Пеня от поставщика: куда перечислить и как учитывать?
Пеня: на основании чего уплачивать?
Бюджетные учреждения строят отношения со своими контрагентами на основании заключенных договоров. С момента заключения договора каждый из участников отношений получает определенные хозяйственные обязательства.
Так, продавец обязан передать товар в сроки и в порядке, установленном договором. В свою очередь, покупатель должен принять и оплатить соответствующий товар в определенных объемах и в соответствующие сроки.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств к нарушителю применяют штрафные санкции. Причем предусмотрены отдельные санкции: за нарушение денежных и неденежных обязательств.
В случае читателя имеет место нарушение неденежных обязательств продавцом (поставщиком товара). Каковы последствия этого?
По общему правилу, исходя из стоимости таких невыполненных обязательств (непоставленных товаров), определяют размер штрафных санкций в процентном отношении. При этом участник хозяйственных отношений обязан уплатить их в виде неустойки, штрафа, пени. Именно такие виды штрафных санкций предусмотрены в ст. 230 ХКУ*.
* Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV.
Будьте внимательны: взыскание неустойки, других санкций и их размеры должны быть предусмотрены договорами или нормами действующего законодательства.
Обычно штрафные санкции применяют в размере, предусмотренном договором. Но в случае нарушения хозяйственных обязательств, когда одной из сторон является субъект хозяйствования государственного сектора экономики, исчисление санкций осуществляется в размерах, установленных ч. 2 ст. 231 ХКУ. И как раз эта норма касается нашего читателя.
Пеня - не собственные поступления
Отметим сразу: бюджетное учреждение не имеет никаких оснований считать пеню, уплаченную контрагентом, разновидностью собственных поступлений. Объясним почему.
Исчерпывающий перечень собственных поступлений, которые относятся к доходам спецфонда, приведен в ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
Однако такого вида поступлений, как пеня, среди собственных поступлений бюджетных учреждений нет. Это и не удивительно, поскольку такой платеж является правовым средством привлечения нарушителя к ответственности в сфере хозяйствования(ч. 1 ст. 217 ХКУ).
Впрочем, перечислить пеню поставщик должен именно на счет бюджетного учреждения-покупателя, а не сразу в бюджет. Почему так? Это объяснить несложно. Поскольку именно в отношении бюджетного учреждения поставщик нарушил договорные обязательства. А вот что должно делать с такими средствами бюджетное учреждение, это уже совсем другой вопрос.
Куда перечислить пеню?
Ответ на этот вопрос однозначный - в бюджет. Ведь поступления бюджетных учреждений, которые не относятся ни к одной из групп собственных поступлений, подлежат перечислению в бюджет.
Поэтому после получения пени от поставщика учреждение должно перечислить всю ее сумму в соответствующий бюджет (государственный или местный - в зависимости от того, из какого из них учреждение содержится). Подтверждением факта перечисления таких средств в соответствующий бюджет будет платежная инструкция.
Но поскольку в бюджетной классификации не предусмотрен отдельный код доходов для зачисления хозяйственных санкций, перечисляем такие поступления по коду доходов 21081100 "Административные штрафы и другие санкции". Это подтвердил Минфин в своих письмах от 29.01.2018 № 35140-05/23-92/252 и от 03.08.2018 № 35140-05-10/20587.
Что в учете?
Отразить получение и перечисление пени в бухучете просто.
1. В случае поступления суммы штрафных санкций на счет учреждения доходы не отражаем. Соответственно для отражения этой операции счета учета доходов не применяем.
2. Аналогичная ситуация и в отношении перечисления штрафных санкций в бюджет - расходы не показываем. Собственно, такие средства пройдут через счет учреждения "транзитом" в бюджет.
3. Зато в этом случае учреждение должно отразить задолженность по расчетам:
- с поставщиком на субсчете 2117 "Прочая текущая дебиторская задолженность" (в т. ч. и в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных хозяйственных обязательств);
- с бюджетом на субсчете 6312 "Прочие расчеты с бюджетом". По кредиту этого субсчета отражаем начисление пени контрагенту за невыполнение/ненадлежащее выполнение хозяйственных обязательств, по дебету - перечисление средств в соответствующий бюджет.
Пример. За нарушение условий договора поставки бюджетное учреждение начислило поставщику пеню в сумме 2000 грн. Поставщик уплатил пеню на счет учреждения. В свою очередь, учреждение направило эти средства в соответствующий бюджет по коду классификации доходов 21081100.
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн | № м/о | |
дебет | кредит | ||||
1 | Начислена пеня поставщику за невыполнение обязательств, подлежащая перечислению в бюджет | 2117 | 6312 | 2000 | 4, 6 |
2 | Получена сумма пени | 2313 | 2117 | 2000 | 2, 4 |
3 | Перечислена пеня в бюджет | 6312 | 2313 | 2000 | 2, 6 |
Как показать в отчетности?
Финансовая отчетность. Суммы начисленных и полученных штрафных санкций следует отразить в Балансе (ф. № 1-дс) следующим образом:
- суммы начисленной пени - в составе показателей стр. 1150 и 1540;
- суммы полученной пени - в составе показателей стр. 1162.
Также поступление штрафных санкций необходимо показать в Отчете о движении денежных средств (ф. № 3-дс) по коду стр. 3090.
Что касается Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-дс), то суммы штрафных санкций на его показатели никак не повлияют. Это связано с тем, что такие поступления не затрагивают ни доходы, ни расходы отчетного периода.
Бюджетная отчетность. Учитывая то, что суммы начисленных и полученных хозяйственных санкций не влияют на показатели доходов и расходов и не предусмотрены сметой учреждения, в бюджетной отчетности эти суммы отражать не нужно. В пользу этого свидетельствует предписание п. 12 разд. І Порядка составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденного приказом Минфина от 24.01.2012 № 44.
По материалам сайта i.factor.ua