Информация по теме "" | Публикации по тегу
20.03.25
8 0
Распечатать
Избранное

Создание образовательного пространства за счет образовательной субвенции

Важные новации в финансировании образования: Кабмин постановлением № 290* утвердил порядок предоставления образовательной субвенции в 2025 году на создание современного образовательного пространства. Поэтому рассмотрим ключевые аспекты, которые повлияют на планирование и использование бюджетных средств в образовательной сфере.

* Постановление КМУ «Об утверждении Порядка и условий предоставления в 2025 году образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам (по специальному фонду государственного бюджета) в части создания современного образовательного пространства» от 14.03.2025 № 290.

Кто распорядители образовательной субвенции?

Традиционно, главным распорядителем субвенции является МОН.

А по местным бюджетам распорядители субвенции определяются решениями о таких бюджетах.

Направления субвенции: на что можно потратить средства?

Согласно п. 3 Порядка и условий № 290* субвенция направляется на создание современного образовательного пространства, а именно на закупку средств обучения и оборудования, мебели для учебных кабинетов биологии, географии, математики, физики, химии и STEM-лаборатории для заведений общего среднего образования (далее — ЗОСО).

* Порядок и условия предоставления в 2025 году образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам (по специальному фонду государственного бюджета) в части создания современного образовательного пространства, утвержденные постановлением КМУ от 14.03.2025 № 290.

При этом такие ЗОСО должны осуществлять образовательный процесс по очной форме, с сочетанием очной и дистанционной формы получения образования и согласно перспективному плану развития ЗОСО органов местного самоуправления (далее — ОМС) в 2027/2028 учебном году, и относиться к сети заведений, которые обеспечивают получение профильного среднего образования.

Софинансирование: как будут делить расходы?

Ключевым условием получения субвенции является принцип софинансирования. При этом:

— 90 % средств — предоставляет государство;

— 10 % — должны обеспечить местные бюджеты.

Однако источниками софинансирования не могут быть:

— средства Государственного фонда регионального развития;

— межбюджетные трансферты;

— остатки субвенций прошлых периодов.

Также предусмотрено, что местная власть должна первоочередно выделять средства из местного бюджета, чтобы получить государственное финансирование.

Как подать заявку?

Местные советы и областные госадминистрации (военные администрации) могут подать заявку на создание современного образовательного пространства лишь для одного заведения образования (Киевская городская госадминистрация — для десяти).

Срок предоставления проектных заявок для участия в отборе составляет не более 10 рабочих дней с даты объявления МОН о проведении отбора.

Местные советы и областные, Киевская городская госадминистрации (военные администрации) не позже чем в течение следующего рабочего дня после дня объявления МОН о проведении отбора обнародуют на официальных сайтах информацию об осуществлении отбора ЗОСО для его включения в проектную заявку.

К проектной заявке должен быть приложено гарантийное письмо о соблюдении условий софинансирования, своевременного использования субвенции в полном объеме и проведения текущего и/или капитального ремонта (реконструкции) помещения.

Проектную заявку и гарантийное письмо должен подписать руководитель соответствующего местного совета, областной госадминистрации (военной администрации) или уполномоченное лицо. А в случае подписания проектной заявки и/или гарантийного письма уполномоченным лицом к проектной заявке прилагается копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия такого лица.

Рассмотрение проектных заявок и распределение средств субвенции осуществляет специально организованная МОН комиссия.

Что указать в заявке?

В проектной заявке нужно указать:

— номер ЗОСО в программно-аппаратном комплексе «Автоматизированный информационный комплекс образовательного менеджмента»;

— местонахождение юридического лица и полное наименование ЗОСО, в котором будет создано современное образовательное пространство;

— код и название местного бюджета;

— проектную мощность ЗОСО;

— общее количество учеников в ЗОСО (по состоянию на 1 января года, в котором планируется реализация проекта), в т. ч. по годам обучения;

— информацию о наличии укрытия;

— информацию об обеспечении ЗОСО квалифицированными педагогическими кадрами профильных предметов и опыт углубленного преподавания ими отдельных предметов (подготовка победителей всеукраинских и международных олимпиад в сфере образования и тому подобное);

— информацию о сотрудничестве ЗОСО с заведениями высшего образования и работодателями;

— информацию об обеспеченности в ЗОСО учебных кабинетов биологии, географии, математики, физики, химии и STEM-лаборатории;

— перечень учебных кабинетов и STEM-лаборатории, которые планируется обустроить;

— ожидаемый результат от реализации проекта за средства субвенции, учитывая перспективы развития ЗОСО;

— общую сметную стоимость средств обучения и оборудования для учебных кабинетов и STEM-лаборатории, в т. ч. объем субвенции из государственного бюджета;

— долю софинансирования из местного бюджета.

Каковы критерии отбора?

Важные критерии для участия в отборе (п. 5 Порядка и условий № 290):

— образовательный процесс осуществляется по очной форме, с сочетанием очной и дистанционной формы получения образования;

— согласно перспективному плану развития ЗОСО ОМС в 2027/2028 учебном году относятся к сети заведений, обеспечивающих получение профильного среднего образования по академическому или профессиональному направлению;

— минимальное количество получателей образования в 8 классе ЗОСО, в т. ч. в опорном заведении образования без учета их численности в филиалах (по состоянию на 1 января года, в котором планируется реализация проекта), должно составлять 60 человек (по 20 человек в каждом из трех классов за один учебный год);

— для ЗОСО, расположенных в сельской местности, обеспечение подвоза школьным автобусом получателей общего среднего образования и педработников от места проживания к заведению образования и в обратном направлении.

Также следует учесть, что участие в отборе проектных заявок предусматривает проведение текущего и/или капитального ремонта (реконструкции) помещения (в случае необходимости) за счет местных бюджетов или других источников, не запрещенных законодательством.

На что нельзя направить субвенцию?

Не допускается направление субвенции на (п. 10 Порядка и условий № 290):

— закупку товаров, работ и услуг, непосредственно не связанных с осуществлением расходов, указанных в п. 3 Порядка и условий № 290;

— оплату посреднических услуг;

— осуществление мероприятий, целью которых является получение прибыли.

Расходы развития → расходы потребления

В случае необходимости закупки средств обучения и оборудования для учебных кабинетов биологии, географии, математики, физики, химии и STEM-лаборатории для ЗОСО, которые в соответствии с законодательством являются малоценными необоротными материальными активами, средства, определенные согласно распределению субвенции как расходы развития, могут направляться на расходы потребления для такой закупки. Это разрешено п. 7 Порядка и условий № 290.

Информирование и отчетность по использованию субвенции

Ежемесячно к 20-му числу Казначейство должно информировать Минфин и МОН об объемах перечисления субвенции, взятых бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств и кассовых расходов в разрезе местных бюджетов с указанием кода бюджета.

Областные, Киевская городская госадминистрации (военные администрации), со своей стороны, ежемесячно к 10-му числу следующего периода должны подавать МОН отчет об использовании субвенции и средств местных бюджетов (на условиях софинансирования) в отчетном периоде.

Сводную же информацию об использовании субвенции МОН должно подавать ежемесячно к 30-му числу следующего периода Минфину.

ВНИМАНИЕ!

На момент написания этого материала постановление № 290 не вступило в силу

Бюджетная бухгалтерия, март, 2025/№ 12

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі