Информация по теме "" | Публикации по тегу
19.03.25
11 0
Распечатать
Избранное

Очередной апгрейд Бюджетного кодекса

Законом № 4225* внесены изменения в БКУ**. Предлагаем рассмотреть их вместе.

* Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины об актуализации и усовершенствовании некоторых положений» от 16.01.2025 № 4225-IX.

** Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.

Гендерно ориентированный подход в бюджетном процессе — реальность, а не тренд

Как известно, теперь немало внимания уделяется гендерному равенству в Украине. Учитывая это, были внесены и определенные изменения в БКУ. В частности, уточнено определение программно-целевого метода (далее — ПЦМ).

Теперь ПЦМ — это метод управления бюджетными средствами для достижения конкретных результатов за счет средств бюджета с применением гендерно ориентированного подхода и осуществлением оценки эффективности использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.

Кроме того, как следует из новой ч. 10 ст. 20 БКУ ПЦМ предусматривает применение гендерно ориентированного подхода, в пределах которого главные распорядители бюджетных средств и другие участники бюджетного процесса учитывают гендерные аспекты в процессе планирования, выполнения и отчетности о выполнении бюджетных программ.

Причем гендерно ориентированный подход в бюджетировании предусматривает учет гендерных аспектов на каждой стадии бюджетного процесса для справедливого распределения финансовых ресурсов и обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Публичные инвестиции: новая логика

Планирование, подготовка и реализация публичных инвестиционных проектов и программ публичных инвестиций происходят в соответствии с требованиями обновленной ст. 331 БКУ.

Все же новые определения публичных инвестиций, как то публичные инвестиции, публичный инвестиционный проект, программа публичных инвестиций и единый проектный портфель публичных инвестиций, теперь приведены в ст. 2 БКУ.

Что важно? Теперь все инвестиционные проекты будут проходить приоритезацию и оценку. Наиболее значимые из них войдут в единый проектный портфель публичных инвестиций. А это позволит эффективнее распределять бюджетные ресурсы и контролировать финансирование ключевых объектов.

Новый уровень финансирования обороны и безопасности

В условиях военного положения акцент сделан на усилении финансирования оборонного сектора.

Так, распорядители бюджетных средств уполномочены, в частности, на взятие среднесрочных обязательств по государственным контрактам (договорам) о закупке вооружения, военной техники, оружия и боеприпасов и осуществлении расходов бюджета. Это уточнено в обновленном п. 47 ст. 2 БКУ.

При этом под среднесрочным обязательством по государственным контрактам (договорам) о закупке вооружения, военной техники, оружия и боеприпасов следует понимать обязательство распорядителей средств государственного бюджета, принадлежащих к сектору безопасности и обороны, по заключенным трехлетним государственным контрактам (договорам) о закупке вооружения, военной техники, оружия и боеприпасов, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение текущего бюджетного периода и/или среднесрочного периода.

Это позволит лучше планировать оборонные расходы и гарантировать своевременное снабжение оборонных потребностей.

Также в ст. 35 БКУ уточнено, что главные распорядители бюджетных средств, принадлежащих к сектору безопасности и обороны, включают в бюджетные запросы объемы среднесрочных обязательств по государственным контрактам (договорам) о закупке вооружения, военной техники, оружия и боеприпасов на соответствующие бюджетные периоды и объемы ежегодных расходов на выполнение таких обязательств.

Кроме того, среднесрочное обязательство по госконтрактам (договорам) о закупке вооружения, военной техники, оружия и боеприпасов приобретает статус бюджетного обязательства в сумме, определенной согласно условиям трехлетнего государственного контракта (договора). Таким является предписание обновленной ст. 48 БКУ.

И, конечно, такая сумма должна отвечать предельным показателям расходов госбюджета, которые могут быть направлены на взятие среднесрочных обязательств по госконтрактам (договорам) о закупке вооружения, военной техники, оружия и боеприпасов, определенным законом о госбюджете на соответствующий период.

А кредиторская задолженность распорядителей бюджетных средств по среднесрочным обязательствам по государственным контрактам (договорам) о закупке вооружения, военной техники, оружия и боеприпасов на конец текущего бюджетного периода не может превышать остатка средств спецфонда госбюджета, образованного за счет соответствующих поступлений этого фонда.

Управленческая ответственность и прозрачность бюджетного процесса

Обновленный БКУ усиливает контроль над бюджетными средствами. В связи с этим введено понятие «управленческая ответственность и подотчетность».

Так, управленческая ответственность и подотчетность — это ответственность и подотчетность распорядителей бюджетных средств за достигнутые цели государственной политики в сфере соответствующей деятельности, функционирования внутреннего контроля, управления бюджетными средствами, объектами государственной (коммунальной) собственности и другими ресурсами, включая свои решения, действия, исполнение полномочий, в том числе делегированных.

Поэтому распорядители бюджетных средств должны обеспечивать эффективное управление финансами, отчетность и контроль за использованными ресурсами.

Также согласно обновленной ч. 2 ст. 19 БКУ на всех стадиях бюджетного процесса обеспечивается управленческая ответственность и подотчетность.

Более того, предусмотрено усиление контроля за государственными закупками и механизмами финансового мониторинга. Это шаг к снижению коррупционных рисков и повышению уровня доверия к распределению бюджетных средств.

Внутренний контроль

Повышение управленческой ответственности неминуемо влечет за собой усиление внутреннего контроля. Этому посвящена обновленная ч. 3 ст. 26 БКУ.

Так, распорядители бюджетных средств в лице их руководителей организуют внутренний контроль и внутренний аудит. Также они обеспечивают функционирование внутреннего контроля и осуществление внутреннего аудита в своих учреждениях и на предприятиях, в учреждениях и организациях, принадлежащих к сфере управления таких распорядителей бюджетных средств.

Что именно следует понимать под внутренним контролем?

Внутренний контроль — это комплекс мероприятий, которые основываются на управленческой ответственности и подотчетности и применяются руководителем для обеспечения соблюдения законности и эффективности использования бюджетных средств, достижения результатов в соответствии с установленной целью, заданиями, планами и требованиями по деятельности распорядителя бюджетных средств и предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере его управления.

Что же такое внутренний аудит?

Внутренний аудит — это независимая, объективная деятельность, предусматривающая осуществление аудиторских исследований (оценки по предоставлению уверенности) и аудиторского консультирования для содействия распорядителю бюджетных средств в достижении целей, заданий и конкретных результатов своей деятельности.

При этом внутренний аудит способствует улучшению эффективности и результативности в деятельности распорядителя бюджетных средств, а также предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере его управления, путем применения систематического, последовательного подхода к оценке и совершенствованию организации и функционирования системы управления, внутреннего контроля, управления рисками.

Для осуществления внутреннего аудита распорядитель бюджетных средств в лице руководителя создает самостоятельное структурное подразделение внутреннего аудита, являющееся подчиненным и подотчетным непосредственно такому руководителю.

Для предоставления профессиональных консультаций и рассмотрения вопросов, связанных с организацией и функционированием внутреннего контроля и осуществлением деятельности по внутреннему аудиту, главный распорядитель средств государственного бюджета создает аудиторский комитет как консультационно-совещательный орган.

Основные принципы функционирования внутреннего контроля и осуществления внутреннего аудита, а также порядок образования подразделений внутреннего аудита определяются Кабмином. А организационно-методологические принципы функционирования внутреннего контроля и осуществления внутреннего аудита определяются Минфином, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере государственного внутреннего финансового контроля, в т. ч. осуществляет анализ состояния функционирования внутреннего контроля и оценку функционирования систем внутреннего аудита у распорядителей бюджетных средств*.

