968 0

МОНМС рекомендует вместо ассистента учителя вводить должность воспитателя

Сцелью реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование, их социализации и интеграции в общество в общеобразовательных учебных заведениях внедряется инклюзивное обучение.

бб-в.jpg

Образовательные услуги предоставляются детям с особыми образовательными потребностями общеобразовательными учебными заведениями в классах с инклюзивным обучением (для детей с недостатками физического и психического развития, в том числе детей-инвалидов) с применением личностно-ориентированных методов обучения и с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.


Согласно п. 14 Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденного постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872, личностно-ориентированное направление учебно-воспитательного процесса обеспечивает ассистент учителя, который принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.


01.09.2012 г. вступили в силу Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205 (далее — Типовые штаты № 1205). Данным приказом предусмотрено, что в общеобразовательных учебных заведениях с инклюзивным обучением может вводиться дополнительная должность воспитателя (ассистента учителя) для работы с учащимися с особыми образовательными потребностями из расчета 0,5 ставки на класс, в котором учатся такие дети.


Заметим, что Классификатором профессий ДК 003:2010, утвержденным приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327, предусмотрены такие профессиональные названия работы, как:


— воспитатель (код 3340 «Другие специалисты в области образования»);

— ассистент учителя (код 3340 «Другие специалисты в области образования»).


Комментируя Типовые штаты № 1205, мы обращали внимание, что на тот момент не были внесены изменения в нормативные документы относительно определения статуса ассистента учителя и оплаты труда такого работника.


Следует отметить, что частично этот вопрос был решен принятием постановления КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г. № 346 и от 14 июня 2000 г. № 963» от 18.07.2012 г. № 635, которым должность ассистента учителя общеобразовательного учебного заведения по инклюзивному и интегрированному обучению внесена в:


Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963;

разд. III приложения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска длительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам, утвержденному постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 346.


Однако основные вопросы, связанные с оплатой труда ассистента учителя, в частности, определение должностного оклада, проведение аттестации, установление педагогической нагрузки и т. п., на сегодняшний день не урегулированы.


В связи с этим МОНМС в письме от 28.09.2012 г. № 1/9-694 рекомендует вместо должности ассистента вводить в штатное расписание должность воспитателя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным обучением.


Напомним, что п. 2 приказа Минобразования «Об утверждении Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений» от 06.12.2010 г. № 1205 руководителям учебных заведений предоставлено право в случае необходимости вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренныештатными нормативами для данного заведения, в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период.


Как известно, воспитатель общеобразовательного учебного заведения подлежит обязательной аттестации в порядке, установленном Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930. По итогам аттестации определяются соответствие воспитателя занимаемой должности, уровень его квалификации, ему могут присваиваться квалификационные категории и педагогическое звание.


Воспитателю устанавливается должностной оклад на уровне: специалиста без категории — 8–9 тарифных разрядов, второй категории — 10 тарифного разряда, первой категории — 11 тарифного разряда, высшей категории — 12 тарифного разряда (приложение 6 к приказу Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557). Кроме того, укажем, что в соответствии с п. 29 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), педагогическим работникам общеобразовательных учебных заведений (или при наличии в них групп) для детей, нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития, должностные оклады (ставки заработной платы) повышаются на 25%. Напомним, что согласно п. 28 Инструкции № 102 в учреждениях образования общего типа, имеющих классы (группы) специального назначения (с особым режимом), оплата труда педагогических работников и помощников воспитателей по повышенным ставкам (окладам) производится только за время работы в этих классах (группах).


Как подчеркнуло МОНМС в комментируемом письме, педагогическая нагрузка воспитателя в классе с инклюзивным обучением на основании ст. 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV (далее — Закон № 651) и Инструкции № 102 составляет 30 ч в неделю. Со своей стороны отметим следующее.


В соответствиис п. 3 ст. 9 Закона № 651 общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем составе специальные и инклюзивные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями. При этом на основании ст. 25 Закона № 651педагогическая нагрузка воспитателя общеобразовательной специальной школы составляет 25 ч в неделю, что составляет тарифную ставку. Также согласно п.п. «е» п. 64 Инструкции № 102педагогическая нагрузка воспитателей специальных учебно-воспитательных учреждений (групп) для детей и подростков с недостатками в физическом или умственном развитии составляет 25 ч в неделю.


Таким образом считаем, что педагогическая нагрузка воспитателя класса с инклюзивным обучением для детей с особыми образовательными потребностями (детей с недостатками физического и психического развития, в том числе детей-инвалидов) должна составлять 25 ч в неделю.


Также в комментируемом письме МОНМС подчеркнуло, что воспитатель общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным обучением как педагогический работник имеет право на:


— установление надбавки за выслугу лет при наличии соответствующего стажа;

— получение надбавки за престижность труда;

— 56-дневную продолжительность ежегодного основного отпуска;

— получение помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного основного отпуска, ежегодное вознаграждение за добросовестный труд, право на назначения пенсии за выслугу лет при наличии специального стажа.


Должностные обязанности воспитателя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным обучением разрабатываются и утверждаются директором этого заведения на основании ориентировочных функциональных обязанностей воспитателя (ассистента учителя), рекомендованных МОНмолодежьспорта письмом от 25.09.2012 г. № 1/9-675.


Действительно, рекомендации МОНмолодежьспорта являются единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако надеемся, что в скором времени профильное Министерство примет меры по решению вопросов оплаты труда ассистента учителя, поскольку должностные обязанности и условия работы воспитателя и ассистента учителя не равнозначны.



Светлана Меренкова, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции



бб.jpg



загрузка...
Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Коментарі (0)