Информация по теме "" | Публикации по тегу
22.02.21
1066 0
Распечатать
Избранное

Территория кладбища: нюансы учета для ОМС

На территории поселка находятся два кладбища. Возникает вопрос: нужно ли зачислять такие объекты на баланс поселкового совета? И если да, то на каком субсчете их следует учитывать? Нужно ли присваивать этим объектам инвентарные номера?

Порядок содержания. Деятельность по погребению умерших в Украине и отношения, возникающие после смерти (гибели) лица, регламентированы Законом № 11021.

1 Закон Украины «О погребении и похоронном деле» от 10.07.2003 г. № 1102-IV.

При этом кладбищем считается отведенный в установленном законом порядке земельный участок с обустроенными могилами и/или построенными крематориями, колумбариями, другими зданиями и сооружениями. Главное назначение всех указанных объектов — организация погребения и содержание мест погребений (ст. 2 Закона № 1102).

ОМС и их исполнительные органы в пределах своих полномочий (ч. 5 ст. 8 Закона № 1102):

1) решают вопросы об отведении земельных участков для организации мест погребения;

2) обеспечивают строительство, содержание и охрану мест погребения;

3) создают ритуальные службы;

4) решают вопросы о предоставлении средств на оплату ритуальных услуг для погребения одиноких граждан, ветеранов войны и труда, малообеспеченных граждан и т. п.

ВАЖНО!

Для организации, строительства, содержания и охраны мест погребения местные советы могут создавать специализированные КП2 (ч. 6 ст. 8 Закона № 1102).

2 КП — коммунальные предприятия.

Заметим: создание таких КП является полностью оправданным и целесообразным. Поскольку процесс обслуживания кладбищ — достаточно трудоемкий. Тогда как на территории соответствующей громады таких мест погребения не одно и даже не два. Тем более, что требования к размещению и обустройству мест погребения четко прописаны на нормативном уровне — в Порядке № 1933.

3 Порядок содержания кладбищ и других мест погребения, утвержденный Госжилкоммунхозом от 19.11.2003 г. № 193.

Так, места погребений (кладбищ) должны иметь спланированную и упорядоченную территорию, упорядоченные подъездные пути, быть обеспеченными транспортным сообщением с населенным пунктом. Также обязательным является наличие ограждения вокруг мест погребения. Этого требуют пп. 1.2 и 1.3 Порядка № 193.

Кроме того, п. 1.5 Порядка № 193 определен еще ряд объектов, которые должны быть размещены на территории кладбища. В то же время в сельской местности можно ограничиться обустройством ограждения, освещения, туалета, колодца, подъездной дороги, стоянки для автотранспорта и благоустройством основных дорог на территории кладбища (п. 2.1 Порядка № 193).

Существенно, что земли, на которых расположены места погребения, являются объектами коммунальной собственности и не подлежат приватизации или передаче в аренду (ст. 28 Закона № 1102).

Следует также четко понимать: содержание кладбищ (прежде всего территории общего пользования) осуществляется за счет средств местных бюджетов. Об этом свидетельствует ч. 1 ст. 30 Закона № 1102.

Учетные нюансы. Из вышеуказанного понятно, что на территории любого кладбища размещено множество разнообразных инженерных и технических зданий и сооружений. Каждое из них является отдельным объектом учета.

Внимание!

Ни территорию кладбища в целом, ни отдельные места погребения не нужно отражать в бухгалтерском учете как отдельные объекты.

Каждое погребение (перепогребение) подлежит только оперативному учету. Для этого предназначена специальная Книга регистрации погребений и перепогребений умерших граждан (приложение 1 к Порядку № 193).

Зато объектами бухучета являются: земельные участки, здания и сооружения, размещенные на соответствующей территории.

В то же время специальный порядок бухгалтерского учета объектов, находящихся на территории мест погребения, законодательством не предусмотрен. Следовательно, ОМС (исполкомы) должны вести их учет по общему порядку:

земельные участки (право постоянного землепользования) — на субсчете 1011 «Земельные участки». Сейчас для отражения земельных участков в бухучете можно применять как нормативную денежную, так и экспертную оценку. Подробнее об этом — в статье «Земельный участок под зданием: как поставить на учет» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 16);

здания и сооружения — на субсчете 1013 «Здания, сооружения и передаточные устройства»;

малые архитектурные формы (ограждения, скамейки, урны и т. п.) — на субсчете 1118 «Прочие необоротные материальные активы».

Для удобства можно применять отдельные аналитические счета в пределах соответствующих субсчетов учета (1013/1, 1013/2 и т. п.). При этом всем без исключения объектам следует присвоить инвентарные (номенклатурные) номера.

И еще несколько важных нюансов. Во-первых, необходимо проверить правоустанавливающие документы на соответствующие объекты. Если они отсутствуют и нет учетных данных о приеме-передаче таких активов или осуществлении расходов на их строительство (сооружение), следует начать процедуру приобретения права собственности на бесхозное имущество. Как это сделать правильно, читайте в консультации «Бесхозное имущество: как принять в собственность» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 37).

Во-вторых, для оценки зданий и сооружений, ранее не учтенных в балансе, целесообразно привлечь профессионального оценщика. Это не обязательное требование. Однако при отсутствии подтверждающих документов относительно стоимости такого имущества его независимая оценка очень желательна.

Тогда как оценку забора, лавочек, урн и т. п. вполне можно поручить комиссии ОМС (специально созданной или постоянно действующей инвентаризационной). При этом следует исходить из предположения, сколько может стоить тот или иной объект на соответствующую дату с учетом его технического состояния и степени износа. По результатам оценки нужно оформить акт оценки материальных ценностей произвольной формы.

В-третьих, все расходы, связанные с приобретением права собственности на соответствующие объекты (изготовление технической документации, плата за проведение регистрационных действий, независимой оценки и т. п.), увеличивают первоначальную стоимость соответствующих объектов. Это следует из норм п. 5 разд. II НП(С)БУ 1214.

4 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Рекомендация: в дальнейшем указанные объекты следует закрепить на праве хозяйственного ведения за соответствующими КП и передать их на баланс таких предприятий.

Крот Юлия

Бюджетная бухгалтерия, февраль, 2021/№ 8

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
60
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×