Замена клише печати: как отразить в учете?
Замена клише: как классифицировать операцию?
Назначение печатей и штампов для бюджетных учреждений вполне понятно.
Печать — это специальный предмет (устройство) с нарезными знаками для оттисков (отпечатков) их на сургуче, воске, бумаге и тому подобное с целью предоставления документам достоверности, подлинности и юридической силы.
Штамп — это специальная форма-клише, разновидность печати, преимущественно в виде прямоугольника. Применяется для получения отпечатков на бумаге и содержит на поверхности рельефное или углубленное зеркальное отражение текста с названием бюджетного учреждения, с указанием юридического адреса и других данных.
Такие инструменты для нанесения оттисков могут быть автоматическими и ручными. Они состоят из нескольких частей (компонентов):
— оснастка (корпус) — пластиковый, металлический или деревянный элемент;
— клише — рельефная поверхность с реквизитами учреждения;
— чернильная подушка (для автоматических печатей).
Безусловно, со временем любая часть печати или штампа требует замены. Например, через физический износ клише или чернильной подушки. И конечно, придется заменить клише в случае изменения названия учреждения или его реквизитов. Собственно, именно эта ситуация и возникла у нашего читателя.
Понятно, что в таком случае замену клише следует рассматривать как замену составной части такой печати или штампа. Соответственно расценивать такую операцию уместно как самый обычный ремонт печати (штампа). Ведь в этом случае речь идет о выполнении работ, направленных на поддержание объекта в рабочем состоянии.
ВНИМАНИЕ!
Списывать печать или штамп в связи с заменой клише не нужно
Учитывая это, такое устройство для нанесения оттисков остается на балансе учреждения. Никаких оснований для списания с баланса такого актива нет. Конечно, это касается лишь тех случаев, когда ключевая часть печати — оснастка пригодна для дальнейшего использования.
Замена клише: документальное оформление + бухучет
Документирование и учет операций по замене старого клише печати на новое следует осуществлять в определенном порядке. Объясним, какого именно алгоритма действий стоит придерживаться в этом случае.
1. Работник, ответственный за использование и хранение печати, штампа, составляет и подает руководству докладную записку о необходимости замены клише с обоснованием причин.
2. Комиссия учреждения составляет дефектный акт, в котором фиксирует:
— факт непригодности клише на основании фактического осмотра;
— потребность в приобретении нового клише для замены старого;
— способ замены (собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей).
3. Руководитель учреждения оформляет свое решение о необходимости замены клише распорядительным документом.
4. Новое клише как деталь, необходимую для ремонта печати и штампа, зачисляем на субсчет 1515 «Запасные части».
5. Новое клише, установленное собственными силами на печать и штамп, списываем на основании Акта списания запасов типовой формы.
Уничтожение старого клише проводим путем разрезания на малые несоединяемые и невосстанавливаемые части.
6. Расходы на замену клише относим к расходам отчетного периода (Дт субсчета 8013 (8113)).
Пример. В связи с изменением названия бюджетного учреждения были приобретены новые клише для печати и штампа. Новые клише оприходованы на основании накладной, их стоимость составляет 450 грн.
Замена старого клише на новое проведена собственными силами учреждения.
Детали, использованные для ремонта печати и клише, списаны на основании Акта списания запасов типовой формы.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
Приобретение нового клише |
|||||
1 |
Получено ассигнование на приобретение нового клише |
2313 |
7011 |
450 |
2 |
2 |
Оприходовано клише на склад |
1515 |
6211 |
450 |
6 |
3 |
Перечислены средства поставщику |
6211 |
2313 |
450 |
2, 6 |
Замена старого клише на новое |
|||||
1 |
Списаны детали (новое клише), установленные на печать и штамп |
8013 |
1515 |
450 |
13 |
Выводы
- Замена частей печати и штампа — это ремонт таких объектов. Такие операции не являются основанием для списания всего объекта с баланса.
- Расходы на приобретение и замену составных частей печати следует относить в расходы отчетного периода (Дт субсчетов 8013, 8113).
Бюджетная бухгалтерия, май, 2025/№ 20