Электронные «трудовые»: ожидаем нормативку
1 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» от 05.02.2021 г. № 1217-IX.
Этот Закон совершенствует механизмы накопления, хранения и использования данных о трудовом стаже работников в электронной форме. Это, в частности, обеспечит автоматическое (без обращения лица) назначение пенсии при достижении пенсионного возраста.
Один из важных шагов — постепенный отказ от бумажных трудовых книжек и замена их на электронные.
Следовательно, от 10.03.2021 г. считаем 3 месяца и имеем дату вступления в силу упомянутого Закона — 10.06.2021 г. А далее отсчитываем следующий важный срок — переходный период. Именно в течение этого времени нужно оцифровать данные бумажных трудовых книжек.
Также Кабмину предоставлено три месяца, чтобы:
• обеспечить разработку и утверждение новой подзаконной нормативки;
• привести уже существующую нормативку в соответствие с вышеупомянутым Законом;
• обеспечить актуализацию нормативки министерств и других органов.
Поэтому ожидаем нормативку. Как только она появится, мы обязательно сообщим вам. И конечно, проанализируем все нововведения.
В то же время при необходимости бумажные «трудовые» уже сейчас можно «превратить» в электронные. Необходимый для этого функционал есть на Портале электронных услуг ПФУ (portal.pfu.gov.ua). Наглядную инструкцию вы найдете в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 6, с. 26.
Старые-новые мемориальные ордера + оборотная ведомость
Минфин своим приказом № 1012 изменил формы некоторых мемориальных ордеров и добавил новый регистр аналитического учета.
2 Приказ Минфина «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 08 сентября 2017 года № 755» от 15.02.2021 г. № 101.
Итак, обновлены формы м-о № 11 и № 12. Отныне они будут называться:
• мемориальный ордер № 11 «Накопительная ведомость о поступлении продуктов питания»;
• мемориальный ордер № 12 «Накопительная ведомость о расходовании продуктов питания».
Эти учетные регистры изложены в новой редакции. Однако ни форма, ни порядок их заполнения не изменились. Среди новаций — только осовремененный порядок подписи лиц, ответственных за составление и проверку регистров. Так, на смену старому-доброму «инициалы, фамилия» пришло «Собственное имя ФАМИЛИЯ». Поэтому теперь указываем полностью имя и фамилию соответствующих лиц, но без отчества.
Конечно, такой апгрейд не помешал бы и другим мемориальным ордерам. Но пока на официальном сайте главного финоргана соответствующих проектов нет.
Зато появилась новая форма оборотной ведомости для аналитического учета запасов и сверки данных складского и бухгалтерского учета. Эту ведомость нужно составлять ежемесячно по каждой группе аналитических счетов, в количественном и стоимостном выражениях. Записи следует осуществлять по каждому наименованию (однородной группе, виду) запасов в разрезе субсчетов и материально ответственных лиц.
Кстати, новая оборотная ведомость ну очень напоминает бывшую типовую форму № З-11 ☺.
Новации заработали с 16 марта этого года.
Обновление Плана счетов и Типовой корреспонденции не за горами
Буквально на следующий день после Международного женского дня на сайте Минфина появился интересный проект приказа3.
3 Проект приказа Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам по бухгалтерскому учету в государственном секторе» от 09.03.2021 г.
Он предусматривает внесение изменений в несколько «жизненно важных» для бухгалтеров бюджетных учреждений нормативных документов. Вот вам и подарочек…
В частности, запланировано обновление таких документов, как:
• План счетов4;
4 План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.
• Порядок применения Плана счетов5;
5 Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.
• Типовая корреспонденция.
Но сразу вас успокоим: среди многочисленных намеченных изменений распорядителей бюджетных средств коснутся лишь несколько.
Что же конкретно изменится? Всего запланировано две учетных новации для бюджетных учреждений.
Новация № 1 — «счетные» коррективы.
Так, Минфин переименовал следующие забалансовые субсчета:
• в пределах забалансового счета 04 «Условные активы»:
041 «Условные активы распорядителей бюджетных средств»;
042 «Условные активы государственных целевых фондов»;
• в пределах забалансового счета 05 «Условные обязательства, гарантии и обеспечения предоставленные»:
053 «Условные обязательства распорядителей бюджетных средств»;
054 «Условные обязательства государственных целевых фондов»;
055 «Обеспечение распорядителей бюджетных средств по выплатам работникам»;
056 «Обеспечение государственных целевых фондов по выплатам».
Конечно, все эти «условные» активы и обязательства пришли на смену бывшим «непредусмотренным». Такие обновления обусловлены недавними изменениями, внесенными в НП(С)БУ 1286.
6 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 128 «Обязательства», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.
А вот два последних субсчета — новые. Ранее их в Плане счетов не было. Но опять же распорядители бюджетных средств будут использовать только один — 055. Он предназначен для учета обеспечений для возмещения следующих (будущих) расходов по выплатам работникам.
Новация № 2 — уточнение корреспонденции.
В частности, Типовая корреспонденция будет дополнена новой записью — п. 1.12. Речь идет об отражении операций по безвозмездному получению ОС бюджетным учреждением от субъекта управления имуществом, в пределах одного бюджета. Итак, в таком случае учреждение-получатель будет делать такие записи:
• на сумму первоначальной стоимости полученных объектов ОС: Дт 10, 11 — Кт 5111;
• на сумму начисленного износа на эти объекты: Дт 5511, 5512 — Кт 1411, 1412, 1414.
Так что, как видим, для целей бухучета эти операции приравниваются к внутреннему перемещению ОС в пределах одного главного распорядителя. Соответственно в таком случае не нужно будет начислять доходы (по Кт 7511) и подавать Справку о поступлениях в натуральной форме.
В то же время Минфин планирует подкорректировать и п. 1.21 Типовой корреспонденции. Тем самым он акцентирует внимание на важном моменте. При начислении амортизации ОС, безвозмездно полученных от субъектов госсектора в пределах одного бюджета, признания доходов (Дт 5111 — Кт 7511) не происходит.
И напоследок. Помните: пока что это только проект. А вот когда именно заработают эти изменения и в каком формате, точно не известно.
Бюджетная бухгалтерия, март, 2021/№ 11