Земельный участок: по какой стоимости учитывать?
Основание для зачисления
Земельные участки учитывают на основании документов, установленных законодательством. Такие обобщенные требования к учету земли определены в Методрекомендациях № 111. Однако этот документ не содержит четкого ответа на вопросы читателя. Поэтому немного погрузимся в земельное законодательство.
1 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 № 11.
Прежде всего следует помнить, что бюджетные учреждения приобретают исключительно право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности. Собственно, право постоянного пользования земельным участком является разновидностью права пользования землей. Это право заключается во владении и пользовании земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока. Такое определение предлагает ч. 1 ст. 92 ЗКУ2.
2 Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 № 2768-III.
Достаточно ли решения местного совета о передаче земельного участка учреждению на правах постоянного пользования для зачисления такого участка на баланс? Нет.
Поскольку право постоянного пользования земельным участком возникает с даты государственной регистрации таких прав. Это закреплено в ст. 125 ЗКУ. Поэтому каждому бюджетному учреждению — землепользователю необходимо сначала оформить право пользования земельным участком с учетом требований Закона № 19523.
3 Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 № 1952-IV.
И знайте: подтверждением государственной регистрации земельного участка является извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. Такое извлечение учреждения-землепользователи получают в электронной и (по желанию) в бумажной формах. Имея на руках такой документ, самое время задуматься об учетных вопросах.
ВНИМАНИЕ!
Использование земельных участков без надлежащего оформления прав является нарушением земельного законодательства (ст. 125 и 211 ЗКУ)
По какой стоимости зачисляем на баланс?
К земельным участкам применяют два вида денежной оценки: нормативную и экспертную. Это указано в ст. 5 Закона № 1378-IV4. Объясним, для каких целей применяют каждую из этих оценок. В таблице ниже обобщена информация о том, в каких случаях учреждение применяет экспертную денежную оценку, а в каких — нормативную денежную оценку.
4 Закон Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 № 1378-IV.
Проведение денежной оценки земли
Экспертная денежная оценка |
Нормативная денежная оценка |
Проводят в случае: • отчуждения и страхования земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности (кроме случаев, когда отчуждение земли осуществляют по нормативной оценке); • передачи в ипотеку земельного участка государственной или коммунальной собственности; • определения инвестиционного вклада в реализацию инвестиционного проекта на земельные улучшения; • определения стоимости земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, в случае, если они вносятся в уставный фонд хозяйственного общества; • определения стоимости земельных участков при реорганизации, банкротстве или ликвидации юрлица — собственника земельного участка; • выделения или определения доли государства или территориальной громады в составе земельных участков, находящихся в общей собственности; • определения размера имущественного ущерба, убытков собственникам или землепользователям в случаях, установленных законом или договором; • решения суда |
Проводят в случае: • определения размера земельного налога; • определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности; • определения размера государственной пошлины при мене, наследовании (кроме случаев наследования наследниками первой и второй очереди по закону (как случаев наследования ими по закону, так и случаев наследования ими по завещанию) и по праву представления, а также случаев наследования собственности, стоимость которой облагается налогом по нулевой ставке) и дарении земельных участков по закону; • определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; • разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель; • отчуждения земельных участков государственной, коммунальной собственности (в случаях, когда отчуждение земли осуществляют по нормативной оценке); • проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения (в случае, если предыдущая нормативная денежная оценка земельных участков в этом массиве не проводилась в течение 5 лет до дня принятия уполномоченным органом решения о проведении такой инвентаризации) |
По результатам проведения экспертной денежной оценки земельных участков составляют отчет о проведении оценки |
Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляют как извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земель |
Как видим, сейчас действующая редакция ст. 13 Закона № 1378 не требует обязательно проводить экспертную денежную оценку для целей бухгалтерского учета. Поэтому зачислить земельный участок на баланс учреждение может как по нормативной, так и по экспертной оценке. Но второй вариант возможен лишь в случае, если учреждение имеет сметные назначения для оплаты услуг эксперта. Впрочем, при отсутствии средств вполне можно обратиться к своему главному распорядителю с просьбой выделить дополнительные бюджетные ассигнования на такие нужды. И не расстраивайтесь, если такой финансовой возможности у учреждения нет. Ведь у вас остается вполне законный первый вариант — зачислить земельный участок на баланс исходя из его нормативной денежной оценки. И помните: лучше поступить так, чем пренебречь правилами и не оприходовать участок на баланс учреждения вовсе.
На какой субсчет оприходовать?
Для целей бухучета земельные участки являются обычными объектами ОС. В частности, для учета таких объектов в Плане счетов5 предусмотрен субсчет 1011 «Земельные участки».
5 План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 № 1203.
Оприходование земельного участка осуществляем по первоначальной стоимости. При этом не забываем о правилах формирования первоначальной стоимости таких объектов. Эти правила прописаны в п. 5 разд. II НП(С)БУ 121 и п. 5 разд. III Методрекомендаций № 11 (ср. USER_SHOW_ID).
Поскольку учреждение при получении земельного участка на праве пользования не тратит ни копейки, очевидно, и расходов, связанных с приобретением такого объекта, не будет. Вместе с тем для оформления права постоянного пользования земельным участком учреждение осуществляет определенные расходы, а именно:
• регистрационные сборы в связи с приобретением (получением) прав на такое недвижимое имущество;
• расходы на оплату услуг по проведению экспертной денежной оценки (если таковые имели место).
В конце концов, указанные расходы прибавляем к нормативной денежной оценке соответствующего земельного участка или ее экспертной стоимости.
Каков дальнейший учет такого объекта ОС? Землю учитываем на балансе без какого-либо изменения его первоначальной стоимости. Это связано с тем, что земельные участки амортизации не подлежат. Это прописано в п. 2 разд. IV НП(С)БУ 121.
Пример. Бюджетное учреждение по результатам проведения экспертной денежной оценки земельного участка получило экспертное заключение. Согласно заключению экспертная стоимость права пользования земельным участком составляет 2572500 грн.
Стоимость услуг эксперта — 3500 грн, услуг по получению извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество — 56,75 грн.
Таким образом, первоначальная стоимость земельного участка составляет:
2572500 + 3500 + 56,75 = 2576056,75 (грн).
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
Сумма, грн |
№ м/о |
|
дебет |
кредит |
||||
1 |
Зачислен на баланс земельный участок по экспертной денежной оценке |
1011 |
5111 |
2572500 |
17 |
2 |
Получены бюджетные ассигнования для оплаты услуг, связанных с оформлением права постоянного пользования земельным участком |
2313 |
7011 |
3556,75 |
2 |
3 |
Отражены расходы, связанные с оплатой услуг эксперта |
1311 |
6211 |
3500 |
6 |
4 |
Отражены расходы, связанные с оплатой услуг по получению извлечения из Госреестра |
1311 |
6211 |
56,75 |
6 |
5 |
Перечислена плата за полученные услуги |
6211 |
2313 |
3556,75 |
2, 6 |
6 |
Изъяты из доходов отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, включаемых в первоначальную стоимость земельного участка |
7011 |
5411 |
3556,75 |
17 |
7 |
Отнесены в состав первоначальной стоимости земельного участка расходы по оплате услуг |
1011 |
1311 |
3556,75 |
17 |
Одновременно отражены изменения в капитале |
5411 |
5111 |
3556,75 |
17 |
Матвеева Виктория
Бюджетная бухгалтерия, декабрь, 2021/№ 46