ГНС: ведение первичных документов в электронном виде
Государственная налоговая служба Украины в письме от 14.12.2012 г. № 7123/0/61-12/18-8515 «О рассмотрении письма» рассмотрела вопрос относительно ведения первичных документов в электронном виде.
Пунктом 6 ст. 9 Закона о бухучете и финотчетности установлено, что в случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами.
Копией документа на бумаге для электронного документа является визуальное представление электронного документа на бумаге, которое засвидетельствовано в порядке, установленном законодательством.
Плательщик налогов обязан предоставить должностным лицам органов ГНС в полном объеме все документы, которые относятся или связаны с предметом проверки (п. 85.2 ст. 85 НКУ). Такая обязанность возникает у плательщика налогов после начала проверки.
При этом проверка целостности электронного документа проводится путем проверки электронной цифровой подписи.
Вместе с этим должностное лицо органа ГНС, которое проводит проверку, имеет право получать от плательщика налогов копии документов, которые относятся к предмету проверки. Такие копии должны быть заверены подписью плательщика налогов или его должностного лица и скреплены печатью.
Также в Письме указывается, что налоговая накладная (далее — НН) выдается (с суммой налога на добавленную стоимость более 10 000 грн и на импортированные и подакцизные товары) после ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) в течение 15 календарных дней, следующих за датой их выписки.
При этом плательщик налогов обязан предоставить покупателю по его требованию НН в бумажном или в электронном виде.
Отсутствие факта регистрации плательщиком налогов — продавцом товаров/услуг НН в ЕРНН и нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в НН, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.
Выявление расхождений данных НН и ЕРНН является основанием для проведения органами ГНС документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг.
Кроме того, обобщающей налоговой консультацией, утвержденной приказом ГНС Украины от 16.02.2012 г. № 127, было разъяснено, что если показатели документа, указанные плательщиком при его регистрации в ЕРНН, не соответствуют тем, которые содержатся в НН, такой документ не может быть исключен из ЕРНН и не может быть основанием для формирования налогового кредита покупателем. При этом плательщик имеет право зарегистрировать в ЕРНН правильно оформленную НН, которая подлежит включению в реестры выданных и полученных НН и отражению в декларациях контрагентов.