Информация по теме "" | Публикации по тегу
29.09.23
140 0
Распечатать
Избранное

Приобретение жилья для льготных категорий населения

Право на бесплатное жилье

Начнем с того, что каждый имеет право на жилье. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления (далее - ОМС) бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законом.

Такое право закреплено в ст. 47 Конституции*.

* Конституция Украины от 28.06.96 № 254к/96-ВР.

Отдельное же право на бесплатное жилье каждой группы граждан, нуждающихся в социальной защите, закреплено в профильных законах, которыми предусмотрены права таких групп.

Например, такое право для детей-сирот предусмотрено ст. 3 Закона № 2342*.

* Закон Украины "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки" от 13.01.2005 № 2342-IV.

Аналогично, право на бесплатное жилье для участников боевых действий закреплено в п. 14 ч. 1 ст. 12 Закона № 3551*.

* Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" от 22.10.93 № 3551-XII.

Для ВПЛ же предусмотрено предоставление бесплатного жилья во временное пользование, о чем указано в п. 6 ч. 8 ст. 11 Закона № 1706*.

* Закон Украины "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" от 20.10.2014 № 1706-VII.

В какую очередь возможно провести расходы?

Прежде чем планировать и проводить какие-либо расходы во время военного положения, следует выяснить, в какую очередь такие расходы вообще возможно провести. Для этого необходимо обратиться к нормам Порядка № 590*.

* Порядок выполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения, утвержденный постановлением КМУ от 09.06.2021 № 590.

Проанализировав расходы второй очереди, определенные п. 19 Порядка № 590, можно сделать такой вывод.

Во вторую очередь за средства специального фонда возможно провести расходы на приобретение жилья для:

- ВПЛ;

- детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и лиц из их числа.

Тогда как жилье для других категорий населения можно приобрести только в третью очередь.

Также напомним: любые расходы возможно провести во вторую очередь при реализации проектов, выполнение программ помощи, которые поддерживаются ЕС, правительствами иностранных государств, иностранными финансовыми и донорскими учреждениями и международными финансовыми организациями, в т. ч. на условиях софинансирования.

Принятие местных программ по приобретению жилья

Для приобретения жилья за средства местного бюджета может быть принята соответствующая местная программа.

Возможность принятия местных программ предусмотрена п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона № 280*. Так, исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решают, в частности, вопросы утверждения программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления.

* Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21.05.97 № 280/97-ВР.

Возможность финансирования таких программ за счет средств местных бюджетов определена ч. 1 ст. 91 БКУ*.

* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.

В то же время следует иметь в виду, что в период действия военного положения бюджетный процесс регулирует постановление № 252*.

* Постановление КМУ "Некоторые вопросы формирования и выполнения местных бюджетов в период военного положения" от 11.03.2022 № 252.

В свою очередь, в соответствии с п.п. 1 п. 1 постановления № 252 ОМС, их исполнительные органы, местные госадминистрации, военно-гражданские администрации продолжают осуществлять бюджетные полномочия.

Если же создана военная администрация населенного пункта, то утверждает местные (целевые) программы (вносит в них изменения) с соблюдением требований ст. 91 БКУ именно она. Об этом свидетельствует п.п. 2 п. 1 постановления № 252.

Субвенция на приобретение жилья

На 2023 год Законом о госбюджете-2023* предусмотрено предоставление местным бюджетам субвенции из государственного бюджета на проектные, строительно-ремонтные работы, приобретение жилья и помещений для развития семейных и других форм воспитания, приближенных к семейным, поддержку малых групповых домов и обеспечение жильем детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа.

* Закон Украины "О Государственном бюджете на 2023 год" от 03.11.2022 № 2710-IX.

Такая субвенция предоставляется в соответствии с Порядком № 615*.

* Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на проектные, строительно-ремонтные работы, приобретение жилья и помещений для развития семейных и других форм воспитания, приближенных к семейным, поддержку малых групповых домов и обеспечение жильем детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа, утвержденные постановлением КМУ от 26.05.2021 № 615.

Главным распорядителем этой субвенции является Минсоцполитики.

Указанная субвенция направляется, в частности, на приобретение жилья в принятых в эксплуатацию жилых домах для детских домов семейного типа, социального жилья, жилья для детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа, в том числе детей с инвалидностью, состоящих на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Об этом свидетельствует п. 4 Порядка № 615.

Исходя из п. 5 Порядка № 615, одним из условий получения субвенции является возможность софинансирования приобретения жилья из местного бюджета и/или других источников, не запрещенных законодательством.

При этом приобретение жилья для лиц на условиях софинансирования из государственного, местных бюджетов и/или за счет других источников, не запрещенных законодательством, осуществляется в зависимости от возраста лица (п. 14 Порядка № 615):

- для лиц от 23 до 35 лет - 70 % предельной стоимости жилья с дальнейшим уменьшением доли государственного бюджета на 10 % ежегодно, до 50 % - в 2023 году и последующих годах;

- для лиц старше 35 лет - 30 % предельной стоимости жилья компенсируется из государственного бюджета, в 2022 году и последующих годах денежная компенсация в размере предельной стоимости жилья осуществляется за счет местных бюджетов.

Остальные же проценты уплачивается за счет местных бюджетов и/или других источников, не запрещенных законодательством.

Применение КПКВК

По какому КПКРК следует осуществлять расходы на приобретение жилья? Чтобы определиться с этим вопросом, следует обратиться к нормам приказа № 793*.

* Приказ Минфина "Об утверждении составляющих Программной классификации расходов и кредитования местного бюджета" от 20.09.2017 № 793.

Расходы на приобретение социального жилья следует планировать и проводить по КПКРК 6082 "Приобретение жилья для отдельных категорий населения в соответствии с законодательством".

Это подчеркнул Минфин в письме от 22.01.2019 № 05110-05-2/1782.

В то же время расходы на приобретение жилья для развития семейных форм воспитания и жилья для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа следует проводить по КПКРК 6083 "Проектные, строительно-ремонтные работы, приобретение жильяи помещений для развития семейных и других форм воспитания, приближенных к семейным, и обеспечение жильемдетей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа".

Но заметьте: в случае приобретения служебного жилья считаем целесообразным применять КПКВК 6086 "Другая деятельность по обеспечению жильем граждан". Подробнее об этом читайте в материале "Приобретение служебного жилья: по какому КПКРК?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 30.

Как отметил Минфин в вышеупомянутом письме относительно приобретения нежилой недвижимости, такие расходы отражаются по соответствующему коду ТПКРК в зависимости от целей использования ОМС приобретаемых зданий/сооружений/помещений.

Если же речь идет об использовании средств субвенции, то необходимо применять КПКРК 9270 "Субвенция из местного бюджета на проектные, строительно-ремонтные работы, приобретение жилья и помещений для развития семейных и других форм воспитания, приближенных к семейным, поддержку малых групповых домов и обеспечение жильем детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа за счет соответствующей субвенции из государственного бюджета".

Применение КЭКР

При выборе КЭКР традиционно исходим из экономической сути платежа и руководствуемся нормами Инструкции № 333*.

* Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 № 333.

Так, расходы на приобретение жилых помещений, объектов (в т. ч. на вторичном рынке), жилых помещений для военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, общежитий, казарм, объектов государственного жилищного фонда следует планировать и проводить по КЭКР 3121 "Капитальное строительство (приобретение) жилья". Это предусмотрено п.п. 3.1.2.1 Инструкции № 333.

Таким образом, именно этот код применяем в случае приобретения жилья, которое будет использоваться физическими лицами, но не будет передаваться в их собственность. Речь идет о служебном жилье, общежитиях и т. п.

Если же приобретенное жилье в дальнейшем предполагается передать физическим лицам в собственность, следует использовать КЭКР 3240 "Капитальные трансферты населению"(п.п. 3.2.4 Инструкции № 333).

В то же время следует помнить: в соответствии со ст. 657 ГКУ* договор купли-продажи жилого дома (квартиры) заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, кроме договоров купли-продажи имущества, находящегося в налоговом залоге.

* Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV.

Так что нужно предусмотреть расходы и на такие цели.

За совершение нотариальных действий государственными нотариальными конторами уплачивают пошлину.

Расходы на уплату пошлины следует планировать и осуществлять по КЭКР 2800 "Прочие текущие расходы"(п.п. 1 п. 2.6 Инструкции № 333).

Если же планируете воспользоваться услугами частного нотариуса, что также не запрещено нормами действующего законодательства, тогда расходы следует спланировать и осуществлять по КЭКР 2240 "Оплата услуг (кроме коммунальных)".

Проводить ли процедуру закупки?

Нет, этого делать не нужно.

Ведь приобретение зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания и другое недвижимое имущество упоминается среди случаев, когда заказчики не применяют требования Закона № 922*. Напомним: исключительный перечень таких случаев приведен в ч. 5 ст. 3 этого Закона.

* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.

Таким образом, распорядители бюджетных средств могут приобрести жилье БЕЗ проведения процедур закупок.

Но не удивляйтесь тому, что мы вспомнили о требованиях Закона № 922. Так, сейчас заказчики при решении закупочных вопросов прежде всего руководствуются постановлением № 1178*. Вместе с тем заказчики должны продолжать применять определенные нормы Закона № 922. В частности, это касается и нашей ситуации. Об этом черным по белому написано в абз. 2 п. 3 постановления № 1178.

* Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины "О публичных закупках", на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденные постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178.

Бухучет и документальное оформление

Приобретенное жилье, подлежащее дальнейшей передаче в собственность физлицам, обязательно должны зачислить на баланс. При этом такие объекты следует учитывать в составе запасов на субсчете 1815 "Активы для распределения, передачи, продажи". Ведь именно этот субсчет предназначен для учета активов, полученных и удерживаемых с целью дальнейшего распределения и передачи.

Несколько иной подход к учету жилья, которое не предполагается передавать в собственность физлицам. Например, жилье, приобретенное для временного проживания ВПЛ. Такие объекты также обязательно зачисляем на баланс. Но учитываем их в составе основных средств на субсчете 1013 "Здания, сооружения и передаточные устройства".

В случае осуществления дополнительных расходов (например, уплата пошлины) их следует обязательно включать в стоимость жилья. Это продиктовано общими правилами формирования первоначальной стоимости активов.

Напомним: в первоначальную стоимость таких активов необходимо включать и другие расходы, непосредственно связанные с их приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. Этого требует п. 8 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 "Запасы", утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 № 1202. Аналогичное по содержанию требование, кстати, содержит и п. 5 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 № 1202.

Непосредственно передачу жилья физлицам отражаем в составе расходов текущего периода. Так, если жилье приобретали за счет местных программ, то расходы показываем по дебету субсчета 8013 "Материальные расходы".

Если же приобретение жилья осуществляли за счет других источников, например за счет субвенции из государственного бюджета, такие расходы целесообразно отражать по дебету субсчета 8511 "Расходы по необменным операциям". Ведь в этой ситуации имеют место расходы, связанные с социальным обеспечением населения.

Традиционно, операции по приобретению и передаче жилья требуют документального оформления. Непосредственно факт приобретения жилья оформляют договором купли-продажи.

Принимать жилье на баланс и передавать физлицам следует комиссионно. Такую комиссию создают по приказу руководителя соответствующего ОМС. В ее состав обязательно включают работника бухгалтерской службы учреждения. Именно такая комиссия занимается документальным оформлением.

Для оформления этой операции следует использовать типовые формы Актов приемки-передачи запасов или основных средств, добавив необходимые реквизиты. То есть в данной ситуации фактически должно быть оформлено два акта: один - при зачислении жилья на баланс и второй - при его передаче физлицу.

В акты вносим информацию о стоимости жилья и его характеристике. Если вместе с имуществом была получена и передана техническая документация, делаем отметку об этом в акте и прилагаем ее к акту. Традиционно такие акты утверждает руководитель учреждения.

Пример.

Учреждение приобрело жилье для дальнейшей передачи физлицам в рамках реализации местной программы за счет средств соответствующего местного бюджета. Стоимость такого жилья составляет 2,5 млн грн. Также учреждение оплатило пошлину в размере 1 %, т. е. 25 тыс. грн.

з/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн

м/о

дебет

кредит

Приобретение жилья

1

Получены ассигнования для приобретения жилья и сопутствующих расходов

2313

7011

2525000

2

2

Получено жилье от поставщика

1815

6211

2500000

6

3

Перечислены денежные средства поставщику

6211

2311

2500000

2, 6

4

Начислена пошлина

1815

6211

25000

6

5

Уплачена пошлина

6211

2313

25000

2, 6

Передача жилья физлицам

1

Передано жилье физлицам

8013

1815

2525000

13

Выводы

  • Расходы на приобретение жилья для ВПЛ, а также для детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и лиц из их числа могут быть осуществлены во вторую очередь за средства спецфонда. Жилье для других категорий населения можно приобрести только в третью очередь.
  • Расходы на приобретение социального жилья следует планировать и проводить по КПКВК 6082 "Приобретение жилья для отдельных категорий населения в соответствии с законодательством".
  • В случае приобретения жилья, которое в дальнейшем предполагается передать физическим лицам в собственность, следует использовать КЭКР 3240 "Капитальные трансферты населению".
  • Закупочное законодательство позволяет приобретать жилье без проведения процедур закупок.
  • Приобретенное жилье для дальнейшей передачи в собственность физлицам учитываем на субсчете 1815.

По материалам сайта i.factor.ua

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
60
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×