Возмещение «коммуналки» подразделением ВСУ: на общий или специальный фонд?
Основания пребывания подразделения ВСУ в помещении
В первую очередь вспомним, на каких именно условиях можно передать помещение для использования подразделениями ВСУ. И начнем с главного.
ВНИМАНИЕ!
Запрещено передавать государственное или коммунальное имущество в безоплатное пользование или ссуду
Это четко прописано в ч. 2 ст. 9 Закона № 157*. И никаких исключений из этого правила или послаблений в связи с военным положением не предусмотрено.
* Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 03.10.2019 № 157-ІХ.
Таким образом, предоставить помещение для расположения подразделения ВСУ в ссуду невозможно. Законным способом размещения подразделений ВСУ является лишь аренда. При этом такая аренда полностью может предусматривать определенные льготы.
Далее объясним, какие именно и на каком основании.
Арендные отношения между бюджетным учреждением (арендодателем) и подразделением ВСУ (арендатором) должны быть оформлены договором аренды. При этом можно применить Примерный договор аренды*.
Относительно размера арендной платы, то сдать имущество в аренду подразделению ВСУ можно за 1 грн в год.
ВАЖНО!
Годовая арендная плата за аренду недвижимого имущества в размере 1 гривни устанавливается органам госвласти, другим бюджетным организациям, заведениям, учреждениям, которые полностью финансируются из государственного бюджета
Это прямо предусмотрено п. 13 Методики № 630*.
Методика № 630 регулирует аренду государственного имущества. Если же речь идет о коммунальном имуществе, тогда необходимо руководствоваться местными методиками расчета арендной платы, утвержденными органами местного самоуправления. Впрочем, если такая методика не принята на местном уровне, применяйте Методику № 630 (абз. 3 ч. 2 ст. 17 Закона № 157).
Подробнее о предоставлении помещений в пользование подразделениям ВСУ и возмещение ими коммунальных услуг читайте в материале «Відшкодування комунпослуг за час дислокації ЗСУ» // «Бюджетная бухгалтерия», 2022, № 27.
Также об особенностях аренды в условиях военного положения читайте в материале «Оренда в умовах воєнного стану: вивчаємо нові правила» // «Бюджетная бухгалтерия», 2022, № 22.
Возмещение «коммуналки» подразделением ВСУ
Сначала обратимся к разъяснению Минфина, изложенного в письме от 11.05.2022 № 05120-02/277-ЗПІ/234. В нем министерство пыталось ответить на вопрос: как местные советы могут компенсировать расходы на коммунальные услуги и энергоносители заведениям, в которых дислоцировались подразделения ВСУ? Ключевое слово здесь — «пыталось», ведь четкого ответа документ, к сожалению, не содержит. Однако разберемся, что же в нем все-таки указано.
Как следует из ст. 87 БКУ*, расходы на обеспечение функционирования учреждений ВСУ финансируются из госбюджета.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
В то же время к делегированным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в отрасли оборонной работы принадлежит решение в соответствии с законодательством вопросов, связанных с предоставлением военным частям, учреждениям, учебным заведениям ВСУ служебных помещений и жилых площадей, других объектов, коммунально-бытовых услуг, осуществление контроля за их использованием, предоставлением услуг. Это предусмотрено ст. 36 Закона № 280*.
* Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 № 280/97-ВР.
Впрочем, как мы уже отмечали выше, передача государственного и коммунального имущества в безоплатное пользование и ссуду запрещена.
Также Минфин в своем письме отметил, что расходы на направления, освещенные в обращении, целесообразно осуществлять по тем кодам КПКРК, по которым содержатся соответствующие заведения, и в пределах бюджетных назначений таким заведениям.
И как видно из письма Минфина, четкого определения, кто именно должен проводить расходы на возмещение коммунальных услуг, потребленных подразделениями ВСУ, нет.
Поэтому продолжаем придерживаться своего мнения и считаем, что наилучшим вариантом использования помещений бюджетных учреждений для расположения подразделений ВСУ будет предоставление их именно в аренду. В таком случае подразделение ВСУ, как арендатор, возместит фактически потребленные им коммунальные услуг и никаких вопросов по этому поводу не будет.
Напомним: в плату за аренду другого отдельного индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенным договором обязывается предоставлять арендатору балансодержатель (п. 4 Методики № 630).
Аналогичную норму о невключении в арендную плату расходов на содержание арендованного имущества обычно содержат и местные методики, разработанные на основе Методики № 630.
Следовательно стороны договора аренды просто не могут установить такой размер арендной платы, который бы покрывал расходы арендодателя на коммунальные услуги.
Стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, не включается в арендную плату, а должна платиться арендатором отдельно.
Кстати, в пользу этого свидетельствует и п. 3.1 Примерного договора аренды. Так, в состав арендной платы не входят расходы на содержание арендованного имущества. В частности, среди них: коммунальные услуги, услуги по управлению объектом недвижимости, расходы на содержание придомовой территории и мест общего пользования, стоимость услуг по ремонту и техническому обслуживанию инженерного оборудования и внутридомовых сетей, ремонта здания, в т. ч. кровли, фасада, вывоз мусор и тому подобное.
Арендатор несет эти расходы на основе отдельных договоров, заключенных с балансодержателем и/или непосредственно с поставщиками услуг.
При этом следует применять Примерный договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного имущества (в том числе мест общего пользования и придомовой территории) и предоставление коммунальных услуг арендатору, разработанный с учетом обновленного законодательства по аренде государственного и коммунального имущества (далее — Примерный договор возмещения), утвержденный приказом № 1576*.
Балансодержатель заключает или продолжает действие договоров о предоставлении коммунальных и других услуг, осуществляет оплату за потребленные услуги в соответствии с их условиями. Арендатор, со своей стороны, возмещает балансодержателю его затраты по договорам о предоставлении коммунальных и других услуг (п. 1.1 Примерного договора возмещения).
Исходя из п. 6.5 разд. ІІ Примерного договора № 820*, в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора об аренде балансодержатель обязан предоставить арендатору для подписания два экземпляра договора о возмещении расходов на содержание имущества и предоставление коммунальных услуг.
Арендатор, со своей стороны, в течение десяти рабочих дней с момента получения этих экземпляров должен:
— подписать и вернуть балансодержателю экземпляр договора
или
— подать балансодержателю обоснованные замечания по суммам расходов, которые подлежат возмещению им по договору.
Следовательно, во время решения организационно-правовых вопросов, связанных с арендой помещения, сторонам необходимо определить порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги.
На какой фонд возместить коммунальные услуги?
Поскольку полученные арендодателем средства зачисляются как возмещение осуществленных расходов и относятся на возобновление кассовых расходов, то и возмещать их нужно именно по тому фонду, по которому фактически были проведены расходы арендодателем.
Поэтому если арендодатель осуществил расходы на оплату коммунальных услуг по общему фонду, то и возмещать такие расходы следует именно по общему фонду.
Выводы
- Запрещено передавать государственное или коммунальное имущество в безоплатное пользование или ссуду.
- Законным способом размещения подразделений ВСУ в помещениях бюджетных учреждений является аренда.
- Стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, не включается в арендную плату, а должна платиться арендатором отдельно.
- Возмещать коммунальные услуги арендатор должен именно по тому фонду, по которому фактически проведены расходы арендодателем.
Бюджетная бухгалтерия, март, 2025/№ 11