Информация по теме "" | Публикации по тегу
06.05.25
10 0
Распечатать
Избранное

Освобождение от эконалога за опасные отходы: новая позиция налоговиков

Недавно налоговики изложили свою обновленную позицию по освобождению от уплаты экологического налога за размещение опасных отходов. Что и к чему, далее объясним подробнее.

Как было сначала?

По общему правилу плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, которые в процессе своей деятельности осуществляют размещение отходов (п.п. 240.1.3 НКУ*).

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

При этом под размещением отходов понимают:

— или постоянное (окончательное) размещение;

— или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и тому подобное), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов.

Следовательно плательщиками эконалога за размещение отходов являются лишь те субъекты хозяйствования, которые осуществляют захоронение отходов в специально отведенных местах.

Учитывая это, бюджетные учреждения, которые временно хранят на своей территории отходы, в т. ч. опасные (в частности, отработанные автомобильные аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и тому подобное), НЕ являются плательщиком эконалога.

В то же время налоговики в свои разъяснениях выдвигали дополнительное условие для неуплаты эконалога в случае временного хранения отходов. В частности, они требовали обязательной своевременной передачи таких отходов специальным предприятиям, которые имеют необходимые разрешительные документы для утилизации или размещения (захоронения) отходов. А также специалисты ГНС постоянно отмечали необходимость заключения договоров с такими субъектами хозяйствования и указания в таких договорах сроков передачи отходов.

Именно таких взглядов продолжительное время придерживались налоговики, о чем свидетельствуют их разъяснения, например, ІНК от 17.03.2021 № 1019/ІПК/99-00-04-01-03-06, и консультации из категории 117.01 ЗІР.

На чем настаивали налоговики в 2024 году?

Однако уже в 2024 году налоговики изменили свое мнение по освобождению от уплаты эконалога субъектов хозяйствования, осуществляющих временное размещение отходов, в т. ч. опасных (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и тому подобное).

В частности, они утверждали: основанием для определения субъекта хозяйствования плательщиком эконалога является размещение таким субъектом отходов собственного производства или отходов, полученных в пределах выполнения договоров о размещении отходов.

При этом специалисты ГНС настаивали, что субъект хозяйствования является плательщиком эконалога за размещение отходов, поскольку осуществляет временное размещение отходов, в т. ч. опасных отходов (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и тому подобное), не относящихся к отдельным видам (классам) отходов, как вторичного сырья. К такому выводу фискалы пришли в консультации, размещенной в категории 117.01 ЗІР.

Впоследствии, в следующих консультациях (см. здесь и здесь) из той же категории 117.01 ЗІР, налоговики объяснили, кого именно касается освобождение от уплаты эконалога, и напомнили о необходимости предоставления декларации по эконалогу.

Так, временное размещение отходов, относящихся к отдельным видам (классам) отходов как вторичного сырья, которые образовались в процессе деятельности субъекта хозяйствования и продаются как товар или используются в собственном производстве, не приводит к возникновению налоговых обязательств по эконалогу.

Таким образом, налоговики настаивали: освобождение от уплаты эконалога НЕ касается субъекта хозяйствования, осуществляющего временное размещение отходов, в т. ч. опасных, не оприходованных в установленном порядке как вторичное сырье, независимо от наличия соответствующего разрешения на размещение отходов.

Впрочем, мы не могли согласиться с такими выводами и продолжали утверждать: если бюджетные учреждения на своей территории осуществляют исключительно временное хранение опасных отходов, а не их размещение, никаких оснований для уплаты эконалога нет.

Подробное обоснование такого подхода вы найдете в материалах «Эконалог за бытовые отходы, шины/аккумуляторы и т. п.: фискальное дежавю» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38 и «Шины, аккумуляторы, люминесцентные лампы: налоговики требуют эконалог!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 92 (ср. USER_SHOW_ID).

Условия для освобождения от эконалога: версия-2025

Недавно налоговики изложили новые условия для освобождения от уплаты эконалога субъектов хозяйствования, осуществляющих временное размещение опасных отходов. Имеем в виду ИНК от 31.03.2025 № 1694/ІПК/18-28-04-01-22 и от 31.03.2025 № 1693/ІПК/99-00-04-01-03 ІПК. Чем же именно интересны эти разъяснения для указанных субъектов хозяйствования, в т. ч. и для бюджетных учреждений?

Во-первых, авторы не стали сочетать такие понятия, как размещение отходов и временное размещение отходов. Зато налоговики отметили тождественность понятий «захоронение отходов» и «размещение отходов».

Также они подтвердили, что места временного хранения отходов (от момента образования до момента передачи на обработку) на территории субъекта хозяйствования не являются идентичными специально отведенным местам постоянного окончательного размещения отходов, в т. ч. до их обработки, в течение не более одного года с момента их образования.

Учитывая это, как утверждают сами же налоговики, отсутствуют законодательные основания считать субъекта хозяйствования, который на своей территории временно хранит опасные отходы, плательщиком эконалога за размещение отходов.

ВАЖНО!

Такой субъект является лишь создателем отходов и не имеет разрешения на осуществление операций по захоронению таких отходов

Во-вторых, налоговики напомнили об освобождении от уплаты эконалога субъектов, размещающих на собственных территориях (объектах) отходы, которые образовались в процессе их хозяйственной деятельности, исключительно как вторичного сырья (п. 240.5 НКУ).

Однако чтобы воспользоваться освобождением от уплаты эконалога за временное размещение отходов, субъект хозяйствования должен придерживаться таких основных требований:

— должным образом обустроить специально отведенные места для временного размещения отходов на собственной территории;

заключить договор со специализированными предприятиями об утилизации или размещении (захоронении) отходов;

вести учет таких отходов и своевременно передавать такие отходы специальным предприятиям, которые имеют необходимые разрешительные документы для утилизации или размещения (захоронения) отходов.

Именно при условии выполнения вышеупомянутых требований можно не волноваться: на бюджетное учреждение распространяется освобождение от уплаты эконалога за временное размещение (хранение) отходов.

Выходит, что налоговики опять вернулись к своей начальной позиции. И зачем только было тот плетень городить.

Выводы

  • Субъект хозяйствования, который на своей территории временно хранит опасные отходы, НЕ является плательщиком эконалога за размещение отходов. Такой субъект является создателем отходов и не имеет разрешения на осуществление операций по захоронению отходов.
  • Субъект хозяйствования, который на своей территории временно хранит опасные отходы, должен:
    — обустроить специально отведенные для этого места;
    вести учет таких отходов и своевременно передавать их специальным предприятиям на основании заключенных договоров.

Бюджетная бухгалтерия, май, 2025/№ 18

0
0
0
0
0
0
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы уведомить нас об этом
Журнал «Бюджетна бухгалтерія»



Комментарии
0
Какая удача - вы можете стать первым, кто прокомментирует этот материал.
Оставить комментарий:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники PRO-доступу, «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
70
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×