Общественно-полезные работы: проблема оформления и оплаты работы нарушителей не решается
Общественно полезные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, оплачиваемых работ, вид которых определяет соответствующий орган местного самоуправления (ст. 311 КУоАП).
При этом за выполнение общественно полезных работ нарушителю начисляется плата за выполненную им работу. Оплата труда осуществляется почасово за фактически отработанное время в размере не меньшем, чем установленный законом минимальный размер оплаты труда (ч. 3 ст. 3251 КУоАП).
Кроме того, ст. 3253 КУоАП установлено, что на собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа по месту выполнения нарушителем общественно полезных работ возлагается, в частности, начисления платы нарушителю за выполнение общественно полезных работ и перечисление ее на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы для дальнейшего погашения задолженности по уплате алиментов.
Владелец предприятия издает приказ или распоряжение о начале отбывания нарушителем общественно полезных работ. В приказе (распоряжении) указываются сведения о закреплении за нарушителем ответственного лица, ознакомление нарушителя с правилами техники безопасности при выполнении работ. На срок общественно полезных работ владелец предприятия составляет график выхода на работу лица, к которому применено административное взыскание в виде общественно полезных работ, в котором указываются время и место отбывания работ. Этого требует Порядок выполнения административных взысканий в виде общественных работ, исправительных работ и общественно полезных работ, утвержденный приказом Минюста от 19.03.2013 г. № 474/5.
На эти моменты обращают внимание Минсоцполитики в письме от 02.07.2018 г. № 112/0/23-18/133 и Минюст в письме от 25.05.2018 г. № 20925/Л-10190/7.4.1.
И если Минсоцполитики хотя бы не на прямую, но намекало, что работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом, потому что другого законодательством о труде не предусмотрены. То их коллеги из Минюста переадресовали с вопросом трудовых отношений в Минсоцполитики.
ГФС в свою очередь в ИНК от 15.01.2019 г. № 129/5/99-99-13-02-03-16/ІПК только указывает, что юридическое лицо, как налоговый агент при начислении дохода в виде зарплаты или суммы вознаграждения по ГПД обязано удерживать из сумм таких доходов НДФЛ и военный сбор, применяя соответствующие ставки. Кроме того, на указанные доходы юридическое лицо (работодатель) насчитывает ЕСВ.
Однако, по вопросу заключения договоров между предприятием или органом местного самоуправления и нарушителем попросило обратиться в Минсоцполитики, а по другим вопросам, указанным в обращении - в Минюст.
Вот такой замкнутый круг ... законодатели прописали нормы в КоАП, а как их выполнять в рамках трудового законодательства - нет. Поэтому местные советы и предприятия, куда присылают нарушителей для выполнения общественно полезных работ, получили проблему с надлежащим оформлением таких лиц и проведение выплат за выполненную ими работу.