Прямые договоры от 100 тыс. грн: перечень оснований сокращен
Когда можно заключать прямые договоры от 100 тыс. грн?
При определенных обстоятельствах заказчики могут заключать прямые договоры по закупке товаров, работ и услуг, стоимость которых превышает пороговые ограничения для проведения открытых торгов и применения е-каталогов. Речь идет о приобретении товаров и услуг стоимостью более 100 тыс. грн, услуг по текущему ремонту - более 200 тыс. грн и работ - более 1,5 млн грн без применения открытых торгов и/или е-каталога.
Исчерпывающий перечень случаев, когда заказчики могут заключить прямой договор, приведен в п. 13 постановления № 1178. Но благодаря постановлению № 952 Кабмин существенно сократил такой перечень.
ВНИМАНИЕ!
Постановление № 952 вступило в силу 07.09.2023
Поэтому отныне заказчики НЕ могут применять для заключения прямого договора такие основания, как:
1) информация, которая подлежит обнародованию, относится к информации с ограниченным доступом или ее разглашение может нести угрозу национальной безопасности и/или общественной безопасности и порядку;
2) заказчик не может соблюсти сроки для проведения закупки с применением открытых торгов и/или е-каталога, если публичные закупки осуществляются для:
- проведения мероприятий по мобилизации и гражданской защите;
- строительства, обустройства мест проживания внутренне перемещенных и эвакуированных лиц;
- строительства, текущего ремонта, обустройства защитных сооружений гражданской защиты, в том числе сооружений двойного назначения, простейших укрытий;
- подготовки к проведению отопительного сезона (кроме закупки энергоносителей);
3) закупка товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения функционирования объектов критической инфраструктуры, которые отнесены к I или II категории критичности в случае невозможности соблюдения заказчиком сроков;
4) закупка природного газа субъектом хозяйствования, определенным для приобретения природного газа за счет расходов, предусмотренных бюджетной программой "Приобретение природного газа для прохождения отопительного сезона 2022-2023 годов".
Следовательно, что в приведенных выше случаях заказчик должен осуществлять закупки товаров, работ или услуг, превышающих пороговые пределы, путем применения открытых торгов и/или е-каталогов. На этот момент также обратило внимание Минэкономики в своем письме*.
* Письмо Минэкономики "О внесении изменений в особенности осуществления публичных закупок на период действия правового режима военного положения и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены" от 19.09.2023 № 3323-04/50098-06.
Конечно, если заказчик имеет насущную потребность в проведении такой закупки, то он, как и раньше, может заключить прямой договор в соответствии с п.п. 4 п. 13 постановления № 1178. Но помните: этот факт обязательно следует подтвердить соответствующими документами.
Для наглядности приведем случаи, когда заказчики могут заключить прямой договор, в таблице ниже.
Случаи, когда можно закупить товары, работы и услуги через прямой договор
№ з/п | Основание | Условия применения |
1 | Заказчик или его обособленное подразделение находится на территории активных боевых действий, которые не были завершены на дату заключения договора о закупке | Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309, содержит несколько разделов. В частности, в разд. I. "Территории, на которых ведутся (велись) боевые действия" отнесены территории: - возможных боевых действий; - активных боевых действий. Впрочем, заказчик имеет право заключить прямой договор только в случае, если он находится именно на территории активных боевых действий. Если же заказчик находится на территории возможных боевых действий, эта норма его не касается |
2 | Существует насущная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением объективных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиком сроков для проведения закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога | Для применения этого основания заказчик должен иметь соответствующие документы. По мнению Минэкономики*, это могут быть как внешние документы (например, поручения, заключения компетентных комиссий), так и внутренние документы заказчика (акты обследований, дефектные акты и т. п.) |
3 | Работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования в одном из следующих случаев: - предмет закупки заключается в создании или приобретении произведения искусства или художественного исполнения; - заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса; - отсутствие конкуренции по техническим причинам, которая должна быть документально подтверждена заказчиком; - необходимость защиты прав интеллектуальной собственности; - заключение договора о закупке с поставщиком "последней надежды" или с поставщиком универсальной услуги на поставку электрической энергии или природного газа | Это основание для заключения прямого договора хорошо знакомо заказчикам. Впрочем, для его применения заказчику также необходимо иметь документальное подтверждение |
4 | Отменены открытые торги из-за неподачи ни одного тендерного предложения для участия в открытых торгах | Для применения этого основания заказчик должен соблюдать следующие требования: - предмет закупки, его технические, количественные и качественные характеристики, проект договора о закупке, а также требования к субъекту, с которым заключается договор о закупке, НЕ должны отличаться от требований, определенных в тендерной документации (кроме требований, определенных п. 44 постановления № 1178); - сумма договора о закупке НЕ может превышать ожидаемую стоимость предмета закупки, указанную заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, отмененных из-за отсутствия достаточного количества участников процедуры закупки (участника процедуры закупки). Подробно о выполнении этих условий мы рассказывали в материале "Прямой договор после отмены открытых торгов: на каких условиях заключаем?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 13) |
