Отсутствуют нормы расходов ГСМ для нового авто: как поступить?
* См. по ссылке: insat.org.ua/files/services/ldvpe/6/baz.pdf.
Когда разрешено устанавливать нормы расходов ГСМ самостоятельно?
Самостоятельно устанавливать нормы расходов горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) разрешено лишь в определенных случаях. Что это за случаи? Их стоит искать в пп. 2.1 и 2.2 Методрекомендаций*.
Во-первых, это касается моделей и модификаций автомобилей, которые не имеют существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии) и не отличаются от базовой модели снаряженной массой и габаритными размерами (п.п. 2.1.1 Методрекомендаций). В таком случае временную линейную норму расходов топлива устанавливают в том же размере, что и для базовой модели.
Во-вторых, если модель (модификация) авто не имеет существенных конструктивных отличий (существенными считают отличия в модели (модификации) двигателя, его основных систем и элементов трансмиссии), но отличается от базовой модели снаряженной массой (установление фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирования и тому подобное) и не является серийной (п.п. 2.1.2 Методрекомендаций). При таких условиях временную линейную норму расходов топлива устанавливают в том же размере, что и для базовой модели, но разницу в потреблении топлива учитывают путем применения нормы на одну тонну измененной снаряженной массы Нg (л/100 т/км).
В-третьих, самостоятельное нормирование расходов топлива предусмотрено для специального оборудования, которое устанавливается на автомобиле, или на пробег во время выполнения специальной работы, нормы расходов топлива для которых не вошли в Базовые нормы расходов. Также это касается газобаллонных и газодизельных модификаций автомобилей и автомобилей, использующих другие виды альтернативного или смесевого топлива (в частности биотопливо или топливо с содержанием биотоплива) и не вошли в Базовые нормы расходов. Об этом свидетельствуют пп. 2.1.3 и 2.1.4 Методрекомендаций.
Именно в таком случае разрешено применить технологические нормы, приведенные в документации завода-производителя оборудования, или рассчитать их с использованием технических данных, приведенных в этой документации.
Процедура расчета таких норм прописана в подразд. 2.2 Методрекомендаций.
ВНИМАНИЕ!
Полномочия для установления временных норм топлива для спецоборудования, установленного на авто, имеет комиссия учреждения
По результатам рассмотрения комиссия учреждения должна составить Акт установления временной нормы расходов топлива на работу специального оборудования автомобилей. Такой Акт составляют по форме, приведенной в приложении 5 к Методрекомендациям.
Заметьте: после этого необходимо направить один экземпляр заверенного акта на рассмотрение в ГП «ГосавтотрансНИИпроект» для проверки и регистрации. Лишь после регистрации в ГП «ГосавтотрансНИИпроект» возвращенные учреждению временные индивидуальные нормы расходов топлива вступают в силу. Бесспорно, применение таких норм расходов ГСМ для конкретной марки и модели авто следует закрепить предписывающим документом руководителя учреждения.
Но поскольку читатель не указал, какое именно авто было приобретено, ему следует проверить, или есть основания применять один из вышеперечисленных случаев. Не исключаем, что ни один из вариантов может его не касаться. А следовательно, о самостоятельном установлении норм расходов ГСМ и применении норм расходов, приведенных в документации завода-производителя, нечего и говорить. Как же поступить в таком случае, объясним дальше.
Отсутствуют нормы расходов ГСМ на новое авто: что делать?
Другое дело, если новая модель (модификация) авто или же авто оригинальной конструкции не указано в Базовых нормах расходов. Порядок действий для такой ситуации прописан в п.п. 2.1.5 Методрекомендаций (ср. USER_SHOW_ID).
В этом случае следует обратиться в ГП «ГосавтотрансНИИпроект» для разработки временных индивидуальных норм, заполнив соответствующую заявку и анкету. Формы заявки на разработку временных базовых линейных норм расходов и идентификационной анкеты для разработки временной индивидуальной базовой линейной нормы расхода приведены в приложении 4 к Методрекомендациям.
ВАЖНО!
Временные индивидуальные нормы устанавливают на определенный ГП «ГосавтотрансНИИпроект» период апробации, составляющий два года
Такие нормы действуют только для конкретного бюджетного учреждения, которое заказало их разработку, и не распространяются на авто других учреждений, в т. ч. субъектов хозяйствования, входящих в состав одного учреждения, если иное не определено договором на разработку нормы.
Заметьте: применение временных индивидуальных норм расходов ГСМ для конкретного авто следует зафиксировать в предписывающем документе вашего учреждения.
Такие нормы теряют силу:
— в случае разработки ГП «ГосавтотрансНИИпроект» соответствующих временных норм, разработанных по заявкам заводов-производителей и их включения в Базовые нормы расходов;
— в случае включения соответствующих постоянных норм в Базовые нормы расходов.
Учитывая это, если в Базовых нормах расходов отсутствует информация о модели вашего авто, заведению все же следует обратиться в ГП «ГосавтотрансНИИпроект». Соответственно применять нормы расходов топлива, установленные заводом-производителем, будет неправомерным.
Конечно, такие услуги не бесплатны, потому придется выделить определенную сумму средств на эти цели. Подробнее о том, в какую очередь возможно провести расходы на разработку временной индивидуальной базовой линейной нормы расходов топлива и по каким КЭКР, читайте в материале «Розроблення норм витрат палива: в яку чергу і за яким КЕКВ?» // «Бюджетная бухгалтерия», 2024, № 15.
Выводы
- В определенных случаях субъекты хозяйствования могут самостоятельно устанавливать нормы расходов ГСМ. В частности, это касается специального оборудования, которое устанавливается на автомобиле, или на пробег во время выполнения специальной работы, нормы расходов топлива для которых не вошли в Базовые нормы расходов.
- В случае если новая модель авто не указана в Базовых нормах расходов, следует обратиться в ГП «ГосавтотрансНИИпроект» для разработки временных индивидуальных норм.
- Временные индивидуальные нормы устанавливают на определенный ГП «ГосавтотрансНИИпроект» период апробации, составляющий два года.
Бюджетная бухгалтерия, апрель, 2025/№ 15