Министерство социальной политики настаивает на ежемесячной подаче объединенной отчетности
Одним из условий своевременного и корректного назначения выплат является информация от Налоговой службы Украины о совокупном доходе семьи (ведь часть выплат предоставляется с учетом финансово-имущественного состояния семьи).
При условии подачи налоговой отчетности ежемесячно, как это происходит сегодня, органы социальной защиты получают от ГНСУ информацию, которая максимально отражает реальное состояние доходов семьи.
Однако недавно в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 13108, который предлагает вернуться к ежеквартальной налоговой отчетности.
Министерство социальной политики призывает народных депутатов учитывать существенное негативное влияние возвращения к ежеквартальной налоговой отчетности на способность государства своевременно предоставлять социальную поддержку своим гражданам.
Ведь при ежеквартальной отчетности система социальной защиты будет получать информацию о доходах и состоянии семьи с временным интервалом – минимум от трех до пяти месяцев – информация о реальном состоянии доходов человека становится известной органу социальной защиты населения через 50 дней после окончания квартала, что значительно усложняет быстрое реагирование для предоставления социальной поддержки.
Например:
♦ одинокая мать, которая самостоятельно воспитывает ребенка, была уволена в связи с сокращением штата в начале января и осталась без доходов. Информацию об отсутствии доходов орган социальной защиты сможет получить только после 20 мая. Учитывая время на обработку обращения, расчет среднемесячного дохода, человек сможет получить выплату государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в июне, почти через полгода после увольнения.
♦ военнослужащий, уволенный со службы в июле, если обратится в октябре за жилищной субсидией, не сможет ее получить осенью из-за отсутствия объективной информации о его доходах. Претендовать на жилищную субсидию он сможет только в январе следующего года.
♦ возраст выхода на пенсию в 60, 63 или 65 лет зависит от продолжительности страхового стажа. В настоящее время, при ежемесячной отчетности, сведения о продолжительности страхового стажа всегда актуальны. То есть человек, имеющий 32 года страхового стажа, получит назначение пенсии в 60 лет, так как в персонифицированном учете отображены актуальные сведения о нем. При ежеквартальной отчетности, для внесения сведений о страховом стаже, человек будет вынужден подавать отдельный отчет с этими сведениями или ждать, когда работодатель подаст ежеквартальную отчетность для назначения пенсии по возрасту. То есть будет иметь либо дополнительную бюрократическую нагрузку, либо риск назначения пенсии позже, чем имеет право.
Аналогичная ситуация может сложиться с целым рядом других выплат, которые зависят от финансово-имущественного состояния, например, государственная социальная помощь малообеспеченным семьям (более 184 тыс. семей-получателей в Украине), помощь на детей одиноким матерям (более 34 тыс. семей), временная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов (более 9 тыс. семей) и др.
В связи с этим Министерство социальной политики подчеркивает риски, которые несет принятие указанного законопроекта. Возвращение к квартальной отчетности на практике сделает невозможным своевременное предоставление государственной поддержки украинцам с низкими доходами, которые действительно в ней нуждаются.