Информация по теме "" | Публикации по тегу
29.11.23
103 0
Распечатать
Избранное

Оценка эффективности бюджетных программ: чем руководствоваться?

* Приказ Минфина "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению оценки эффективности бюджетных программ" от 17.05.2011 № 608.

** Письмо Минфина "Усовершенствование методики осуществления сравнительного анализа эффективности бюджетных программ, выполняемых распорядителями средств местных бюджетов" от 19.09.2013 № 31-05110-14-5/27486.

Напомним, что приказы Минфина являются нормативными документами, в то время как письма - это лишь официальные разъяснения. Поэтому эти два документа, о которых идет речь в вопросе, не являются взаимозаменяемыми. Далее рассмотрим все по порядку.

Кстати, во время действия военного положения необходимость проводить оценку эффективности бюджетных программ не исчезает.

Принципы оценки эффективности бюджетных программ

Прежде всего вспомним принципы осуществления оценки эффективности бюджетных программ.

Как определено в ч. 6 ст. 20 БКУ, на всех стадиях бюджетного процесса его участники в пределах своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ. Такая оценка предусматривает мероприятия по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Оценку эффективности бюджетных программ осуществляют на основании данных мониторинга, анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, приведенной в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах о выполнении смет и отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ.

ВНИМАНИЕ!

Организационно-методологические принципы осуществления оценки эффективности бюджетных программ главными распорядителями бюджетных средств определяет Минфин

Это предусмотрено ч. 6 ст. 20 БКУ. Именно во исполнение этой нормы Минфин приказом № 608 утвердил Методические рекомендации оценки эффективности бюджетных программ (далее - Методрекомендации).

Так, оценку эффективности бюджетных программ следует осуществлять по всем бюджетным программам. Исключение составляют бюджетные программы, по которым не составляют паспорта бюджетных программ.

Такую оценку осуществляют на основании анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, указанной в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах о выполнении смет, отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ.

Для оценки эффективности бюджетных программ можно использовать:

- официальную государственную статистическую, финансовую и другую отчетность;

- данные бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета;

- информацию о результатах контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионным подразделением распорядителя бюджетных средств и т. п.

При организации оценки эффективности бюджетных программ главный распорядитель самостоятельно определяет:

- объем и структуру информации, на базе которой будет осуществляться оценка эффективности бюджетных программ, исходя из особенностей своей деятельности, цели и задач каждой бюджетной программы;

- источники получения информации;

- порядок и периодичность сбора информации, технологию обработки и анализа полученной информации.

По результатам оценки эффективности бюджетных программ главные распорядители в пределах своих полномочий принимают меры по повышению эффективности бюджетных расходов.

Результаты оценки эффективности бюджетных программ, в т. ч. выводы органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, являются основанием для принятия соответствующих решений. Речь идет о внесении в установленном порядке изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода, соответствующих предложений в проект бюджета на плановый бюджетный период и в прогноз бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, включая приостановление реализации соответствующих бюджетных программ(п. 8 разд. І Методрекомендаций).

Как осуществляется оценка эффективности бюджетных программ?

Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется путем анализа:

1) соответствия бюджетной программы:

- приоритетам социально-экономического развития страны и отдельных отраслей экономики (сфер деятельности, региона);

- плану деятельности главного распорядителя на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода;

- нормативно-правовым актам, на основании которых предусматривается ее выполнение;

2) цели, задач бюджетной программы и направлений использования бюджетных средств на предмет реалистичности и целесообразности их выполнения в плановом бюджетном периоде, их направленности на достижение определенного результата;

3) результативных показателей бюджетной программы, которых предполагается достичь при выполнении бюджетной программы в плановом бюджетном периоде, относительно их соответствия цели и задачам бюджетной программы;

4) фактических результатов выполнения бюджетной программы за предыдущие бюджетные периоды;

5) обязательств и состояния расчетов по ним.

Основные задачи оценки эффективности бюджетных программ

Основными задачами оценки эффективности бюджетных программ во время выполнения государственного и местных бюджетов являются(п. 1 разд. ІІІ Методрекомендаций):

1) определение уровня эффективности и результативности бюджетной программы путем установления взаимосвязи между достигнутыми результатами и использованным объемом бюджетных средств;

2) определение степени достижения запланированной цели, выполнения задач бюджетной программы путем анализа выполнения результативных показателей;

3) выявление факторов, которые препятствуют выполнению бюджетных программ и достижению запланированных результативных показателей бюджетной программы;

4) разработка предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств;

5) принятие управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств.

Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется с учетом критериев и по форме, приведенной в приложении к Методрекомендациям.

Результаты оценки эффективности бюджетных программ подписывает руководитель бухгалтерской службы главного распорядителя.

Как видим, в Методрекомендациях приведены лишь общие рекомендации по осуществлению оценки эффективности бюджетных программ.

Анализ эффективности бюджетных программ

Зато для более детального анализа бюджетных программ Минфин утвердил Методику осуществления сравнительного анализа эффективности бюджетных программ, выполняемых распорядителями средств местных бюджетов (далее - Методика анализа), которую направил местным финорганам письмом № 27468 (ср. USER_SHOW_ID).

В соответствии с этой Методикой анализа сравнительный анализ эффективности бюджетных программ осуществляют главные распорядители средств местных бюджетов. Его целью является определение эффективности аналогичных бюджетных программ, которые выполняют разные распорядители бюджетных средств.

При этом под анализом эффективности бюджетных программ следует понимать комплексный анализ использования бюджетных средств и достигнутых результатов распорядителями бюджетных средств разных бюджетов в процессе реализации однотипных бюджетных программ.

Анализ бюджетной программы базируется на основе средних индексов выполнения результативных показателей бюджетной программы. Для их расчета используют показатели эффективности и качества (вместе по общему и специальному фондам), которые характеризуют выполнение бюджетной программы.

Заключение

  • Общие рекомендации по осуществлению оценки эффективности бюджетных программ приведены в Методрекомендациях, утвержденных приказом № 608, а порядок детального анализа эффективности бюджетных программ изложен в Методике анализа, приведенной в письме № 27468.

По материалам сайта i.factor.ua

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі