Информация по теме "" | Публикации по тегу
13.10.23
127 0
Распечатать
Избранное

Получение "гуманитарки" исполкомом: возможно ли?

"Гуманитарка" - разновидность "благотворительности"

Гуманитарная помощь является именно разновидностью благотворительной помощи.

Это черным по белому прописано в ст. 1 Закона № 1192*.

* Закон Украины "О гуманитарной помощи" от 22.10.99 № 1192-XIV.

Так, гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности и должна направляться в соответствии с обстоятельствами, объективными потребностями, согласием ее получателей и при условии соблюдения требований ст. 3 Закона № 5073.

Подробнее об этом читайте в статье "Благотворительная помощь: оформление и учет (часть 1)" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 28.

Таким образом, законодательство, касающееся благотворительной помощи, распространяется и на получение гуманитарной помощи.

Исполком - получатель гуманитарной помощи

Да, исполком вполне может быть получателем гуманитарной помощи от международных доноров.

Возможность получения органами местного самоуправления грантов, подарков и благотворительной помощи подтвердили в свое время Минюст в письме от 15.02.2018 № 5512/100-2-18/7.3.1 и НАГС в письме от 04.04.2018 № 2624/13-18.

Впрочем, такая помощь не будет подпадать под действие ст. 54 Закона № 1700** только при соблюдении определенных условий.

** Закон Украины "О предотвращении коррупции" от 14.10.2014 № 1700-VII.

В частности, приобретателем благотворительной помощи может быть неприбыльная организация или территориальная община, получающая помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных Законом № 5073***.

*** Закон Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 05.07.2012 № 5073-VI.

По этому поводу Минюст в своем разъяснении подчеркнул, что предусмотренный ст. 54 Закона № 1700 запрет не действует, если гранты, подарки и благотворительная помощь характеризуются:

- бескорыстностью со стороны предоставителя и получателя, что свидетельствует о предоставлении помощи на благо других без какой-либо выгоды;

- добровольностью - деятельность, осуществляемая по свободному волеизъявлению благотворителя, без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны субъектов властных полномочий;

- целевой направленностью - наличие конкретной цели, в пределах направлений и порядка, установленных Законом № 5073.

Поэтому, как видим, при соблюдении этих условий исполком вполне может получать гуманитарную помощь и использовать ее в своей собственной деятельности.

При этом очень часто возникает вопрос: по какому именно КПКВК возможно получить такую помощь?

В этом случае следует применить именно КПКРК 0150 "Организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности областного совета, районного совета, районного в городе совета (в случае его создания), городского, поселкового, сельского советов".

В пользу этого свидетельствует разъяснение Минфина, предоставленное в письме от 09.12.2021 № 05120-01-2/38107.

Так, если бенефициаром благотворительной помощи является местный совет, то такую благотворительную помощь целесообразно отражать по коду классификации доходов бюджета 25020100 "Благотворительные взносы, гранты и подарки" и КПКРК 0150.

Также без каких-либо препятствий исполком может передавать гуманитарную помощь своим подчиненным структурным подразделениям. Ведь такая передача в этом случае осуществляется в пределах одного юридического лица.

Передача гуманитарной помощи коммунальным заведениям громады

А может ли исполком передавать гуманитарную помощь коммунальным заведениям громады?

Да, конечно, может. При этом следует учитывать особенности как бюджетного, так и бухгалтерского учета. Рассмотрим их.

Особенности бюджетного учета

Как определено в ч. 4 ст. 13 БКУ*, благотворительные взносы, гранты и подарки относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Соответственно такие поступления следует отражать по коду классификации доходов бюджета 25020100 "Благотворительные взносы, гранты и подарки".

* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.

При этом все доходы бюджета, включая собственные поступления бюджетных учреждений, имеют целевое направление(п. 1 ч. 3 ст. 13 БКУ).

И, в частности, собственные поступления первой подгруппы второй группы (благотворительные взносы, гранты и подарки) бюджетные учреждения могут использовать на организацию своей основной деятельности. Прямое указание на это содержит абз. 20 ч. 4 ст. 13 БКУ.

ВАЖНО!

Других путей использования указанных поступлений (передача другим учреждениям, заведениям и т. п.) бюджетным законодательством не предусмотрено

Если же бюджетное учреждение получает благотворительную (гуманитарную) помощь, которую в дальнейшем планируется передавать другим учреждениям, заведениям, предприятиям и т. п., то зачислить ее следует в состав второй подгруппы второй группы собственных поступлений.

При этом необходимо применять код доходов 25020200 "Поступления, которые получают бюджетные учреждения от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности физических или юридических лиц".

Такие поступления согласно ст. 13 БКУ могут направляться на выполнение соответствующих целевых мероприятий.

Особенности бухгалтерского учета

Если в дальнейшем материальные ценности подлежат передаче подчиненным коммунальным учреждениям, организациям или предприятиям, то учет имеет свои особенности.

Такую помощь независимо от ее стоимости и вида следует учитывать на субсчете 1815 "Активы для распределения, передачи, продажи".

Поэтому материальные ценности, полученные как гуманитарная помощь для дальнейшей передачи коммунальным учреждениям громады, то есть другим юридическим лицам, исполком должен оприходовать на субсчет 1815 "Активы для распределения, передачи, продажи".

Однако такой вариант учета следует применять в случае, когда распределение и дальнейшую передачу гуманитарной помощи осуществляет непосредственно исполком.

Если же донор сразу четко определил конечного получателя "гуманитарки", т. е. исполком заранее знает, какому именно коммунальному учреждению он должен передать ценности, и выступает лишь "посредником" в передаче такой помощи, оснований для зачисления таких ценностей на баланс исполкома нет.

В таком случае задача исполкома - лишь обеспечить сохранность такого имущества в течение обусловленного срока и его передачу конкретному приобретателю помощи.

В то же время с целью контроля за движением таких ценностей целесообразно вести их забалансовый учет на субсчете 021 "Активы на ответственном хранении распорядителей бюджетных средств".

По материалам сайта i.factor.ua

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі