Информация по теме "" | Публикации по тегу
23.12.21
1070 0
Распечатать
Избранное

Проверки-2022: к кому придут «гости» из Гоструда

Осенью Порядок, по которому ходили на проверки контролеры из Гоструда, был отменен судом. Поэтому большинство работодателей вздохнули с облегчением, ведь проверки Гоструда постоянно держали «в тонусе». Но мы не советовали бы расслабляться. Почему? Сейчас все расскажем.

Отмена инспекционных посещений: далее будет

14 сентября 2021 года судом было признано недействительным постановление № 823*, регулировавшее порядок проведения инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений. Соответствующее решение было принято Шестым апелляционным административным судом по делу № 640/17424/19.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля по соблюдению законодательства о труде» от 21.08.2019 № 823.

Это означает, что постановление № 823 больше не может применяться, а значит, с 14 сентября контролеры Гоструда не могут больше проводить инспекционные посещения. Подробнее о последствиях этого судебного решения для работодателей мы рассказывали в статье «Проверки Гоструда после 14.09.2021: быть или не быть?» // «ОТ», 2021, № 20.

Казалось бы, стоит поставить на этом точку. Однако, как мы и прогнозировали, Кабмин решил бороться за этот документ до последнего, поэтому подал кассационную жалобу на решение апелляционного суда. Более того, суд уже открыл кассационное производство, поэтому продолжение этой истории «не за горами». Хотя, в действительности, вероятность того, что суд станет на сторону Кабмина, совсем не значительная (учитывая предыдущий опыт с обжалованием его «предшественника» — постановления КМУ от 26.04.2017 № 295). Однако окончательное решение все же за Верховным Судом.

Проект постановления о трудовых проверках

Где найти. Недавно появился текст проекта постановления КМУ «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде»**. Инициатором таких изменений является Минэкономики.

** me.gov.ua/Documents/Detail?lang=uk-UA&id=f076ffee-a7eb-4653-a4a5-43405b633ad7&title=ProektPostanoviKabinetuMinistrivUkrainideiakiPitanniaZdiisnenniaDerzhavnogoNagliaduTaKontroliuZaDoderzhanniamZakonodavstvaProPratsiu&fbclid=IwAR13dPt-sexy94JrrVj_6gHsntD0rMxW8sV1kUTNrLgwSIpSSkZU56IydBY

Как разъясняет разработчик, цель этого документа более чем благородная: создать условия для эффективной реализации контрольных полномочий инспекторами из Гоструда, а также усовершенствовать правила ранее действующего постановления № 823.

Новые подходы. Минэкономики декларирует внедрение новых подходов в работе инспекции труда, в частности к осуществлению превентивных (а не карающих) мер воздействия на субъектов хозяйствования.

По традиции, предлагается утвердить два отдельных документа:

• Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде;

• Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.

В этой статье разберем первый из них, ведь именно по нему будут проверять работодателей.

Что предлагает новый Порядок? Как говорится: «Все новое — это хорошо забытое старое». Это правило работает и в этом случае. Ведь, откровенно говоря, основной массив текста нового Порядка — это повторение положений его «предшественника» — постановления № 823 (в той или иной редакции). Так, например, проверки планируется осуществлять в двух формах: инспекционные посещения и невыездные инспектирования. Проще говоря, возвращаются инспектирования не только с визитом к работодателю, но и без выезда на основании предоставленных документов и пояснений. При этом обмен документами будет возможен даже в электронной форме.

Однако есть и определенные новации. Так, круг проверочных интересов Гоструда планируется расширить. Напомню, что в постановлении № 823 была следующая норма:

ЦИТАТА

Меры государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, кроме мер по выявлению неоформленных трудовых отношений, осуществляются в соответствии с требованиями Закона и с учетом пунктов 2 — 4 этого Порядка.

Проще говоря, по постановлению № 823 контролеры проверяли только неоформленный труд, а все другие вопросы трудового законодательства — по общеконтрольному Закону № 877.

Что это нам давало? В Законе есть ограничения для проверяющих. И их намного больше, чем в постановлении № 823.

По новому Порядку планируют вывести из-под действия Закона № 877 и проводить инспектирование по вопросам:

• нарушения установленных сроков выплаты зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц. Такие проверки будут происходить в форме инспекционных посещений и невыездных инспектирований;

• охраны труда (нарушение, которое повлекло вред или могло создать угрозу жизни или здоровью работника в результате эксплуатации машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и/или выполнения работ повышенной опасности). По этому вопросу будут проводиться только инспекционные посещения.

Конечно же, разработчики оставили и инспектирования по вопросам неоформленного труда. Куда же без них. Все остальные вопросы соблюдения законодательства о труде по-прежнему будут проверяться в рамках Закона № 877.

Новые основания для инспектирования. Вместе с расширением круга вопросов для проверок добавились и новые основания для проведения инспектирования.

Так, кроме тех, что уже были в постановлении № 823, появятся следующие:

• решение руководителя органа контроля по вопросам охраны труда, принятое по результатам анализа информации и/или документов о нарушении, которое повлекло/могло повлечь вред жизни или здоровью работника в результате эксплуатации машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и/или выполнения работ повышенной опасности;

• уведомление органов госнадзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных ими признаках нарушения сроков выплаты зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц;

• информация от Госстата о наличии задолженности по выплате зарплаты (а именно нарушении установленных сроков ее выплаты, а также других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц);

• поручение Премьер-министра Украины в случае выявления системных нарушений и/или наступления события, имеющего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека;

• обращение ОМС о нарушении требований законодательства о труде.

Процедурные нюансы. Сразу отметим, что норма о неожиданном визите контролеров для выявления неоформленного труда так и осталась неизменной. В отношении проведения инспектирования по другим вопросам разработчики этого документа прописали, что:

ЦИТАТА

О проведении инспекционного посещения или невыездного инспектирования инспектор труда предупреждает объект посещения или уполномоченное им должностное лицо.

Как видим, планируется вернуть старую норму из постановления № 823 и все же сообщать работодателям о своем визите. Не понятно только, как и когда.

Продолжительность контрольных мероприятий осталась, как и раньше, — не более 10 рабочих дней.

При этом планируется установить еще и порядок применения предупреждения о нарушении трудового законодательства. Напоминаем, что оно применяется для единоналожников групп 1 — 3 за допуск к работе без оформления трудового договора и несоблюдение установленных законом гарантий и льгот «солдатам предприятия». Решение о его применении будет приниматься в течение 10 рабочих дней на основании акта проверки и будет направляться работодателю в течение 3 дней со дня его принятия.

Из позитивного — осталась освобождающая от санкций норма:

ЦИТАТА

В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не применяются, кроме случаев, установленных пунктом 29 этого Порядка.

Имеется в виду, что, как и раньше, это правило не сработает при выявлении неоформленного труда.

Также в проекте нового Порядка снова упоминается процедура, которая была исключена из постановления № 823 (но была в его первой редакции). Речь идет о праве органов Гоструда предоставлять работодателю (по его просьбе или без таковой) рекомендации по соблюдению трудового законодательства.

Подчеркнем, что это только проект постановления. Поэтому пока «идут бои» за постановление № 823, его вряд ли примут. Однако, как говорится: «Предупрежден — значит вооружен».

Проверки Гоструда: версия-2022

Традиционно до 1 декабря каждый контрольный орган должен утвердить свой план проверок на следующий год. Гоструда также не является исключением, поэтому недавно был утвержден список работодателей, попавших под их «прицел» (приказ Гоструда от 29.11.2021 № 183).

Однако напоминаем, что на плановые проверки, как и раньше, распространяется «карантинный» мораторий. Он предусмотрен п. 3 разд. ІІ Закона № 533*. При этом, как исключение, проверить могут только деятельность субъектов хозяйствования, отнесенных к высокой степени риска. Степень риска субъектов хозяйствования Гоструда определяет согласно Критериям № 383**.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки плательщиков налогов на период осуществления мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 № 533-IX.

** Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности.., утвержденные постановлением КМУ от 20.05.2020 № 383.

В результате Гоструда в 2022 году может приходить на:

• плановые проверки хозсубъектов с высокой степенью риска. Присвоенную вам степень риска и предмет проверки смотрим непосредственно в плане на сайте Гоструда*** или на Инспекционном портале (inspections.gov.ua). Если к вам, например, придут с плановой проверкой, а вы не относитесь к высокой степени риска, то инспекторов труда можно не допускать. Проверяющие, конечно, могут попробовать применить штраф за незаконный недопуск к проверке (абз. 7 и 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) — 3 или 16 минзарплат к юрлицу/ФЛП. И хотя на практике они редко это делают, знайте, что закон в этом случае на вашей стороне, а такой штраф будет противозаконным;

*** dsp.gov.ua/richnyi-plan-zdiisnennia-zakhodiv-derzhavnoho-nahliadu-kontroliu-derzhavnoi-sluzhby-ukrainy-z-pytan-pratsi-na-2022-rik/)

• внеплановые проверки по общеконтрольному Закону № 877****;

**** Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V.

• всяческие информационные кампании (еще раз напомним: это не проверки).

Что касается возможности проведения инспектирований в 2022 году, то все зависит от того, на чью сторону станет Верховный Суд и, соответственно, придется ли чиновникам опять принимать новое постановление.

Кучерова Оксана

Оплата труда, декабрь, 2021/№ 24

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі