Уплата сбора за спецводопользование при аренде помещения

Разрешение на спецводопользование и уплата сбора за спецводопользование для арендатора. 




Предприятие использует воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (заключило договор на поставку воды с первичным водопользователем). При этом оно планирует предоставлять помещение в аренду. Соответственно, воду для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд будет использовать и арендатор. 


Нужно ли арендатору получить разрешение на спецводопользование и уплачивать сбор за спецводопользование?


1. Получение разрешения. Предприятие, не имеющее собственных водозаборных сооружений и получающее воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей, как в рассматриваемом случае, в соответствии со ст. 42 Водного кодекса Украины выступает вторичным водопользователем.


Вторичные водопользователи не должны получать отдельное разрешение на спецводопользование (см. письма Минприроды от 15.03.11 г. № 5515/16/10-11-МП и ГНАУ от 12.04.11 г. № 10282/7/15-0817). Объясняется это тем, что разрешение на специальное водопользование должен получить только первичный водопользователь (первый поставщик воды), поскольку именно он имеет собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды. Вторичные водопользователи, как указано выше, не имеют таких сооружений и соответствующего оборудования, поэтому получать отдельное разрешение на спецводопользование они не должны. Этот подход Минприроды является вполне логичным.


В то же время Минприроды отмечает, что разрешением на спецводопользование для водопользователя-абонента будут считаться договор на поставку воды и установленный в разрешении первичного водопользователя лимит.


Следовательно, субъект хозяйствования, получающий воду отпервичного водопользователя, с которым заключен договор на поставку воды, не должен получать отдельное разрешение на спецводопользование.


2. Уплата сбора. Что касается уплаты сбора за специальное использование воды (далее — сбор за спецводопользование), то прежде всего отметим, что за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком (п. 326.2 Налогового кодекса Украины,далее — НКУ).


Из этой нормы следует, что субъекты хозяйствования, получающие воду от других водопользователей, могут быть плательщиками сбора за спецводопользование только в том случае, если получают такую воду по договору на поставку воды.* Если же воду получают без такого договора, то плательщиком сбора за спецводопользование является поставщик воды, а не водопользователь. Это подтверждают и налоговики в консультациях, приведенных в ЕБНЗ (раздел 270.01). Однако наличие договора — обязательное, но недостаточное условие для того, чтобы у водопользователя возникла обязанность по уплате сбора.


* Информация о таких водопользователях-абонентах предоставляется поставщиком воды ежегодно до 20 января, а по вновь заключенным договорам — в течение 10 дней после их заключения (п. 326.12 НКУ).


Так, с 01.07.12 г., после вступления в силу Закона Украины от 24.05.12 г. № 4834-VI (далее — Закон № 4834), юрлица и предприниматели, в том числе плательщики единого налога, использующие воду, полученную от первичных или вторичных водопоставщиков, исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд,** не должны уплачивать сбор за спецводопользование (п. 323.2, п.п. 324.4.1 НКУ). Поэтому вторичные водопользователи, которые имеют заключенный договор на водоснабжение, но используют воду исключительно на удовлетворение собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не уплачивают этот сбор за объем использованной на такие цели воды.


** Санитарно-гигиенические нужды — это использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии (п. 323.2 НКУ).


Если же субъект хозяйствования (арендодатель) не только будет использовать воду для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, но и поставлять воду другим водопользователям (арендатору), то, как утверждают налоговики в письме от 01.08.12 г. № 20820/7/15-2117,уплачивать сбор за спецводопользование арендодатель должен на общих основаниях, причем за весь объем использованной воды. Объясняют они это тем, что поскольку вода используется не исключительно на удовлетворение собственных санитарно-гигиенических нужд, но и на другие цели (поставлена другим лицам), то воспользоваться освобождением от уплаты, предоставленным нормами п. 323.2 НКУ,арендодатель не сможет.


Мы не согласны с такой фискальной позицией налоговиков и считаем, что она несколько надумана. Аргументируем это тем, что:

— во-первых, в — НКУ не содержится четкой нормы, которая бы указывала на то, что при использовании воды и на другие цели, кроме санитарно-гигиенических, сбор следует уплачивать за весь объем воды.


Напомним, что до вступления в силу НКУ налоговики делали такие же выводы. Но тогда у них были для этоговеские основания. О том, что в случае использования воды одновременно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд и на другие цели сбор уплачивается со всего объема использованной воды, было четко указано в п. 4.5 Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное водопользование в части использования воды, утвержденной совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219, утратившей силу 04.03.11 г. А поскольку на сегодня таких четких требований нет, позиция налоговиков является очень сомнительной;

— во-вторых, освобождение от уплаты сбора в случае использования воды для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд регулируется не только п. 323.2 НКУ, о котором налоговики упоминали в вышеуказанном письме, но и п.п. 324.4.1 НКУ,который они почему-то проигнорировали. Хотя изменения, освобождающие водопользователей от уплаты сбора при использовании воды на эти цели, появились в п. 323.2 и п.п. 324.4.1 НКУ синхронно со вступлением в силу Закона № 4834.


Отметим, что в п.п. 324.4.1 НКУ указано, что при использовании воды для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога не должен уплачиваться сбор, так как объемы воды, использованные на такие цели, не считаются объектом налогообложения.


Если системно трактовать нормы НКУ, то наличие этой нормы в п.п. 324.4.1 НКУ свидетельствует о том, что имеются плательщики водосбора, не подпадающие под действие п. 323.2 НКУ (использующие воду на другие цели), у которых есть льготные объемы воды (вода, используемая на санитарно-гигиенические нужды). В противном случае эта норма п.п. 324.4.1 НКУ вообще лишняя, потому что нет плательщиков, которые бы ею могли воспользоваться.

Но, как все понимают, налоговиков будет очень сложно убедить в обратном, поэтому если субъекты хозяйствования не согласны с ними, то им придется отстаивать свою позицию.

Во избежание в таком случае уплаты сбора необходимо, чтобы арендатор заключил договор на поставку воды напрямую с первичным водопользователем. В таком случае вода будет просто транзитом проходить через арендодателя к арендатору и не будет считаться используемой арендодателем (поставляемой третьим лицам). А если при этом арендатор будет использовать воду исключительно для собственных санитарно-гигиенических нужд, то водосбор за объем такой воды не будет уплачивать ни арендодатель, ни арендатор.

Сергей Децюра


Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

 


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)
Залишити коментарі:
Ваше ім`я
Коментарі