ЗДО: готовимся к новому учебному году
МОН в письме от 10.08.2021 г. № 1/9-406 (далее — письмо) предоставил содержательное разъяснение в отношении отдельных вопросов деятельности ЗДО1 в новом 2021/2022 учебном году.
1 ЗДО — заведение дошкольного образования.
Давайте по очереди рассмотрим все важные моменты.
Обеспечение качества образования
О руководителях и других педагогических работниках ЗДО по вопросам обеспечения качества образовательной деятельности побеспокоилась Госслужба качества образования (далее — ГСКО), разработав соответствующие Методрекомендации2.
2 Методические рекомендации по вопросам формирования внутренней системы обеспечения качества образования в заведениях дошкольного образования, утвержденные приказом ГСКО от 30.11.2020 г. № 01-11/71.
В понимании этих Методрекомендаций внутренняя система качества образования — это совокупность условий, процедур и мероприятий в ЗДО, обеспечивающих эффективность образовательных и управленческих процессов. Речь идет о тех процессах, которые непосредственно влияют на качество образовательного процесса, формирование ключевых компетентностей детей раннего и дошкольного возраста, содействуют всестороннему развитию личности.
Определенные компоненты внутренней системы, необходимые условия функционирования, развития и т. п. следует отразить в Положении о внутренней системе обеспечения качества образования в ЗДО.Напомним: все заведения образования имеют автономию в выборе основных приоритетных направлений и задач в организации образовательного процесса.
При этом следует ориентироваться на детальный и конструктивный анализ результатов образовательной деятельности в прошлом учебном году. Это прописано в ч. 1 п. 1 ст. 1 Закона об образовании3.
3 Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.
Образовательная деятельность ЗДО осуществляется на основании разработанного плана работы на учебный год и летний период. Рекомендации по его созданию предоставил МОН в письме от 07.07.2021 г. № 1/9-344.
Такой план обязательно должен быть одобрен педсоветом заведения и утвержден его руководителем.
Охрана труда
Руководитель ЗДО несет ответственность за организацию работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности в заведении. Он должен обеспечить:
• планирование мероприятий по охране труда и безопасности жизнедеятельности;
• составление отчетности по установленным формам;
• организацию контроля за соблюдением требований законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда и безопасности жизнедеятельности;
• проведение профилактической работы относительно предотвращения травматизма среди участников образовательного процесса;
• проведение инструктажей по охране труда;
• организацию обучения работников ЗДО и проверку знаний по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, гражданской защиты и т. п.
Инструктивно-методические материалы о порядке подготовки ЗДО к новому учебному году в части гражданской защиты, охраны труда и безопасности жизнедеятельности МОН предоставил в отдельном письме от 29.07.2020 г. № 1/9-406.
А если опять локдаун…
В течение двух лет мы все уже привыкли к работе в условиях жестких карантинных ограничений. МОН в письме указывает: в любом случае не должны пострадать ни дети, ни родители, ни педработники ЗДО.
Ради этого МОН участвует в проектах цифровой трансформации, реализация которых предусматривает внедрение цифровых сервисов в образовании.
Минцифры совместно с соответствующими экспертами создали Национальную онлайн-платформу по цифровой грамотности «Дія. Цифрова освіта». На этой платформе бесплатно могут пройти обучение как руководители ЗДО с педагогами, так и родители детей.
Навыки, полученные во время обучения, помогут качественно организовать образовательный процесс во время жесткого карантина.
Ведь письмом МОН от 23.04.2020 г. № 1/9-219 предусмотрена необходимость проведения онлайн-занятий с детьми с помощью дистанционных технологий в режиме реального времени или направление видеозаписей родителям, или размещение на официальном сайте ЗДО.
Конечно, все эти мероприятия касаются случая, когда будут введены жесткие карантинные ограничения и дети не смогут посещать детсады.
Питание детей
С нового учебного года согласно постановлению № 3054 действуют новые нормы питания детей. Однако, учитывая объективные сложности, связанные с организацией закупок продуктов питания и/или услуг по питанию, МОН совместно с МОЗ подготовили постановление № 8715, которым внесли изменения в постановление № 305. Постановление № 871 предусматривает установление гибкого переходного периода на новые нормы питания в период с 01.09.2021 г. до 01.01.2022 г.
4 Постановление КМУ «Об утверждении норм и Порядка организации питания в заведениях образования и детских заведениях оздоровления и отдыха» от 24.03.2021 г. № 305.
5 Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 24 марта 2021 г. № 305» от 18.08.2021 г. № 871.
С учетом этого, сейчас отсутствуют правовые основания для осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением заведениями образования и их учредителями новых норм питания, предусмотренных постановлением № 305.
Таким образом, до 01.01.2022 г. ЗДО могут «плавно» перейти на новые нормы.
Также Кабмин принял постановление № 7866, которым внес изменения в нормы питания, утвержденные постановлением № 305 (ср. USER_SHOW_ID).
6 Постановление КМУ «О внесении изменений в нормы питания в заведениях образования и детских заведениях оздоровления и отдыха» от 28.07.2021 г. № 786.
Согласно внесенным изменениям:
• дополнены группы пищевых продуктов, которые используются для организации питания в пределах установленных норм по таким позициям, как масло подсолнечное и кукурузное, зерновые культуры, плоды сушеные, молоко безлактозное;
• уточнено количество определенных групп пищевых продуктов, а также частота их включения в определенные приемы еды;
• унифицирована терминология, указанная в нормах питания, с той, которая используется в технологической документации на блюда и изделия;
• расширена информация о пищевых продуктах в отношении содержания глютена для организации диетического питания.
Штатные нормативы
Штатное расписание ЗДО формируется с учетом типа заведения, количества групп и их наполняемости, режима работы, площадей помещений заведения.
Во время утверждения штатных расписаний ЗДО следует руководствоваться Типовыми штатными нормативами дошкольных учебных заведений. Утверждены они приказом № 10557.
7 Приказ МОН «Об утверждении Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений» от 04.11.2010 г. № 1055.
В то же время руководители ЗДО имеют право менять штатные расписания или вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные Типовыми штатными нормативами. Конечно, такое введение должностей должно быть исключительно в пределах доведенного лимитными справками фонда оплаты труда.
Кроме того, допускается замена должностей в пределах одной категории персонала. Более того, в случае производственной необходимости по спецфонду заведения могут быть введены дополнительные должности.
Аттестация, повышение квалификации, педработа руководителей
МОН в письме обратил особое внимание на аттестацию работников, не имеющих высшего педагогического образования.
Так, несмотря на то, что педработник ЗДО — это лицо, имеющее высшее педагогическое образование (ст. 30 Закона № 26288), возможность присвоения квалификационной категории педагогам, которые не имеют педобразования, все же есть.
8 Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.
Такая возможность предусмотрена п. 4.10 приказа № 9309. Также МОН в письме напоминает, что педработники имеют право самостоятельно выбирать конкретные формы, виды, направления и субъектов предоставления образовательных услуг по повышению квалификации.
9 Приказ МОН «Об утверждении Типового положения об аттестации педагогических работников» от 06.10.2010 г. № 930.
Повышение квалификации педработников должно проводиться в соответствии с требованиями Порядка № 80010.
10 Порядок повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 21.08.2019 г. № 800.
Также обратим внимание на работу по совместительству руководителей ЗДО. Как известно, руководящие работники не имеют права работать по совместительству. Такой запрет содержит п. 4 постановления № 24511.
11 Постановление КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245.
В то же время педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более чем 240 часов в год не считается совместительством. Это четко определено в п. 3 Перечня № 4312.
12 Перечень работ, не являющихся совместительством, утвержденный приказом Минтруда, Минюста, Минфина от 28.06.93 г. № 43.
Поэтому руководители ЗДО могут проводить такую работу и это не будет совместительством.
Причем руководители таких заведений имеют полное право заниматься педагогической деятельностью на разных должностях как на протяжении своего основного рабочего времени, так и за его рамками.
ВАЖНО!
Для выполнения педагогической работы в рабочее время руководители ЗДО должны получить разрешение руководителя соответствующего органа управления образованием
Благотворительная помощь
Детсады имеют право получать благотворительную помощь на добровольный основе. При этом следует руководствоваться нормами Закона о благотворительности13 и Порядка № 1222.
13 Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.
ВНИМАНИЕ!
Средства, предоставленные родителями на обновление материально-технической базы детсадов и прочие потребности, являются благотворительной помощью
Как отметило МОН в письме от 05.09.2013 г. № 1/9-608, в случае предоставления благотворительных взносов родителями соблюдение требований названных выше нормативных актов является обязательным. Кроме того, не обойтись и без оформления соответствующей документации и отражения операций по получению средств от родителей в бухучете. К сожалению, этим правилом сейчас пренебрегают некоторые заведения и учреждения образования.
Более подробно о получении ЗДО родительских взносов читайте в материале «Родительские взносы: оформляем, учитываем и используем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 14, с. 8 — 11).
Прием детей в ЗДО
Несколько слов о зачислении детей в ЗДО.
Детей на свободные места зачисляют в ЗДО руководители в течение календарного года. При этом руководитель учитывает очередность поступления заявлений от родителей о зачислении.
Директор должен зачислить ребенка в заведение своим приказом. Такой приказ может быть как индивидуальный, то есть как на зачисление одного ребенка, так и на зачисление группы детей.
Перечень документов, являющихся основанием для зачисления детей в ЗДО, приведен в пп. 8 и 9 Положения № 30514.
14 Положение о заведении дошкольного образования, утвержденное постановлением КМУ от 12.03.2003 г. № 305.
В частности, к ним относятся:
• заявление одного из родителей или другого законного представителя ребенка;
• копия свидетельства о рождении ребенка;
• медицинская справка, выданная в соответствии со ст.15 Закона № 164515, вместе с заключением о том, что ребенок может посещать заведение дошкольного образования.
15 Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 г. № 1645-III.
Ежегодно, до 31 августа, осуществляют зачисление во вновь созданные группы и перевод в другие возрастные группы.
Для зачисления ребенка в ЗДО на протяжении года действуют те же правила приема.
Финансирование ЗДО
Хотя МОН в письме не уделил внимания финансированию ЗДО, мы со своей стороны напомним некоторые важные моменты.
Источниками финансирования заведения дошкольного образования независимо от формы собственности могут быть средства:
• учредителя (учредителей);
• государственного и местных бюджетов;
• родителей или заменяющих их лиц;
• добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц;
• другие средства, не запрещенные законодательством.
ЗДО является юридическим лицом (ч. 1 ст. 15 Закона № 2628). Как правило, ЗДО являются распорядителями бюджетных средств низшего уровня и включаются в сеть главного распорядителя. Главными распорядителями для ЗДО могут быть: местный совет, исполком местного совета, местный финансовый орган или департамент (управление, отдел) образования.
Финансирование ЗДО осуществляется по соответствующим бюджетным программам «Предоставление дошкольного образования».
Станкус Татьяна
Бюджетная бухгалтерия, сентябрь, 2021/№ 33