Информация по теме "" | Публикации по тегу
11.10.23
69 0
Распечатать
Избранное

Музеи и дома культуры: должны ли применять РРО?

Обязательно ли применять РРО?

Музеи и дома культуры попали в перечень счастливчиков, которым законодательство разрешило работать без РРО/программных регистраторов расчетных операций (далее - ПРРО). Объясним, как пользоваться таким послаблением.

Во-первых, исчерпывающий перечень субъектов хозяйствования, которые могут обойтись без РРО/ПРРО, приведен в ст. 9 Закона № 265*.

* Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 № 265/95-ВР.

Кроме того, законодательством предусмотрены случаи, когда РРО/ПРРО не нужен, но необходимо использовать расчетные книжки (далее - РК) и книги учета расчетных операций(ст. 10 Закона № 265).

Впрочем, нас интересует исключительно ст. 9 этого Закона. Так, именно в п. 4 ст. 9 Закона № 265 упоминаются субъекты хозяйствования, осуществляющие продажу билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений. Следовательно, такие заведения имеют право не применять РРО и/или ПРРО и РК.

Заметьте: в действующих нормативно-правовых актах не стоит искать специальный перечень заведений, которые отнесены к культурно-спортивным и зрелищным. Такого перечня никогда не существовало.

Но налоговики уже в течение многих лет настаивают на таком выводе: в случае отнесения музеев к категории культурно-спортивных и зрелищных заведений, на таких субъектов хозяйствования распространяется норма п. 4 ст. 9 Закона № 265.

При этом обращаются к профильному законодательству - Закону Украины "О музеях и музейном деле от 29.06.95 № 249/95-ВР. В частности, в этом Законе определено, что музеи - это научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, созданное для изучения, сохранения, использования и популяризации музейных предметов и музейных коллекций с научной и образовательной целью, привлечения граждан к достоянию национального и мирового культурного наследия.

Следовательно, при соблюдении таких условий музеи вполне могут пользоваться п. 4 ст. 9 Закона № 265 и не должны применять РРО.

Кстати, этот вывод вполне справедлив не только для музеев, но и для домов культуры. Ведь как первые, так и вторые осуществляют деятельность в сфере культуры и базируются на общем законодательстве. Прежде всего это Закон Украины "О культуре" от 14.12.2010 № 2778-VI.

Во-вторых, налоговики в своих разъяснениях (см. категория 109.03 ЗІР) выдвигают определенное условие: такие заведения при реализации билетов должны выдавать расчетные документы и вести их учет в порядке, установленном соответствующими ведомственными нормативными документами.

Уверены, выполнить это условие несложно. Поскольку существует специальный документ, которым определен порядок ведения операций и оформления документов, связанных с движением билетов (абонементов). Имеем в виду Инструкцию по ведению билетного хозяйства в театрально-зрелищных предприятиях и культурно-образовательных заведениях, утвержденную приказом Минкультуры от 07.07.99 № 452 (ср. USER_SHOW_ID).

Кого касается этот документ? Прежде всего к сфере действия вышеупомянутой Инструкции относятся такие культурно-образовательные заведения, как:

- культурные центры;

- музеи;

- художественные галереи (выставки);

- выставочные залы;

- историко-культурные заповедники;

- парки культуры и отдыха;

- клубы;

- дворцы и дома культуры;

- учебные заведения сферы культуры, культурно-информационные и культурно-просветительские центры и тому подобное.

Кстати, в упомянутом документе приведены рекомендации по оприходованию, реализации, хранению и уничтожению неиспользованных билетов (абонементов). Кроме того, в приложениях можно найти формы (образцы) первичных документов, обязательных для применения культурно-образовательными заведениями.

И в-третьих, субъекты хозяйствования, определенные ст. 9 Закона № 265, не применяют ни РРО/ПРРО, ни РК. Но это ни в коем случае не освобождает их от обязанности правильно осуществлять расчеты с посетителями за предоставленные платные услуги.

Как проводить расчеты с посетителями?

Собственно, существуют только два варианта расчетов с посетителями за предоставленные платные услуги: наличными через кассу или безналично через терминал.

Вариант 1 - через кассу

При осуществлении расчетов в наличной форме следует руководствоваться требованиями Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148. Этот вариант расчетов применяют не достаточно часто и в основном в небольших населенных пунктах.

Вариант 2 - через терминал

Имейте в виду: с 01.01.2023 установлено требование относительно осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств - POS-терминалов. Это введено постановлением КМУ "Об установлении сроков, до наступления которых торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (предоставленные услуги)" от 29.07.2022 № 894.

Так, с 2023 года торговцы, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения более 25 тыс. человек, должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов за проданные ими товары (предоставленные услуги), включая товары (услуги), реализация (предоставление) которых осуществляется дистанционно. Но относятся ли бюджетные учреждения к числу торговцев?

Отметим: торговцем является субъект хозяйствования (юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, независимую профессиональную деятельность), который в соответствии с договором с соответствующим предоставителем платежных услуг (эквайером или другим) принимает к обслуживанию платежные инструменты для осуществления оплаты стоимости товаров или услуг, включая услуги по выдаче средств в наличной форме.

Однако бюджетные учреждения, как известно, являются неприбыльными. Поэтому относить их к категории торговцев не совсем корректно. Однако никакого разъяснения налоговиков по этому поводу до сих пор нет.

Учитывая это, мы советуем всем культурно-образовательным заведениям осуществлять расчеты с посетителями именно с помощью POS-терминалов. И прежде всего этот вариант расчетов следует выбрать тем заведениям, которые расположены в городах с количеством жителей более 25 тыс. человек. В то же время рекомендуем применять POS-терминалы для расчетов с посетителями и заведениям в небольших поселках и селах. Ведь этот вариант расчетов является более прогрессивным и удобным, хотя и требует выполнения определенных организационных действий.

При осуществлении расчетов с применением платежного терминала факт оплаты подтверждает квитанция такого терминала.

Однако имейте в виду: квитанция терминала не подтверждает факт предоставления услуги музеем или домом культуры. Соответственно такая квитанция не может считаться расчетным документом в понимании ст. 2 Закона № 265.

Следовательно, посетителям обязательно нужно выдать документ установленной формы, удостоверяющий факт предоставления соответствующей услуги. Например, таким документом может быть билет на посещение соответствующих заведений (мероприятий).

Выводы

  • Музеи и дома культуры могут не применять РРО/ПРРО.
  • Факт предоставления услуг музеем и домом культуры подтверждает билет на посещение, а факт оплаты посетителем за предоставленные услуги - квитанция терминала.

По материалам сайта i.factor.ua

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі