Получили благотворительную помощь без стоимости: инструкция для бухгалтера
Документы на благотворительную помощь есть, а стоимости нет: нужно ли оприходовать?
Да, 100 %, безоплатно полученные активы подлежат обязательному оприходованию и отражению в бухгалтерском учете. На этом в свое время акцентировал внимание Минфин в своем письме от 27.04.2022 № 41020-06-5/8479. Это правило № 1 для всех учреждений-получателей гуманитарной и благотворительной помощи.
Но по какой стоимости оприходовать такие активы? Как их правильно оценить?
Ответ на этот вопрос четко прописан в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету. В частности, порядок оценки и отражения в бухучете основных средств (далее — ОС) и малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА), безоплатно полученных от юридических и физических лиц, определен НП(С)БУ 121*. Далее именно этот документ будет основным указателем в этом вопросе.
Как оценить благотворительную помощь?
ОС и МНМА, полученные как благотворительная помощь, следует оценивать по справедливой стоимости. Именно такая стоимость и будет для этих активов первоначальной. Об этом свидетельствуют требования п. 7 разд. ІІ НП(С)БУ 121.
Конечно, идеальный вариант — это когда предоставитель помощи передал учреждению первичные документы с указанием стоимости материальных ценностей. В таком случае именно по этой стоимости следует оприходовать полученную помощь.
Другое дело, если в сопроводительных документах не указана стоимость безоплатно переданных материальных ценностей, а лишь их наименование и количество. При таких условиях справедливую стоимость полученной помощи придется определить самостоятельно.
Напомним, что справедливая стоимость — это сумма, которую могло бы получить учреждение, если бы реализовало аналогичный объект на открытом рынке на дату оценки.
Для определения справедливой стоимости необходимо действовать так:
— проанализировать рыночные цены на подобные активы;
— использовать данные о ценах на аналогичные активы из открытых источников (сайты производителей, прайс-листы поставщиков).
Также следует обязательно учесть физическое состояние, степень износа и технические характеристики активов, полученных учреждением как благотворительная помощь. Соответственно с учетом этих показателей корректируем определенную среднерыночную стоимость. Причем если речь идет о бывших в употреблении вещах, как в вопросе читателя, отдельно рассчитывать и отражать в бухучете сумму износа не нужно.
ВНИМАНИЕ!
Первоначальная стоимость = справедливая стоимость + дополнительные расходы
И не забудьте включить в первоначальную стоимость таких ценностей все дополнительные расходы. Указание на это содержит абз. 1 п. 7 разд. ІІ НП(С)БУ 121. К ним обычно относят расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку и тому подобное.
Кто проводит оценку?
Прием и оценку благотворительной помощи возлагают на специально созданную комиссию учреждения. Такую комиссию создают по приказу руководителя учреждения. В ее состав обязательно включают представителя бухгалтерской службы. Об этом гласят требования абз. 4 п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций по учету ОС*.
ВАЖНО!
Привлекать внешнего профессионального оценщика для оценки благотворительной помощи — не обязательно
Так, действующее законодательство не содержит прямого требования о проведении независимой оценки безоплатно полученных активов. По крайней мере, в ситуации читателя тратить средства на независимую оценку бывшей в употреблении мебели точно не стоит.
Результаты оценки комиссия фиксирует в Акте оценки материальных ценностей. Такой документ составляют в произвольной форме.
Какие документы оформить?
Та же, созданная по приказу руководителя, комиссия учреждения занимается и документальным оформлением полученной благотворительной помощи:
— во-первых, составляет Акт приема-передачи ОС по типовой форме, утвержденной приказом № 818*.
В акте указывают информацию о первоначальной (справедливой) стоимости безоплатно полученных объектов и их короткую характеристику. Если же благотворитель не предоставил подтверждающих документов об их стоимости, указываем стоимость исходя из результатов оценки, зафиксированной в акте оценки.
Обычно Акт составляют в двух экземплярах для каждой из сторон. Впрочем, комиссия вполне может составить такой Акт в одном экземпляре. Но помните: его обязательно должен утвердить руководитель учреждения, которое принимает ценности;
— во-вторых, оформляет Акт введения в эксплуатацию ОС по типовой форме.