* Для удобства Минфин на своем сайте разместил информацию и нормативную базу по этому вопросу.

В случае ликвидации — остатки собственных поступлений на счет правопреемника

Важным новым абзацем дополнена ч. 4 ст. 13 БКУ.

В случае ликвидации, реорганизации бюджетного учреждения, которая имеет следствием изменение организационной формы хозяйствования, остатки собственных поступлений органы Казначейства по поручению бюджетного учреждения и по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств перечисляют на счет правопреемника, открытый в органах Казначейства.

Региональное развитие и местные бюджеты

Реформа местного самоуправления получила дополнительный толчок. Государственный фонд регионального развития закрепляется как часть госбюджета, а его финансирование должно составлять не менее 1,5 % доходов общего фонда госбюджета.

Также усовершенствован механизм распределения средств между регионами:

70 % — по численности населения;

30 % — с учетом уровня социально-экономического развития.

Это позволит направлять больше ресурсов в менее развитые регионы и сократить экономический дисбаланс между областями.

Обнародование информации о выполнении бюджетов

Появились новые правила и сроки обнародования информации о выполнении бюджетов.

Так, информация о выполнении госбюджета и местных бюджетов должна быть обнародована не позже 1 марта года, следующего за годом отчета. Такое требование зафиксировано в обновленном абз. 1 ч. 5 ст. 28 БКУ.

При этом следует обнародовать информацию о:

— госбюджете — на официальных сайтах КМУ, Минфина;

— местных бюджетах — на официальных сайтах ВР АР Крым, Совета министров АР Крым, местных госадминистраций, исполнительных органов соответствующих местных советов или другим способом в соответствии с Законом № 2939*.

* Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 № 2939-VI.

Новости о бюджетных декларациях

Отныне Минфин разрабатывает и в определенные им сроки доводит до (ч. 5 ст. 33 БКУ):

— главных распорядителей средств государственного бюджета — инструкции по подготовке бюджетных предложений, ориентировочные предельные показатели расходов государственного бюджета и предоставления кредитов из государственного бюджета на среднесрочный период;

— центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере экономического и социального развития, — ориентировочный предельный совокупный объем публичных инвестиций на среднесрочный период.

Также в ч. 9 ст. 33 БКУ уточнено, что, кроме прочего, бюджетная декларация содержит положения об:

— объеме публичных инвестиций на подготовку и реализацию публичных инвестиционных проектов и программ публичных инвестиций, включая объем средств госфонда регионального развития, объем средств государственного дорожного фонда (по направлениям, определенным ч. 3 ст. 242 БКУ), объем средств госфонда внутренних водных путей (по направлениям, определенным ч. 3 ст. 245 БКУ), объем средств госфонда декарбонизации и энергоэффективной трансформации (по направлениям, определенным ч. 3 ст. 246 БКУ), с указанием приоритетных направлений таких публичных инвестиций;

— среднесрочного плана приоритетных публичных инвестиций государства;

— общего объема среднесрочных обязательств по госконтрактам (договорам) о закупке вооружения, военной техники, оружия и боеприпасов и объема ежегодных расходов на выполнение таких обязательств.

Итоги бюджетных новаций

Из анализа изменений видно, что последние обновления БКУ — это еще один шаг к более прозрачному, эффективному и сбалансированному управлению государственными финансами. Ведь введенные изменения в первую очередь направлены на:

— улучшение регионального развития;

— усиление финансирования оборонного сектора;

— оптимизацию бюджетного процесса;

— усиление внутреннего контроля и аудита.

Остается следить за практическим внедрением этих норм, ведь реальные изменения всегда зависят от эффективности реализации законодательных инициатив.

А мы, со своей стороны, как всегда, будем держать вас в курсе всех дальнейших обновлений.

ВНИМАНИЕ!

Закон № 4225 вступил в силу 05.03.2025

Бюджетная бухгалтерия, март, 2025/№ 12

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі