Ремонт и приобретение оборудования для столовых за счет остатков образовательной субвенции
Условия использования остатков образовательной субвенции в 2025 году
Прежде всего напомним условия использования остатков образовательной субвенции в 2025 году.
В отличие от прошлого года, остатки средств по образовательной субвенции из госбюджета местным бюджетам, которые образовались на счетах местных бюджетов на конец 2024 года, подлежат перечислению в спецфонд госбюджета.
Такие остатки должны были быть направлены в МОН с целью дальнейшего их распределения по решениям КМУ между местными бюджетами с учетом целевого назначения образовательной субвенции и на реализацию мероприятий в сфере образования (с открытием в случае необходимости новых бюджетных программ, включая трансферты местным бюджетам).
Таково предписание ст. 25 Закона о госбюджете-2025*, как исключение из положений ч. 2 и 4 ст. 1032 БКУ**.
* Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2025» от 19.11.2023 № 4059-IX.
** Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
Подробнее об этом читайте в статье «Завершення 2024 бюджетного року» // «Бюджетная бухгалтерия», 2024, № 48 (ср. USER_SHOW_ID).
Направление использования остатков образовательной субвенции
Также напомним, что ремонт и приобретение оборудования для столовых (пищеблоков) ЗОСО являются одним из направлений использования остатков образовательной субвенции. Это предусмотрено п. 3 Порядка и условий № 6*. Однако в этом году, как мы уже отметили, такое направление и количество израсходованных средств остатков образовательной субвенции определяет именно МОН. И это происходит в соответствии с Порядком и условиями № 241, о которых идет речь.
Распорядители остатков образовательной субвенции
Для удобства эти остатки образовательной субвенции будем называть просто субвенцией.
Традиционно, главным распорядителем субвенции является МОН.
А по местным бюджетам распорядители субвенции определяются решениями о таких бюджетах.
Направление направления субвенции
Как следует из п. 3 Порядка и условий № 241, субвенция направляется на завершение реализации начатых в предыдущем бюджетном периоде проектов по приобретению оборудования, созданию и модернизации (проведению реконструкции и капитального ремонта) столовых (пищеблоков) ЗОСО коммунальной формы собственности, которые были профинансированы согласно распоряжению № 763*.
Условия предоставления субвенции
Условиями предоставления субвенции являются:
— во-первых, готовность проектов должна составлять не менее 40 % их общей стоимости и/или объем выполненных строительных работ — не менее 40 % запланированного и/или использование средств не менее 40 % объема выделенных средств государственным и местными бюджетами;
— во-вторых, проектная заявка должна быть подана на рассмотрение МОН с использованием программных средств Единой цифровой интегрированной информационно-аналитической системы управления процессом восстановления объектов недвижимого имущества, строительства и инфраструктуры, которая действует в соответствии с постановлением № 1286*. Такую заявку следует подать путем заполнения информации и загрузки документов в соответствующих разделах электронного кабинета пользователя этой цифровой системы.
Условия софинансирования
Как и в отношении большинства субвенций, в этом случае также предусмотрено использование средств госбюджета на условиях софинансирования.
Причем уровень такого софинансирования должен был быть определен соответствующими решениями местных советов еще в прошлом году.
Но заметьте: источниками софинансирования средств местных бюджетов не могут быть средства госфонда регионального развития и межбюджетных трансфертов из госбюджета местным бюджетам, включая остатки субвенций из госбюджета местным бюджетам за предыдущие бюджетные периоды. Это определено в п. 5 Порядка и условий № 241.
Также обязательным условием финансирования проектов за счет субвенции является предварительное направление средств местных бюджетов по целевому назначению в части софинансирования.
Расходы развития → расходы потребления
Пункт 6 Порядка и условий № 241 позволяет направлять бюджетные средства, определенные как расходы развития, на расходы потребления. Это возможно в случае возникновения во время реализации проекта потребности в закупке товаров, работ и услуг, которые относятся к текущим расходам.
Информирование и отчетность по использованию субвенции
Казначейство должно ежемесячно до 20-го числу информировать Минфин и МОН об объемах перечисления субвенции, взятых бюджетных обязательствах, бюджетных финансовых обязательствах и кассовых расходах в разрезе местных бюджетов с указанием кода бюджета.
Расп орядители субвенции по местным бюджетам подают областным, Киевской городской госадминистрациям (военным администрациям):
— отчет об использовании субвенции и средств местных бюджетов (на условиях софинансирования) и фотографии, в которых зафиксировано состояние реализации проектов, — ежемесячно до 5-го числа;
— отчет о завершении реализации проектов, который включает информацию о проведении оплаты за полученные товары, выполненные работы и предоставленные услуги и получение декларации о готовности объекта к эксплуатации (для проектов, связанных с проведением капитального ремонта, реконструкции), — не позднее 25 декабря отчетного года.
Со своей стороны областные, Киевская городская госадминистрации (военные администрации) подают ежемесячно до 10-го числа МОН отчет об использовании субвенции по форме согласно приложению к Порядку и условиям № 241.
Сводную же информацию об использовании субвенции МОН подает ежемесячно до 30-го числа Минфину.
ВНИМАНИЕ!
Порядок и условия № 241 вступили в силу 06.03.2025
Бюджетная бухгалтерия, март, 2025/№ 11