Не сомневайтесь: указанный Акт применяют не только для зачисления объектов незавершенных капитальных инвестиций в состав ОС и МНМА. Также он предназначен для оформления операций по введению в эксплуатацию безоплатно полученных ОС и МНМА.
В Акт вносим информацию о первоначальной стоимости и короткую характеристику объектов, полученных как благотворительная помощь. Традиционно, утверждает такой Акт руководитель учреждения — получателя благотворительной помощи.
Кроме того, для каждого объекта ОС и МНМА, полученного как благотворительная помощь, должен быть установлен:
1) инвентарный (номенклатурный) номер и открыта Инвентарная карточка учета объектов ОС;
2) срок эксплуатации.
Во время определения срока полезного использования (эксплуатации) объекта ОС учитывайте:
— ожидаемое использование объекта ОС;
— физический износ (зависит от интенсивности использования объекта);
— моральный износ.
В то же время комиссия учреждения может ориентироваться на Типовые сроки полезного использования основных средств субъектов государственного сектора, приведенные в приложении 2 к Методрекомендациям по учетной политике*.
Как показать в бюджетном учете?
В случае получения и оприходования благотворительной помощи в натуральной форме нужно составить и подать в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме. Составляем такую справку на стоимость помощи, определенную комиссией учреждения. При этом отражаем поступление по коду классификации доходов 25020100 «Благотворительные взносы, гранты и подарки». Подать такую справку следует не позже последнего рабочего дня отчетного месяца.
Кроме того, необходимо:
— внести изменения в смету в части специального фонда по собственным поступлениям;
— подать распорядителю высшего уровня копии справок об изменениях в смете по собственным поступлениям.
Как показать в бухгалтерском учете?
Благотворительную помощь учреждение должно оприходовать по общим правилам. Напомним основные из них.
1. Чтобы правильно определить субсчет для учета безоплатно полученного имущества, ориентируйтесь на срок полезного использования и стоимостные признаки, установленные учреждением для разграничения ОС и МНМА.
Например, в ситуации читателя бухгалтеру придется выбирать между субсчетами 1016 «Инструменты, приборы, инвентарь» и 1113 «Малоценные необоротные материальные активы».
2. Безоплатно полученные необоротные активы зачисляем на счет 10 или 11, минуя счет 13. То есть стоимость таких активов в состав капитальных инвестиций не включаем и на счете 13 не отражаем.
3. Все дополнительные расходы на доведение безоплатно полученных объектов до состояния, пригодного для применения в запланированных целях (монтаж, наладка и тому подобное), включаем в их первоначальную стоимость. Указанные расходы накапливаем на Дт счета 13. После окончания всех работ, связанных с введением в эксплуатацию безоплатно полученных объектов, сумму этих расходов относим на увеличение первоначальной стоимости таких объектов.
4. Поступление благотворительной помощи предусматривает увеличение доходов от безоплатно полученных активов, услуг (работ). Для обобщения информации о таких доходах применяем субсчет 7511 «Доходы по необменным операциям». Одновременно отражаем кассовые расходы: Дт 2117 — Кт 2313.
5. Во время признания доходов от безоплатно полученных необоротных активов одновременно увеличиваем внесенный капитал.
Для этого делаем запись: Дт 7511 — Кт 5111.
6. Амортизацию на ОС или МНМА, полученные как благотворительная помощь, начисляем в общем порядке.
При этом делаем запись: Дт 8014, 8114 — Кт 1411, 1412. Одновременно признаем доход на сумму начисленной амортизации и уменьшаем внесенный капитал: Дт 5111 — Кт 7511.
Выводы
- Все безоплатно полученные активы подлежат обязательному оприходованию и отражению в бухгалтерском учете. Это также касается благотворительной помощи, которая поступила без стоимости.
- ОС и МНМА, полученные как благотворительная помощь, следует оценивать по справедливой стоимости. Такую стоимость определяет комиссия учреждения.
- Во время оформления благотворительной помощи комиссия составляет несколько документов: Акт оценки, Акт приема-передачи ОС, Акт введения в эксплуатацию ОС.
- В случае получения и оприходования благотворительной помощи в натуральной форме необходимо составить и подать в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме.
Бюджетная бухгалтерия, май, 2025/№ 20