Где налоговики предлагают искать цены по контролируемым операциям? И почему эти нововведения не помогут в борьбе с офшорами?
23 октября Кабмин утвердил несколько нормативных актов, которые устанавливают перечень специализированных коммерческих изданий, признаваемых официальными источниками для целей трансфертного ценообразования. Также утвержден порядок расчета и применения рыночного диапазона цен/или рентабельности по контролируемым операциям.
Перечень изданий, утвержденный Кабмином, весьма краток. Среди них – два информационных бюллетеня с обзорами товарных рынков, издаваемые «Держзовнишинформом», а также «Вестник Министерства доходов и сборов». Остальные источники представляют собой ссылки на сайты госорганов (Минрегиона и Минагрополитики), а также на сайт государственной Аграрной биржи.
Предложенный перечень вызывает немало вопросов. Прежде всего, все источники находятся под полным контролем государственных органов, а одно из изданий («Вестник Миндоходов») только с большой натяжкой можно назвать коммерческим или специализированным. Это создает серьезные опасения относительно объективности информации, которая будет в них публиковаться.
Качество информации в упомянутых источниках вызывает сомнения. В них нет детальных данных о номенклатуре поставляемых товаров, производителе и качестве продукции, условиях поставки и другой информации.
Уже сейчас, еще до того, как правила трансфертного ценообразования заработали в полную силу, многие плательщики в регионах получают от местных налоговых органов требование доплатить налоги по экспортным поставкам. Налоговики сравнивают фактические цены реализации товаров на экспорт с информацией о стоимости тех же товаров, содержащейся в базе данных таможенных органов. Такой подход не соответствует закону, поскольку использовать внутренние базы данных в качестве источников налоговикам не разрешается. Однако, контролируя практически все официальные источники информации для целей трансфертного ценообразования, налоговые органы могут добиться, чтобы в них появились правильные цены, которые будут использоваться при проведении проверок на вполне законных основаниях.
В-третьих, набор источников, предложенный налоговиками, не соответствует основной цели законодательства о трансфертном ценообразовании, озвученной налоговиками – не допустить оседания прибыли украинских экспортеров в офшорных зонах. Если бы налоговики собирались отслеживать экспортные цены, они должны были, в первую очередь, обращаться к источникам информации о ценообразовании на целевых рынках украинского экспорта. Например, отслеживая цены реализации металлопроката на международные рынки, налоговики могли бы обращаться к международному изданию Platts. Однако ни один из международных источников в перечень не попал.