Как бюджетному учреждению списать авто?
1. Установление непригодности транспортного средства
Сейчас основным нормативным документом, регулирующим механизм и процедуру списания объектов государственной собственности, является Порядок № 1314*. Поэтому в случае списания транспортных средств (далее — ТС) руководствоваться следует прежде всего этим Порядком.
Зато списание автотранспорта, находящегося в коммунальной собственности, бюджетные учреждения должны осуществлять на основании Положения о порядке списания имущества коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, утвержденного на местном уровне. Впрочем, ни для кого не секрет, что при разработке и местных документов о порядке списания коммунального имущества за основу берут нормы Порядка № 1314. Поэтому далее в этой статье будем опираться на предписания именно этого нормативного документа.
Конечно же, для того, чтобы списать с баланса непригодное имущество, в частности, ТС, необходимо выполнить определенную подготовку. В чем заключается суть таких мероприятий и кто уполномочен этим заниматься, рассмотрим далее.
Причины для списания ТС. Причины, по которым бюджетные учреждения могут списать с баланса такие объекты основных средств (далее — ОС), как служебный автотранспорт, четко прописаны в п. 4 Порядка № 1314.
Так, среди этих причин, в частности, такие, как:
1) моральное устаревание или физический износ, непригодность к дальнейшему использованию и экономическая нецелесообразность восстановления;
2) разрушение (повреждение/уничтожение) при условии экономической нецелесообразности или невозможности восстановления
или
уничтожение/разрушение вследствие аварии или стихийного бедствия, пожара, военных действий или террористических актов;
3) выявление в результате инвентаризации как недостача.
Установление непригодности ТС. Традиционно, устанавливает непригодность для дальнейшего использования имущества, в т. ч. и ТС, возможность и целесообразность проведения ремонта, а также оформляет документы на списание комиссия учреждения по списанию имущества.
Приказ о создании постоянно действующей комиссии по списанию имущества издают ежегодно или при необходимости. Состав и полномочия такой комиссии определены пп. 9 — 13 Порядка № 1314.
В состав комиссии обычно включают:
— заместителя руководителя или уполномоченного лица (члена коллегиального исполнительного органа, которому делегированы соответствующие полномочия) — председатель комиссии;
— главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, где штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, — лицо, на которого возложено ведение бухгалтерского учета);
— работников инженерных, технических, строительных, учетно-экономических и других служб (отделов, управлений) субъекта хозяйствования;
— других лиц (по требованию субъекта управления привлекают его представителей и других специалистов).
ВАЖНО!
Для установления факта непригодности к использованию имущества, находящегося под надзором государственных инспекций (автомобилей), учреждение привлекает для участия в работе комиссии представителя соответствующей инспекции
Таково предписание п. 10 Порядка № 1314.
Учитывая это, для установления непригодности ТС к участию в работе комиссии по списанию целесообразно привлечь специалиста экспертной службы МВД. Такой специалист обычно подписывает технико-экономическое обоснование необходимости списания автомобиля или предоставляет техническое заключение, которое прилагают к Акту списания ТС.
Алгоритм действий комиссии по списанию имущества. Теперь определим, каким должен быть алгоритм действий комиссии по списанию.
Так, в случае списания ТС из-за его непригодности для дальнейшей эксплуатации комиссия учреждения выполняет полномочия, предусмотренные п. 13 Порядка № 1314, а именно:
1) проводит в установленном законодательством порядке инвентаризацию имущества, предлагаемого к списанию. По ее результатам комиссия составляет Акт инвентаризации объектов государственной собственности, предлагаемых к списанию, по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 1314;
2) проводит обследование ТС, подлежащего списанию, определяет количество проведенных ремонтов. Для этого комиссия использует необходимую техническую документацию (технический паспорт, дефектные ведомости и другие документы), а также данные бухгалтерского учета;
3) определяет экономическую (техническую) целесообразность и нецелесообразность восстановления и дальнейшего использования имущества в учреждении и вносит предложения о дальнейшей судьбе таких объектов;
4) устанавливает конкретные причины списания ТС;
5) определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, агрегатов и материалов имущества, подлежащего списанию, и проводит их оценку;
6) осуществляет контроль за изъятием из списанного ТС пригодных узлов, деталей, агрегатов и материалов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов из цветных и драгоценных металлов, определяет их количество, вес. Также комиссия контролирует их оприходование на соответствующих балансовых счетах и сдачу соответствующим организациям;
7) составляет Акт списания ТС по типовой форме, утвержденной приказом № 818*.
2. Получение разрешения на списание авто
Общая процедура. Прежде чем начать процедуру списания ТС, следует выполнить главное требование, прописанное в п. 5 Порядка № 1314. В частности, необходимо получить разрешение (согласие) органа, уполномоченного управлять имуществом, на проведение списания автомобиля.
ВНИМАНИЕ!
Бюджетное учреждение — балансодержатель осуществляет списание имущества на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на его списание
Следовательно, списание имущества, находящегося в государственной собственности, бюджетные учреждения осуществляют после получения согласия на списание имущества. Такое решение принимает соответствующий орган управления объектами государственной собственности.
Аналогичная ситуация в отношении списания коммунального имущества. Основанием для списания такого имущества является разрешение органа, уполномоченного управлять коммунальным имуществом. Такое разрешение оформляют соответствующим распорядительным документом (как правило, решением) органа местного самоуправления.
Учтите: в определенных случаях для списания имущества Порядок № 1314 позволяет обойтись без получения разрешения от субъекта управления имуществом.
Так, без получения согласия высшего руководства можно списать полностью амортизированные ОС и прочие необоротные материальные активы, первоначальная стоимость которых не превышает 50 тыс. грн.
Поэтому если служебный автомобиль, который учреждение решило списать с баланса, соответствует указанным критериям, тогда вполне на законных основаниях вы можете обойтись без получения разрешения своего субъекта управления. Для списания такого ТС решения руководителя вашего учреждения будет вполне достаточно.
Если же это не ваш случай и ваше служебное авто не соответствует указанным выше критериям, например не является полностью изношенным или его первоначальная стоимость превышает 50 тыс. грн, тогда списать его без разрешения субъекта управления не получится.
Перечень документов для получения разрешения. Для получения согласия на списание имущества бюджетное учреждение подает своему субъекту управления ряд документов. Их перечень приведен в п. 6 Порядка № 1314.
В частности, для получения согласия на списание ТС следует подать:
1) обращение о списании имущества, подписанное руководителем бюджетного учреждения;
2) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, подписанное руководителем учреждения. В таком документе, в частности, следует привести расчеты, информацию об ожидаемом финансовом результате списания имущества, а также направления использования средств, которые учреждение планирует получить в результате списания такого ТС;
3) сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухгалтерского учета (кроме объектов незавершенного строительства). Такую информацию подаем по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 1314;
4) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию. Такой акт составляем по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 1314;
5) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем бюджетного учреждения.
Такой документ составляют в произвольной форме. При этом в указанном документе необходимо привести: год выпуска ТС, дату ввода в эксплуатацию, количество и объем проведенных ремонтов, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов и т. п.;
6) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами).
Заметьте: проверить, находится ли авто под арестом, учреждение может с помощью сервиса Опендатабот. В подтверждение наличия или отсутствия записи в Государственном реестре обременений движимого имущества система сформирует справку, в которой и будет указана информация о наличии обременения в отношении конкретного авто.
Что касается документов, которые необходимо подать для получения разрешения на списание имущества, находящегося в коммунальной собственности, то их перечень следует искать в Положении о порядке списания коммунального имущества, утвержденном на местном уровне.
Будьте готовы, что субъект управления может требовать предоставления дополнительных документов, необходимых для принятия решения о списании имущества. Причем такие требования вполне законны и прямо прописаны в абз. 16 п. 6 Порядка № 1314. Исчерпывающий перечень дополнительных документов может быть приведен в распорядительном документе такого субъекта управления.
Так, на практике, кроме документов, предусмотренных п. 6 Порядка № 1314, учреждениям в большинстве случаев придется подавать:
— приказ о создании постоянно действующей комиссии по списанию имущества;
— копию Инвентарной карточки учета объекта ОС типовой формы;
— копию технического паспорта, свидетельства о госрегистрации ТС.
Сроки предоставления разрешения на списание. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении согласия на списание имущества субъект управления должен принять в течение 30 дней с даты поступления указанных выше документов. Решение о предоставлении согласия на списание имущества оформляют в форме распорядительного документа, а об отказе в предоставлении такого согласия — в форме письма.
В конце концов, полученное разрешение (согласие) на списание имущества является основанием для подготовки к следующему этапу — обобщению результатов осмотра объекта, непригодного для дальнейшего использования.
3. Оформление документов на списание авто
После завершения подготовки комиссия по списанию переходит к составлению итогового документа — протокола заседания комиссии.
В этом документе, в частности, приводят предложения о путях использования имущества (в нашем случае — ТС), списание которого по выводам комиссии нецелесообразно, а также меры по возмещению стоимости имущества, в результате инвентаризации которого выявлена недостача, или разукомплектованного.
ВАЖНО!
Протокол заседания комиссии должны подписать все члены комиссии по списанию лично или наложить свои квалифицированные электронные подписи
Если кто-то из членов комиссии не согласен с принятым решением комиссии, он имеет право изложить свое особое мнение в письменной форме. Такой документ прилагают к протоколу заседания комиссии.
Итак, по результатам своей работы комиссия по списанию должна оформить протокол заседания, к которому прилагают:
1) Акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;
2) Акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;
3) Акт списания ТС;
4) другие документы (копия акта об аварии, заключение соответствующих инспекций, государственных органов и т. п. (при наличии)).
Собственно, почти все эти документы учреждение должно было подготовить и подать своему субъекту управления еще на этапе получения согласия на списание ТС. Но есть исключение — Акт списания ТС. Так, этот документ комиссия по списанию составляет уже после получения разрешения на списание. Ведь такой Акт оформляют в подтверждение самого факта списания соответствующего ТС с баланса, а также для отражения результатов его разборки.
В частности, в Акте списания ТС необходимо указать:
— название ТС, подлежащего списанию;
— год выпуска;
— дату ввода в эксплуатацию;
— первоначальную (переоцененную) и ликвидационную стоимость, сумму начисленного износа;
— пробег ТС;
— количество проведенных капитальных ремонтов;
— номер паспорта (заводского), марку, модель тип, грузоподъемность или емкость, номер или тип двигателя;
— техническую характеристику агрегатов и деталей ТС.
Также в указанном Акте комиссия объясняет причины списания ТС, описывает состояние основных агрегатов и деталей, делает вывод об экономической (технической) нецелесообразности и/или невозможности его восстановления. При отсутствии данных в соответствующих графах следует ставить прочерки.
В отдельном разделе Акта «Розрахунок результатів списання об’єкта» следует привести информацию о расходах, связанных с ликвидацией ТС, а также материальных ценностях, поступивших от разборки списанного ТС. В дальнейшем именно эта информация является основанием для отражения в бухучете стоимости оприходованного металлолома и запчастей, изъятых в результате списания ТС.
ВАЖНО!
В случае списания разрушенного (поврежденного/уничтоженного) имущества вследствие вооруженной агрессии рф к акту списания прилагают ряд дополнительных документов
Такое требование появилось недавно и прописано оно в новом абз. 11 п. 14 Порядка № 1314.
Так, в случае списания имущества, в частности и ТС, разрушенного (поврежденного/уничтоженного) вследствие вооруженной агрессии рф против Украины, восстановление которого является экономически нецелесообразным или невозможным, к Акту списания ТС следует приложить заверенные копии таких документов, как:
— Акт обследования объекта, поврежденного в результате военных действий, вызванных вооруженной агрессией рф. Примерная форма этого Акта приведена в приложении к Порядку № 473*. Этот документ составляет комиссия, созданная уполномоченным органом для предварительного обследования разрушенного или поврежденного имущества;
— Отчет об оценке убытков, причиненных вооруженной агрессией рф против Украины, вследствие уничтожения или повреждения такого имущества. Такой документ является результатом независимой оценки убытков, проведенной субъектом оценочной деятельности;
— рецензия на такой отчет об оценке. Такой документ подтверждает, что убытки классифицированы по признакам, предусмотренным абз. 2 или 3 п. 67 Нацстандарта**. Составляют его органы, указанные в п. 11 Методики № 3904***. Учтите: такие документы, как протокол заседания комиссии, акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, Акт списания ТС и акт технического состояния имущества утверждает руководитель бюджетного учреждения (п. 14 Порядка № 1314). И хотя Порядком № 1314 не предусмотрены какие-либо сроки для утверждения этих документов, но медлить с этим вопросом точно не стоит, поскольку в отношении списанного ТС следует осуществить еще ряд мероприятий.
4. Снятие транспортного средства с учета в МВД
Бюджетные учреждения, которые списывают автомобиль с баланса, обязаны снять такое ТС с учета в сервисном центре МВД. Причем снятие автомобиля с учета в МВД должно предшествовать его утилизации.
Процедура снятия ТС с учета в органах МВД урегулирована Порядком № 1388* и Инструкцией № 379**.
Для снятия с учета ТС, которые выбраковывают (списывают) для полной утилизации, предусмотрен упрощенный порядок. Так, в этом случае осмотр автомобиля не проводят (п. 45 Порядка № 1388, п. 5.5 Инструкции № 379). Более того, снятие с учета в связи с выбраковкой не требует даже физического наличия самого авто.
Такие ТС снимают с учета в территориальном сервисном центре МВД или в центре предоставления административных услуг на основании утвержденного акта на выбраковку (речь идет об акте на списание, составленном комиссией по списанию имущества).
Кроме того, для снятия ТС с учета в территориальном сервисном центре МВД вас попросят заполнить заявление и предоставить следующие документы*:
1) документ, удостоверяющий личность уполномоченного;
2) регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика;
3) свидетельство о госрегистрации ТС.
* Подробнее см. по ссылке: hsc.gov.ua/index/poslugi/faq/znyattya-z-obliku-transportnogo-zasobu/.
ВАЖНО!
Снятие с учета поврежденного или утраченного из-за военных действий ТС осуществляется на общих основаниях
Так, в этом случае сервисные центры МВД предоставляют услугу выбраковки транспортного средства — снятие с регистрации поврежденного или утраченного из-за войны авто.
Для выбраковки таких ТС представитель учреждения заполняет заявление и предоставляет такой же пакет документов, предусмотренный для снятия с регистрации ТС*. Но будьте готовы, что при отсутствии номерных знаков или свидетельства о госрегистрации ТС придется подать еще: разрешение на списание соответствующего субъекта управления имуществом, приказ на назначение ответственного лица, акт на выбраковку (Акт списания ТС).
* Подробнее см. по ссылке: hsc.gov.ua/index/poslugi/poslugi-pov-yazani-z-avto/vibrakuvannya-transportnogo-zasobu/.
Кстати, услуга по выбраковке ТС в любом сервисном центре МВД является бесплатной, а срок предоставления такой услуги — в течение одного рабочего дня с момента подачи документов.
После снятия ТС с учета в сервисном центре МВД номерные знаки и свидетельство о регистрации (технический паспорт) такого ТС изымают.
Заметьте: высвобожденные после снятия с учета ТС в связи с их выбраковкой (списанием) составные части, которые имеют идентификационные номера, остаются в распоряжении собственников. Соответствующие сервисные центры МВД по обращению собственника выдают справку на высвобожденные узлы и агрегаты, которая должна храниться в течение 10 лет (пп. 5, 6 Инструкции № 379).
5. Разборка и утилизация списанного авто
Общие требования. По общему правилу комиссия по списанию имущества должна определить возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов и агрегатов ТС, подлежащего списанию. И именно комиссия по списанию должна проконтролировать процесс изъятия из имущества пригодных узлов, деталей и агрегатов, а также сдачи их на состав и оприходование на соответствующих счетах бухучета.