5 | После заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в поставке дополнительного объема товара тем же поставщиком, если в случае смены поставщика заказчик будет вынужден приобрести товар с другими техническими характеристиками, что приведет к возникновению несовместимости, связанной с эксплуатацией и техобслуживанием, или в случае, когда такая закупка обусловлена изменениями в отраслевые стандарты в сфере здравоохранения | Закупка дополнительного объема товара у того же поставщика может быть осуществлена в течение трех лет после заключения договора о закупке. При этом общая стоимость такой дополнительной поставки не должна превышать 50 % цены основного договора |
6 | После заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в закупке дополнительных работ или услуг, связанных с предметом закупки основного договора, у того же исполнителя работ/поставщика услуг | Возможность и условия выполнения таких дополнительных работ или предоставления услуг могут быть предусмотрены в основном договоре. Закупка дополнительных работ или услуг у того же исполнителя работ/предоставителя услуг может быть осуществлена в течение трех лет после заключения договора о закупке. Причем общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 % цены основного договора закупки. Подробно о применении этого условия читайте в материале "Закупка дополнительных услуг: как действовать заказчику?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 29) |
7 | Закупка услуг по адвокатской деятельности | Субъекты предоставления таких услуг, разновидности правовой помощи и нотариальных действий определены Законом № 5076** |
8 | Закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в т. ч. с целью защиты нацбезопасности и обороны при урегулировании споров, рассмотрении в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины | Преимущественно закупку таких услуг осуществляет МИД с целью надлежащей защиты прав и интересов Украины при разрешении международных споров с участием Украины. Механизм использования средств на закупку таких услуг определен Порядком № 182*** |
9 | Закупка услуг, необходимых для проведения спортивных мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивной реабилитации, включенных в Единый календарный план физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий и спортивных соревнований Украины | Закупку таких услуг осуществляют на основании Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины. Указанный документ Минмолодежьспорта утверждает ежегодно**** |
10 | Закупка товаров, работ и услуг для строительства, ремонта и других инженерно-технических мероприятий по защите объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического сектора критической инфраструктуры по основным техническим показателям, согласованным Минэнерго | Это основание заказчики применяет в отношении объектов строительства, ремонта и других инженерно-технических мероприятий по защите объектов критической инфраструктуры, перечень которых утвержден распоряжением КМУ "О выделении средств из фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии" от 19.06.2023 № 617 |
11 | Закупка товаров, работ и услуг для проведения мероприятий, направленных на обеспечение защиты объектов предприятий, учреждений и организаций электроэнергетического, ядерно-промышленного,угольно-промышленного и нефтегазового комплексов, в т. ч. для организации защиты их работников в части строительства, создания и обустройства объектов фонда защитных сооружений гражданской защиты, а также для восстановления разрушенных или поврежденных в результате вооруженной агрессии Российской Федерации таких объектов | Обратите внимание: это основание для заключения прямого договора применяют только предприятия, учреждения и организации электроэнергетического, ядерно-промышленного, угольно-промышленного и нефтегазового комплексов |
12 | Закупка с применением е-каталога не состоялась или в е-каталоге отсутствует товар, необходимый заказчику | Для применения этого основания заказчик должен проводить закупку в соответствии с п. 5 распоряжения КМУ "Об определении государственного учреждения "Профессиональные закупки" централизованной закупочной организацией" от 25.09.2019 № 846 |
* Письмо Минэкономики "Об изменениях, внесенных в порядок закупок в период военного положения" от 19.07.2022 № 3323-04/50213-06.
** Закон Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" от 05.07.2012 № 5076-VI.
**** Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины на 2023 год, утвержденный приказом Минмолодежи и спорта от 23.12.2022 № 5088.
Следовательно, прежде чем заключить прямой договор, заказчик должен тщательно проверять, действительно ли он может применять то или иное основание, предусмотренное п. 13 постановления № 1178 (ср. USER_SHOW_ID). В любом случае решение о применении соответствующего основания должно быть оформлено надлежащим образом. Для этого уполномоченное лицо прежде всего должно составить соответствующий протокол. Но обнародовать этот документ в электронной системе закупок (далее - ЭСЗ) не нужно.
Какие документы обнародуем?
Согласно обновленным требованиям п. 13 постановления № 1178 сейчас при заключении прямых договоров заказчик должен:
1) приложить информацию о закупке к годовому плану. Такой документ подлежит обнародованию в течение 5 рабочих дней;
2) заключить прямой договор о закупке;
3) обнародовать:
- отчет о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ. Срок обнародования такого отчета - 10 рабочих дней со дня заключения договора;
- договор о закупке и все приложения к нему;
- обоснование оснований для осуществления заказчиком закупки в соответствии с п. 13 постановления № 1178. Подробнее о составлении такого документа при заключении прямого договора читайте в материале "Обоснование для заключения прямого договора: когда и как составляем?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 36).
По материалам сайта i.factor.ua