Информация по теме "" | Публикации по тегу
01.04.25
9 0
Распечатать
Избранное

Оценка эффективности бюджетных программ: законодательное основание

На каком законодательном основании следует осуществлять оценку эффективности бюджетных программ: по приказу № 608* или по письму Минфина от 19.09.2013 № 31-05110-14-5/27486?

* Приказ Минфина «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению оценки эффективности бюджетных программ» от 17.05.2011 № 608.

Что такое оценка эффективности бюджетных программ?

Начнем с того, что одним из компонентов программно-целевого метода (далее — ПЦМ) являются анализ и оценка бюджетных программ.

Этот вопрос урегулирован ч. 6 ст. 20 БКУ*. Так, на всех стадиях бюджетного процесса его участники в пределах своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, предусматривающую мероприятия по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.

Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на основании данных мониторинга, анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, указанной в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах о выполнении смет и отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ.

При этом оценку эффективности возможно провести только для тех программ, для которых на стадии планирования четко определены цели, задачи и непосредственные результаты реализации программы. Для обеспечения общей эффективности программных расходов весомое значение имеет результативность программы (достижение запланированных результатов) и ее эффективность (соотношение достигнутых результатов и расходов на их достижение).

Оценка эффективности бюджетных программ на стадии планирования может обеспечиваться с помощью:

— отражения связи результатов реализации программы со стратегическими целями и задачами субъекта бюджетного планирования;

— определения перечня мероприятий по реализации программы, сроков их реализации;

— установления целевых показателей и их значений;

— определения рисков реализации программы и их возможного влияния на достижение поставленных целей (непосредственных результатов);

— установления размеров и источников финансирования.

При этом результаты оценки эффективности бюджетных программ, в т. ч. выводы органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление финконтроля за соблюдением бюджетного законодательства, являются основанием для принятия решений о внесении в установленном порядке изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода, соответствующих предложений в проект бюджета на плановый бюджетный период и в прогноз бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, включая остановку реализации соответствующих бюджетных программ.

Законодательное основание для оценки эффективности бюджетных программ

Согласно ч. 6 ст. 20 БКУ организационно-методологические принципы осуществления оценки эффективности бюджетных программ главными распорядителями бюджетных средств определяет Минфин.

И, в частности, такие принципы теперь определены приказом № 608, которым утверждены Методические рекомендации по осуществлению оценки эффективности бюджетных программ (далее — Методические рекомендации).

Так, оценку эффективности бюджетных программ следует осуществлять по всем бюджетным программам. Исключение составляют бюджетные программы, по которым не составляют паспорта бюджетных программ.

Для оценки эффективности бюджетных программ можно использовать:

— официальную государственную статистическую, финансовую и другую отчетность;

— данные бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета;

— информацию о результатах контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионным подразделением распорядителя бюджетных средств, и тому подобное.

ВАЖНО!

Методические рекомендации определяют лишь общие подходы к осуществлению оценки эффективности бюджетных программ

Зато для более основательного анализа эффективности использования бюджетных средств, а также ввиду того, что на уровне местных бюджетов одну программу могут выполнять разные распорядители бюджетных средств, Минфин разработал Методику осуществления сравнительного анализа эффективности бюджетных программ (далее — Методика анализа). И эта Методика анализа была направлена местным финансовым органам как раз письмом Минфина от 19.09.2013 № 31-05110-14-5/27486 (далее — письмо № 27486). Такая Методика анализа дает возможность сравнить эффективность использования средств разными распорядителями по одной бюджетной программе.

При этом анализ бюджетной программы базируется на основе средних индексов выполнения результативных показателей бюджетной программы. Для их расчета следует использовать показатели эффективности и качества (вместе по общему и специальному фондам), характеризующие выполнение бюджетной программы.

Сравнительный анализ эффективности бюджетных программ осуществляют главные распорядители средств местных бюджетов. Его целью является определение эффективности аналогичных бюджетных программ, выполняемых разными распорядителями бюджетных средств.

Таким образом, анализ эффективности бюджетных программ — это комплексный анализ использования бюджетных средств и достигнутых результатов распорядителями бюджетных средств разных бюджетов в процессе реализации однотипных бюджетных программ.

Следовательно, руководствоваться необходимо обоими документами: для оценки эффективности бюджетной программы — приказом № 608, а для детального анализа эффективности бюджетной программы — письмом № 27468.

Подробнее о порядке оценки эффективности бюджетных программ и анализа эффективности бюджетных программ читайте в материале «Оцінка ефективності бюджетних програм: чим керуватися?» // «Бюджетная бухгалтерия», 2023, № 45 (ср. USER_SHOW_ID).

Выводы

  • На всех стадиях бюджетного процесса его участники в пределах своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ.
  • Общие рекомендации по осуществлению оценки эффективности бюджетных программ приведены в Методических рекомендациях, утвержденных приказом № 608, а порядок детального анализа эффективности бюджетных программ изложен в Методике анализа, приведенной в письме № 27468.

Бюджетная бухгалтерия, апрель, 2025/№ 13

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі