Имущество стоимостью менее 50 тыс. грн можно списывать без разрешения
Матвєєва Вікторія, експерт з фінансових питань
БЮДЖЕТНА БУХГАЛТЕРІЯ ВЕРЕСЕНЬ, 2020/№ 35
Требования этого Порядка применяют при списании:
1 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.
• объектов незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы);
• материальных активов, признанных объектами ОС;
• прочих необоротных материальных активов.
В этот раз изменения, внесенные постановлением № 8142, направлены на расширение полномочий балансодержателей объектов государственного имущества и уменьшение бюрократических и коррупционных факторов при подготовке и рассмотрении документов по списанию имущества.
2 Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок списания объектов государственной собственности» от 09.09.2020 г. № 814.
Рассмотрим эти изменения подробно.
1. Уточнено, что требования Порядка № 1314 распространяются на:
• имущество, переданное казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), заведениям, учреждениям и организациям;
• имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук;
• имущество, находящееся на балансе хозяйственных организаций и не вошедшее в их уставный капитал;
• имущество, переданное в аренду в составе единых (целостных) имущественных комплексов государственных предприятий, организаций (их структурных подразделений).
Такие изменения абз. 3 п. 1 и п. 2 Порядка № 1314 вполне логичны и связаны с тем, что заведения являются отдельным видом юридических лиц публичного права, которые осуществляют свою деятельность в Украине и выступают балансодержателями объектов государственной собственности, и могут осуществлять мероприятия по его списанию.
Как и раньше, требования Порядка № 1314 не распространяются на имущество, порядок списания которого определяется отдельными законами. В частности, это объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, целостные имущественные комплексы предприятий и т. п.
2. Наиболее интересные изменения внесены в абз. 5 п. 5 Порядка № 1314. Для начала сравним, как выглядел этот пункт раньше и сейчас.
До изменений |
После изменений |
Списание полностью амортизированных основных фондов (средств), прочих необоротных материальных активов субъекта хозяйствования, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн, осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с этим Порядком (за исключением предприятий, относительно которых принято решение о приватизации) |
Списание полностью амортизированных основных фондов (средств), кроме недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), прочих необоротных материальных активов субъекта хозяйствования, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 50 тыс. грн, осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с этим Порядком (за исключением предприятий, относительно которых принято решение о приватизации) |
Существует известное правило, определенное в п. 5 Порядка № 1314, — бюджетные учреждения списывают имущество, находящееся у них на балансе, после согласования решения о списании с субъектом управления.
Теперь в соответствии с изменениями, внесенными постановлением № 814, списание полностью амортизированных ОС, прочих необоротных материальных активов, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 50 тыс. грн, субъекты хозяйствования осуществляют по решению руководителя такого субъекта согласно указанному Порядку (за исключением предприятий, относительно которых принято решение о приватизации). Это значит, что стоимостный предел, при котором руководитель бюджетного учреждения может самостоятельно принимать решение о списании имущества, увеличен с 20 до 50 тыс. грн.
С учетом указанных изменений, руководители субъектов хозяйствования (т. е. руководители бюджетных учреждений) имеют полномочия самостоятельно принять решение о списании такого имущества, как:
1) объекты ОС, на которые начислен износ в размере 100 %;
2) прочие необоротные материальные активы (т. е. объекты, учитываемые на счете 11),
при условии, что первоначальная (переоцененная) стоимость таких объектов не превышает 50 тыс. грн.
Но здесь стоит помнить: износ, начисленный в размере 100 % стоимости объекта основных средств, пригодного для дальнейшей эксплуатации, не может быть основанием для его списания.
Несмотря на 100-процентный износ, объект еще может быть пригодным для использования определенное время. Поэтому вопрос о списании такого объекта следует решать взвешенно.
Итак, если первоначальная (переоцененная) стоимость объектов ОС и прочих необоротных материальных активов больше 50 тыс. грн или списываются объекты, на которые 100 %-й износ не начислен, то придется получить согласие субъекта управления (т. е. вышестоящей организации).
Вместе с тем согласование на списание имущества независимо от его стоимости необходимо получить при списании таких объектов, как:
• недвижимое имущество (т. е. объектов, учитываемых на субсчете 1013);
• объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), т. е. расходы, накопленные на счете 13.
3. В абз. 6 п. 4 Порядка № 1314 появились требования о подаче и обнародовании информации об имуществе, которое бюджетные учреждения учитывают на балансе, но по разным причинам такое имущество не используют. Предлагаем ознакомиться с ними ниже.
До изменений |
После изменений |
Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим его закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями |
Субъекты хозяйствования, на балансе которых находится имущество, первоначальная (переоцененная) стоимость которого составляет более 50 тыс. грн и которое не используется, в том числе морально устаревшее и физически изношенное, подают ежемесячно до 10 числа информацию о таком имуществе субъектам управления. Субъект управления с целью эффективного использования и бесплатной передачи такого имущества другим субъектам хозяйствования, относящимся к сфере его управления, или другим субъектам управления обнародует полученную информацию на собственном официальном веб-сайте. Отсутствие в течение 30 рабочих дней со дня обнародования информации о морально устаревшем и физически изношенном имуществе предложений относительно его передачиможет использоваться при осуществлении списания такого имущества как подтверждение невозможности его бесплатной передачи в установленном порядке |
Как видим, благодаря внесенным изменениям в Порядок № 1314 введено новое требование о подаче и обнародовании информации об имуществе, которое бюджетные учреждения учитывают на балансе, но по разным причинам такое имущество не используют. Какая цель такого нововведения? По нашему мнению, оно направлено на повышение эффективности использования государственного имущества и бесплатной передачи такого имущества другим субъектам хозяйствования, относящимся к сфере его управления, или другим субъектам управления. Ведь зачастую на балансе учреждения может находиться имущество, которое по разным причинам не используется, но может пригодиться другим учреждениям и организациям, которые в это время не имеют средств на приобретение такого имущества. С учетом обновленных норм абз. 6 п. 4 Порядка № 1314, распорядителям придется принять к сведению следующее: