати четырех часов с момента поступления запроса.

Основания для отказа в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи

В соответствии со ст. 20 законопроекта № 4406 лицу может быть отказано в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) лицо не относится к ни одной из категорий лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь;

2) лицо подало ложные сведения или фальшивые документы с целью отнесения его из одной категорий лиц, имеющих право на бесплатную вторичную правовую помощь;

3) требования лица о защите или восстановлении его прав являются неправомерными;

4) лицу ранее предоставлялась бесплатная вторичная правовая помощь по одному и тому же вопросу;

5) лицо использовало все национальные средства правовой защиты по делу, по которому обращается за предоставлением бесплатной вторичной правовой помощи.

В таком случае лицу предоставляется письменное разъяснение о порядке обращения в соответствующие международные судебные учреждения или соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина.

Обжалование решений о предоставлении бесплатной правовой помощи

1. Отказ органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, учреждения в предоставлении бесплатной первичной правовой помощи, служебных и должностных лиц в предоставлении первичной правовой помощи может быть обжалован в установленном законом порядке в суде (ст. 30 законопроекта № 4406).

2. Решения Центра об отказе в предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи могут быть обжалованы в установленном законом порядке в суд (ст. 30 законопроекта № 4406).

Обжалование действий и бездействия должностных лиц, нарушающих порядок предоставления бесплатной правовой помощи

Согласно ст. 31 законопроекта действия и бездействие должностных и служебных лиц, нарушающих порядок и сроки рассмотрения обращений о предоставлении бесплатной правовой помощи, предоставлении некачественной правовой помощи могут быть обжалованы в установленном законом порядке в суде и в административном порядке.

Новые полномочия ОМС

Читая все те положения и изменения, предложенные законодателем в своем законопроекте об организации деятельности органов местного самоуправления по предоставлению бесплатной правовой помощи, так и хочется сказать: «Не было печали...»

В связи с принятием данного закона, естественно, прибавится хлопот у органов исполнительной власти и местного самоуправления. Чтобы разобраться с этими хлопотами, законодатель наделил их соответствующими полномочиями. В частности, законопроектом № 4406 предлагается внести изменения в Закон о местном самоуправлении, а именно:

 

1) ч. 1 ст. 26 дополнить п. 391 следующего содержания:

«391) создание в соответствии с законом за счет средств местного бюджета учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи, назначение и увольнение руководителей этих учреждений, привлечение в установленном законом порядке физических или юридических лиц частного права к предоставлению бесплатной первичной правовой помощи»;

2) в законе дополнить ст. 381 следующего содержания:

«Статья 381. Полномочия в сфере предоставления бесплатной первичной правовой помощи

1. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере предоставления бесплатной первичной правовой помощи относятся следующие собственные (самоуправленческие) полномочия:

1) создание в установленном порядке учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи с учетом нужд территориальной громады;

2) подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по созданию учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи, решение вопросов о численности работников таких учреждений, о расходах на их содержание, осуществление материально-технического обеспечения их деятельности, предоставление для их функционирования необходимых помещений;

3) обеспечение координации деятельности учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

4) осуществление финансирования учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи и контролю за использованием средств такими учреждениями по назначению;

5) рассмотрение письменных обращений о предоставлении бесплатной первичной правовой помощи и предоставлении такой помощи по вопросам, относящимся к их компетенции, в соответствии с законом;

6) предоставление разъяснений положений законодательства и консультаций о порядке обращения о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи;

7) обеспечение личного приема лиц для предоставления бесплатной первичной правовой помощи;

8) привлечение на основании договоров адвокатов, физических и юридических лиц частного права к предоставлению бесплатной первичной правовой помощи;

9) координация деятельности с местными органами исполнительной власти и территориальными органами центральных органов исполнительной власти по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи;

10) предоставление документов и других материалов или их копий, необходимых в связи с предоставлением бесплатной вторичной правовой помощи;

11) организация семинаров, конференций по вопросам бесплатной первичной правовой помощи.

2. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов взаимодействуют с центрами по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи и оказывают им содействие в пределах своих полномочий.

 

«Горячая десятка» замечаний

Новым для отечественного законодательства законопроектом были и Главное научно-экспертное управление и Главное юридическое управление Верховной Рады Украины, предоставившие свои заключения и замечания к нему, которые, к сожалению, так и не были учтены законодателем при принятии Закона. Основные из них:

1. Коллизия с определением субъектов предоставления бесплатной правовой помощи. В законопроекте предусматривается предоставление бесплатной первичной правовой помощи субъектами, к которым относятся: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица частного права (ст. 9 проекта), а предоставление бесплатной вторичной правовой помощи возлагается на центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи и адвокатов, включенных в Реестр адвокатов и предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе по контракту, и адвокатов, включенных в Реестр адвокатов и предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе на основании договора (ст. 15 проекта). Такие положения не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Украины (КСУ) (решение № 13-рп/2000 от 16.11.2000 г.) об определении круга субъектов предоставления правовой помощи при осуществлении судопроизводства и осуществлении досудебного следствия.

КСУ в своем решении отметил, что анализ действующего законодательства Украины дает основания определить, в частности, следующие виды субъектов предоставления правовой помощи:

государственные органы Украины, к компетенции которых относится предоставление правовой помощи (Министерство юстиции Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, нотариат и т. п);

адвокатура Украины;

субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие правовую помощь клиентам в порядке, определенном законодательством Украины;

объединение граждан для осуществления и защиты своих прав и свобод (ч. 1 ст. 36 Конституции Украины).

Таким образом, в проекте предлагается решать вопросы о предоставлении бесплатной правовой помощи безотносительно к правовым механизмам, уже предусмотренным действующим законодательством Украины, что является некорректным, а также может привести к возникновению коллизий и проблем в правоприменении.

2. Вызывают определенные замечания положения проекта по поводу субъектов права на бесплатную правовую помощь. В частности, проектом определено, что право на бесплатную первичную правовую помощь имеет неограниченный круг лиц, находящихся под юрисдикцией Украины (ст. 8 проекта). Перечень же субъектов права на бесплатную вторичную правовую помощь является исчерпывающим и его можно классифицировать по признакам: финансово-материального состоянии лица; возраста лица; применения мер административно-правового и уголовно-правового воздействия государства на лицо; специального статуса лица (беженцы, ветераны войны, реабилитированные); юридического аспекта психофизического состояния лица; международно-правовых обязательств Украины (ст. 14 проекта).

Анализ рассмотренных положений проекта дает возможность допустить, что перечень субъектов права на бесплатную вторичную правовую помощь нельзя считать исчерпывающим, поскольку к таким субъектам, например, не включены инвалиды, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, многодетные родители, одинокие матери и т. п.

3. Кажется также сомнительным возложение соответствующих полномочий на все без исключения органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Отметим, что на сегодняшний день функциями, содержание которых наиболее близко к содержанию предоставления первичной правовой помощи, наделено только Министерство юстиции Украины.

4. Непонятной является разница между предоставлением «правовой информации» и предоставлением «консультаций и разъяснений по правовым вопросам», а также выполнение каких действий требуется от субъекта предоставления первичной правовой помощи в отношении «предоставления помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи» (ч. 2 ст. 7). Достаточно интересным представляется и вопрос о составлении жалоб, заявлений и других документов. Неужели чиновники будут составлять жалобы на себя?

5. Статья 59 Конституции Украины гарантирует каждому право получить бесплатно правовую помощь в случаях, предусмотренных законом. При этом Конституцией Украины не предусмотрено бесплатное предоставление правовой помощи органами местного самоуправления или коммунальными заведениями, в отличие от конституционного права на бесплатное образование (ч. 3 ст. 53) или бесплатную медицинскую помощь (ч. 3 ст. 49). Таким образом, это право гарантировано государством и предоставление его должно финансироваться исключительно из Государственного бюджета Украины.

Законопроектом же (п. 1 ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 12, 29 проекта и т. п.) предусмотрено предоставление бесплатной правовой помощи за счет местного бюджета и других источников. В то же время изменениями в Закон о местном самоуправлении создание учреждений по предоставлению бесплатной правовой помощи отнесено к собственным, а не делегированным полномочиям местных советов и их исполнительных органов.

В то же время, учитывая требования действующего отечественного законодательства, полномочия по предоставлению бесплатной правовой помощи могут быть возложены на органы местного самоуправления только как делегированные полномочия с их надлежащим финансированием в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 143 Конституции Украины: органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти, государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины или путем отнесения в местный бюджет в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности.

Кстати, в п. 5 ч. 1 ст. 5 проекта предусмотрено, что государственная политика в сфере предоставления бесплатной правовой помощи основывается на принципе гарантированного государственного финансирования. В то же время в ч. 3 ст. 12 проекта предусмотрено, что специализированные учреждения, предоставляющие бесплатную первичную правовую помощь, созданные органами местного самоуправления, финансируются за счет средств местных бюджетов, других не запрещенных законодательством источников, а в ч. 3 ст. 16 проекта указано, что центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи финансируются из Государственного бюджета Украины, других не запрещенных законодательством источников. Кроме того, проект содержит отдельную норму — статью 29, в которой регулируются вопросы финансирования бесплатной правовой помощи и предусмотрено, что финансирование бесплатной первичной правовой помощи осуществляется за счет расходов Государственного бюджета Украины на содержание соответствующих органов исполнительной власти и местных бюджетов, других источников, а финансирование бесплатной вторичной правовой помощи осуществляется за счет расходов Государственного бюджета Украины. Приведенные положения требуют согласования между собой и уточнения с учетом предписаний ст. 2 Закона Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти», предусматривающей, что органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования в рамках, предусмотренных законом Украины о Государственном бюджете на соответствующий год.

6. Противоречивым является и положение п.п. 5 п. 8 разд. VI «Заключительные положения» законопроекта (изменения в Закон о местном самоуправлении), в котором предлагается отнести полномочия по созданию учреждений по предоставлению бесплатной первичной правовой помощи одновременно и к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов, и к компетенции их исполнительных органов. При этом предложение о решении исключительно на пленарных заседаниях сельских, поселковых, городских советов вопроса назначения и увольнения руководителей этих учреждений противоречит положению п. 10 ч. 4 ст. 42 Закона о местном самоуправлении, устанавливающему, что назначение на должности и увольнение с должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, кроме руководителей дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений, осуществляет сельский, поселковый, городской голова.

7. Вызывают определенные сомнения и особенности функционирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи (которые в соответствии с ч. 2 ст. 16 проекта будут иметь статус неприбыльных организаций), посреднический характер деятельности которых в разрезе реализации ими публично-властных полномочий является неприемлемым как с точки зрения рациональности, поскольку при таком подходе увеличивается промежуток времени от момента обращения лица до момента предоставления ему реальной помощи, так и с точки зрения обоснованности того, что выяснение вопроса о целесообразности предоставления лицу правовой помощи и определение ее вида будет осуществляться не тем субъектом, который эту помощь непосредственно будет предоставлять (адвокатом).

8. Часть вторая новой ст. 381, которой предлагается дополнить Закон о местном самоуправлении (п. 5 разд. VI «Заключительные и переходные положения» законопроекта), не содержит способа осуществления предусмотренных в ней полномочий органа местного самоуправления «оказывать содействие центрам вторичной правовой помощи», являющихся обязательными в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Украины.

9. В соответствии с п. 8 ст. 28 законопроекта Министерству юстиции Украины предоставляется право обеспечивать проведение конкурсов для привлечения адвокатов для предоставления бесплатной вторичной правовой помощи. Однако ввиду коммерческого характера современной адвокатской деятельности и принципа добровольности участия адвоката в конкурсе, вряд ли адвокаты будут заинтересованы принимать участие в конкурсе, чтобы потом бесплатно предоставлять правовую помощь.

10. Ряд положений законопроекта № 4406 (ч. 6 ст. 12, пп. 12, 13 ст. 28) предусматривает возможность регулирования деятельности органов местного самоуправления подзаконными актами (приказами Министерства юстиции Украины), что не отвечает ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, согласно которой такое регулирование может осуществляться только законом.

Но, не учитывая ряда существенных замечаний к законопроекту, по мнению его авторов, принятый акт позволит создать действенный механизм реализации конституционного права каждого на правовую помощь, обеспечить надлежащее выполнение Украиной ее международных обязательств в сфере прав человека, внедрить европейские стандарты в сфере предоставления правовой помощи и доступа к правосудию. Поживем — увидим.  



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)