407 0

Уплата сбора за спецводопользование при аренде помещения

Разрешение на спецводопользование и уплата сбора за спецводопользование для арендатора. 


Предприятие использует воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (заключило договор на поставку воды с первичным водопользователем). При этом оно планирует предоставлять помещение в аренду. Соответственно, воду для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд будет использовать и арендатор. 


Нужно ли арендатору получить разрешение на спецводопользование и уплачивать сбор за спецводопользование?


1. Получение разрешения. Предприятие, не имеющее собственных водозаборных сооружений и получающее воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей, как в рассматриваемом случае, в соответствии со ст. 42 Водного кодекса Украины выступает вторичным водопользователем.


Вторичные водопользователи не должны получать отдельное разрешение на спецводопользование (см. письма Минприроды от 15.03.11 г. № 5515/16/10-11-МП и ГНАУ от 12.04.11 г. № 10282/7/15-0817). Объясняется это тем, что разрешение на специальное водопользование должен получить только первичный водопользователь (первый поставщик воды), поскольку именно он имеет собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды. Вторичные водопользователи, как указано выше, не имеют таких сооружений и соответствующего оборудования, поэтому получать отдельное разрешение на спецводопользование они не должны. Этот подход Минприроды является вполне логичным.


В то же время Минприроды отмечает, что разрешением на спецводопользование для водопользователя-абонента будут считаться договор на поставку воды и установленный в разрешении первичного водопользователя лимит.


Следовательно, субъект хозяйствования, получающий воду от первичного водопользователя, с которым заключен договор на поставку воды, не должен получать отдельное разрешение на спецводопользование.


2. Уплата сбора. Что касается уплаты сбора за специальное использование воды (далее — сбор за спецводопользование), то прежде всего отметим, что за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком (п. 326.2 Налогового кодекса Украины,далее — НКУ).


Из этой нормы следует, что субъекты хозяйствования, получающие воду от других водопользователей, могут быть плательщиками сбора за спецводопользование только в том случае, если получают такую воду по договору на поставку воды.* Если же воду получают без такого договора, то плательщиком сбора за спецводопользование является поставщик воды, а не водопользователь. Это подтверждают и налоговики в консультациях, приведенных в ЕБНЗ (раздел 270.01). Однако наличие договора — обязательное, но недостаточное условие для того, чтобы у водопользователя возникла обязанность по уплате сбора.


* Информация о таких водопользователях-абонентах предоставляется поставщиком воды ежегодно до 20 января, а по вновь заключенным договорам — в течение 10 дней после их заключения (п. 326.12 НКУ).


Так, с 01.07.12 г., после вступления в силу Закона Украины от 24.05.12 г. № 4834-VI (далее — Закон № 4834), юрлица и предприниматели, в том числе плательщики единого налога, использующие воду, полученную от первичных или вторичных водопоставщиков, исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд,** не должны уплачивать сбор за спецводопользование (п. 323.2, п.п. 324.4.1 НКУ). Поэтому вторичные водопользователи, которые имеют заключенный договор на водоснабжение, но используют воду исключительно на удовлетворение собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не уплачивают этот сбор за объем использованной на такие цели воды.


** Санитарно-гигиенические нужды — это использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии (п. 323.2 НКУ).


Если же субъект хозяйствования (арендодатель) не только будет использовать воду для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, но и поставлять воду другим водопользователям (арендатору), то, как утверждают налоговики в письме от 01.08.12 г. № 20820/7/15-2117,уплачивать сбор за спецводопользование арендодатель должен на общих основаниях, причем за весь объем использованной воды. Объясняют они это тем, что поскольку вода используется не исключительно на удовлетворение собственных санитарно-гигиенических нужд, но и на другие цели (поставлена другим лицам), то воспользоваться освобождением от уплаты, предоставленным нормами п. 323.2 НКУ,арендодатель не сможет.


Мы не согласны с такой фискальной позицией налоговиков и считаем, что она несколько надумана. Аргументируем это тем, что:

— во-первых, в — НКУ не содержится четкой нормы, которая бы указывала на то, что при использовании воды и на другие цели, кроме санитарно-гигиенических, сбор следует уплачивать за весь объем воды.


Напомним, что до вступления в силу НКУ налоговики делали такие же выводы. Но тогда у них были для этого веские основания. О том, что в случае использования воды одновременно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд и на другие цели сбор уплачивается со всего объема использованной воды, было четко указано в п. 4.5 Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное водопользование в части использования воды, утвержденной совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219, утратившей силу 04.03.11 г. А поскольку на сегодня таких четких требований нет, позиция налоговиков является очень сомнительной;

— во-вторых, освобождение от уплаты сбора в случае использования воды для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд регулируется не только п. 323.2 НКУ, о котором налоговики упоминали в вышеуказанном письме, но и п.п. 324.4.1 НКУ,который они почему-то проигнорировали. Хотя изменения, освобождающие водопользователей от уплаты сбора при использовании воды на эти цели, появились в п. 323.2 и п.п. 324.4.1 НКУ синхронно со вступлением в силу Закона № 4834.


Отметим, что в п.п. 324.4.1 НКУ указано, что при использовании воды для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога не должен уплачиваться сбор, так как объемы воды, использованные на такие цели, не считаются объектом налогообложения.


Если системно трактовать нормы НКУ, то наличие этой нормы в п.п. 324.4.1 НКУ свидетельствует о том, что имеются плательщики водосбора, не подпадающие под действие п. 323.2 НКУ (использующие воду на другие цели), у которых есть льготные объемы воды (вода, используемая на санитарно-гигиенические нужды). В противном случае эта норма п.п. 324.4.1 НКУ вообще лишняя, потому что нет плательщиков, которые бы ею могли воспользоваться.

Но, как все понимают, налоговиков будет очень сложно убедить в обратном, поэтому если субъекты хозяйствования не согласны с ними, то им придется отстаивать свою позицию.

Во избежание в таком случае уплаты сбора необходимо, чтобы арендатор заключил договор на поставку воды напрямую с первичным водопользователем. В таком случае вода будет просто транзитом проходить через арендодателя к арендатору и не будет считаться используемой арендодателем (поставляемой третьим лицам). А если при этом арендатор будет использовать воду исключительно для собственных санитарно-гигиенических нужд, то водосбор за объем такой воды не будет уплачивать ни арендодатель, ни арендатор.

Сергей Децюра




загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)