Интернет-субвенция
Кому и на что предоставляется
Недавно постановлением № 4531 Правительство приняло:
1 Постановление КМУ «Вопросы предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий, направленных на повышение доступности широкополосного доступа к Интернету в сельской местности» от 28.04.2021 г. № 453.
• Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий, направленных на повышение доступности широкополосного доступа к Интернету в сельской местности (далее — Порядок № 453);
• Типовой договор предоставления услуг по подключению заведений социальной инфраструктуры к широкополосному доступу к Интернету, закупка которых осуществляется за счет субвенции (далее — Типовой договор).
Поэтому, как вы уже догадались, речь пойдет именно об интернет-субвенции2.
2 Интернет-субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий, направленных на повышение доступности широкополосного доступа к Интернету в сельской местности.
Но сначала выясним, какая именно местность считается сельской.
Так, сельская местность — это административная территория, кроме территории городов и поселков городского типа.
А что же такое широкополосный доступ к Интернету? Широкополосным доступом к Интернету считаются услуги по доступу к Интернету, обеспечивающие загрузку и выгрузку данных любого типа и объема с низким уровнем задержки.
Главным распорядителем интернет-субвенции является Минцифры. А вот распорядителей и получателей субвенции на местах должны определить своими решениями местные советы.
Получатели интернет-субвенции имеют право в течение бюджетного периода осуществлять расходы на закупку услуг по подключению заведений социальной инфраструктуры к широкополосному доступу к Интернету одновременно из государственного и местных бюджетов. Это разрешено п.п. 1 п. 2 постановления № 453. При этом источниками софинансирования средств местных бюджетов не могут быть межбюджетные трансферты из государственного бюджета местным бюджетам. Теперь о заведениях, которые относятся к социальной инфраструктуре и могут претендовать на получение средств интернет-субвенции. Так, ими являются:
1) заведения дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического) образования, внешкольные заведения образования, интернатные заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, заведения высшего образования;
2) заведения первичной и вторичной медицинской помощи;
3) заведения социальной защиты и заведения, предоставляющие социальные услуги (терцентры, центры соцслужб, центры предоставления соцуслуг и т. п.);
4) заведения культуры и заведения образования сферы культуры;
5) центры предоставления административных услуг, удаленные рабочие места работников центров предоставления административных услуг;
6) местные пожарно-спасательные подразделения;
7) представительские ОМС и исполнительные органы советов.
На сегодняшний день все ходатайства о получении интернет-субвенции уже должны быть поданы. Ведь сельские, поселковые и городские головы должны были их подать в течение 14 — 28 мая путем заполнения формы (приложение к Порядку № 453) на веб-портале «Дія». Это предусмотрено п. 9 Порядка № 453. Для рассмотрения поданных ходатайств в Минцифры создается специальная комиссия.
По результатам рассмотрения ходатайств эта комиссия принимает решение о согласовании, частичном согласовании или отказе в согласовании ходатайства. Кроме того, комиссия формирует перечень населенных пунктов, для которых за счет субвенции планируется осуществить закупку товаров, работ и услуг в текущем бюджетном году.
Выбор исполнителя и заключение договора
Если вам повезет и вы получите субвенцию, то следует тщательно подойти к выбору исполнителя работ. Не каждое юрлицо может быть исполнителем услуг по подключению указанных заведений к сети Интернет.
Требования к исполнителям прописаны в п. 8 Порядка № 453. В частности, ими могут быть исключительно операторы/провайдеры телекоммуникаций:
1) информация о которых внесена в реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций НКРСИ3 по состоянию на дату объявления закупки. Этот реестр размещен на официальном сайте nkrzi.gov.ua. Причем он постоянно обновляется;
3 НКРСИ — Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации.
2) не имеющие невыполненных предписаний НКРСИ об устранении нарушений законодательства о телекоммуникациях, срок выполнения которых истек;
3) своевременно подавшие обязательную отчетность в НКРСИ.
Договор на подключение к Интернету следует заключать, придерживаясь формы Типового договора.
Кстати, законодатель позволил в таких договорах предусматривать предоплату в размере до 30 % на срок не более трех месяцев (п.п. 2 п. 2 постановления № 453). Получатели субвенции в течение двух месяцев с момента поступления средств на счета должны обнародовать объявление о проведении конкурентных процедур закупок или упрощенной закупки в ЭСЗ4. Этого требует п. 23 Порядка № 453. Иначе средства субвенции отдадут другой громаде, так что не медлите.
4 ЭСЗ — электронная система закупок.
За семь рабочих дней до дня обнародования в ЭСЗ объявления необходимо проинформировать Минцифры. Для этого отправьте тендерную документацию (проект объявления о проведении упрощенной закупки) через портал «Дія».
Перед подписанием договора документацию еще надо согласовать с Генеральным государственным заказчиком НПИ5. Ведь подписание договора = взятие бюджетных обязательств. В свою очередь, распорядители бюджетных средств могут брать обязательства по задачам (проектам) НПИ только после их согласования с Генеральным госзаказчиком — Минцифры. Это обусловлено ч. 1 ст. 48 БКУ (ср. USER_SHOW_ID). Более того, такое согласование предусмотрено и п. 8 Порядка № 10486, и п. 13 Положения № 13527.
5 НПИ — Национальная программа информатизации.
6 Порядок проведения экспертизы Национальной программы информатизации и отдельных ее задач (проектов), утвержденный постановлением КМУ от 25.07.2002 г. № 1048.
7 Положение о формировании и выполнении Национальной программы информатизации, утвержденное постановлением КМУ от 31.08.98 г. № 1352.
Остановимся подробнее на этом моменте. Ведь с принятием постановления № 453 порядок согласования договоров на выполнение задач НПИ, установленный п. 13 Положения № 1352, изменился. Так, если ранее обязательным было согласование договоров стоимостью свыше 100 тыс. грн, то отныне этот стоимостный критерий существенно снизился. А конкретно, в 100 раз. Итак, сейчас, если стоимость договора составляет:
• до 1000 грн, достаточно сообщения. Для этого заполните форму8 на сайте Минцифры;
8 Форма сообщения о заключении договора доступна по ссылке: forms.gle/9CHuxSFPQsKPVdpdA
• 1000 грн и более, необходимо согласование Минцифры. Для этого направьте письмо на согласование. Его образец9 размещен на сайте Минцифры. К письму прилагайте технико-экономическое обоснование проекта, проект договора, извлечение из годового плана закупок.
9 Образец письма можно загрузить по ссылке: drive.google.com/file/d/19kp7r1QRYB9IMIp_RedUiTwItXM_qbIS/view
Для согласования с Минцифры письмо можно направить как в электронном, так и в бумажном виде. В первом случае отправьте документацию через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти (СЭВ ОИВ) или на электронный адрес: npi2020@e.gov.ua. При этом наличие квалифицированной электронной подписи (КЭП/ЭЦП) является обязательным условием. Если же вам ближе бумажный формат, тогда направьте почтовое отправление по адресу: ул. Деловая, 24, г. Киев, 03150. И помните: независимо от выбранного формата, на письме необходимо указать исходящий номер и дату регистрации документа.
На что можно/нельзя потратить
Интернет-субвенция может быть использована на закупку услуг по подключению заведений социальной инфраструктуры к широкополосному доступу к Интернету. При этом должны быть соблюдены такие требования (п. 7 Порядка № 453):
1) на участках телекоммуникационной сети оператора не допускается применение радиотехнологий;
2) в течение первых 30 календарных дней доступ к Интернету предоставляется со скоростью 500 Мбит/с с соблюдением уровней качества телекоммуникационных услуг. В дальнейшем доступ к Интернету может предоставляться со скоростью не менее 100 Мбит/с;
3) до 31.12.2022 г. услуга широкополосного доступа к Интернету предоставляется без абонплаты, которая включается в стоимость подключения;
4) условия предоставления услуги предусматривают безлимитный доступ к Интернету без ограничений объема передачи и приема данных;
5) оператор/провайдер телекоммуникаций обеспечивает статический (постоянный) IP-адрес каждому заведению социальной инфраструктуры;
6) оператор/провайдер телекоммуникаций обеспечивает возможность использования доступа к Интернету для персонала и посетителей заведений социальной инфраструктуры с помощью сети Wi-Fi в частотах 2,4 и 5 ГГц.
Кстати, не забудьте прописать эти требования в тендерной документации. Также есть запрещенные направления расходования средств субвенции. Так, не допускается использование интернет-субвенции на:
• закупку товаров, работ и услуг, непосредственно не связанных с подключением заведений социальной инфраструктуры к широкополосному доступу к Интернету;
• оплату посреднических услуг;
• уплату абонплаты за широкополосный доступ к Интернету заведениями социальной инфраструктуры. То есть средства субвенции покрывают только расходы на подключение к сети Интернет. А вот направлять их на оплату услуг дальнейшего доступа к сети ни в коем случае нельзя.
«Последствия» ля бюджета и отчетности
После согласования ходатайства на получение интернет-субвенции необходимо:
• во-первых, внести изменения в местный бюджет в части поступлений;
• во-вторых, определить круг заведений социальной инфраструктуры, которые получат средства субвенции;
• в-третьих, утвердить соответствующую бюджетную программу;
• в-четвертых, внести изменения в сметы заведений социальной инфраструктуры, которые получат средства субвенции.
Также нужно отчитаться об использовании средств интернет-субвенции. В частности, после принятия решения о распределении субвенции ее получатели должны ежемесячно до 10-го числа подавать в Минцифры и облгосадминистрацию отчет об использовании субвенции. Для этого необходимо заполнить соответствующую электронную форму через портал «Дія».
Станкус Татьяна
Бюджетная бухгалтерия, июнь, 2021/№ 21