Остатки образовательной субвенции: используем правильно
Можно ли за счет остатков образовательной субвенции оплатить корректировку проектной документации на капремонт?
Первоочередное направление использования этих средств — это оплата труда с начислениями педагогических работников.
Кроме целевого назначения, ч. 4 ст. 1032 БКУ разрешает использовать остатки образовательной субвенции на обновление материально-технической базы заведений образования. Кстати, под материально-технической базой заведения образования следует понимать все его имущество. Получается, можно использовать остатки субвенции на ремонт любых активов учебного заведения?
Формально — да. Но не следует забывать о требованиях п. 3 Порядка № 61. В частности, остатки образовательной субвенции в первую очередь следует направлять на такие расходы:
1 Порядок и условия предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденный постановлением КМУ от 14.01.2015 г. № 6.
• приобретение школьных автобусов для перевозки детей из заведений общего среднего образования, которые будут оптимизированы/объединены/реорганизованы;
• обновление учебной и материально-технической базы заведений общего среднего образования, которые оптимизированы/объединены/реорганизованы или которые полностью укомплектованы и в которые будут довозиться учащиеся заведений общего среднего образования;
• приобретение учебников и пособий (в том числе электронных) для заведений образования;
• оснащение заведений образования средствами обучения по физике, химии, биологии, географии, математике, учебными компьютерными комплексами с мультимедийными средствами обучения (интерактивная доска, интерактивная панель с вмонтированным компьютером, мультимедийный проектор, подсоединенный к компьютеру учителя, ученическое компьютерное оборудование, программное обеспечение, коммутационное оборудование и т. п.), учебным оборудованием и методическим обеспечением для начальной школы;
• осуществление мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности;
• подключение заведений образования к Интернету, в первую очередь в сельской местности;
• строительство новых туалетных помещений и реконструкцию, капитальный и текущий ремонт туалетных помещений заведений общего среднего образования, в которых начальное образование получают не менее 20 человек, их обустройство санитарно-гигиеническим оборудованием и разработку соответствующей проектной документации;
• закупку средств индивидуальной защиты (защитных масок, одноразовых перчаток, защитных щитков), дезинфицирующих средств, пирометров (инфракрасных термометров) и услуг по дезинфекции помещений.
При этом МОН в письме от 30.06.2020 г. № 1/11-4420 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 9, с. 5) отметило, что этот перечень не является исчерпывающим.
Таким образом, расходы, предусмотренные п. 3 Порядка № 6, являются первоочередными относительно использования остатков образовательной субвенции на обновление материально-технической базы, но не исключительными.
Подробнее об использовании остатков субвенции читайте в материале «Остаток образовательной субвенции на ремонт столовой: возможно ли?» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 13, с. 4).
Вывод: средства остатка образовательной субвенции можно расходовать на проведение ремонта, в том числе и на корректировку проектной документации по этому ремонту. Конечно, для этого заведение образования не должно иметь задолженности по зарплате педагогическим работникам, а все первоочередные направления, определенные п. 3 Порядка № 6, должны быть обеспечены.
Можно ли остатки образовательной субвенции использовать на перезарядку огнетушителей и направлять на мероприятия по энергосбережению (замена окон, утепление)?
Осуществление мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности, относится к первоочередным направлениям использования остатков образовательной субвенции, предусмотренным п. 3 Порядка № 6. В свою очередь, перезарядка огнетушителей относится к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности. И это никаких сомнений не вызывает. Ведь пожарная безопасность в учебных заведениях обеспечивается путем проведения организационных и практических мероприятий и использования технических средств, направленных на:
• предотвращение пожаров;
• обеспечение безопасности участников учебно-воспитательного процесса;
• снижение возможных имущественных потерь;
• уменьшение отрицательных экологических последствий в случае их возникновения;
• создание условий для успешного тушения пожаров (п. 4 разд. І Правил № 9742).
2 Правила пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования Украины, утвержденные приказом МОН от 15.08.2016 г. № 974.
Контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляют лица, назначенные приказом руководителя учебного заведения (п. 15 разд. IV Правил № 974).
Во время эксплуатации огнетушителей необходимо руководствоваться Правилами № 253. Перезарядка огнетушителя является обязательной составляющей рабочего цикла огнетушителя (приложение 1 к Правилам № 25). Перезарядка огнетушителя обеспечивает его поддержание в рабочем состоянии и, как следствие, создание одного из условий для успешного тушения пожаров.
3 Правила эксплуатации и типовые нормы принадлежности огнетушителей, утвержденные приказом МВД от 15.01.2018 г. № 25.
Таким образом, если в заведении образования нет задолженности по зарплате педагогическим работникам, то расходы на перезарядку огнетушителей могут быть осуществлены за счет остатков образовательной субвенции в первоочередном порядке.
Теперь о возможности осуществления расходов на такие мероприятия по энергосбережению, как замена окон и утепление здания. В зависимости от конкретных объемов таких работ, они относятся к текущему или капитальному ремонту. Для определения вам пригодится Перечень № 1504.
4 Приказ Госкома по вопросам ЖКХ «Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» от 10.08.2004 г. № 150.
В любом случае не забывайте: окончательное решение о сути запланированных работ должен принять руководитель учреждения. Поскольку именно руководитель решает, направлены ли работы на улучшение условий эксплуатации объекта или только рассматриваются как поддержание его в рабочем состоянии. Это четко определено в п. 2 разд. VI Методрекомендаций № 115. Конечно, это решение очень ответственное, поскольку в дальнейшем от него зависят правильность выбора КЭКР и порядок отражения в бухучете.
5 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.
Ситуация с осуществлением расходов на ремонт за средства остатка образовательной субвенции аналогична первому вопросу. Итак, опять-таки, если заведение образования не имеет задолженности по зарплате педработникам и первоочередные направления использования остатков субвенции обеспечены, то пожалуйста.
Ничто не мешает вам направить эти средства на проведение ремонта, в том числе и на утепление здания и замену окон.
Можно ли за счет остатков образовательной субвенции приобрести компьютеры в класс информатики?
Здесь уже сам Бог велел. Ведь расходы на обновление учебной базы и оснащение заведений образования учебными компьютерными комплексами, в частности ученическим компьютерным оборудованием, являются первоочередными (п. 3 Порядка № 6).
Поэтому если у заведения образования нет задолженности по зарплате педагогам, то можно спокойно проводить расходы на приобретение компьютеров в класс информатики за счет остатков образовательной субвенции.
Также напомним: приобретение средств и оборудования для учебных целей должно соответствовать установленным требованиям. Об этом шла речь в письме МОН от 14.08.2020 г. № 1/9-441 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 9, с. 5).
Так, компьютерное оборудование, которым комплектуются учебные кабинеты, должно обязательно соответствовать требованиям Типового перечня № 14406. Характеристики компьютерного оборудования должны соответствовать оптимальным требованиям для программного обеспечения и другого цифрового оборудования учебного кабинета. Компьютерное оборудование должно быть совместимым с другим оборудованием (цифровыми документ-камерами, многофункциональными устройствами и т. п.) учебных кабинетов.
6 Типовой перечень компьютерного оборудования для заведений дошкольного, общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования, утвержденный приказом МОН от 02.11.2017 г. № 1440.
Кроме того, все программное обеспечение должно иметь интерфейс на украинском языке.
Можно ли за счет остатка образовательной субвенции оплатить бухгалтерские курсы повышения квалификации бухгалтеру заведения образования?
Здесь в первую очередь следует упомянуть, какие расходы подпадают под запрет на осуществление за счет средств остатка образовательной субвенции.
Так, не допускается направление субвенции на:
• закупку товаров, работ и услуг, которые непосредственно не связаны с основным направлением использования субвенции или обновлением материально-технической базы заведений образования;
• оплату посреднических услуг;
• осуществление мероприятий, целью которых является получение прибыли.
Об этом четко указано в п. 6 Порядка № 6.
Оплата бухгалтерских курсов бухгалтеру учебного заведения никак не связана с основным направлением использования образовательной субвенции или с обновлением материально-технической базы заведения образования. Поэтому такие расходы за счет остатков образовательной субвенции осуществлять нельзя.
Станкус Татьяна
Бюджетная бухгалтерия, июль, 2021/№ 27