703 0

Утеря первичных документов — основание для переноса проверки

Можно ли настаивать на переносе сроков проведения плановой выездной проверки, если выявлен факт утери части первичных документов?

Да, можно.

Это прямо следует из норм п. 44.5 НКУ, которыми предусматривается, что в случае невозможности проведения проверки плательщика налогов в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом (утеря документов), сроки проведения таких проверок переносятся до даты восстановления и предоставления документов для проверки в пределах определенных этим подпунктом сроков. То, что в рассмотренной ситуации срок проведения проверки может быть перенесен, подтверждают и налоговики в разъяснении в разделе 020.01 ЕБНЗ.

В соответствии с п. 44.5 НКУ в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством, налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события в письменном виде уведомить орган ГНС по месту учета в порядке, установленном НКУ для предоставления налоговой отчетности, и таможенный орган, которым было осуществлено таможенное оформление соответствующей таможенной декларации.

При этом налогоплательщик обязан восстановить утерянные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в орган ГНС, таможенный орган.

Из этого можно заключить, что заявление об утере документов подается в ГНИ по основному месту учета плательщика в произвольной форме в течение 5 дней со дня утери (выявления факта утери документов). То есть дата подачи такого заявления зависит от факта выявления пропажи, а не факта назначения проверки. Соответственно, цель подачи заявления — известить орган ГНС о факте пропажи документов.

Вместе с тем если пропажа документов была выявлена в период после получения уведомления о назначении плановой выездной проверки, то при подаче заявления в указанные сроки предприятие имеет право привести в нем еще и просьбу о переносе даты проведения проверки. Тогда в соответствии с п. 1.10 Методрекомендаций № 213 работником подразделения, который возглавляет или участвует в проверке, составляется акт в произвольной форме, в котором излагаются причины невозможности начать проверку с даты, указанной в направлении и приказе, и делается соответствующая запись об осуществлении проверки после устранения причин, которые привели к невозможности ее проведения.

Заявление об утере документов может быть предоставлено налогоплательщиком и в период проведения документальной проверки, что следует из п. 1.15 Методрекомендаций № 213. В этом случае также составляется акт, в котором излагаются причины невозможности продолжения проверки в сроки, указанные в направлении и приказе. На основании этого акта руководитель органа ГНС, которым была назначена проверка, издает приказ о перенесении сроков ее проведения на срок, определенный в соответствии с п. 44.5 НКУ и п. 85.9 НКУ,* копия которого вручается налогоплательщику (должностным лицам налогоплательщика или его законным (уполномоченным) представителям). Новый приказ на проведение проверки не выдается и новые направления на проведение проверки не выписываются.

* В этой норме говорится о переносе сроков проведения документальной проверки в ситуации изъятия оригиналов первичных документов правоохранительными органами. В таком случае проверка переносится «до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним».

Влада КАРПОВА



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)