Начнем наш разговор с Классификатора профессий. В нем профессионального наименования работы просто «водитель» не существует.
Все дело в том, что Классификатор профессий «привязал» водителя к транспортному средству, которым тот управляет. Вот и получились такие профессиональные наименования работ*, как:
* Профессиональные наименования работ приведены на украинском языке.
— «водій автотранспортних засобів», код КП 8322;
— «водій автотранспортних засобів (водій таксі)», код КП 8322;
— «водій всюдихода», код КП 8331, код ОКПДТР 11447;
— «водій навантажувача», код КП 8334, код ОКПДТР 11453 и так далее.
Так что будьте внимательны при формировании штатного расписания, внесении сведений о работе в трудовую книжку работника и заполнении «кадровых» граф 12 — 15 таблицы 5 Отчета по ЕСВ.
Мы же сегодня особое внимание уделим водителям автотранспортных средств как самой многочисленной категории водителей.
Ясно, что управление автомобилем требует от человека определенного мастерства. Уровень этого мастерства у водителей может различаться. Чтобы разграничить водителей с разными профессиональными уровнями, им присваивают квалификацию определенного класса. О том, как это происходит, мы с вами сейчас поговорим.
Классность водителя
Квалификация — это способность выполнять задачи и обязанности определенной работы (см. раздел «Общие положения» Классификатора профессий ДК 003:2010). Для водителей автотранспортных средств уровень квалификации определяется классом.
По общему правилу вновь принятый работник считается водителем III класса.
В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация II, а затем и I класса
Это следует из примечания к п. 4 разд. II Справочника квалификационных характеристик.
Сразу же отметим, что на сегодняшний день присвоение классности водителям является правом, а не обязанностью работодателя. Но, несмотря на это, многие работодатели все-таки «разбрасывают» водителей по классам с установлением им надбавки за классность. Этим они мотивируют водителей к (1) повышению мастерства и (2) длительной, беспрерывной работе на благо родного работодателя.
Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. А это значит, что предприятие может самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя).
Такой документ может называться, например, «Положение о присвоении классности водителям». При его разработке логично учитывать требования к квалификации водителей, установленные в примечании к п. 4 разд. II Выпуска № 69 Справочника квалификационных характеристик. Так, для присвоения:
— II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III класса на этом предприятии не менее 3 лет;
— I класса — требуется разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на этом предприятии не менее 2 лет.
Заметьте: в непрерывный стаж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включаем работу водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.
На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.
Присваивает классность водителю созданная на предприятии квалификационная комиссия во время квалификационной аттестации. Порядок функционирования такой комиссии и ее полномочия следует прописать в Положении о присвоении классности водителям (см. выше).
Состав комиссии утверждают соответствующим приказом (распоряжением).
В общем случае процедура присвоения класса водителю выглядит так, как показано на рисунке ниже.
Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена. Но одной воли руководителя на это мало. Для этого нужны достаточные основания. Их следует четко прописать в Положении о присвоении классности водителям. Так, например, квалификация работника II (I) класса может быть снижена на один класс решением квалификационной комиссии в случае систематического нарушения водителем Правил дорожного движения и/или несоблюдения трудовой дисциплины.
А может ли работодатель оставить за вновь принятым водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы? Да, вполне. Однако это не является его прямой обязанностью (см. письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12). Для таких случаев рекомендуем прописать процедуру сохранения (подтверждения) работникам классности в Положении о присвоении классности водителям.
Кстати, приятным бонусом к повышению классности, как правило, являются надбавки к заработной плате. О них мы с вами поговорим в статье «Надбавки за классность» этого номера.
Кстати, водители относятся к той категории работников, состояние здоровья которых должно постоянно контролироваться. Ведь их работа требует повышенного внимания и напряжения.
Медосмотры
С целью проверки состояния здоровья водителей проводят медицинские осмотры. Виды медосмотров, а также особенности их осуществления устанавливают Положение № 65/80, Порядок № 1465 и Порядок № 1238. Приведенная в этих документах информация систематизирована ниже в таблице.
Виды медосмотров и особенности их проведения
Вид медосмотра |
Когда проводится |
Где и кем проводится |
Чем подтверждается прохождение медосмотра |
Кто оплачивает |
Предварительный |
Перед получением права на управление транспортным средством соответствующей категории |
В учреждении здравоохранения медицинской комиссией |
Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством (далее — Медицинская справка) |
Как правило, кандидат на должность водителя |
Форма медицинской справки приведена в приложении 1 к Положению № 65/80. В ней, среди прочего, медицинская комиссия указывает о способности водителя управлять транспортным средством соответствующей категории и срок действия такой справки. При приеме на должность водителя лицо должно предъявить эту справку работодателю. |
||||
Периодический |
Для водителей: — в возрасте до 55 лет(включительно) — 1 раз в 10 лет; — в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — 1 раз в 3 года; — в возрасте от 76 лет — 1 раз в год; — которые перевозят пассажиров и грузы (независимо от возраста) — 1 раз в год |
В учреждении здравоохранения медицинской комиссией |
Медицинская справка |
Работодатель |
Ежесменный предрейсовый |
Перед выездом в рейс водителя, трудоустроенного у перевозчика |
В специально отведенном для этого помещении врачами лечебного профиля и/или младшими медработниками с образованием по специальностям «сестринское дело», «лечебное дело» |
Медработник вносит результаты проведенного медосмотра: — в Журнал по форме № 137-2/о, приведенной вприложении 3 к Положению № 65/80; — в путевой лист (при его наличии) |
Работодатель |
Ежесменный послерейсовый |
В случае обнаружения у водителя, трудоустроенного у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены |
|||
Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводят в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны. Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, к управлению транспортным средством его не допускают. Конечно, нельзя допустить к управлению автомобилем и водителя, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции. Водителей, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляют для дообследования в учреждение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в Перечне № 299, то его по представлению медработника работодатель направляет на внеочередной медицинский осмотр (п. 4.7 Положения № 65/80). |
||||
Внеочередной |
По направлению работодателя-перевозчикана основании медицинских данных о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя либо при обнаружении признаков заболевания или недостатка, вошедшего в Перечень № 299 |
В учреждении здравоохранения медицинской комиссией |
Медицинская справка |
Работодатель |
Психиатрический |
Предварительный — перед приемом на работу. Периодический — 1 раз в 2 года |
В психиатрических заведениях, учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты и оказывающих психиатрическую помощь по месту жительства водителя врачом-психиатром |
Медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме № 122-2/о, приведенной вприложении 3 к Инструкции № 12 |
Как правило, предварительный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель |
Заметьте: если в результате обследования у водителя обнаружены признаки психического заболевания (расстройства), приведенного в Перечне № 1465, или в случае несогласия водителя с результатами психиатрического осмотра, он должен пройти дополнительное психиатрическое обследование амбулаторно или в условиях стационара (п. 6 Порядка № 1465). После дополнительного психиатрического обследования решение о наличии психиатрических противопоказаний принимает врачебно-консультационная комиссия. |
||||
Наркологический |
Первичный — перед приемом на работу. Периодический — 1 раз в 2 года |
В наркологическом учреждении по месту проживания водителя |
Сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра |
Как правило, первичный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель |
Если в результате профилактического наркологического осмотра у водителя выявлены признаки наркологического заболевания или он не согласен с результатами такого осмотра, этот водитель должен пройти дополнительное наркологическое обследование, психологическое тестирование и медицинское лабораторное обследование в условиях стационара. Решение о наличии наркологического заболевания в таком случае принимает врачебно-консультационная комиссия (п. 5 Порядка № 1238). |
Учтите: водитель не может отказаться от прохождения медицинского (психиатрического, наркологического) осмотра.
В период прохождения медицинского осмотра за работником-водителем сохраняем место работы (должность) и средний заработок (см. ст. 123 КЗоТ и ч. 4 ст. 17 Закона об охране труда).
А если водитель отказывается проходить обязательный медосмотр? В таком случае работодатель:
во-первых, имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности на основании ст. 147 — 152 КЗоТ,
во-вторых, обязан отстранить его от работы (ст. 46 КЗоТ) без сохранения заработной платы. Однако надеемся, что до этого не дойдет. Медосмотры будут пройдены и водитель допущен к управлению автотранспортным средством.