ВНИМАНИЕ!
Разборка и демонтаж имущества, предлагаемого к списанию, проводится только после принятия соответствующим субъектом управления решения о предоставлении согласия на списание такого имущества
Это правило прописано в п. 21 Порядка № 1314. Исключением из него являются случаи повреждения имущества в результате аварии или стихийного бедствия.
Таким образом, до момента принятия субъектом управления решения о предоставлении разрешения на списание соответствующего ТС (если получение такого разрешения необходимо) проводить его разборку запрещено.
При этом все материалы, полученные в результате списания ОС, должны быть оприходованы с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов. Непригодные же для использования узлы, детали, материалы и агрегаты следует засчитывать на баланс как вторичное сырье (металлолом и т. п.). Такие требования предусмотрены п. 23 Порядка № 1314.
Более того, требования об обязательном оприходовании материалов (в т. ч. и непригодных для использования), полученных в результате списания необоротных активов, содержит и п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121*.
Однако следует объективно оценивать возможности использования и/или реализации оприходованных материалов. Зачислению на баланс подлежат только те материалы, которые фактически соответствуют критериям признания активом. Если же их реализация и/или дальнейшее использование невозможны, оприходовать такие материалы нет оснований.
Традиционно, для разборки и утилизации списанного ТС учреждения обращаются к специализированному предприятию. Каким образом учреждение осуществляет передачу списанного ТС сторонним специалистам и какими документами необходимо оформить такие операции, рассмотрим далее.
Документальное оформление. Процесс разборки списанного ТС и дальнейшая его утилизация происходят в такой последовательности.
Шаг 1. Изъятие пригодных запчастей
Прежде всего целесообразно изъять узлы, детали и агрегаты списанного ТС, пригодные для ремонта других ТС или для дальнейшего использования. Обычно с этой задачей вполне может справиться водитель или другой технический работник учреждения. В первую очередь это касается исключения аккумуляторной батареи, шин, автомагнитолы (при ее наличии) и т. п.
Операции по поступлению таких запчастей на склад учреждения оформляют накладной (требованием) типовой формы. Ну и, конечно, учреждение должно выполнить вышеупомянутые требования — такие материальные ценности подлежат оприходованию на баланс.
Шаг 2. Изъятие и утилизация металлолома
Для осуществления дальнейших операций со списанным ТС учреждению придется обратиться к сторонним специалистам — специализированным предприятиям, которые занимаются разборкой и утилизацией списанного ТС. Поскольку выполнять такие операции самостоятельно учреждение 100 % не имеет оснований.
Порядок осуществления операции с ломом металлов четко регламентирован на законодательном уровне. И в этом вопросе путеводной звездой является Закон № 619*.
* Закон Украины «О металлоломе» от 05.05.99 № 619-XIV.
Напомним: металлоломом считаются непригодные для прямого использования изделия или части изделий, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность вследствие физического или морального износа и содержат в себе черные или цветные металлы либо их сплавы. Также к металлолому относятся изделия из металла, имеющие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов.
Непосредственно передать списанный ТС для изъятия металлолома и его утилизации учреждение может любому субъекту хозяйствования, осуществляющему заготовку металлолома и операции с металлоломом. Требования к таким субъектам прописаны в ст. 5 Закона № 619 (ср. USER_SHOW_ID).
Объясним, какими документами следует оформить такие операции.
Во-первых, передачу списанного ТС для разборки и изъятия металлолома осуществляют договором о предоставлении соответствующих услуг. По факту предоставления таких услуг предоставитель услуг должен оформить и подать учреждению соответствующий акт.
Во-вторых, в подтверждение результата разборки списанного ТС и изъятия лома черных и цветных металлов специализированное предприятие должно предоставить акт изъятия лома таких металлов.
Этот документ крайне важен для учреждения. Ведь именно этот документ подтверждает вид, количество и стоимость изъятых черных и цветных металлов. Именно на основании информации, указанной в таком акте, учреждение оприходует изъятый металлолом.
ВАЖНО!
Акт изъятия металлолома подтверждает количество изъятого металлолома, который в дальнейшем учреждение реализует (передает на переработку)
В-третьих, передача металлолома на переработку требует дополнительного документального оформления. Для этого между учреждением и специализированным предприятием должен быть заключен договор на покупку металлолома.
Также обязательно должны быть оформлены документы, удостоверяющие приобретение права собственности на металлолом, и акты приемки металлолома. Причем акт приемки металлолома обязано оформить специализированное предприятие (приемный пункт). Такое требование четко прописано в ч. 13 ст. 4 Закона № 619. Акт составляют в произвольной форме. В нем указывают наименование юрлица, количество и источники происхождения металлолома.
ВНИМАНИЕ!
Акт приемки металлолома нужно хранить в течение одного года
Такое требование продиктовано ч. 14 ст. 4 Закона № 619.
Следовательно, наличие именно этих документов поможет бухгалтеру подтвердить факт реализации металлолома и правильно отразить в бухучете реализацию (сдачу) металлолома и получение дохода от такой операции.
6. Отражение списания авто в учете
Порядок бухгалтерского учета. По общему правилу при выбытии объекта ОС с баланса списывают его первоначальную (переоцененную), балансовую стоимость и сумму износа. Такой порядок отражения в бухгалтерском учете операций по списанию ОС предусмотрен п. 3 разд. VI НП(С)БУ 121.
Непосредственно для отражения таких операций на счетах бухучета следует составлять корреспонденцию субсчетов, предусмотренную пп. 1.31 и 1.32 Типовой корреспонденции*.
Таким образом, сумму накопленного износа списанного ТС следует отразить по дебету субсчета 1411 «Износ основных средств» и кредиту субсчета 1015 «Транспортные средства».
При этом остаточную стоимость такого объекта показываем по дебету субсчета 8411 «Прочие расходы по обменным операциям» и кредиту субсчета 1015 «Транспортные средства». Конечно, если остаточная стоимость списанного объекта равна нулю, тогда такую запись делать не нужно.
В то же время необходимо показать уменьшение внесенного капитала на сумму первоначальной стоимости списанного ТС по дебету субсчета 5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств» и кредиту субсчета 5512 «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы».
Также помните: в случае списания ТС, срок полезного использования которого еще не подошел к концу (объект не полностью самортизирован), нужно начислить амортизацию в месяце его выбытия. Этого требует абз. 5 п. 5 разд. IV НП(С)БУ 121.
И еще один важный момент: расходы на демонтаж и разборку списанных ТС, а также утилизацию отходов подлежат отражению в составе расходов отчетного периода по дебету субсчета 8013 «Материальные расходы».
А теперь об отражении в бухучете материальных ценностей, изъятых в результате разборки списанного авто.
Напомним: запасы, полученные в процессе ликвидации ОС, оприходуют по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования. Последнюю определяют, исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе и с учетом степени их пригодности к эксплуатации. Если же подобные запасы на балансе учреждения отсутствуют, стоит исходить из предположения, сколько могли бы стоить такие материалы в случае реализации.
Изъятые при ликвидации и разборке ТС активы следует оприходовать на субсчет:
— 1515 «Запасные части» — если изъятые запчасти, детали, узлы и агрегаты будут использованы для нужд учреждения (для проведения ремонтов других ТС);
— 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи» — если изъятые активы будут реализованы (например, как металлолом).
Кроме того, на сумму стоимости активов, полученных в результате списания ТС, необходимо показать доходы по кредиту субсчета:
— 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе» — если предполагается оставить изъятые активы для нужд учреждения;
— 7211 «Доход от реализации активов» — если запланирована продажа изъятых активов.
Нюансы бюджетного учета. Стоимость оприходованных материалов, полученных в результате ликвидации и разборки ТС, признается доходом специального фонда субъекта государственного сектора.
В частности, в случае оприходования материальных ценностей в результате списания ТС следует показать увеличение собственных поступлений бюджетных учреждений по коду доходов:
— 25010200 «Поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности» — на сумму активов, оставленных для собственных нужд учреждения;
— 25010400 «Поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)» — на сумму активов, которые планируется реализовать.
Такой подход к классификации поступлений, связанных с оприходованием активов, полученных в результате списания имущества, в свое время обосновали и подтвердили специалисты Минфина в своем письме от 01.10.2019 № 35120-04-3/24616.
Но поскольку распорядители бюджетных средств в основном не планируют такие поступления заранее, на сумму стоимости оприходованных активов следует внести изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям. Это следует из норм п. 49 Порядка № 228*.
ВАЖНО!
На сумму изъятых и оприходованных материалов нужно составить и подать в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме
Это следует сделать не позднее последнего рабочего дня месяца. Подаем такую Справку в двух экземплярах в бумажной или электронной форме. Этого требуют п. 11.17 Порядка № 1407* и п. 12.7 Порядка 938**.
Заметьте: средства от реализации лома черных и цветных металлов, а также их сплавов, остаются в распоряжении бюджетных учреждений в полном объеме. Тогда как часть поступлений от сдачи лома серебра, золота, платины и драгоценных металлов придется направить в бюджет, из которого финансируется ваше учреждение.
В частности, в общий фонд бюджета необходимо перечислить (п. 54 ч. 2 ст. 29, п. 42 ч. 1 ст. 64 БКУ*):
— 80 % средств — за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни;
— 50 % средств — за сданное в виде лома и отходов серебро.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
Остальные средства зачисляют на специальный регистрационный счет и используют по установленным направлениям расходов.
Кстати, о направлениях использования собственных поступлений. Так, согласно ч. 4 ст. 13 БКУ средства, полученные от продажи имущества (кроме недвижимого), можно направить на:
— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей;
— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;
— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
Числовой пример по списанию авто. Для наглядности рассмотрим условный числовой пример по списанию служебного автомобиля бюджетного учреждения.
Пример. В результате вражеского обстрела был поврежден служебный автомобиль поселкового совета. Согласно данным бухучета первоначальная стоимость авто составляет 42000 грн, сумма накопленного износа также 42000 грн. По заключению автосервисного центра автомобиль не подлежит ремонту. Комиссия по списанию имущества приняла решение о списании поврежденного ТС.
После получения разрешения на списание автомобиля комиссия по списанию имущества оформила Акт списания ТС по типовой форме.
Для разборки и утилизации списанного ТС исполком обратился в специализированное предприятие. Согласно договору общая стоимость работ составляет 6000 грн. По факту предоставления услуг стороны подписали акт предоставленных услуг.
После завершения работ по разборке авто исполнитель предоставил акт изъятия металлов, согласно которому из списанного ТС был изъят лом черных и цветных металлов на общую сумму 6440 грн.
Факт передачи металлолома специализированному предприятию удостоверен актом приемки. Средства за реализованный металлолом в сумме 6440 грн поступили на специальный регистрационный счет учреждения.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
1 |
Списан поврежденный служебный автомобиль |
1411 |
1015 |
42000 |
9 |
2 |
Отнесена к накопленным финансовым результатам первоначальная стоимость списанного авто |
5111 |
5512 |
42000 |
17 |
3 |
Получены ассигнования для разборки и утилизации списанного авто |
2313 |
7011 |
6000 |
2 |
4 |
Выполнены работы по разборке списанного авто и утилизации отходов |
8013 |
6211 |
6000 |
6 |
5 |
Перечислены средства исполнителю работ |
6211 |
2313 |
6000 |
2, 6 |
6 |
Оприходован металлолом, полученный в результате списания служебного авто |
1815 |
2117 |
6440 |
4 |
Одновременно отражены: |
|||||
— доход от оприходования металлолома |
2313 |
7211* |
6440 |
3, 14 |
|
— кассовые расходы |
2117 |
2313 |
6440 |
3, 4 |
|
7 |
Списана себестоимость реализованного металлолома |
8211 |
1815 |
6440 |
13 |
8 |
Начислен доход от реализации металлолома |
2117 |
7211 |
6440 |
4, 14 |
9 |
Получены средства за реализованный металлолом |
2313 |
2117 |
6440 |
3, 4 |
* До конца отчетного месяца была составлена и предоставлена в Казначейство Справка о поступлениях в натуральной форме на сумму 6440 грн по коду доходов 25010400. |
Образец заполнения Акта списания ТС типовой формы приведен ниже. При заполнении Акта использованы исходные данные числового примера.
7. Отчетность о списании транспортного средства
Субъекты хозяйствования, на балансе которых находилось списанное имущество, в месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования обязаны подать субъекту управления отчет о списании имущества. Этого требует п. 28 Порядка № 1314.
При этом, на наш взгляд, процедуру разборки, демонтажа и оприходования можно считать завершенной только после реализации изъятых в результате списания ОС активов. Конечно, это касается случаев, когда такая реализация вообще планируется.
Дело в том, что сама форма отчета предусматривает отражение не только стоимости оприходованных после списания активов, но и суммы средств, полученных в результате реализации изъятых активов с указанием направлений использования этих средств. Поэтому заполнить эту часть отчета, не реализовав, например, металлолом, изъятый при разборке списанного авто, будет просто невозможно. Впрочем, советуем обратиться к своему субъекту управления для уточнения конкретных сроков отчетности по результатам списания имущества.
Кстати, форма вышеупомянутого отчета для госимущества приведена в приложении 3 к Порядку № 1314.
Также имейте в виду: при наличии замечаний к отчету субъект управления может вернуть его субъекту хозяйствования для учета замечаний. Для нового рассмотрения отчет следует подать в течение 10 рабочих дней.
Процедура списания имущества считается завершенной именно с момента подачи отчета о списании имущества. Однако не стоит забывать о необходимости надлежащим образом отразить факт списания имущества и результаты его разборки, демонтажа в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Поэтому для бухгалтера учреждения на этом все не заканчивается. Так, доход от оприходования изъятых в результате списания ТС активов нужно показать в Отчете о финансовых результатах (форма № 2-дс) по коду строки:
— 2020 — на сумму активов, оставленных для собственных нужд учреждения (доход отражен по субсчету 7112);
— 2030 — на сумму активов, оприходованных для дальнейшей реализации (доход отражен по субсчету 7211).
Кроме того, первоначальную стоимость и сумму износа ТС, выбывших за отчетный год, необходимо показать в примечаниях к годовой отчетности, а именно, в графах 7 и 8 раздела І Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс).
В частности, информация о выбытии ТС должна найти свое отражение по коду строки 060. В то же время сумму таких ТС следует включить в общую стоимость ОС, выбывших в течение отчетного года в результате списания как непригодные, и показать по коду строки 185.
Выводы
- Установление непригодности для дальнейшего использования служебного автомобиля, возможности и целесообразности проведения ремонта, а также оформление документов на списание осуществляет комиссия учреждения по списанию имущества.
- Для установления непригодности ТС к участию в работе комиссии по списанию целесообразно привлечь специалиста экспертной службы МВД.
- Бюджетное учреждение — балансодержатель может списать ТС с баланса только после получения разрешения на его списание от субъекта управления.
- По результатам своей работы комиссия по списанию должна оформить протокол заседания, к которому прилагают Акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, Акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию, Акт списания ТС и другие документы.
- В случае списания служебного авто с баланса бюджетное учреждение обязано снять такое ТС с учета в органах МВД до момента передачи его на утилизацию.
- Все материалы, полученные в результате списания ТС, подлежат обязательному оприходованию с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов, а непригодные для использования узлы, детали и агрегаты — как вторичное сырье (металлолом).
- В случае выбытия ТС с баланса следует списать его первоначальную (переоцененную), балансовую стоимость и сумму износа.
- На сумму изъятых и оприходованных материалов нужно составить и подать в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме.
- Бюджетные учреждения, на балансе которых находились списанные ТС, в месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования обязаны подать субъекту управления отчет о списании имущества.
Бюджетная бухгалтерия, апрель, 2025/№ 14