Информация по теме "" | Публикации по тегу
10.11.23
142 0
Распечатать
Избранное

Установлен твердотопливный котел: получаем разрешение, платим эконалог

Отопительный котел, как неподвижный объект, осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и является стационарным источником загрязнения.

Заметим: к стационарным источникам загрязнения относится предприятие, цех, агрегат, установка или другой неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу(п.п. 14.1.230 НКУ*).

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

Учитывая это, для эксплуатации такого источника загрязнения учреждению следует получить разрешительные документы. Кроме того, такое учреждение должно уплачивать эконалог за выбросы загрязняющих веществ, которые осуществляет такой котел.

Получение разрешения на выбросы

Прежде чем начинать эксплуатацию твердотопливного котла, учреждение должно получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ (далее - разрешение). Причем это требование касается как тех учреждений, которые впервые используют в своей деятельности твердотопливный котел, так и тех, кто установил такой котел на смену газовому.

Механизм получения указанного разрешения урегулирован Порядком № 302*.

* Порядок проведения работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета субъектов хозяйствования, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 № 302.

Следовательно, для получения такого разрешения необходимо:

1) подать в разрешительный орган или через центр предоставления админуслуг в письменной и/или в электронной форме:

- заявление о получении разрешения;

- пакет документов, в которых обосновываются объемы выбросов. Перечень таких документов приведен в ст.111 Закона № 2707*;

* Закон Украины "Об охране атмосферного воздуха" от 16.10.92 № 2707-XII.

2) разместить в местных печатных СМИ сообщение о намерении получить разрешение с указанием адреса местной госадминистрации, в которую могут направляться замечания общественности относительно разрешения. Перечень информации, которую необходимо привести в таком уведомлении, предусмотрен п. 16 Порядка № 302.

Указанное разрешение выдают в течение 20 рабочих дней после получения заявления и документов на получение разрешения (при отсутствии оснований для отказа). Срок действия такого разрешения - 10 лет для котлов, отнесенных ко второй группе, и неограниченный - для котлов третьей группы(ст. 11 Закона № 2707).

Бюджетное учреждение - плательщик эконалога

Перечень плательщиков эконалога определен в ст. 240 НКУ.

Так, плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, в т. ч. и бюджетные учреждения, которые при осуществлении деятельности:

- осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

- осуществляют сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

- размещают отходы (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования).

Таким образом, учреждение, установившее твердотопливный котел, загрязняет атмосферный воздух стационарным источником загрязнения. При таких условиях учреждение 100 % является плательщиком эконалога. Следовательно, оно должно самостоятельно рассчитывать и уплачивать в бюджет эконалог, а также подавать в налоговый орган декларацию по эконалогу*.

* Налоговая декларация экологического налога, утвержденная приказом Минфина от 17.08.2015 № 715.

ВНИМАНИЕ!

Уплачивать эконалог за отопительный котел придется независимо от наличия/отсутствия разрешения на выбросы в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения

На таком выводе настаивают налоговики в своем разъяснении (см. категорию 117.03 ЗІР). В таком случае учреждению придется самостоятельно определять объемы выбросов и ставки эконалога.

Когда начинать уплачивать эконалог и подавать декларацию?

Основанием для уплаты эконалога является наличие данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Соответственно это происходит, как только учреждение начинает использовать твердотопливный котел и фактически осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Если же таких выбросов нет, то и объект обложения эконалогом отсутствует.

Например, учреждение получило разрешение, но с даты получения такого разрешения не осуществляло выбросов загрязняющих веществ. В этом случае учреждению не о чем волноваться.

Так, если учреждение с даты получения разрешения не осуществляло выбросы загрязняющих веществ (нет объекта налогообложения), то оно не должно подавать декларацию по эконалогу. То есть при таких условиях не возника ет обязанности задекларировать налоговые обязательства по эконалогу.

Заметьте: налоговую декларацию учреждение подает впервые за календарный квартал, в котором фактически осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Такой вывод полностью поддерживают и налоговики в своем разъяснении (см. категорию 117.05 ЗІР).

Таким образом, как только учреждение начнет использовать твердотопливный котел, оно должно подать декларацию по эконалогу. Отчитываться по эконалогу следует ежеквартально в течение 40 календарных дней после окончания квартала. Уплатить же задекларированные суммы необходимо в течение 10 дней после окончания предельного срока представления декларации.

Учреждение не пользовалось котлом: как быть с эконалогом?

Несколько иная ситуация возникает в случае, когда учреждение в отчетных периодах текущего года не имеет объекта налогообложения. Прежде всего это касается межотопительного сезона, когда учреждение фактически не использует котел для отопления.

В такой ситуации учреждение также должно подавать декларацию по эконалогу.

Ведь сам факт отсутствия выбросов загрязняющих веществ в воздух не освобождает учреждение от необходимости выполнения обязанностей плательщика эконалога, в частности представления декларации по эконалогу.

Учитывая вышеуказанное, даже если в каком-либо отчетном периоде (квартале) фактический объем загрязняющих веществ равен нулю, учреждение все равно должно подать декларацию по эконалогу с нулевыми показателями. Такая обязанность плательщика эконалога прямо предусмотрена п. 250.9 НКУ.

Это подчеркивают и налоговики в своем разъяснении (см. категорию 117.05 ЗІР). В частности, они отмечают: плательщик, который в отчетном году осуществлял исчисление налоговых обязательств по экологическому налогу, обязан за отчетный период (квартал) года, в котором отсутствует объект исчисления налога, подать декларацию с соответствующими приложениями.

Выводы

  • Для использования твердотопливного котла следует получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ.
  • Учреждение, которое начало использовать твердотопливный котел и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно уплачивать эконалог.

По материалам сайта i.factor.ua

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі